Разработка творческих заданий в форме учебной ситуации
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему
Одной из главных целей изучения предмета “Информатика и ИКТ” на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Но развитие познавательной активности не мыслимо без развития познавательного интереса. Он необходим для творчества. Ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса..
В этой работе я хочу представить несколько творческих заданий с учетом групп профессий обучающихся нашего колледжа.
. Результатом выполнения заданий должны стать индивидуальные образовательные продукты познания объектов.
Творческое задание выполняется на закрепление изученного материала и для усиления его прикладного характера. Для его выполнения учащимся необходимо воспользоваться дополнительными источниками информации.
Задания разработаны в виде учебных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
творческие задания на уроках информатики | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области
«Мурманский индустриальный колледж»
Разработка творческих заданий в форме учебной ситуации
Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках информатики»
Выполнила: преподаватель информатики и ИКТ
ГАОУ МО СПО «Мурманский индустриальный колледж»
Ипатова Анна Михайловна
Пояснительная записка
В пояснительной записке проекта ФГОС среднего (полного) общего образования говорится: «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе: … направленность содержания образования на формирование … обобщенных способов …творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности».
В пункте «Цели» стандартов приводится цитата из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
Итак, согласно стандарту учащиеся должны получать опыт творческой деятельности, в результате чего у них формируются обобщенные способы такой деятельности и развиваются созидательные, т.е. креативные способности.
В традиционной практике обучения учитель большую часть урока объясняет, иллюстрирует, спрашивает, дает задания по образцу и очень мало времени отводит на активную познавательную деятельность учащихся. Проблемные, исследовательские и практические (познавательные) методы используются недостаточно. Отсюда слабое развитие самостоятельного мышления учеников, предпочтение ими стереотипных решений, неумение выбирать эффективные приемы работы с познавательными объектами и учебником.
Особенностью познавательных методов является то, что их применение приводит к созданию образовательной продукции, то есть креативному результату. Поэтому методы познания являются также и креативными. Они ориентированы на создание учениками личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение нового продукта.
В связи с этим, одной из главных целей изучения предмета “Информатика и ИКТ” на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Но развитие познавательной активности не мыслимо без развития познавательного интереса. Он необходим для творчества. Ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса..
За последние несколько лет изменились мотивы изучения предмета. Иногда от учеников можно услышать фразу: “Зачем мне нужна информатика? Я не собираюсь быть тем-то или тем-то”. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, мат. логика, табличный процессор и т.д.). С каждым днем для большинства детей компьютер становится, фактически, бытовым прибором, а вместе с ним теряет и мотивационную силу. Появление очень большого количества программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике. Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность —> Интерес —> Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.
Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Неотъемлемой частью любого урока является решение различных задач, выполнение заданий. На уроке информатики учащиеся выполняют задания как практического, так и теоретического характера. Проблема, с которой сталкивается любой педагог, заключается в том, что ни содержание стандартных школьных задач, ни процесс их решения обычно не вызывают у учащегося познавательного интереса и желания работать. В своей практике для повышения познавательного интереса, я решила применять творческие задания. При изучении источников по этой теме я столкнулась с тем, что примеры творческих заданий, которые могли бы применяться на уроках информатики с учетом специфики нашего учебного заведения, практически отсутствуют. Поэтому, в своей курсовой работе я разработала несколько творческих заданий с учетом групп профессий обучающихся нашего колледжа.
Цель - повышение мотивации к изучению предмета, познавательного интереса, формирование и развитие положительных мотивов, творческой инициативы и активности обучающихся. Результатом выполнения заданий должны стать индивидуальные образовательные продукты познания объектов.
Творческое задание выполняется на закрепление изученного материала и для усиления его прикладного характера. Для его выполнения учащимся необходимо воспользоваться дополнительными источниками информации.
Задания разработаны в виде учебных ситуаций.
«Творческим считается любое действие, которое эффективно и вызывает удивление».
Дж.Брунер.
