Урок по теме "Табличные информационные модели"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) по теме
Разработка урока по теме `Табличные информационные модели` включает в себя конспект, презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_10_klasstablichnye_informatsionnye_modeli.rar | 77.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: информатика и ИКТ
Класс: 10
Учитель: Серебрякова М.В.
Тема: Табличные информационные модели
Тип урока: введение нового материала
Задачи:
Образовательная – сформировать представление у учащихся о понятии табличных информационных моделях, научить учащихся составлять табличные информационные структуры;
Воспитательная – воспитание интереса к составлению и использованию табличных информационных моделей, информационной культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивости;
Развивающая – развитие логического мышления, познавательного интереса.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- компьютер
- конспект
- презентация
- мультимедийный проектор
- рабочие тетради
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
-структуры информационных моделей;
-структуру и типы таблиц.
Учащиеся должны уметь:
- строить различные по типу таблицы.
Программно-дидактическое обеспечение урока: презентация, кроссворд.
План урока
- Организационный момент и актуализация знаний (3 минут).
- Изучение нового материала (22 минут).
- Закрепление (12 минут).
- Итог урока (5 минут).
- Домашнее задание (3 минуты).
Ход урока
I. Организационный момент
1. Здравствуйте, ребята! Наш урок сегодня будет посвящен изучению новой темы, название которой вы узнаете, разгадав ребус. (Приложение 1)
Разгадывание ребуса.(Таблица)
Молодцы! Итак, тема нашего урока «Табличные информационные модели». Сегодня мы с вами:
-познакомимся со структурой и типами информационных табличных моделей;
-научимся строить таблицы по определенным типам.
II. Изложение нового материала. Использовать презентацию «Моделирование табличных информационных моделей» (ребята сами выводят тему урока)
Одной из наиболее часто встречающихся структур информационных моделей является таблица.
С помощью таблиц строятся информационные модели в различных предметных областях. Широко известно представление математических функций, статистических данных, расписаний поездов, самолетов и уроков и т.д.
1. Основные понятия таблицы
Таблица — универсальное средство представления информации. В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов.
Объект — это то, о чем идет речь.
Класс объектов — множество объектов, объединенных какими-то общими свойствами.
Свойства — характеристики, признаки объекта.
У каждого свойства есть название и значение.
В качестве примера рассмотрим таблицу 1. Домашняя библиотека
Номер | Автор | Название | Год | Полка |
0001 | Беляев А.Р. | Человек-амфибия | 1987 | б |
0002 | Кервуд Д. | Бродяги севера | 1991 | 7 |
0003 | Тургенев И. С. | Повести и рассказы | 1982 | 1 |
0004 | Олеша Ю.К. | Избранное | 1987 | 5 |
0005 | Беляев А.Р. | Звезда КЭЦ | 1990 | 5 |
0006 | Тынянов Ю.Н. | Кюхля | 1979 | 1 |
0007 | Толстой Л.Н. | Повести и рассказы | 1986 | 1 |
0008 | Беляев А.Р. | Избранное | 1994 | 7 |
При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя.
Какую информацию вы бы включили в данную табличную информационную модель? ( Например, кроме тех сведений о книгах, которые включены в таблицу 1, существуют и другие: издательство, количество страниц, стоимость.)
Таблица 1 — это информационная модель книжного фонда домашней библиотеки.
Таблица может отражать некоторый процесс, происходящий во времени (табл. 2).
Таблица 2. Погода
День | Осадки | Температура (градусы С) | Давление (мм |)т. ст.) | Влажность (проценты) |
15.03.07 | Снег | -3,5 | 746 | 67 |
16.03.07 | Без осадков | 0 | 750 | 62 |
17.03.07 | Туман | 1,0 | 740 | 100 |
18.03.07 | Дождь | 3,4 | 745 | 96 |
19.03.07 | Без осадков | 5,2 | 760 | 87 |
Показания снимались в течение пяти дней в одно и то же время суток. Глядя на таблицу, легко сравнить разные дни по температуре, влажности и пр. Данную таблицу можно рассматривать как информационную модель процесса изменения состояния погоды.
Правила, согласно которым данные, заключенные в тексте, можно преобразовать в табличную форму.
1.выделить в тексте объекты, названия свойств объектов и их значения;
2.определить тип таблицы;
3.перенести в не информацию из текста.
Остановимся на типах таблиц.
Таблицы 1 и 2 относятся к наиболее часто используемому типу таблиц. Их будем называть таблицами типа «объект-свойство». В одной строке такой таблицы содержится информация об одном объекте (книга в библиотеке или состояние погоды в 12-00 в данный день). Столбцы — отдельные характеристики (свойства) объектов. Конечно, строки и столбцы в таблицах 1 и 2 можно поменять местами, повернуть их на 900. Иногда так и делают. Тогда строки будут соответствовать свойствам, а столбцы — объектам. Но чаще всего таблицы строят так, что строк в них больше, чем столбцов. Как правило, объектов больше, чем свойств.
Порядок построения таблиц «объект – свойства»
- Выделить объекты и свойства.
- Назвать класс объектов.
- Вписать названия объектов и их свойства.
- Вписать значения свойств.
Укажем вышеприведенные понятия, дли таблицы «Домашняя библиотека».
