Конспект интегрированного урока информатики и русского языка для 8 класса на тему: «Новогодняя открытка»
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Интегрированный урок: русский язык и информатика

ТЕМА: “Новогодняя открытка”

(урок развития речи, компьютерное оформление новогодней открытки)

ЦЕЛИ:

Образовательные цели:

- обучение навыкам написания творческих работ с использованием компьютерных технологий; повторение пунктуационных правил.

- формировать умение работать с компьютером, открывать, копировать, вставлять рисунок, сохранять рисунок;

- закрепить умение пользоваться компьютерной графикой, рисовать на компьютере линии, многоугольники, кривые, эллипсы;

Развивающие цели:

- развитие образной, логической памяти учащихся, их речи;

- продолжить работу по развитию воображения, фантазии у детей

Воспитательные цели:

- формирование представлений о нравственных ценностях и русской культуре

- воспитание любви и  бережного отношения к традициям своего народа.

Оборудование:

Материал: компьютер, тетрадь, ручка, карандаш.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский “Времена года”.

Зрительный ряд: слайды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_integrirovannyy_urok_novogodnyaya_otkrytka.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок: русский язык и информатика

ТЕМА: “Новогодняя открытка”

(урок развития речи, компьютерное оформление новогодней открытки)

ЦЕЛИ:

Образовательные цели:

- обучение навыкам написания творческих работ с использованием компьютерных технологий; повторение пунктуационных правил.

- формировать умение работать с компьютером, открывать, копировать, вставлять рисунок, сохранять рисунок;

- закрепить умение пользоваться компьютерной графикой, рисовать на компьютере линии, многоугольники, кривые, эллипсы;

Развивающие цели:

- развитие образной, логической памяти учащихся, их речи;

- продолжить работу по развитию воображения, фантазии у детей

Воспитательные цели:

- формирование представлений о нравственных ценностях и русской культуре

- воспитание любви и  бережного отношения к традициям своего народа.

Оборудование:

Материал: компьютер, тетрадь, ручка, карандаш.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский “Времена года”.

Зрительный ряд: слайды.

Ход урока:

I Вступительное слово учителей…

Встреча Нового года – это пора удивительная, всегда волнующая, всегда радостная и простые эти слова: «С Новым годом! С Новым счастьем!» - мы произносим с особенным чувством, потому что сказать их можно только один раз в году.

Здравствуй, добрый Новый год!

Двенадцать пробило - и вот

В квартиру входит Новый год

И говорит нам: «Вот и я!

Желаю счастья вам, друзья! (З. Шур)

II Актуализация прежних знаний. Разминка.

1. Член предложения, отвечающий  на вопросы: какой, чей -

2. Сколько яиц можно съесть натощак ?

3. Хозяйка в ней хранит овощи, а компьютер сбрасывает ненужную информацию-

4. Какой болезни нет ни в одной стране ?

5. Что стоит между окном и дверью ?

6. Устройство для компьютера без хвостика и писка, называется-

7. В каком месяце человек ест меньше всего ?

8. Какой мельник бывает на мельнице без головы ?

9. Какая птица больше всего похожа на утку ?

10. На какие вопросы отвечает сказуемое?

11. Старичок с бородой, шалун пребольшой, он подарки принёс, а зовут его-

III Новый материал.  Запись в тетради числа, темы урока.

IY. Словарная работа

Открытка – специальная почтовая карточка для открытого письма

Послание – литературное произведение в форме обращения к кому-либо.

Эпистолярный – о литературных произведениях в форме письма, переписки.

С Новым годом!

(Звучит мелодия песни «В лесу родилась ёлочка»)

“В лесу родилась ёлочка”, – поём мы все вместе у новогодней ёлки, а знаете ли вы …

Y А знаете ли вы…?   (Экскурс в историю: традиции и обычаи,  сообщения ребят,)

 Люди! велено до Вас

Довести в сей час указ,

Заготовленный самой

Нашей матушкой – зимой.

Каждый год сего числа,

Как гласит указник

Людям города, села

Выходить на праздник!

Непременно все должны

Быть на празднике Зимы!

1.  Как и почему родилась эта традиция украшать именно ёлку под Новый год?

“Обычай этот сложился сравнительно недавно, хотя и имеет глубокие корни. Древние земледельцы верили, что вечно зелёные деревья могут оказать благотворное влияние на урожай, особенно развито было это поверие у германского народа. У них-то и зародился обычай приносить в дом еловые ветки, а затем и в ряде других стран (Голландии, Англии) распространился обычай ставить в доме целую ёлку, украшать её и освещать свечами”.

