Рабочая программа по информатике 5 класса по ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме

Фирсова Ирина Александровна

Рабочая программа по информатике 5 класса по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_5b_34.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 574 Невского района Санкт-Петербурга

Принята педагогическим советом

Протокол от ______2015 г № ___

Утверждаю.

Директор школы ___________М.А. Волкова

Приказ от __________________2015 №_____

Рабочая программа

по информатике

для 5б класса

Учитель: Фирсова Ирина Александровна

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике для  основной школы составлена в соответствии с:

  1. Законом «Об образовании» в РФ №273 ФЗ.
  2.  Требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования №1897 от 17.10.2010.
  3. Примерной авторской программой по информатике Л.Л.Босова, А.Ю.Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
  4. Локальным  актом  школы «Положение о рабочей программе»

Необходимость разработки новой программы обусловлена, с одной стороны, пересмотром содержания общего образования в целом, с другой стороны, потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и связанной с этим необходимостью уделить в курсе информатики большее внимание вопросам алгоритмизации и программирования. При этом учитывается важная роль, которую играет алгоритмическое мышление в формировании личности.

Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.
                 В настоящей примерной программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.


Цели изучения информатики в основной школе

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Требования к результатам освоения курса

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических , эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средст ИКТ.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  •  уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  •  владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
  •  владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  •  владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  •  владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
  • умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Место предмета в учебном плане

Информатика изучается в 5—9 классах основной школы: 5-6 класс по одному часу в неделю (68 часов).

Для реализации данной программы предусматривается  применение следующих технологий обучения, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
  • активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры, деловые игры)

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 5б класса и специфики классного коллектива. Познавательно-интеллектуальный уровень развития учащихся соответствует хорошим значениям для данной возрастной группы. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует этапу образования. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты. В связи с общей технической направленностью обучения в 5б классе планируется больше времени уделять на практическую  часть.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

5 класс

1

Компьютер для начинающих

8

4

4

2

Подготовка текстов на компьютере.

5

1

4

3

Компьютерная графика

3

1

2

4

Информация вокруг нас

12

5

7

5

Создание мультимедийных объектов.

6

2

4

Итого:

34

13

21

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Информация вокруг нас.

 Информация и информатика. Слово «информация» в обыденной речи. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Метод координат. Язык жестов.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

  1. Информационные технологии.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере.

Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.Анимация. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности слайдов.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятелности

Примерные темы, раскрывающие основное содержание прогрмаммы, и число часов, отводимых на каждую тему

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Информация вокруг нас

 (12 часов)

Информатика и информация. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Метод координат. Язык жестов.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. «Черные ящики». Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Задачи на преливания. Задачи на переправы.

Аналитичекая деятельность:

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления;
  • разрабатыват план действий для решения задач на переправы, переливания;

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
  • работать с электронной почтой;
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет;
  • вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;
  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений.

Компьютер для начинающих

(8 часов)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера.

Программы и документы. Файлы и папки. Пользовательский интерфейс. Компьютерные меню. Диалоговые окна. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Граппы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Аналитичекая деятельность:

  • выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
  • определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации.

Практическая деятельность:

  • выбирать и запускать нужную прогрмамму;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры, мыши и др. технических устройств;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Подготовка текстов на компьютере

(5 часов)

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования. Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена.

Проверка правописания. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблиц.

Аналитичекая деятельность:

  • соотносить этапы создания текстового документа и возможности текстового процессора;
  • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых докуметов.

Практическая деятельность:

  • создавать несложные текстовые документы;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

Компьютерная графика

(3 часа)

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами изображения. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Аналитичекая деятельность:

  • выделять в сложных объектах простые;
  • планироват работу по констуированию сложных графических объектов из простых;
  • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений.

Практическая деятельность:

  • использовать простейший графический редактор для создания и редактирования изображений;
  • создавать сложные графические объекты.

Создание мультимедийных объектов

(6 часов)

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий. Анимация. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Аналитичекая деятельность:

  • планировать последовательность событий на заданную тему;
  • подбирать иллюстрированный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

  • использовать редактор презентаций для создания анимации по имеющемуся сюжету;
  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками.

Тематические и итоговые контрольные работы

Тематика

Вид

Форма

5 класс

1

Компьютр для начинающих

Тематический контроль

Практическая работа

2

Информация вокруг нас

Тематический контроль

Тестирование

3

Подготовка текстов на компьютере.