Пример №1
Учебная тема: Информация, информационные процессы
Профессия, курс: все профессии, I курс
Разработка учебной ситуации
Название | Информационные процессы и моя специальность |
Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации | Личностные: развитие мотивации, познавательного интереса к предмету, развитие творческих способностей Метапредметные: применение приобретенных умений, навыков и знаний для решения типичных жизненных ситуаций Предметные: погружение в тематику «Информационные процессы» |
Планируемые результаты обучения |
|
Краткое описание ситуации | Проследите историю развития информационных процессов с точки зрения механика маломерного судна, (повара кондитера, контролера банка, продавца кассира) найдите как можно больше способов хранения (передачи/ обработки) информации людьми вашей специальности. |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. |
|
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов | Подготовить пример «карты времени» Исполнять роль консультанта и критика |
Критерии оценивания задания
Задание: Проследите историю развития информационных процессов с точки зрения человека вашей специальности.
Оцениваются уровень усвоения понятия информационные процессы
Критерии оценивания: наполненность «карты времени»
Пример №2
Учебная тема: Информация, компьютер и ПО
Профессия, курс: все профессии, I курс
Планируемые результаты изучения учебной темы
Личностные | Ответственность и адаптивность - личная ответственность и гибкость; постановка и выполнение собственных целей и задач Творчество и интеллектуальная активность - интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора Коммуникативные навыки - умение этично себя вести |
Метапредметные | Регулятивные действия – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Познавательные действия - включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования Критическое и системное мышление – развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора Умения работать с информацией – умение находить, анализировать, интегрировать, оценивать и создавать информацию |
Предметные | Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, компьютере, как универсальном средстве обработки информации; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; Воспитание избирательного отношения к полученной информации; Выработка навыков применения средств ИКТ в профессиональной деятельности |
Разработка учебной ситуации
Название | Компьютер в моей профессии |
Планируемые результаты обучения |
|
Краткое описание ситуации | Компьютер – универсальное устройство обработки информации. Как может быть он использован для работы с информацией в вашей профессии? Приведите пример использования компьютера в какой-нибудь другой профессии нашего колледжа. |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. |
|
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов | Подготовить материал с примерами использования компьютера для обработки информации в некоторых профессиях Исполнять роль консультанта и критика |
Критерии оценивания заданий
Задание: Определите виды информации, используемые в каждой из профессий. Составьте список необходимого ПО для обработки этих видов информации
Оцениваются умения исследования, анализа и отбора необходимой информации, ее структурирования.
Критерии оценивания: все ли учтены виды информации, правильно ли определены типы необходимого ПО.
Задание: Приведите конкретные задания из спецдисциплин, которые можно выполнить на компьютере
Оцениваются умения поиска, анализа и отбора необходимой информации. Объектом оценки являются действия, выполняемые обучающимися: поиск и отбор информации.
Критерием является: количество и правильность приведенных примеров.
Задание: Выясните, где еще может быть использован компьютер в вашей профессии
Оцениваются умения поиска, анализа и отбора необходимой информации.
Критерием является: оригинальность и количество примеров.
Задание: Проведите сравнительный анализ использования компьютера в каждой из профессий. Сделайте выводы
Оценивается умения сравнения и анализа информации, принятия решения.
Критерии оценивания: убедительность выводов.
Пример №3
Учебная тема: Основы алгоритмизации
Профессия, курс: все профессии, II курс
Планируемые результаты изучения учебной темы
Личностные | Ответственность и адаптивность - личная ответственность и гибкость; постановка и выполнение собственных целей и задач Творчество и интеллектуальная активность - интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора Коммуникативные навыки - умение этично себя вести |
Метапредметные | Регулятивные действия – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Познавательные действия - включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования Критическое и системное мышление – развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора Умения работать с информацией – умение находить, анализировать, интегрировать, оценивать и создавать информацию |
Предметные | Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об алгоритме Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; Овладение умениями работать с различными видами информации, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; Воспитание избирательного отношения к полученной информации; Выработка навыков творческого мышления |
Разработка учебной ситуации
Название | Вездесущий алгоритм |
Планируемые результаты обучения |
|
Краткое описание ситуации | Понятие «алгоритм» встречается везде. В чем общность и различие этих понятий в разных предметных областях? Привести примеры. |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. |
|
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов | Подготовить презентацию с картинками, на которых представлены примеры некоторых алгоритмов в неявном виде Исполнять роль консультанта и критика |
Критерии оценивания заданий
Задание: Выясните, как и где проявляет себя алгоритм в некоторых образовательных предметах и спецдисциплинах, в жизненных ситуациях
Оцениваются умения поиска, исследования, анализа и отбора необходимой информации Уровень усвоения понятия «алгоритм».
