Конспект урока по теме информационные модели
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: «Информационные модели».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Цель: сформировать представление учащихся о видах информационных моделей.
Задачи:
- формирование умения правильно представлять виды информационных моделей;
- формирование умения соотносить различные объекты по видам информационных моделей;
- формирование умения применять полученные знания;
- развитие кругозора учащихся, их интеллекта;
- достижение сознательного усвоения материала учащимися;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу в группах, воспитания уважения друг к другу, умения слушать;
- воспитание информационной культуры.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, карточки.
Методическое обеспечение урока:
- презентация к уроку “Информационные модели”, созданная средствами программы Microsoft PowerPoint (Приложение 1);
- интерактивная доска SMART Notebook (Приложение 2);
- «Физкультминутка», видеоролик;
- карточки со схемой;
- лист оценивания (Приложение 3);
- тест «Информационные модели» в оболочке MyTest (Приложение 4);
Литература, использованная при подготовке урока:
- Информатика: Учебник для 7 класса. / Л.Л. Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. / Л.Л.Босова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- http://videouroki.net.
- http://www.yandex.ru/ - картинки.
Структура урока:
- Мотивация к учебной деятельности (2 минуты).
- Актуализация знаний (5 минут).
- Объяснение нового материала (10 минут).
- Закрепление изученного материала (7 минут).
- Физминутка (2 минуты).
- Компьютерный тренировочный тест (8 минут).
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 минуты).
- Инструктаж домашнего задания (2 минуты).
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок. А начать хотелось бы с небольшого исторического вступления:
В 1870г. английский ученый-кораблестроитель В.Рида создал модель броненосца, и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему, как казалось тогда, несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. Английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. И случилось непоправимое… . Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль и все находящиеся на нем люди. Это было совершенно неожиданно для всех, кроме английского ученого-кораблестроителя В.Рида.
Учитель: Как вы уже догадались, мы с вами продолжим разговаривать про модели.
2. Актуализация знаний.
Для актуализации ранее изученного материала и проверки готовности к изучению нового материала проверяется уровень подготовки к уроку с помощью фронтального опроса по теме «Модели объектов». Учащимся раздаются листы оценивания (Приложение 3), в которые они в течение урока выставляют себе оценки.
Перед учащимися ставятся вопросы:
Учитель: Что такое модель?
Ученики: Модель – это некоторое упрощенное подобие реального объекта, которое отражает существенные стороны объекта, в зависимости от цели моделирования.
Учитель: Что такое моделирование?
Ученики: Моделирование – метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реальных объектов.
Учитель: На прошлом уроке, мы выяснили, что все модели можно разбить на две группы. Какие?
Ученики: Натурные и информационные модели.
Учитель: Дальше, Вам нужно выполнить задание. Приложение 2, слайд 1: распределите, к какому виду относятся предложенные модели (натурному или информационному). Задание на интерактивной доске. Выходят два ученика и распределяют модели по типам.
Ученики: выполняют задание. Класс следит за выполнением задания и если есть ошибки, то исправляют.
Учитель: Ребята, у нас какой предмет?
Ученики: Информатика.
Учитель: Как вы думаете, модели какого вида мы будем изучать более подробно?
Ученики: Информационные.
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Откройте тетради и запишите тему нашего урока «Информационные модели». Объяснение нового материала сопровождается презентацией «Информационные модели» Приложение 1, слайд 1.
Учитель: Итак, что такое информационная модель? рассмотрим пример: допустим, вы решили купить себе ноутбук и для этого решили зайти в интернет магазин, на сайт. Что вы там видите?
Ученики: картинки с ноутбуками, описание этих ноутбуков, т.е. его свойства.
Учитель: Верно, т.е. такое простое словесное описание, описание в виде картинки, описание в виде значения и есть информационная модель. Запишите, пожалуйста, в тетрадь, определение: набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах, называется информационной моделью. Слайд 2.
Ученики: записывают в тетрадь определение.
Открывается Приложение 2, слайд 1 на интерактивной доске и ученики группируют изображения по видам.
Учитель: Информационные модели, можно разделить на образные, знаковые и смешанные модели. Слайд 3.
Ученики: записывают в тетрадь схему.
Учитель: Образные модели представляют собой зрительные образы объектов (рисунки, фотографии, чертежи), зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото – и кинопленке и др.). Слайд 4.
Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Она может быть представлена в форме текста (словесные описания), формулы. Слайд 5.
Можно выделить еще один вид моделей - смешанные. К ним можно отнести: таблицы, графики, схемы, диаграммы. Слайд 6.
Учитель: Ребята, как вы думаете почему, например таблицы относятся к смешанным моделям?
Ученики: В таблицу можно занести картинки, текст, формулы.
Учитель: Верно, таким образом можно сказать, что в смешанных моделях, присутствуют как образные, так и знаковые объекты.
4. Закрепление изученного материала.
Учитель: Дальше вы будете работать в парах, одна из пар работает на интерактивной доске. Приложение 2, слайд 2. Вам нужно выполнить задание: заполнить схему разновидностей информационных моделей.
Учащиеся в парах заполняют схему на своих рабочих местах.
Учащиеся сверяют результаты своей работы и если есть ошибки, то исправляют.
5. Физминутка.
Видеоролик.
6. Компьютерный тренировочный тест.
Учитель: Итак, вам предложен – компьютерный тренировочный тест, который оценит ваши теоретические знания по теме и покажет задания, в которых сделаны ошибки. Приложение 4.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Ученики: Информационные модели бывают – образные, знаковые и смешанные.
Учитель: Какую цель вы ставили перед собой?
Ученики: Умения соотносить различные объекты по видам информационных моделей.
Учитель: Вы достигли цели?
Ученики: Да.
Учитель: А теперь я вам предлагаю оценить свою работу. Заполните в оценочных листах, пункты 4 и 5.
Учащиеся сдают оценочные листы учителю. Итоговые оценки за работу по результатам листов будут объявлены на следующем уроке.
8. Инструктаж домашнего задания.
Учитель: Ребята откройте дневники и запишите домашнее задание.
Вам необходимо будет прочитать п.2.2, ответить на вопросы с.49 и выполнить в РТ: №9, №12, №13 стр. 44. Приложение 1, слайд 7. По заданию №13: примеры приводите, которые не рассматривались на уроке.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Информационные технологии".
Под технологией понимается совокупность методов, способов и приемов, применяемых для получения определенного вида продукции. С развитием материального производства создавались и развивались прои...
план-конспект урока по теме "Информационные модели"
определение информационной модели, развить и уточнить представления учащихся об информационных моделях....
Конспект урока на тему:"Информационное моделирование на компьютере".
Материал направлен на изучение и обобщение темы "Информационное моделирование на компьютере"....
Конспект урока на тему:"Табличные модели".
Материал направлен на изучение видов и форм Табличных моделей....
Конспект урока по теме «Информационные ресурсы и сервисы Интернет» 9 класс
На уроке используется работа в группах над минипроектами в виде презентаций...
Конспект урока по теме "Понятие модели. Графические информационные модели".
Тема урока: Понятие модели. Графические информационные модели.Цель урока: сформировать у учащихся понятие «Модель», «графическая модель», рассмотреть виды графических моделей, научить строить геометри...
Конспект урока по теме "Информационное общество"
Тема "Информациооное общество" в курсе информатики для 11 класса является составной частью более общей темы "Информация и инфрмационные процессы". Основная задача урока - пок...