РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Литература ДЛЯ ___5__КЛАССА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 5 класса. Структура школьного курса литературы в 5 классе. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса. Содержание программы учебного курса литературы для 5 класса. Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_-_literatura_2014-2015_70_chasov.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск»
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей _______________________
_______/Змановская Ю.Н./ Протокол №__6_____ от «_21__» __мая____2014 г | Согласовано Заместитель директора по УВР
_________/Сизова В.В./
« 29 » августа 2014 г | Утверждаю Директор школы
__________/ Маркова О.И./
Приказ № 151-о от « 29 » августа 2014 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Литература
ДЛЯ ___5__КЛАССА
НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Змановская Н.Н., 1 категория
2014г
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровин составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы
Ведущая проблема в 5 классе — внимание к книге. Изучение литературы как искусства слова пред полагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики
5-6 классов активно воспринимают прочитанный
текст, но недостаточно владеют техникой чтения,
поэтому на уроках важно больше времени уделять
чтению вслух, развивать и укреплять стремление
к чтению художественной литературы.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала,
репродукций к а р т и н художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия. Фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок. Постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления). Роды литературы (эпос, лирика, драма). Жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления). Литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок. Метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор. Портрет, пейзаж, литературный герой. Сюжет, композиция литературного произведения. Драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его эле- ментов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
- выявлять основную нравственную проблема тику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними;
- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рас сказ);
- пользоваться алфавитным каталогом школь ной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
- готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
- словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить пря мые авторские оценки;
- видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
- писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);
- создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы:
Введение - 1 час.
Устное народное творчество — 2 часа.
Русские народные сказки – 8 часов.
Из древнерусской литературы — 2 часа.
Из русской литературы XVIII века - 1 час.
Из русской литературы XIX века - 27 часов.
Из русской литературы XX века — 23 часа.
Из зарубежной литературы — 5 часов.
Итоговый урок - 1 час.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010.
Содержание программы
ПЯТЫЙ КЛАСС
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление). Создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Из литературы XIX века
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходство и различие черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps».
Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Аленушка»; Д.Кедрин. «Аленушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск »
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:
___________ Сизова В.В.
« 29» августа 2014 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету Литература
Класс _____5_______________________________
Учитель Змановская Надежда Николаевна
Количество часов:
всего ______70_____ часов;
в неделю _____2___ часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Змановской Надежды Николаевны, утвержденной приказом №151-о от 29 августа 2014г
Тематическое планирование уроков по литературе в 5 классе
№ | Тема урока. Основное содержание. | План | Факт |
Введение | |||
1 | Введение. Роль книги в жизни человека. Литература – искусство слова. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 03.09 | 04.09 |
Устное народное творчество | |||
2 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. | 05.09 | 06.09 |
3 | Малые жанры фольклора. Р.Р. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни | 10.09 | |
Русские народные сказки | |||
4 | Русские народные сказки. Сказка как вид народной прозы. | 12.09 | |
5 | «Царевна-лягушка» - русская народная сказка. Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. | 17.09 | |
6 | Сказка «Царевна-лягушка». Обучение пересказу. План. | 19.09 | |
7 | Пересказ эпизода из сказки «Царевна-лягушка». | 24.09 | |
8 | «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа | 26.09 | |
9 | Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Составление плана, подготовка к пересказу. Пересказ эпизодов из сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». | 27.09 | |
10 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о добре и зле». | 02.10 | |
11 | Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках». | ||
Из древнерусской литературы | |||
12 | Русское летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | 04.10 | |
13 | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. | 09.10 | |
Из литературы XVIII века | |||
14 | М. В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру...». Роды и жанры литературы. | 11.10 | |
Из литературы XIX века | |||
15 | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Жанровые особенности басни. Истоки жанра. Выразительное чтение басен. | 16.10 | |
16 | Басня Крылова «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Басни «Свинья под дубом», «Ворона и лисица». | 18.10 | |
17 | Р. р. Басни Крылова. | 23.10 | |
18 | В. А. Жуковский. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна» как литературная сказка. Герои сказки. Особенности сюжета. | 25.10 | |
19 | В. А. Жуковский. «Кубок». | 30.10 | |
20 | А. С. Пушкин. Детство. Юность. (Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта.). Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | 01.11 | |
21 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. | 13.11 | |
22 | А. С. Пушкин. Основные образы сказки. Сопоставление сказки В. А, Жуковского и А. С. Пушкина. Стихи и проза. Рифма, ритм, стопа. | 15.11 | |
Русская литературная сказка | |||
23 | «Чёрная курица» А. Погорельский. Как проявил Алёша неблагодарность. | 27.11 | |
24 | А. Погорельский. «Чёрная курица» Чудесный помощник и чудесный дар. | 29.11 | |
25 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Наизусть I часть. | 04.12 | |
26 | Анализ стихотворения М. Ю, Лермонтова «Бородино». Выразительное чтение стихотворения «Бородино» - II часть. | 06.12 | |
27 | Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. | 11.12 | |
28 | Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». | 13.12 | |
29 | Н. А. Некрасов. Стихотворения. Репродукция стихотворения «Бурлаки на Волге». Отрывок из поэмы «Мороз – красный нос». | 18.12 | |
30 | Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». | 20.12 | |
31 | И. С. Тургенев. «Большое и благородное сердце». «Муму». Образ Герасима. | 25.12 | |
32 | И. С. Тургенев. «Муму». Превосходство Герасима над челядью. | 15.01 | |
33 | Анализ эпизода «Гибель Муму». Обучение пересказу эпизода. Письменный ответ «Несчастья Герасима». | 17.01 | |
