Конспект интегрированного урока информатики и литературы для 8 класса на тему: "Необычное поздравление (акростих)"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Интегрированный урок - информатика и литература

Тема:  НЕОБЫЧНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ (АКРОСТИХ)

ЦЕЛИ:

Образовательные:

- познакомить учащихся с жанром акростиха

-продолжить обучение навыкам написания творческих работ с использованием  компьютерных технологий (работа  с текстом)

Развивающие цели:

- развитие образной, логической памяти учащихся, их речи;

- продолжить работу по развитию воображения, фантазии у детей

Воспитательные цели:

- формирование коммуникативных качеств личности в здоровьесберегающей среде

- формирование представлений о нравственных ценностях и русской культуре

Оборудование:

Материал: компьютер, тетрадь, ручка, карандаш.

Зрительный ряд: слайды 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok._5kl._akrostih.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок - информатика и литература

Тема:  НЕОБЫЧНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ (АКРОСТИХ)

ЦЕЛИ:

Образовательные:

- познакомить учащихся с жанром акростиха

-продолжить обучение навыкам написания творческих работ с использованием  компьютерных технологий (работа  с текстом)

Развивающие цели:

- развитие образной, логической памяти учащихся, их речи;

- продолжить работу по развитию воображения, фантазии у детей

Воспитательные цели:

- формирование коммуникативных качеств личности в здоровьесберегающей среде

- формирование представлений о нравственных ценностях и русской культуре

Оборудование:

Материал: компьютер, тетрадь, ручка, карандаш.

Зрительный ряд: слайды

Ход урока (фрагмент)

I. Учитель русского языка. Вступительная беседа.

-Ребята, как вы думаете, легко ли быть поэтом? (Ответы учащихся).

-Что нужно знать, чтобы написать стихотворение? (Ответы учащихся: рифму, жанр, ритм ).

-“Красный складъ, рифма»,- говорил В.Даль. Легко ли подобрать рифму к слову? (ответы)

-Давайте послушаем, как это делал Незнайка в романе-сказке "Приключения Незнайки и его друзей" Николая Николаевича Носова.

Материал для справки. (Н.Н. Носов (10 (23) ноября 1908, Киев - 26 июля 1976, Москва) - русский прозаик, драматург. Родился в Киеве в семье актёра-эстрадника. В 1927-1929 учился в Киевском художественном институте, откуда перевёлся в Московский институт кинематографии, окончил в 1932).      

II Инсценирование отрывка из повести Н. Носова «Незнайка».

“ — Рифма — это когда два слова оканчиваются одинаково, — объяснил Цветик. — Например: утка — шутка, коржик — моржик. Понял?

— Понял.

— Ну, скажи рифму на слово «палка».

— Селёдка, — ответил Незнайка.

— Какая же это рифма: палка — селёдка? Никакой рифмы нет в этих словах.

— Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

— Этого мало, — сказал Цветик. — Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка — галка, печка — свечка, книжка — шишка.

— Понял, понял! — закричал Незнайка. — Палка — галка, печка — свечка, книжка — шишка! Вот здорово! Ха-ха-ха!

— Ну, придумай рифму на слово «пакля», — сказал Цветик.

— Шмакля, — ответил Незнайка.

— Какая шмакля? — удивился Цветик. <...>

— Ну, тогда рвакля.

— Что это за рвакля такая? — снова удивился Цветик.

— Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, — объяснил Незнайка.

— Врёшь ты всё, — сказал Цветик, — такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.*” (Носов)

III. Попробуем теперь мы поиграть в рифмы (учитель предлагает слова, ребята подбирают рифму. Аукает-баюкает, сосна – со сна, привет-ответ, красный – ясный и т. д.)

(Беседа, инсценировка и игра в рифмы используются для создания мотивации на уроке)

IY. Новый материал. Для того,  чтобы писать стихи, мало знать рифму. Надо знать  и жанры стихотворений. Сегодня мы познакомимся с акростихом.

АКРОСТИХ — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово или фразу, например:

Лазурный день
Угас, угас. 

Ночная тень,
Ах, скрыла нас. (ЛУНА)

Акростих пишется обычно в стихах с посвящением (начальные буквы строк и составляют имя того, к кому обращено стихотворение) и в стихотворных загадках (начальные буквы дают разгадку).

Y. Угадайте, чьи имена зашифрованы в следующих стихах?

Ангел лег у края небосклона,

Наклоняясь, удивлялся безднам.

Новый мир был темным и беззвездным.

Ад молчал. Не слышалось ни стона.

Алой крови робкое биенье,

Хрупких рук испуг и содроганье,

Миру снов досталось в обладанье

Ангела святое отраженье.

Тесно в мире! Пусть живет, мечтая

О любви, о грусти и о тени,

В сумраке предвечном открывая

Азбуку своих же откровений. (Н. Гумилёв)

А в этих?

Лето  на  исходе, близок  вечер,

Арбалет  амура  не  взведен,

Райское  цветенье  сердце  лечит,

Изумляя  придорожный  клен.

Стало  быть, лишь  ты  тому  причина-

Алый  след  на  шелке  голубом,

Яблока  другая  половина,

Шепот  рифм  не  вписанных  в  альбом...