Критерии оценивания: количество и правильность приведенных примеров.
Задание: Составьте таблицу в удобном для вас офисном приложении, в которую внесите информацию, полученную в пункте 1 с примерами. Сделайте выводы.
Оцениваются структура таблицы и аргументированность выводов
Критерии оценивания: наглядность таблицы, сделанные выводы.
Пример №4
Учебная тема: Дополнительные возможности текстового редактора
Профессия, курс: все профессии, I курс
Разработка учебной ситуации
Название | Поздравительный конверт |
Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации | Личностные: развитие мотивации, познавательного интереса к предмету, развитие творческих способностей Метапредметные: применение приобретенных умений, навыков и знаний для решения типичных жизненных ситуаций Предметные: умение применить знания, умения и навыки работы в текстовом редакторе |
Планируемые результаты обучения |
|
Краткое описание ситуации | Чаще мы обращаем внимание на содержимое конверта, в котором пришло письмо или открытка, однако первое впечатление может создать именно конверт. Разработайте с помощью текстового редактора свой конверт к вашему профессиональному празднику, в котором можно было бы вручить поздравление вашему другу в группе. Не забудьте подписать адрес отправителя и получателя. |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. |
|
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов | Подготовить примеры различных видов конвертов Исполнять роль консультанта и критика |
Критерии оценивания задания
Задание: Разработайте с помощью текстового редактора свой конверт к вашему профессиональному празднику.
Оцениваются уровень освоения различных инструментов текстового редактора
Критерии оценивания: красочность, оригинальность, разнообразие применения инструментов.
Пример №5
Учебная тема: Графический редактор
Профессия, курс: все профессии, I курс
Разработка учебной ситуации
Название | Пусть знают все! Значок учебного заведения. |
Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации | Личностные: развитие мотивации, познавательного интереса к предмету, развитие творческих способностей Метапредметные: применение приобретенных умений, навыков и знаний для решения типичных жизненных ситуаций Предметные: умение применить знания, умения и навыки работы в графическом редакторе |
Планируемые результаты обучения |
|
Краткое описание ситуации | В каком колледже ты учишься? Чем он отличается от других таких же учебных заведений твоего города? Было бы здорово, идя по улице, видеть, кто из какого УЗ! Предлагаем тебе выступить разработчиком значка обучающегося нашего колледжа. |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. |
|
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов | Подготовить примеры различных видов значков Исполнять роль консультанта и критика |
Критерии оценивания задания
Задание: Нарисовать значок колледжа.
Оцениваются уровень освоения различных инструментов графического редактора
Критерии оценивания: емкость, красочность, оригинальность, разнообразие инструментов.