 2. Ребята, а знаете ли вы, какие деревья украшали раньше вместо ёлки?

-Это были вишни, специально выращенные в кадках. Но и традиция украшать ёлку тоже велика, ей свыше 2000 лет. Люди считали, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. И, развешивая на деревьях угощения – подарки, пытались задобрить этих духов. Ну, а уж вечнозелёная ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, “мировым древом”, символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Раньше вместо игрушек вешали на деревья плоды разных деревьев, например: яблоки – символ плодородия, орехи – непостижимость божественного промысла, а также яйца – символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия

3. Все ли народы встречают Новый год в одно и то же время?

- У эвенов Новый год начинается с июня – месяца солнца, воды и новой зелени – и называется Бакалдын. Все выходят на поляну и проходят обряд очищения, а затем поклоняются родовому огню, чтобы было много зверя, и чтобы олени были здоровы и быстро росли. После обрядов проходили конкурсы, соревнования, поздравления… и т д.

-Старинными обрядовыми песнями и колядками встречают Новый год жители Румынии. Человек в маске козы и наброшенной козьей шкуре (часто заменяется ворсистым одеялом) исполняет ритуальный танец козы.

-Якутский народ встречу Нового года отмечает обрядом Ысыах, который проводится в течение трёх самых долгих дней в июне.

Вы слышали, что существует остров Новогодний?  Он находится на Гаити, назван он так еще Колумбом. Его корабль "Санта-Мария" сел здесь на мель первый день далекого 1493  

-Самым большим праздником считается в Японии Новый год. Продолжается он аж 7 дней! Мужчины запускают в небо разноцветных змеев различной формы. Женщины играют в бадминтон. Новый год встречают не в полночь, а с восходом солнца.

-В Бирме наступление Нового года приходится на самое жаркое время, его приход отмечается фестивалем воды. Зрелище  презабавное: люди при встрече поливают друг друга водой из разной посуды. Но обливание водой никого не обижает, ведь этот ритуал - своего рода пожелание счастья в Новом году.

4.Когда на Руси  начали встречать Новый год 1 января?

- Нет. В России Новый год стали отмечать по указу Петра Первого с 1 января 1700 года. До XV века на Руси  год начинался 1 марта. В XV веке Новый год был перенесен на 1 сентября, а в 1699 году Петр I издал указ, которым приказал считать началом года 1 января: "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает".
(Из приказа Петра1)

YI. Выразительное чтение стихов  

Как красив декабрьский вечер,

           Он вокруг огни зажег.

           Тихо падает на плечи

           Мягкий, ласковый снежок.

           Вновь в серебряной красе

           Звезды вымылись сегодня,

           И спустились к людям все

           Ради ночи новогодней.

Самуил Маршак

Открываем календарь,
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег на крыше,
На крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.

Елочка

А.Твардовский
- Елочка, елка,
Колкая иголка,
Где ты выросла?
- В лесу.
- Что ты видела?
- Лису.
- Что в лесу?
- Морозы. Голые березы,
Волки да медведи
- Вот и все соседи.
- А у нас под Новый год-
Каждый песенку поет.

ЕЛКА

Ну и елка, просто диво,
Как нарядна, как красива.
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие блестят.
И качаются игрушки -
Флаги, звездочки, хлопушки.
Вот огни зажглись на ней,
Сколько крошечных огней!
И, верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая звезда. (Е.Благинина)

Опять зима

В. Донникова
Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шел ночью снег густой и белый,
От снега в комнате светло.
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встает.
Как каждый день, полней и лучше,
Полней и лучше новый год...

Е.Благинина
Вот она, елочка наша, 
Вот она, елочка наша,
В блеске лучистых огней!
Кажется всех она краше,
Всех зеленей и пышней.
В зелени прячется сказка:
Белая лебедь плывет,
Зайчик скользит на салазках,
Белка орехи грызет.
Вот она, елочка наша,
В блеске лучистых огней!
Все мы от радости пляшем
В день новогодний под ней

Что такое Новый год? 
Это все наоборот:
Елки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,
Зайцы рядом с волком
На колючей елке!
Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой,
Блещет что есть мочи,
Никого не мочит.
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.
(Е.Михайлова)

YII. Новогодний тест

Открываем календарь

Самуил Маршак

Открываем календарь,
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег на крыше,
На крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом

Отвечаем на вопросы теста

1.Текст первого стихотворения представляет собой

а) диалог

б) монолог?

