план-конспект урока по теме "Информационные модели"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме
определение информационной модели, развить и уточнить представления учащихся об информационных моделях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_teme_informatsionnye_modeli.doc | 547.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме
«Информационные модели»
Класс: 7
Предмет: Информатика и ИКТ
Учитель информатики и математики
Лещенко Вера Степановна
Урок по теме «Информационные модели» является вторым в разделе «Информационное моделирование», на изучение которого в 7 классе отводится 20 часов ( 1ч в неделю, 35 часов в год). Поэтому во время урока отрабатываются такие понятия как модель, моделирование, натурная и информационная модель, рассматривается применение различных моделей в предметных областях, проводится классификация информационных моделей.
Список источников информации, использованных при разработке урока:
- Л.Босова, «Информатика и ИКТ» (5-7 классы), БИНОМ, Лаборатория знаний, Москва, 2010г.
- Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, «Методическое пособие 5-7, Информатика и ИКТ», Бином, Лаборатория знаний, Москва, 2010г.
- CD-ROM, Бином, Лаборатория знаний, Москва, 2010г.
- Материалы сайта http://school-collection.edu.ru
- Л.Л.Босова, учебник «Информатика 7», Рабочая тетрадь, Бином, Лаборатория знаний, Москва, 2010г.
Цель урока:
ввести определение информационной модели, развить и уточнить представления учащихся об информационных моделях.
Задачи урока:
Образовательные –
- Формирование представлений учащихся о моделях и моделировании;
- Знакомство с классификацией информационных моделей по способу представления;
- Развитие практических умений и навыков создания информационных моделей различных видов.
Развивающие –
- формирование интереса к предмету, повышение мотивации учащихся путём использования межпредметных связей и регионального компонента на уроке;
- развитие коммуникативности, навыков фронтальной, индивидуальной и самостоятельной работы;
- развитие логического и алгоритмического мышления, расширение кругозора учащихся.
Воспитательные:
- воспитание творческого подхода к выполняемой работе, культуры общения, усидчивости, способности к самоорганизации.
Тип урока изучение нового материала
Методы обучения: словесные, наглядные, фронтальная и индивидуальная работа, проектный метод.
Межпредметные связи: информатика, математика, физика
Оборудование урока
ПК, медиапроектор, экран
ЦОР: «Информационные модели» http://www.Lbz.ru binom@Lbz.ru
http://files.school-collection.edu.ru/
Учебная таблица «Представление информации», Рабочие тетради, раздаточный материал для проведения самостоятельной работы, принадлежности для выполнения проекта по созданию предметных и информационных моделей, заготовки для проведения практической работы.
План урока:
I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока – 1мин.
II. Актуализация и проверка усвоения материала прошлого урока – 7 мин
III. Изучение нового материала -15 мин
IV. Проектная и практическая деятельность учащихся -17 мин
V. Физкультминутка -1мин
VI. Рефлексия -2 мин
VII. Домашнее задание - 2 мин
Технологическая карта урока
Вид деятельности | Задачи | Вид деятельности со средствами ИКТ | Формы и виды деятельности учащихся | Формы и виды деятельности учителя |
Организационный момент | Подготовить учащихся к учебной деятельности | Проверка наличия принадлежностей, необходимых для работы на уроке | Приветствие, обеспечение готовности учащихся класса к работе на уроке, объявление темы, целей и задач урока. Создание рабочей атмосферы. | |
Актуализация знаний и проверка усвоения материала прошлого урока | Повторение ранее изученного материала, необходимого при изучении новой темы, создание мотивации к изучению нового материала. Контроль знаний по материалу прошлого урока. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d3f971ba-ac57-437b-a1ab-4574e0b82ce2/9_56.pps http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/644fda5c-fa87-0742-5447-ca1c13f52ec6/00144676669092274.htm | Устная работа, выполнение самостоятельной работы: заполнение таблиц | Фронтальная работа с классом с использованием ЦОР, визуальная проверка дом.задания №4 Рабочая тетрадь, |
Изучение нового материала | Расширить представления учащихся об информационных моделях | ЦОР «Информационные модели» (БИНОМ, Лаборатория знаний) Учебная таблица «Представление информации» | Схема классификации информационных моделей заполняется в рабочих тетрадях: № 11 стр.44 | Создание проблемной ситуации: какие виды информационных моделей существуют? |