Изумрудным  светом  опален,

На  песках  страстей  необратимых

Ангел  грусти  стал  мне  побратимом... (Ящин Игорь)

Лепестки  ромашки  растеряли,

Астры  честь  свою  не  сберегли,

Розы  горделивые  сияли,

Истомились, а  затем  слегли.

Сладок запах  месяца июня,

Аромат  полынный  сочных  трав,

Яркий  свет - лишь  птица  звезды  клюнет,

Шторм  небес  безумием  поправ...

И  цветы, и  запахи  раздав

Не искупит  сердце  сладкой  боли,

А  любовь - лишь  сказка  и  не  боле.

(Ящин Игорь)

YI. Творческое задание (в парах): написать акростихи, посвящённые сказочным героям (волку, зайцу, лисе и т. д.).

Пары

Сказочный герой

1.Шабанов Азат, ПоповаСвета

Заяц

2.Черников Вадим, БариноваТаня

Волк

3.Конобейцев Данил, Тюгашкина Вика

Лиса

4.Подопригора Кирилл, Шепелева

Ёжик

5. Воробьёв Валера, Галкина Настя

Осёл

6.Сутулов Андрей, Ковалёва Анжела

Ишак

7.Спиридонова Ульяна, Плетнёва Даша

Пони

8. Султанова Диляра, Тулаева Влада

Коза

9.Степанов Глеб, Джонич Стефан

Муха

YII Урок дальше ведёт учитель информатики (работа с текстом).

(Написание творческих работ с использованием  компьютерных технологий)

Повторение.

  1. Какие правила нужно соблюдать при наборе (вводе)  текста?
  1. там, где это нужно, использовать прописные буквы
  2. Все знаки препинания ставятся сразу за последней буквой слова, после любого знака препинания нажимаем клавишу ПРОБЕЛ.
  3. Ошибку, допущенную  при вводе текста можно исправить с помощью клавиши DELET или BACKSPACE.
  4. При наборе текста на компьютере вам нужно следить за концом стрелки: как только он будет достигнут, курсор автоматически перейдёт на начало следующей строки.
  5. Для того чтобы  перейти к вводу нового абзаца (или строки стихотворения ), нажмите клавишу ENTER

YIII. Презентация  акростихов. Работы детей.

№1. Заяц

Зайчик, зайчик, мой зайчишка,

Акробатик маленький,

Я люблю тебя, сынишка,

Цирковой мой паинька. (От папеньки)

№2. Волк.

Все его боятся, льстят.

Он сердит, как папочка.

Ловко  проглотил козлят

Как-то раз у мамочки!

№3Лиса

Лиса красивая бежала

Испугалась ежика

Соскочила она с пня,

А ежа уж нет, как дня.

№4 Ёжик

Ёлка осенью в лесу стоит.

Жук под ней большой бежит.

И груздь под нею спрятан,

Какой хороший гриб!

№5. Осёл

Он глупцом большим слывёт,

Сам себе он нравится!

Ёлки, палки, дров везёт,

Любит поупрямиться!

№ 6 Ишак.

Ишонок, Ишонок!

Шалишь ты весь день.

А дома спросонок

Кричишь ты весь день!

№7. Пони.

Поздравляем госпожу с днём рожденья!

Отличного Вам настроенья!

Никогда не болейте

И только добрейте!

№8. Коза.

Козочка, козунья

Отвари нам дверь

Занесли мы в домик,

Акварель и ель

      №9 Муха.

     Малый, ты большой проказник,

     У тебя сегодня праздник.

     Хоть сидишь ты на варенье,

     А прими-ка поздравленье!

IX. Подведение итогов

X.   Домашнее задание.  Написать акростих – поздравление (другу, подруге…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: информатика и литература Тема урока: «Образ главного героя Мцыри и средства его создания»

Создание образа главного героя поэмы Лермонтова "Мцыри" средствами литературы и информационной технологии....

Презентация к интегрированному уроку информатики-астрономии-литературы "Знаки зодиака" - 2009 г.

Интегрированный урок информатики-астрономии-литературе "Знаки зодиака" для проводения в 9-11 классах.В ходе урока рассматривались знаки зодиака, определяющие их созвездия, а также литературные деятели...

Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Интегрированный урок - информатика и литература для 8 класса на тему "Необычное поздравление (акростих)"

ЦЕЛИ:Образовательные: - познакомить учащихся с жанром акростиха-продолжить обучение навыкам написания творческих работ с использованием  компьютерных технологий (работа  с текстом)Развивающи...

Конспект интегрированного урока информатики и русского языка для 8 класса на тему: «Новогодняя открытка»

Интегрированный урок: русский язык и информатикаТЕМА: “Новогодняя открытка”(урок развития речи, компьютерное оформление новогодней открытки)ЦЕЛИ:Образовательные цели: - обучение навыкам написания твор...

Конспект интегрированного урока физика и литература 9 класс

Тема: Татьяна Ларина в системе образов романа «Евгений Онегин». Импульс тела, - закон сохранения импульса.Цель:1. Определить, как на формирование характера  и  мировоззрения Тать...

Конспект интегрированного урока информатики и русского языка "Применение текстового редактора при изучении второстепенных членов предложения" в 8 классе.

Цели урока по русскому языку: закрепить признаки второстепенных членов предложения, отработать навык синтаксического разбора предложения, способствовать развитию творческих способностей учащихся, разв...