Тематический контроль

Практическая работа

4

 Компьютерная графика

Тематический контроль

Практическая работа

5

Создание мультимедийных объектов

Итоговый контроль

Творческая работа, тестирование

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Раздел 1. Информация вокруг нас

Выпускник научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;
  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
  • опеределять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Выпускник получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • сформировать представление о способах кодирования информации;
  • научиться преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;
  • научиться решать логические задачи на установление соответствия с использованием таблиц.

Раздел 2. Информационные технологии

Выпускник научится:

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать круговые и столбчатые диаграммы;
  • создавать простейшие презентации;
  • осуществлять поик информации в сети Интернет4
  • соблюдать  требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма;
  • научиться систематизировать файлы и папки;
  • сформировать представление об основных возможностях графического интерфейса;
  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;
  • научится создавать текстовые документы и их редактировать;
  • научится оформлять текст в соответствии с заданными требованиями;
  • научить создавать графические объекты и их редактировать;
  • научится создавать мультимедийную презентацию с гиперссылками;
  • научится работать с электронной почтой;
  • расширит представление об этических нормах работы с информационными ресурсами.

Критерии оценки индивидуальных предметных достижений 

Оценка – это определение степени усвоения учащимися знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

– не раскрыто основное содержание учебного материала;

– обнаружено незнание или непонимание учащимся большей или наибольшей части учебного материала;

– допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

– неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

– имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

– учащийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

– при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

– в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

– допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

– допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., легко исправленных по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:

– полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

– изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;

– правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

– показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

– продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

– отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя;

– возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., которые ученик легко исправил по замечанию учителя.


 

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения по информатике для 5 классов

  1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Персональный компьютер.
  3. Пакет офисных приложений Microsoft Office 2010.
  4. Операционная система Windows 7.
  5. Антивирус.
  6. Браузер.
  7. Проектор.
  8. Колонки.
  9. Принтер.

 

Основная литература

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика 5 – 7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  2. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  3. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  4. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

Дополнительная литература

  1. Рабочая тетрадь по информатике для 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  2. Л.Л. Босова, А.Ю.Босова Занимательные задачи по информатике 2007 г.
  3. CD Электронная тетрадь  по информатике ФГОС 2014 г. 5 класс Дмитрий Тарасов  (http://videouroki.net/)
  4. Богомолова О.Б. Логические задачи. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.


Календарно-тематическое планирование по информатике для 5 класс учитель Фирсова И.А. 2015-2016 учебный год

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Практикум

Виды контроля

Планируемые результаты

Информационно-методическое обеспечение

дата

Домашнее задание

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

Компьютер для начинающих – 8 часов

Информатика Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Урок изучения нового материала

 Представление  о предмете изучения курса информатики, общие представления об инфомации и информационных технологиях

Умение работать с учебником, с электронным приложением к учебнику

Навыки  безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе

Презентация  «Информация вокруг нас», « Техника безопасности»

§1

Компьютер -  универсальная  машина для работы с информацией.

1

Урок изучения нового материала

Работа с игрой «Пары»

Фронтальный  опрос, групповая работа

Знание основных устройством компьютера, представление о требованиях безопасности и гигиены

Основы ИКТ компетентности

представление о роли компьютера в жизни современного человека.

Презентация «Компьютер -  универсальная  машина для работы с информацией», «Компьютер на службе у человека»

§2

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

1

Комбинированный урок

Практическая работа №1 «Вспоминаем  клавиатуру» Клавиатурный тренажер

Групповая работа, тестирование

Предствление об основных устройствах ввода информации в память компьютера

Умение вводить символы с клавиатуры

Понимание важности для современного человека владение навыком слепой десятипальцевой печати

Презентация «Ввод  информации в память компьютера»

§3

Управление компьютером.

1

Комбинированный урок

Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером».

Мини-дискуссия

Общие представления о пользовательском интерфейсе, о приемах управления компьютером

Навыки управления компьютером

Понимание важности для соременного человека владениея навыками работы за компьютером

Презентация «Управление компьютером»

§4

Хранение информации.

1

Интегрированный урок

Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы».

Беседа

Общие представления о хранении информации как информацинном процессе, представление о многообразии носителей информации.

Пинимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой, умение работать с файлами

Понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества

Презентация «Хранение информации», «Носители информации»

§5

Передача информации.

1

Комбинированный урок

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой».

Групповая работа

Общие представления о передаче информации как информационном процессе, представление об источниках информации, информационных каналах, приемниках информации

Понимание единой сущности процесса предачи информации

Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества

Презентация «Передача информации», «Средства передачи связи»

§6

Кодирование информации.