Первичное осмысление и закрепление изученного материала | Проверить умение учащихся различать информационные модели по виду и создавать различные информационные модели для реальной ситуации. | Проектная деятельность – построение натурных и информационных моделей. Работа в парах. | Использование интеграции информатика - математика - физика, повышение мотивации учащихся при выполнении проекта. Организация проблемно-поисковой работы в парах. Проверка выполнения задания, выяснение проблем, с которыми столкнулись учащиеся, обсуждение результатов проектной деятельности. | |
Практическая работа | Развитие навыков создания таблиц, копирования и вставки объекта в таблицу. | Работа за компьютером. Построение таблиц в MSWORD Использование заготовок | Работа в парах и индивидуальная работа, консультации учителя, самоконтроль | Проверка усвоения нового материала в ходе выполнения практической работы. Корректировка деятельности учащихся. |
Физкультминутка | Профилактика заболеваний глаз, опорно-двигательной системы при работе за компьютером | Выполнение упражнений, проведение физкультминутки - дежурный | Организация физкультурной минутки | |
Рефлексия и подведение итогов урока | Повторить введенные на уроке понятия | Слайд №1 из ЦОР «Информационные модели» | Отвечают на вопросы по изученному материалу | Обобщение знаний, подведение итогов работы |
Домашнее задание | Обеспечить понимание выполнения домашнего задания. | §2.2, задание №3 – учебник. Индивидуальные задания: Рабочая тетрадь, №13 для хорошо успевающих учащихся | Запись домашнего задания на доске; проследить, чтобы задание было записано в дневники. Дать пояснения к выполнению домашнего задания. |
ХОД УРОКА
I Организационный момент.
1. Приветствие
2. Проверка готовности к работе на уроке
3. Вместе с учащимися вспомнить, что изучалось на прошлом уроке и объявить, чем предстоит заняться на сегодняшнем уроке.
II Проверка домашнего задания и актуализация знаний учащихся:
1.Фронтальная работа с классом:
а) Что такое модель?;
б) Какие виды моделей Вы знаете? (натурные и информационные);
в) Ребята, я называю реальный объект - человек; учащиеся первого ряда называют возможные натурные модели, а второго ряда – информационные модели.
Проверка или дополнение ответов учащихся: таблица «Моделирование натурное и информационное» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d3f971ba-ac57-437b-a1ab-4574e0b82ce2/9_56.pps#256)
г) Визуальная проверка домашнего задания - № 4 из Рабочей тетради, (причины создания моделей). Назовите причины создания следующих моделей:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/644fda5c-fa87-0742-5447-ca1c13f52ec6/00144676669092274.htm
(Рассматриваются интерактивные модели различных агрегатных состояний воды. Причина создания моделей: малые размеры, невозможность зафиксировать характер связей и скорость движения в реальном процессе. Из темы «Агрегатные состояния вещества», физика 7).
http://somit.ru/now_lab/virtualka23.htm (Рассматривается модель силы стихии. Попросить ребят ответить на вопрос: Какую природную стихию имитирует эта модель? Причина создания модели?)
2.Самостоятельная работа: учащимся предлагается заполнить (раздаточный материал) деформированную таблицу:
ВАРИАНТ I
Реальный объект | Натурная модель | Информационная модель |
Карта северного и южного полушарий | ||
Картонный макет дома | ||
Сайгак |
ВАРИАНТ I I
Реальный объект | Натурная модель | Информационная модель |
Тюльпан | ||
Бумажный кораблик | ||
Фотография орла |
III Изучение нового материала
1. Рассказать учащимся о том, что первые информационные модели создавались ещё древними людьми в форме наскальных рисунков, изображений на глиняных табличках и папирусе. Эта информация позволяет нам судить о том, как жили и чем занимались люди. В настоящее время информационные модели строятся и исследуются с использованием современных компьютерных технологий, чем нам с вами предстоит заниматься в течение ряда занятий.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим классификацию информационных моделей.
2. Используя ЦОР «Информационные модели»
а) ввести определение информационной модели, провести классификацию информационных моделей. (слайд №2)
б) дать понятие о знаковых, образных и смешанных моделях (слайды №3,4).
В ходе беседы с учащимися выясняем отличия в информационных моделях знакового, образного и смешанного типа, с помощью таблицы «Представление информации» обсуждаем, в каких предметных областях мы используем графики, диаграммы, схемы, таблицы, рисунки.
