Конспект урока по теме информационные модели
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Урок по информатике для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: «Информационные модели».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Цель: сформировать представление учащихся о видах  информационных моделей.

Задачи:

  • формирование умения правильно представлять виды информационных моделей;
  • формирование умения соотносить различные объекты по видам информационных моделей; 
  • формирование умения применять полученные знания;
  • развитие кругозора учащихся, их интеллекта;
  • достижение сознательного усвоения материала учащимися;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу в группах, воспитания уважения друг к другу, умения слушать;
  •  воспитание информационной культуры.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, карточки.

Методическое обеспечение урока:

  • презентация  к уроку “Информационные модели”, созданная средствами программы Microsoft PowerPoint (Приложение 1);
  • интерактивная доска SMART Notebook (Приложение 2);
  • «Физкультминутка», видеоролик;
  • карточки со схемой;
  • лист оценивания (Приложение 3);
  • тест «Информационные модели» в оболочке MyTest (Приложение 4);

Литература, использованная при подготовке урока:

  • Информатика: Учебник для 7 класса. / Л.Л. Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  • Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. / Л.Л.Босова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  • Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  • http://videouroki.net.
  • http://www.yandex.ru/   - картинки.

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности (2 минуты).
  2. Актуализация знаний  (5 минут).
  3. Объяснение нового материала (10 минут).
  4. Закрепление изученного материала (7 минут).
  5. Физминутка (2 минуты).
  6. Компьютерный тренировочный тест  (8 минут).
  7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 минуты).
  8. Инструктаж домашнего задания (2 минуты).

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок. А начать хотелось бы с небольшого исторического вступления:

В 1870г. английский ученый-кораблестроитель  В.Рида  создал  модель броненосца, и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему, как казалось тогда, несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. Английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. И случилось непоправимое… . Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль и все находящиеся на нем люди. Это было совершенно неожиданно для всех, кроме английского ученого-кораблестроителя В.Рида.

Учитель: Как вы уже догадались, мы с вами продолжим разговаривать про модели.

2. Актуализация знаний.

Для актуализации ранее изученного материала и проверки готовности к изучению нового материала проверяется уровень подготовки к уроку с помощью фронтального опроса по теме «Модели объектов». Учащимся раздаются листы оценивания (Приложение 3), в которые они в течение урока выставляют себе оценки.

Перед учащимися ставятся вопросы:

Учитель: Что такое модель?

Ученики: Модель – это некоторое упрощенное подобие реального объекта, которое отражает существенные стороны объекта, в зависимости от цели моделирования.

Учитель: Что такое моделирование?

Ученики: Моделирование – метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реальных объектов.

Учитель: На прошлом уроке, мы выяснили, что все модели можно разбить на две группы. Какие?

Ученики: Натурные и информационные модели.

Учитель: Дальше, Вам нужно выполнить задание. Приложение 2, слайд 1: распределите, к какому виду относятся предложенные модели (натурному или информационному). Задание на интерактивной доске. Выходят два ученика  и распределяют модели по типам.

Ученики: выполняют задание. Класс следит за выполнением задания и если есть ошибки, то исправляют.

Учитель: Ребята, у нас какой предмет?

Ученики: Информатика.

Учитель: Как вы думаете, модели какого вида мы будем изучать более подробно?

Ученики: Информационные.

3. Объяснение нового материала.

Учитель: Откройте тетради и запишите тему нашего урока «Информационные модели». Объяснение нового материала сопровождается презентацией «Информационные модели» Приложение 1, слайд 1.

Учитель: Итак,  что такое информационная модель?  рассмотрим пример: допустим, вы решили купить себе ноутбук и для этого решили зайти в интернет магазин, на сайт. Что вы там видите?

Ученики: картинки с ноутбуками, описание этих ноутбуков, т.е. его свойства.

Учитель: Верно, т.е. такое простое словесное описание, описание в виде картинки, описание в виде значения и есть информационная модель. Запишите, пожалуйста, в тетрадь, определение: набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах, называется информационной моделью. Слайд 2.

Ученики: записывают в тетрадь определение.

Открывается Приложение 2, слайд 1 на  интерактивной доске и ученики группируют изображения по видам.

Учитель: Информационные модели, можно разделить на образные, знаковые и смешанные модели. Слайд 3.

Ученики: записывают в тетрадь схему.

Учитель: Образные модели представляют собой зрительные образы объектов (рисунки, фотографии, чертежи), зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото – и кинопленке и др.). Слайд 4.

Знаковые информационные модели  строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Она может быть представлена в форме текста (словесные описания), формулы. Слайд 5.

Можно выделить еще один вид моделей - смешанные. К ним можно отнести: таблицы, графики, схемы, диаграммы. Слайд 6.

Учитель: Ребята, как вы думаете почему, например таблицы относятся к смешанным моделям?

Ученики: В таблицу можно занести картинки, текст, формулы.

Учитель: Верно, таким образом можно сказать, что в смешанных моделях, присутствуют как образные, так и знаковые объекты.

4. Закрепление изученного материала.

Учитель: Дальше вы будете работать в парах, одна из пар работает на интерактивной доске. Приложение 2, слайд 2.  Вам нужно выполнить задание: заполнить схему разновидностей информационных моделей.

Учащиеся в парах заполняют схему на своих рабочих местах.

Учащиеся сверяют  результаты своей работы и если есть ошибки, то исправляют.

5. Физминутка.

Видеоролик.

6.  Компьютерный тренировочный тест.          

Учитель: Итак, вам предложен  – компьютерный тренировочный тест, который оценит ваши теоретические знания по теме и покажет задания, в которых сделаны ошибки. Приложение 4.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ученики: Информационные модели бывают – образные, знаковые и смешанные.

Учитель: Какую цель вы ставили перед собой?

Ученики: Умения соотносить различные объекты по видам информационных моделей.

Учитель: Вы достигли цели?

Ученики: Да.

Учитель: А теперь я вам предлагаю оценить свою работу. Заполните в оценочных листах, пункты 4 и 5.

Учащиеся сдают оценочные листы учителю. Итоговые оценки за работу по результатам листов  будут объявлены на следующем уроке.

8. Инструктаж домашнего задания.

Учитель: Ребята откройте дневники и запишите домашнее задание.

Вам необходимо будет прочитать п.2.2, ответить на вопросы с.49  и выполнить в РТ: №9, №12, №13 стр. 44. Приложение 1, слайд 7. По заданию №13: примеры приводите, которые не рассматривались на уроке.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Информационные технологии".

Под технологией понимается совокупность методов, способов и приемов, применяемых для получения определенного вида продукции. С развитием материального производства создавались и развивались прои...

план-конспект урока по теме "Информационные модели"

определение информационной модели, развить и уточнить представления учащихся об информационных моделях....

Конспект урока на тему:"Информационное моделирование на компьютере".

Материал направлен на изучение и обобщение темы "Информационное моделирование на компьютере"....

Конспект урока на тему:"Табличные модели".

Материал направлен на изучение видов и форм Табличных моделей....

Конспект урока по теме «Информационные ресурсы и сервисы Интернет» 9 класс

На уроке используется работа в группах над минипроектами в виде презентаций...

Конспект урока по теме "Понятие модели. Графические информационные модели".

Тема урока: Понятие модели. Графические информационные модели.Цель урока: сформировать у учащихся понятие «Модель», «графическая модель», рассмотреть виды графических моделей, научить строить геометри...

Конспект урока по теме "Информационное общество"

Тема "Информациооное общество" в курсе информатики для 11 класса является составной частью более общей темы "Информация и инфрмационные процессы".  Основная задача урока - пок...