1

Интегрированный урок

Мини-практикум «Азбука Морзе»

Работа в парах

Общие представления о кодах и кодировании, умение  кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования

Умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую

Понимание значения различных кодов в жизни человека, интерес к изучению информатики

Презентация «Кодирование информации»

§7

Метод координат.

Интегрированный урок

Работа на координатной плоскости

Фронтальный опрос, графический диктант

Общие представления о методе координат

Понимание необходимостя выбора той или иной формы представления информации в зависимости от ситуации

Понимание значения различных кодов в жизни человека

Презентация «Кодирование информации», игра «Морской бой»

§7

Подготовка текстов на компьютере– 5 часов

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.

1

Урок изучения нового материала

Клавиатурный тренажер в режиме игры

Работа в  группах, индивид. задания

Общее представление о тексте как форме представления информации, умение создавать несложные текстовые документы,

Умение осознанно стоить речевое высказывание в письменной форме

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация «Текстовая информация»

§8

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

1

Комбинированный урок

Практическая работа №5 «Вводим текст»

Фронтальный опрос

Понятие о документе, об основных объектах текстового документа, знание основных правил ввода текста

Умение осознанно стоить речевое высказывание в письменной форме

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация «Текстовая информация»

§8

Редактирование текста.

1

Комбинированный урок

Практическая работа №6 «Редактируем текст»

Фронтальный  опрос

Представление о редактировании как этапе создания текстового документа, умение редактировать текстовые документы

Умение осознанно стоить речевое высказывание в письменной форме

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация «Текстовая информация»

§8

Работаем с фрагментами текста.

1

Комбинированный урок

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

Фронтальный опрос

Умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов

Умение осознанно стоить речевое высказывание в письменной форме, умение выполнять основные операции по редактированию текста

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация «Текстовая информация»

§8

Форматирование текста.

1

Комбинированный урок

Практическая работа №8 «Форматируем  текст»

Фронтальный опрос

Представление о форматировании как этапе создания текстового документа, умение форматировать неслодные текстовые документы

Умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация «Текстовая информация»

§8

Информация вокруг нас – 4 часа

Представление информации в форме таблиц.

1

Интегрированный урок

Практическая работа №9 «Содаем простые таблицы»

фронтальный опрос, групповая работа

Представление о структуре таблицы, умение создавать простые таблицы

Умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентации «Представление информации в форме таблиц»

§9

Табличное решение логических задач.

1

Интегрированный урок

Практическая работа №9 «Сздаем простые таблицы».

Мини-дискуссия, сам. раб.

Умение представлять информацию в табличной форме

Умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация «Табличный способ решения логических задач»

§9

Разнообразия наглядных форм представления информации.

1

Интегрированный урок 

Виртуальная лаборатория «Разъезды»

Фронтальный опрос

Умение представлять информацию в наглядной форме

Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентации «Наглядные формы представления информации»

§10

Диаграммы.

1

Интегрированный урок

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

Фронтальный опрос , интерактивное задание «Диаграммы»

Умение сторить столбиковые и круговые диаграммы

Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче, умение визуализировать числовые данные

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентации «Наглядные формы представления информации»

§10

Компьютерная графика – 3 часа

Компьютерная графика. Инструменты графического редактора

1

Комбинированный урок

Практическая  работа №11 «Знакомимся с инструментами графического редактора»

Групповая работа

Умение создавать несложные изображения с помощью графичекого редактора

Умение выбирать форму представление информации, соответствующую решаемой задаче

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентации «Компьютерная графика»

§11

Преобразование графических изображений.

1

Комбинированный урок

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

Фронтальный опрос

Умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами, представления об устройстве ввода графической информации

Умение выбирать форму представления информации

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентации «Компьютерная графика»

§11

Создание графических изображений.

1

Комбинированный урок

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

Фронтальный опрос

Умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов

Умение выделять в сложных графических объектах простые, умение планировать работу по констуированию сложных объектов из простых

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентации «Компьютерная графика»

§11

Информация вокруг нас – 8 часов

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации.

1

Урок изучения нового материала

Работа в электронной тетради

Фронтальный опрос

Представление об информационных задачах и их разнообразии, представление о двух типах обработки информации

Умение выделять общее, представления о подходах к упорядочению информации

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация «Обработка информации»

§12

Списки – способ упорядочения информации.