Пример №6
Учебная тема: Построение таблиц в текстовом редакторе
Профессия, курс: все профессии, I курс
Разработка учебной ситуации
Название | Таблицы вокруг нас. |
Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации | Личностные: развитие мотивации, познавательного интереса к предмету, развитие творческих способностей Метапредметные: применение приобретенных умений, навыков и знаний для решения типичных жизненных ситуаций Предметные: умение применить знания, умения и навыки работы при построении таблиц в текстовом редакторе |
Планируемые результаты обучения |
|
Краткое описание ситуации | Присмотритесь-ка повнимательнее к интерьеру вокруг Вас: дóма, в магазине, в мастерской, в лаборатории…. Сплошные таблицы! Выберите 2-3 предмета, которые имеют «табличную сущность», и докажите это! |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. |
|
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов | Подготовить картинки предметов, имеющих «табличную сущность» Исполнять роль консультанта и критика |
Критерии оценивания задания
Задание: Выбрать и представить 2,3 предмета и представить их в виде таблицы
Оцениваются уровень освоения понятия таблица, овладения приемами составления таблиц
Критерии оценивания: правильность выбора предметов с «табличной сущностью» и правильность составления таблицы
Пример №7
Учебная тема: Создание формы в базе данных
Профессия, курс: все профессии, II курс
Разработка учебной ситуации
Название | База уникальностей |
Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации | Личностные: развитие мотивации, познавательного интереса к предмету, развитие творческих способностей Метапредметные: применение приобретенных умений, навыков и знаний для решения типичных жизненных ситуаций Предметные: умение применить знания, умения и навыки работы при построении формы в базе данных |
Планируемые результаты обучения | Повторение, закрепление и углубление изученного материала по теме «Технология хранения, поиска и сортировки информации. Базы данных»;
|
Краткое описание ситуации | Говорят, что каждый человек уникален и неповторим. У каждого из нас разные интересы и увлечения. Представь форму для ввода данных в базу данных и заполни ее данными о себе и своих друзьях. |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. |
|
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов | Подготовить форму, в которой отобразить уникальность известного человека Исполнять роль консультанта и критика |
Критерии оценивания задания
Задание: Представь форму для ввода данных в базу данных и заполни ее данными о себе и своих друзьях.
Оцениваются уровень усвоения понятия база данных, объекта форма базы данных
Критерии оценивания: правильность выбора признаков уникальности, правильность и оригинальность формы
Пример №8
Учебная тема: Глобальная компьютерная сеть Интернет
Профессия, курс: все профессии, II курс
Разработка учебной ситуации
Название | Электронные рассылки |
Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации | Личностные: развитие мотивации, познавательного интереса к предмету, развитие творческих способностей Метапредметные: применение приобретенных умений, навыков и знаний для решения типичных жизненных ситуаций Предметные: умение использовать возможности Интернет |
Планируемые результаты обучения | Углубление изучения материала по теме «Глобальная компьютерная сеть Интернет»;
|
Краткое описание ситуации | Великое разнообразие рассылок представлено в сети, вот только интересны и полезны, не многие из них. Предложите тему, название, периодичность рассылки, которую вы могли бы вести для обучающихся своей группы, а может, и всей страны. Разработайте 1-ый выпуск такой рассылки. |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. |
|
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов | Подготовить несколько видов рассылок Исполнять роль консультанта и критика |
Критерии оценивания задания
Задание: Разработать 1-ый выпуск рассылки в глобальной сети, которую вы хотели бы вести для своих друзей.
Критерии оценивания: актуальность, познавательность предложенной рассылки
Пример №9
Учебная тема: Базы данных
Профессия, курс: механик маломерного судна, II курс
Разработка учебной ситуации
Название | Двигатель внутреннего сгорания |
Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации | Личностные: развитие мотивации, познавательного интереса к предмету, развитие творческих способностей Метапредметные: применение приобретенных умений, навыков и знаний для решения профессиональных задач Предметные: умение анализировать информацию и создавать базы данных |
Планируемые результаты обучения | Углубление изучения материала по теме «Базы данных»;
|
Краткое описание ситуации | Двигатель внутреннего сгорания – это большое количество различных систем, механизмов, деталей. Определи, как их можно упорядочить с помощью базы данных. База данных должна быть построена таким образом, чтобы из нее можно было извлекать необходимую информацию. |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. |
|
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов | Подготовить плакаты «Системы и механизмы ДВС». Исполнять роль консультанта и критика |
Критерии оценивания задания
Задание: Создать БД по предмету ДВС..