1. В таблице идет речь о классе объектов — о книгах домашней библиотеки.
2. Свойства — автор, название, год издания, жанр.
3. Значении свойств:
- автор: А. Беляев, А. Пушкин,
- название: «Человек-амфибия*, поэмы,
- год издания: 1990, 1985
- жанр: фантастика, сказка
Таблицы типа «объект—объект»
Другим распространенным типом таблиц являются таблицы, отражающие взаимосвязи между разными объектами. Назовем их таблицами типа «объект-объект». Вот понятный каждому школьнику пример таблицы успеваемости (табл. 3). Таблица 3. Успеваемость
Ученик | Русский | Алгебра | Химия | Физика | История | Музыка |
Аликин Петр | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 |
Ботов Иван | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 |
Волков Илья | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Галкина Нина | 4 | 4 | 5 | 2 | 4 | 4 |
Строки относятся к ученикам — это первый вид объектов; столбцы — к школьным предметам — второй вид объектов. В каждой клетке на пересечении строки и столбца — оценка, полученная данным учеником по данному предмету. Таблица 3 содержит количественные характеристики успеваемости учеников по предметам, выраженные оценками пятибалльной системы.
Двоичные матрицы
В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной матрицей. Числовая часть таблицы представляет собой двоичную матрицу. Таблица 4 содержит двоичную матрицу.
Факультативы | |||
Ученик | Геология | Цветоводство | Танцы |
Русанов А | 1 | 0 | 1 |
Семенов К | 1 | 1 | 0 |
Зотова А | 0 | 1 | 1 |
Шляпина М | 0 | 0 | 1 |
В ней приведены сведения о посещении четырьмя учениками трех факультативов. Вам уже должно быть понятно, что единица обозначает посещение, ноль — непосещение. Из этой таблицы следует, например, что Русанов А посещает геологию и танцы, Семенов К — геологию и цветоводство и т. д.
В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами (есть дорога — нет дороги; посещает — не посещает и т. п.).
Порядок построения таблиц ОО:
- Выделить объекты и свойства.
- Назвать класс первых и вторых объектов.
- Вписать название первых и вторых объектов.
- Вписать значения свойств в ячейки.
Класс первых объектов — ученики.
Класс вторых объектов — предмет.
Первые объекты - Иванов Петя, Петров Андрей, Сидоров Ваня, Андреев Коля.
Вторые объекты — русский язык, литература, математика.
Свойства — оценки.
Таблицы типа «объект - свойства - объект»
В таблицах данного типа рассматриваются пары объектов (то есть свойства характеризуют не один объект, а сразу два). Есть свойства, которые относятся только к одному объекту в паре и нет свойств, которые относятся только к другому объекту в паре.
Таблица 5. Результаты соревнований по физкультуре
Ученик | Рост (см) | Вес (кг) | Упражнение | |||
Прыжок в длину | Отжимание от пола | |||||
Результат (м) | Баллы | Результат (м) | Баллы | |||
Иванов И | 175 | 65 | 5,7 | 10 | 23 | 10 |
Петров К | 155 | 63 | 3,2 | 5 | 12 | 8 |
Сидоров Е | 160 | 59 | 4,6 | 7 | 5 | 3 |
Таблица ОСО не может быть «перевернута набок». Те объекты, для которых указаны одиночные свойства обязательно должны находится в боковине.
III. Закрепление изученного материала. Выполнение практической работы №1. (Приложение 2)
IV. Подведение итогов
Учитель: Подведем итоги изученного. Ученики по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
Детям выставляются отметки за урок с комментариями.
VI. Домашнее задание
1. Постройте таблицу типа «объекты—свойства - объекты»
2. Выучить основные понятия темы, используя рабочую тетрадь.
3*. Решите логическую задачу с помощью таблицы.
Жили три молодых человека - Андрей, Бронислав и Борис. Один из них - аптекарь, другой — бухгалтер, третий — агроном. Один живет в Бобруйске, другой - в Архангельске, третий — и Белгороде. Требуется выяснить, кто где, живет и у кого какая профессия. Известно лишь, что:
1) Борис бывает в Бобруйске лишь наездами и то весьма редко, хотя все его родственники живут в этом городе.
2)У двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена.
3) Жена аптекаря приходится Борису младшей сестрой.
Приложение 1
Приложение 2
Практическая работа №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок теме «Табличные информационные модели».
Урок позволяет обобщить полученные по данной теме знания и показать возможность их применения на практике, актуализировать необходимость изучения этой темы в школьном курсе.Групповая работа на у...
план-конспект урока по теме "Информационные модели"
определение информационной модели, развить и уточнить представления учащихся об информационных моделях....
Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.
Презентация.Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели....
Словесные информационные модели. Математические модели. Создаем многоуровневые списки
Второй урок по теме "Знаковые информационные модели" . Презентация и многоуровневые списки использована Л.Л. Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...
Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели
Первый урок по теме "Знаковые модели". УМК Л.Л.Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...
Конспект урока по теме "Понятие модели. Графические информационные модели".
Тема урока: Понятие модели. Графические информационные модели.Цель урока: сформировать у учащихся понятие «Модель», «графическая модель», рассмотреть виды графических моделей, научить строить геометри...
Конспект урока по теме информационные модели
Урок по информатике для 7 класса...