2.Выделенное предложение является

а) ССП

б) БСП

в) СПП

1

2

3

4

5

6

7

8

Елочка

А.Твардовский
- Ёлочка, ёлка,
Колкая иголка,
Где ты выросла?
 
- В лесу.
- Что ты видела?
- Лису.
- Что в лесу?
- Морозы. Голые березы,
Волки да медведи
- Вот и все соседи.
- А у нас под Новый год-
Каждый песенку поет.

3. Текст данного стихотворения представляет собой

а) диалог

б) монолог

4.Чем осложнено выделенное предложение

а) однородными членами

б) обращением

в) вводным словом

5. Сколько букв и звуков в слове «ёлочка»

а) 6 букв, 6 звуков

б) 7 букв, 6 звуков

в) 6 букв, 7 звуков

ЕЛКА

Е.Благинина

Ну и елка, просто диво!
Как нарядна, как красива!
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие блестят.
И качаются игрушки:
Флаги, звездочки, хлопушки.
 
Вот огни зажглись на ней,
Сколько крошечных огней!
И, верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая звезда.

6.Однородные члены в выделенном предложении

а) сказуемые

б) подлежащие

в) дополнения  

г) определения

д) обстоятельства

7.Какую роль играют восклицательные предложения в тексте?

а) разбивают текст на части

б) передают настроение

8.С какой темой будет связан урок?

а) философской

б) новогодней

в) сатирической

г) темой природы

YIII. Организация работы в группах

 Список 5А класса по группам

Группа №1

  1. Иванова Алёна
  2. Якшов Владимир
  3. Миронов Дима
  4. Арутюнян Марина

Группа №2

  1. Борошнов Даниил
  2. Киселёва Яна
  3. Зуева Света
  4. Кукушкин Иван

Группа №3

  1. Галушко Алексей
  2. Абдрахманова Регина
  3. Анцифирова Катя  
  4. Ярцев Александр

Группа №4

  1. Искандаров Тимур
  2. Мошкина Аня
  3. Кошутин Марк
  4. Штыркова Д аша

Группа №5

1.  Филипова Саша

  1. Комаров Владимир
  2. Волков Вадим
  3. Абакумова Катя

Группа № 6

  1. Сиволапов Алексей
  2. Клюева Даша
  3. Бондарев Витя
  4. Софиева Карина

Жюри

  1. Чеснокова Алёна
  2. Сурков Георгий
  3. Суркова Марина

  1. Макаров Сергей
  2. Коваль Виолетта
  3. Бузыцков Дима

IX.Дальнейшее формирование новых знаний, умений, навыков (учитель информатики)

Чтобы нарисовать объёмную фигуру, что мы должны знать?

– При изображении объёмной фигуры мы должны показать тень, блик, рефлекс, полутень.

– Чтобы вставить узор в наш рисунок, нужно открыть в строке МЕНЮ – ПРАВКА – ВСТАВИТЬ ИЗ ФАЙЛА – МОИ ДОКУМЕНТЫ – выбрать рисунок, который вы хотите вставить, – ОТКРЫТЬ.

– Если рисунок вам не понравился, выделите его и удалите (Delete).

– Можно вставить готовые рисунки, в строке МЕНЮ выбираем ПРАВКА – ВСТАВИТЬ РИСУНОК – выбираем рисунок, нужный нам, – ОТКРЫТЬ.

Если рисунок вам не понравился, точно так же удаляем, как и в предыдущем случае.

– Открываем программу. Пуск – Программы – Стандартные- Paint.

Молодцы! Начинаем работать.

Самостоятельная работа ребят.

(Чтобы поднять настроение, звучат новогодние мелодии). Учитель помогает в работе, собирает готовые рисунки в программу Power Point.

X. Работа над текстом поздравлений.  Этикет. Примеры обращений разных лет.

  1. Катеринушка, друг мой сердечнинькой, здравствуй!» (Из письма Петра1 жене)
  2. «Любезнейшая племянница наша…» (Пётр1  дочери своего брата. 1698г)
  3. «Милостивый государь дедушка и милостивая государыня бабушка, мы давно уже не имели удовольствия получать от вас известия. …» (Из письма Е.А. Радищевой. 1802г.)
  4. «Дорогая и чудесная тётенька!»(Из письма Л.Н.Толстого,1855. Севастополь)
  5. «Милая голубушка матушка! Крепко тебя обнимаю и целую, мою старенькую приятель –ницу,… Крепко жму твою руку и обнимаю тебя.   Коля». (Н.Островский –матери. 1931)

XI. Смена групп  (за компьютером пишут поздравительный текст, используя обращения)

-за партами - поздравление с использованием шрифта глаголицы


XII
. Новогодняя викторина

1.Всегда ли новый год начинался с 1-го января?