Оцениваются уровень усвоения понятия база данных, структура БД, создание запросов на выборку
Критерии оценивания: правильность отбора информации и построения БД
Пример №10
Учебная тема: Интерактивная презентация
Профессия повар-кондитер
Разработка учебной ситуации
Название | Открываем ресторан! |
Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации | Личностные: развитие мотивации, познавательного интереса к предмету, развитие творческих способностей Метапредметные: выделение целей, определение способов работы, отработка умения высказывать свое мнение, прислушиваться к чужому, работать коллективно; применение приобретенных умений, навыков и знаний для решения профессиональных задач Предметные: Поиск, анализ информации, умение создавать интерактивные презентации |
Планируемые результаты обучения | Повторение и закрепление материала по теме «Интерактивные презентации»;
|
Краткое описание ситуации | Создать рекламный проспект на предложенный фирмой-производителем товар (в данном случае реклама ресторана «Русская кухня» с меню блюд). Фирма, создавшая лучший рекламный проспект, получит право на развернутую рекламу данного товара в дальнейшем. |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. |
|
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов | Подготовить должностные инструкции, инструкции по защите проспекта, примеры реклам Исполнять роль консультанта и критика |
Критерии оценивания задания
Задание: Создайте рекламный проспект в виде интерактивной презентации
Оцениваются уровень достижения образовательной цели
Критерии оценивания: общее впечатление о презентации
Задание: Выступите с защитой своего рекламного проспекта
Оценивается уровень изложения материалов защиты (выразительное, компактное, с элементами риторики
упорядоченное, выразительное)
Критерии оценивания: эмоциональность, аргументированность защиты
Задания:
- Исследуй основные направления работы с информацией в банковском деле, в торговле, в пищевой промышленности, в технике;
- Проанализируй основные компоненты информационной культуры, которые необходимы специалисту твоей профессии для работы;
- Составление – составить словарь, кроссворд, игру, викторину, тест и т.д.
- Составь технологию приготовления некоторого блюда в виде денотатного графа или ментальной карты
Заключение
Образование детей, при котором раскрывается их творческий потенциал - своеобразный аналог, прообраз "взрослой" профессиональной деятельности и поэтому включает в себя основные типы деятельности человека и многообразие их результатов. Обучающиеся, создавая индивидуальные образовательные продукты познания объектов, моделируют на уровне своего развития и образования аналогичные процессы сферы деятельности взрослых. Такой процесс является переходом к знакомству и сопоставительному усвоению обучающимися культурного многообразия общечеловеческих продуктов труда, поскольку они осваивают "настоящие" способы деятельности, которые имеют не столько учебно-тренировочную, сколько реально действенную роль в их жизни.
Источники
- Хуторской А.В. Основные методы эвристического обучения. Размещено на сайте http://www.eidos.ru/
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, С. 95 – 126. Размещено на http://www.allbest.ru/
- http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00359222_1.html Обучение информатике в 9 классах средней школы на основе использования творческих задач
- http://allforedu.ru/uroki/tvorchzad/ Творческие задания по информатике
- http://festival.1september.ru/articles/420044/ - Якушевская Ю.С. Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач
- http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебных действий на уроках русского языка в основной школе в рамках реализации ФГОС. Разработки учебных ситуаций..
Разработки учебных ситуаций для использования на уроках русского языка....
Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.
В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую оче...
Разработка творческих заданий по технологии
Творческий подход к преподаванию технологии. Примеры творческих заданий...
Концепция инновационной деятельности «Творческое задание как форма работы с одаренными детьми»
В своей педагогической практике большое внимание уделяю, одной из актуальных проблем в современной педагогике и психологии, творческим заданиям в художественной деятельности детей с признаками художес...
Электронная презентация на тему: "Учебная ситуация как способ инициирования речи учащихся и развития их творческого воображения".
В данной презентации разбираются различные виды учебных ситуаций на уроках, которые помогают развивать коммуникативную компетенцию учащихся....
Модели учебных ситуаций и учебных заданий на развитие креативного мышления.
У каждого из нас своё представление о том, что такое творческая одарённость. Это представление складывается в зависимости от того, как мы понимаем творческую одарённость, из опыта общения с детьми, от...
Модель учебной ситуации и учебного задания на уроке физики, открывающая для детей возможность применять и развивать креативное мышление
Модель продемонстрирована на примере урока по геометрической оптики по теме "Линзы"...