Сделать вывод о том, учащиеся используют и строят информационные модели при изучении практически всех школьных предметов.
- Построение информационных моделей.
Рассматривается задача: «Из Городовиковска в Элисту выезжает рейсовый автобус со скоростью 60км/ч. Одновременно из Элисты в Городовиковск отправляется маршрутное такси, скорость которого 80 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между городами равно 280 км»
Учитель: ребята, о каком реальном объекте идёт речь в задаче? (объект-процесс движения автобуса и такси).
Давайте рассмотрим различные способы представления этого объекта, т.е. построим различные информационные модели. В ходе беседы с учащимися выясняем, что можно построить следующие модели:
Знаковая (записанная на языке математических формул)
V1 - скорость автобуса,
V2 - скорость такси,
S – расстояние, t - ? время движения.
t = S : (V1 +V2)
образная (отрезок – расстояние между городами, стрелки – скорости и направление движения, флажок – место встречи)
Смешанная
объект | Расстояние, км | Скорость, км/ч | Время, ч |
Рейсовый автобус | 280 | 60 |
? |
Такси | 80 |
- В ходе беседы с учащимися выяснить, какие информационные модели они используют при изучении школьных предметов. (физика, биология – плакаты, фотографии, рисунки; география, история – карты, схемы, таблицы и т.д.)
IV Закрепление изученного материала
1. Проектная деятельность учащихся: Ребята, в этом году вы начали изучение новых предметов - геометрии и физики. При изучении этих предметов вам постоянно приходится создавать различные виды моделей. Сейчас вам предстоит построить модели к одной из аксиом геометрии и определению из физики. Учащимся раздаются карточки-задания. (Заранее подготовлены картон, ножницы, пластилин или бусы разных цветов для изготовления натурных моделей).
IV Практическая работа (по описанию
Обсуждение результатов. Возможные решения для составления информационных моделей:
ВАРИАНТ I ВАРИАНТ II
ВАРИАНТ III ВАРИАНТ IV
2. Практическая работа учащихся
Учитель: Задание для практической работы вы найдёте, открыв папку Мои документы – папку 7 класс – файл Заготовка
Заготовка для выполнения практической работы
Задание к практической работе:
- Напишите название таблицы: ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ. (выравнивание по центру)
- Создайте таблицу, состоящую из трёх строк и трёх столбцов.( Таблица – Вставить –Таблица).
- Столбцы таблицы назовите: ЗНАКОВЫЕ; СМЕШАННЫЕ; ОБРАЗНЫЕ.
- Увеличьте высоту второй и третьей строк таблицы.
- В ячейки таблицы внесите соответственные информационные модели, из предложенных выше. Для этого:
а) выделите соответственную модель; б) скопируйте её; в) вставьте в соответствующую ячейку таблицы. (уменьшите размеры картинки, если нужно)
Физкультминутка (проводится во время проведения практической работы)
1. И.П. сидя на стуле, выровнять спину, руки в замочек, поднять руки над головой, потянуться. Повторить 3 раза.
2.И.П. сидя, откинувшись на спинку стула, 3-4 сек. смотрим вниз; поднять глаза кверху, сделать 3-4 круговых движения по и против часовой стрелки;
3. крепко зажмурить глаза на 3-4 сек., открыть – на 3-4 сек., повторить упражнение 5-6 раз.
В результате выполнения практической работы учащиеся должны получить примерно следующую таблицу:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ
ЗНАКОВЫЕ | СМЕШАННЫЕ | ОБРАЗНЫЕ |
Численность населения Элисты – 103 тыс. человек. Город Элиста является самым крупным населённым пунктом Республики Калмыкия, что обусловлено его статусом столицы субъекта. |
V Рефлексия и подведение итогов урока:
1. Обобщение знаний, полученных на уроке;
2. Подведение итогов деятельности учащихся на уроке и оценка их деятельности;
VI Домашнее задание: §2.2. задание №3 – учебник.
Индивидуальные задания: Рабочая тетрадь, №13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект дистанционного урока по информатике 9 класса по теме:"Моделирование.Физические и информационные модели"
Тип урока: дистанционный урок изучения нового материала с применением готовых ЭОР(видеоурок, презентации, тест)...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...