1

Урок изучения нового материала

Практическая работа№14 «Создаем списки»

Фронтальный опрос

Представление о списках как способе упорядочения информации. Умение создавать нумерованные и маркированные списки

Представление о подходах к сортировке информации

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация «Обработка информации»

§12

Поиск информации.

1

Комбинированный урок

Практическая работа№15 «Ищем информацию в сети Интернет»

Фронтальный опрос

Представление о пиоске информации как информационной задаче

Умения поиска и выделение необходимой информации

Первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации

Презентация «Обработка информации»

§12

Кодирование как изменение формы представления информации.

1

Интегрированный урок

Работа в электронной тетради

Фронтальный опрос, тестирование

Представление о кодировании как изменении формы представления информации

Умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символичекую,  умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи

Понимание роли информационных процессо в современном мире

Презентация «Обработка информации»

§12

Преобразование информации по заданным правилам

1

Урок решения практических задач

Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

Мини-дискуссия

Представление об обработке информации путем ее преобразования по заданным правилам

Умение анализировать и делать выводы, умение использовать приложение Калькулятор

Понимание роли информационных процессо в современном мире

Презентация «Обработка информации»

§12

Преобразование информации путем рассуждений

1

Урок решения практических задач

Виртуальная лаборатория «Черные ящики»

Мини-дискуссия

Представление об обработке информации путем логических рассуждений

Умение анализировать и делать выводы

Понимание роли информационных процессо в современном мире

Презентация «Обработка информации», «Задача о напитках»

§12

Разработка плана действий. Задача о переправах.

1

Урок решения практических задач

Виртуальная лаборатория «Переправы»

Фронтельный опрос

Представление об обработке информации путем разработки плана действий

Умение планировать пути достижения целей, соотносить свои дейсвия с планируемым результатом

Понимание роли информационных процессо в современном мире

Презентация «Обработка информации»

§12

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях.

1

Урок решения практических задач

Виртуальная лаборатория  «Переливашки», интерактивное задание «Ханойская башня»

Фронтальный опрос, тестирование

Представление об обработке информации путем разработки плана действий

Умение планировать пути достижения целей, соотносить свои дейсвия с планируемым результатом

Понимание роли информационных процессо в современном мире

Презентация «Обработка информации»

§12

Создание движущихся изображений – 4 часа

Создание движущихся изображений.

1

Комбинированный урок

Практическая работа №17 «Создаем анимацию»

Фронтальный опрос

Представление об анимации как о последовательности событий, разворачивающихся по определенному правилу

Умение планировать пути достижения целей, соотносить свои дейсвия с планируемым результатом

Понимание роли информационных процессо в современном мире

Презентация «Обработка информации»

§12

Создание анимации по собственному замыслу.

1

Комбинированный урок

Практическая работа №17 «Создаем анимацию»

Фронтальный опрос

Навыки работы с редактором презентаций

Умение планировать пути достижения целей, соотносить свои дейсвия с планируемым результатом

Понимание роли информационных процессо в современном мире

Создание итогового мини-проекта.

1

Комбинированный урок

Практическая работа №17 «Создаем анимацию»

Фронтальный опрос

Навыки работы с редактором презентаций

Умение планировать пути достижения целей, соотносить свои дейсвия с планируемым результатом

Понимание роли информационных процессо в современном мире

Повторить основный понятия за курс 5 класса

Итоговое тестирование.

1

Комбинированный урок

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

Фронтальный опрос, Интерактивное тестирование

Представление об основых понятиях изученных в 5 классе

Умение структурировать знания, умения поиска и выделения необходимой информации

Понимание роли информационных процессо в современном мире

Резрв учебного времени.

1

Резерв учебного времени

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа для  1 класса ФГОС...

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных   документов: - Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность обра...

Рабочая программа 5- 9 класс по ФГОС

Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов составлена на основе Примерной и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов» В.И.Ляха, А.А.Зд...

Рабочая программа для 5 класса по ФГОС

Рабочая программа для 5 классов (3 часа). Разработанная на основе новых Федеральных образовательных стандартов....

Рабочая программа для 5 класса по ФГОС

Рабочая программа для 5 классов (3 часа). Разработанная на основе новых Федеральных образовательных стандартов....

Рабочая программа 5-9 классы Спотлайт ФГОС

Рабочая программа 5-9 классы Спотлайт ФГОС...

Рабочая программа 2-4 классы Спотлайт ФГОС

Рабочая программа 2-4 классы Спотлайт ФГОС...