Программа по информатике для 5 класса по ФГОС.
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме

Программа

по информатике для 5 классе в соответствии

с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proramma_dlya_5_klassa_po_fgos.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по информатике в 5 классе в соответствии

с требованиями ФГОС.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа основного общего образования по информатике составлена на основе «Фундаментального ядра содержания общего образования» и «Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Она направлена на всестороннее развитие личности учащихся, освоение знаний, овладение необходимыми умениями, развитие познавательных интересов, творческих способностей, воспитание черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. В программе также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. Данная программа ориентирована на преподавание курса информатики по учебнику «Информатика и ИКТ. 5 класс».

2. Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Информатика закладывает основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. На сегодняшний день ИКТ – необходимый инструмент практически любой деятельности.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

 Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Информатика» изучается с 7-го по 9-й класс. Количество уроков в 5 классе составляет 1 час в неделю. При этом количество модулей в учебниках позволяет обеспечить учебным материалом образовательный процесс в школах, выделяющих большее число часов на изучение информатики за счет части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения конкретного учебного предмета

В процессе изучения информатики и информационных технологий в 5 классе эффективно развивает целый ряд универсальных учебных действий.

Личностные результаты:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

-  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

5. Содержание учебного предмета

Компьютер для начинающих

Информация и информатика. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.

Информация вокруг нас

Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал

Информация вокруг нас (Продолжение)

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал

Информационные технологии

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем  с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему»

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Фрагмент программы:

№ п.п

Тема

(раздел)

Тип урока

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия (УУД)

Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля

Возможные направления деятельности учащихся

Компьютер для начинающих — 8ч.

1.

Информация – Компьютер – Информатика.

Техника безопасности и организация рабочего места.

Комбинированный урок

информация, действия с информацией,
как мы воспринимаем информацию.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера

личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию

метапредметные: 
умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

предметные:

знать действия с информацией (информационных процессах), развитие основных навыков и умений использования компьютера; понимать гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера

конспект,

практика на компьютере

Просмотр Презентации «Зрительные иллюзии», «Техника безопасности»,
практика на компьютере,
физ.минутка

2.

Как устроен компьютер.

Комбинированный урок

Изучение основных компонентов персонального компьютера и периферийного оборудования.

Определение основных функций каждого из компонентов.

личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию

метапредметные: владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности

предметные:

Уметь давать краткую характеристику каждого компонента компьютера.

Понимать предназначение каждого компонента компьютера.

Уметь описывать функции и основные характеристики периферийных устройств.

конспект,

практика на

компьютере

Презентация «Компьютер на службе у человека»,
физ.минутка

3.

Ввод информации в память компьютера.

Клавиатура. Группы клавиш.

Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию

метапредметные: владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности

предметные:

Уметь давать краткую характеристику каждого компонента компьютера.

Понимать назначение групп клавиш.

Уметь пользоваться клавиатурой

нтальный опрос, конспект
практика на

компьютере

Практическая работа  «Знакомимся с клавиатурой»,  физ.минутка

4.

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Урок обобщения и систематизации знаний

Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения

личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию

метапредметные: владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности

предметные: понимать назначение групп клавиш.

Уметь пользоваться клавиатурой

Фронтальный опрос, конспект
практика на

компьютере

практика на компьютере-упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре
Клавиатурный тренажер (упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре), физ.минутка

5

Программы и файлы.

Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

Данные, программа, понятие файла

личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию

метапредметные: владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности

предметные:

иметь представление об программном принципе работы компьютера

Фронтальный опрос, конспект
практика на

компьютере

Фронтальный опрос,

слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради,
физ.минутка

6

Рабочий стол. Управление мышью.

Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

Элементы пользовательского интерфейса операционной системы.Рабочий стол. Управление мышью.

личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности

метапредметные:умение самостоятельно планировать пути достижения целей,  выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

предметные:

понимать значение элементов пользоват-го интерфейса операционной системы.
Управлять мышью.

Фронтальный опрос, конспект
практика на

компьютере

Практическая работа  «Осваиваем мышь»,
физ.минутка

7

Главное меню. Запуск программ.

Урок обобщения и систематизации знаний

Элементы пользовательского интерфейса операционной системы.

Диалоговые панели и управляющие элементы.

Виды меню.

Виды окон, элементы окон, запуск программ

личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности

метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные способы решения учебных задач

предметные:

понимать значение главного меню.
Запускать программы.

Фронтальный опрос, конспект
практика на

компьютере

Практическая работа  «Запускаем программы. Основные элементы окна программы»,
физ.минутка

8

Управление компьютером с помощью меню.

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Виды управления ПК, понятие интерфейса (текстовый, графический), принцип командного взаимодействия пользователя и компьютера.

личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности  обуч-ся к саморазвитию

метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные способы решения учебных задач

предметные: 

Понимать назначение меню.

Уметь управлять компьютером с помощью меню.

Проверочная работа.
Интерактивные тесты

практика на компьютере,  физ. минутка


7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Аппаратные средства

Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.

Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.

Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства

Операционная система.

Файловый менеджер.

Антивирусная программа.

Программа-архиватор.

Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.

Программа разработки презентаций.

Браузер.

8.  Планируемые результаты изучения учебного предмета

 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Учащиеся должны знать/понимать:

- предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;

- виды информации и ее свойства;

- принцип дискретного (цифрового) представления информации;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст);

- название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;

- историю развития вычислительной техники;

- назначение, состав и загрузка операционной системы;

- операционную оболочку;  представление о способах кодирования  информации;

- устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

- программное и аппаратное обеспечение компьютера;

- назначение основных элементов окна графического редактора;

- приемы создания и редактирования изображения;

- основные элементы текста;

- приемы редактирования и форматирования текста;

- технологию вставки различных объектов;

- о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;

- правило создания анимации,

уметь:

- классифицировать информацию по видам;

- приводить примеры информационных носителей;

- раскрывать свойства информации на примерах;

- представлять принципы кодирования информации;

- кодировать и декодировать простейшее сообщение;

- включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;

- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

- соблюдать правила ТБ;

- различать устройства ввода и вывода;

- записывать/считывать информацию с любых носителей;

- работать с окнами в операционной системе Linux и операционной оболочке;

- запускать программы из меню Пуск;

- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

- применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

- работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);

- создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;

- выделять элементы текста;

- проверять орфографию в документе;

- выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

- различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;

- создавать простейшие анимации.

Учащиеся должны иметь навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений, описания, чертежей, таблиц;

- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

-  построения цепочки логических выводов на основе исходных фактов;

- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по информатике 2 класс по ФГОС

Тематическое планирование составлено с требованиями ФГОС автор Горячев...

Тематическое планирование по информатике 8 класс (Семакин) ФГОС

Тематическое и поурочное планирование для 8 класса...

Информатика 5 класс Босова ФГОС

Пояснительная записка к рабочей программе и КТП...

Рабочая программа по информатике 5 класса по ФГОС

Рабочая программа по информатике 5 класса по ФГОС...

Тематическое планирование по информатике 5 класс Босова ФГОС

Тематическое планирование курса информатики за 5 класс ФГОС с домашними заданиями...

КТП по информатике 7 класс по ФГОС

КТП информатика 7 класс  Н.Д. Угринович...