34 | И. С. Тургенев. Сочинение по рассказу «Муму». | 22.01 | |
35 | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» | 24.01 | |
36 | Л. Н. Толстой. «Жилин и Костылин» Тема дружбы в рассказе. | 29.01 | |
37 | Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Составление плана, анализ эпизода. Сочинение. | 31.01 | |
38 | А. П. Чехов. «Хирургия». О смешном в литературном произведении. Юмор. Рассказы Чехова «Лошадиная фамилия», «Хамелеон». | 05.02 | |
39 | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Лирика А. А. Фета, И. С Никитина, А. Н Плещеева, А.Н. Майкова, И. З. Сурикова, А. В. Кольцова. | 12.02 | |
Поэты XIX века о Родине и родной природе | |||
40 | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Лирика А. А. Фета, И. С Никитина, А. Н Плещеева, А.Н. Майкова, И. З. Сурикова, А. В. Кольцова. | ||
41 | Выразительное чтение стихотворений. | 14.02 | |
Из литературы XX века | |||
42 | И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. | 19.02 | |
43 | В. Г. Короленко. Слово о писателе. Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений. | 21.02 | |
44 | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев. | 26.02 | |
45 | Понятие о композиции литературного произведения. Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». Два отца: «Тыбурций и судья». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». | 28.02 | |
46 | П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. | 05.03 | |
47 | Образ Хозяйки Медной горы в сказке П. П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка. | 07.03 | |
48 | К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». | 12.03 | |
49 | Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. | 14.03 | |
50 | К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского. | 19.03 | |
51 | С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. | 21.03 | |
52 | Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака. | 02.04 | |
53 | А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира. | 04.04 | |
54 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». | 09.04 | |
55 | Черты характера героя и его поведение в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. | ||
56 | «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Понятие об автобиографическом произведении. | 11.04 | |
«Ради жизни на Земле...» | |||
57 | А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Дети и война. | 16.04 | |
58 | К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война. | 18.04 | |
Произведения о Родине и родной природе | |||
59 | С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка стихотворений. | 23.04 | |
60 | И. А. Бунин. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём. | 25.04 | |
61 | А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Дон-Аминадо. | 30.04 | |
62 | Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе. | 02.05 | |
Писатели улыбаются | |||
63 | Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Юмор в его рассказах. | О9.05 | |
64 | Ю. Ким. Рыба-кит. | 14.05 | |
Из зарубежной литературы | |||
65 | Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер. | 16.05 | |
66 | Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона. Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 21.05 | |
67 | Х. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Наши любимые сказки Х. К. Андерсена. Добро и зло в сказках Андерсена | 23.05 | |
68 | М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М. Твена. «Приключение Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев М. Твена. | 28.05 | |
69 | Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа. | 30.05 | |
Итоговый урок | |||
70 | Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения. | 30.05 |
Перечень учебно-методических пособий по литературе:
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Тематические игры и праздники по литературе: Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера. 2004.
2. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практ. методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
3. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1976.
4. Бельчиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. – М.: Высш. Школа, 1975.
5. Войтоловская Э.Л., Румянцева Э.М. Практические занятия по русской литературе ХIХ века. – М.: Просвещение, 1975.
6. Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4-5 классах. – М.: Просвещение, 1980.
7. Карасева И.В. Литература. 5 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003.
8. Коровина В.Я. Литература: 5 кл.: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2001.
9.Косых Г.А. Уроки литературы в 5-м классе: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2002.
10. Курдюмова Т.Ф., Якушин Н.И. Уроки литературы в 4 классе: Метод. руководство. – М.: Просвещение, 1973.3.
11. Кутузов А.Г. и др. Как войти в мир литературы. 5 кл.: Методическое пособие/ Под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 1998.
12. Методическое пособие по обучению сочинениям. – Волгоград: Учитель, 1992.
13. Методическое пособие по обучению сочинениям. – Волгоград: Учитель, 1996.
14. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература». – М.: Просвещение, 1976.
15. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 5 класса / Т.Ф.Курдюмова, В.Я.Коровина, Р.И.Альбеткова и др. – М.: Просвещение, 1990.
16. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя / Под ред. М.А. Снежневской. – М.: Мнемозина, 2000.
17. Русина Н.С. и др. Преподавание русской литературы в 4-5 классах: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1985.
18. Полухина В.П. Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература». 6 класс. – М.: Просвещение, 1992.
19. Практикум по методике преподавания литературы /Под ред. О.Ю.Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
20. Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя /Т.Ф.Курдюмова, И.С.Збарский, В.П.Полухина и др. – М.: Просвещение, 1985.
21. Снежневская М.А. Теория литературы в 4-6 классах средней школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс. 2014-2015 учебный год
Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образован...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса, рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ___6____КЛАССА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по литературе для 6 класса. Структура школьного курса литературы в 6 классе. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Требования к уровню подготовки учащи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ___9____КЛАССА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по литературе для 9 класса. Структура школьного курса литературы в 9 классе. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Требования к уровню подготовки учащи...
Рабочая программа по предмету "Профильный труд" 6класс на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа для 6 класса по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2014-2015 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» 6 Б класс 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по литературе для 6 класса основной общеобразовательной школы для учащихся с ОВЗ создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образован...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» 7 Б класс 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа по литературе для 7 класса основной общеобразовательной школы для учащихся с ОВЗ создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образован...