Когда, как и кто впервые отметил Новый год с 1-го января?

Когда и кто издал указ о праздновании Нового года с 1-го января?

Как празднуется Новый год в других странах?

Назовите братьев Деда Мороза из других стран.

Почему в Новый год наряжается ёлка?

Везде ли новогодним деревом считается ёлка?

Кто написал музыку и стихи известной песни «В лесу родилась ёлочка»?

Кто первыми в нашей стране начинают встречать Новый год?

Какие виды календарей используются  различными народами на Земле?

С чем были связаны название месяцев у древних славян и их названия?

С чем связаны названия  месяцев: июль, август?

Почему дни названы понедельник, вторник,среда… и т. д.?

XIII Новогодняя викторина (Ответы)

1. В Древнем Риме и на Руси-1го марта, 1сентября)

2. В 45г. до н.э. Юлий Цезарь, реформировал календарь

3. Пётр1, с 1-го января1870

4. В Японии встречают восход солнца, а Бирме обливают водой, в Италии выбрасывают старые вещи

5. Санта-Клаус в Америке, Папа Паскуале в Колумбии, Баббо Натале в Италии..

6. Отгоняет злых духов, и по указу Петра. В Молдавии -ветвь яблони, в Индии- гирлянды цветов, во Вьетнаме- персиков.дерево

7.Сл. Кудашева Л.С., муз. Леонид Бекман

8. Григорианский, лунный, лунно-солнечный

9.С явленичми природы; сечень – январь, лютый-февраль, березол-март, цветень-апрель, травень-май, червень- июнь, липец(июль), серпень-август- идёт жатва, вересень-сентябрь, листопад –октябрь, трудень-ноябрь студень-декабрь

10.С именами римских правителей: Юлия Цезаря и Августа

11.Первый после «недели»-понедельник, второй от «недели»… суббота-евр.- день покоя

XIY.Рефлексия 

Настроение измерь по градуснику!

  • превосходное
  • хорошее
  • посредственное
  • ниже того
  • очень плохое


XY.Итоги урока.

Презентация.  Учитель показывает работы детей в программе Power Point.

Идёт коллективная оценка работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОСТРОЕНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА»

Цель урока- формировать навыки редактирования текста, используя знания по информатике и русскому языку;ознакомить обучающихся с практическим применением знаний и умений редактирования текста,научиться...

Интегрированный урок информатики и русского языка в 5 классе "Построение и редактирование текста"

Интегрированный урок информатики и русского языка в 5 классе "Построение и редактирование текста"...

Интегрированный урок информатики и русского языка в 10 классе

Данная работа представлена по гуманитарному и естественно-научному направлению. Тема: «Обобщение и повторение правописания слов с орфограммами в приставках», «Интернет. Поиск данных в Интернете», «Тек...

Конспект интегрированного урока информатики и литературы для 8 класса на тему: "Необычное поздравление (акростих)"

Интегрированный урок - информатика и литература Тема:  НЕОБЫЧНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ (АКРОСТИХ)ЦЕЛИ:Образовательные: - познакомить учащихся с жанром акростиха-продолжить обучение навыкам написания творч...

Презентация к интегрированному уроку информатики и русского языка для 8 класса на тему: «Новогодняя открытка»

Презентация к интегрированному  уроку информатики и русского языка для 8 класса на тему: «Новогодняя открытка»...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ПРОЦЕССОРА MS OFFICE WORD ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ ТЕМЫ «МОРФЕМИКА И ОРФОГРАФИЯ»

Тип: интегрированный урок, урок с применением ИКТ.Форма проведения: урок  обобщения и закрепления знаний.В  системе  уроков по данной теме  – это  заключительный  урок пе...

Конспект интегрированного урока информатики и русского языка "Применение текстового редактора при изучении второстепенных членов предложения" в 8 классе.

Цели урока по русскому языку: закрепить признаки второстепенных членов предложения, отработать навык синтаксического разбора предложения, способствовать развитию творческих способностей учащихся, разв...