Формирование учебных действий на уроках русского языка в основной школе в рамках реализации ФГОС. Разработки учебных ситуаций..
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Разработки учебных ситуаций для использования на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование учебных действий на уроках русского языка в основной школе в рамках реализации ФГОС.
Разработки учебных ситуаций.
Ситуации – иллюстрации. Выполнила
НИКИТИНА ЛАРИСА ЮРЬЕВНА,
учитель русского языка и литературы,
БОУ города Омска «Средней
общеобразовательной школы № 16»
УМК Т.А.Ладыженская и другие.
5 класс 1.
Правописание суффиксов ек, ик.
Сравните два столбика. Почему в первом столбике использованы слова с суффиксом ек, а во втором с суффиксом ик?
ЕК | ИК |
ОРЕШЕК - ОРЕШКА | КЛЮЧИК - КЛЮЧИКА |
КУСОЧЕК - КУСОЧКА | ПОНЧИК - ПОНЧИКА |
КОМОЧЕК - КОМОЧКА | МЯЧИК - МЯЧИКА |
ЗАМОЧЕК - ЗАМОЧКА | супчик - супчика |
Какой алгоритм рассуждения, по вашему мнению, необходимо использовать при написании слов с данными суффиксами, сформулируйте правило.
2.
Спряжение глаголов.
Сравните два предложенных варианта правила на тему «спряжение глаголов».
Какой из них, с вашей точки зрения, представляет информацию более наглядно? Какой вариант более удобный для определения спряжения глагола?
1 ВАРИАНТ. Алгоритм рассуждения.
Ставлю глагол в неопределённую форму ( Что делать? Что сделать?) |
Если ударение падает на личное окончание глагола, пишу, что слышу. |
Если личное окончание глагола безударное, смотрю, на что оканчивается глагол в неопределённой форме |
Если глагол оканчивается на ОТЬ, УТЬ, ЫТЬ, ЕТЬ, АТЬ – глагол I спряжения. + 2 слова исключения на ИТЬ…(брить, стелить) глагол I спряжения | Если глагол оканчивается на ИТЬ + 11 глаголов исключения(4 на АТЬ + 7 на ЕТЬ)…гнать, держать ,смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть. Глагол II спряжения. |
Если, глагол относится к I спряжению, то в личном окончании пишу: У(ю); ешь(ёшь),ет(ёт), ем(ём), ете(ёте); ут(ют) |
Если глагол относится ко II спряжению, то в личном окончании пишу: У(ю); ишь; ит; ите;им; ат(ят); |
2 ВАРИАНТ. Запомни правило.
Если у глагола безударное личное окончание, нужно:
- Поставить глагол в неопределённую форму,
НАПРИМЕР: строите – строить;
- Определить, какая гласная стоит перед ТЬ.
Ко 2 спряжению относятся:
А) все глаголы на ИТЬ ( кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)
Б) 7 глаголов на ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;
В) 4 глагола на АТЬ: держать, слышать, дышать, гнать.
Все остальные глаголы (на ЕТЬ, АТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЫТЬ и др.) относятся к 1 спряжению.
Глаголы 1 спряжения имеют личные окончания : ЕШЬ(ЁШЬ), ЕТ(ЁТ), ЕМ(ЁМ), ЕТЕ(ЁТЕ), УТ(ЮТ).
Глаголы 2 спряжения имеют личные окончания: ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ(ЯТ).
3.
Буквы З и С на конце приставок.
Сравните два столбика со словами. Какую вы заметили закономерность написания слов в приставках на З и С.
безболезненный | бесплатный |
чрезмерный | бесполезный |
вознаградить | распахнуть |
безжизненный | бессердечный |
взмахнуть | бесшумный |
возглавить | расширить |
разглядеть | рассеянный |
безбрежный | расшевелить |
изморось | расположиться |
Какое правило необходимо использовать, с вашей точки зрения, при выборе приставки на З или С?
4.
Буквы о-а в корне РАСТ – РОС – РАЩ
Сравните два предложенных варианта правила на тему «Буквы О – А в корнях РАСТ, РОС, РАЩ».
Какой из них, с вашей точки зрения, представляет информацию более наглядно? Какой вариант более удобный для использования правила на письме?
1ВАРИАНТ (в таблице)
Ра СТ и Вы и Ра ение Ра ительный | Вы Щ енный Взра ённый | Под РОС ла Вы ла За ли Водо ли |
РАСТ Искл. РОСТОК РОСТОВ Ростислав РОСТОВЩИК | РАЩ | РОС Искл. ОТРАСЛЬ |
2 ВАРИАНТ.
В корне РАСТ – РОС безударная А пишется перед СТ, Щ.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.
5.
Буквы И – Ы после Ц.
Таня и Саша отвечали у доски правило «Буквы Ы – И после Ц».
Таня оформила свой ответ в виде таблицы на доске, а Саша написал правило.
Какой ответ, с вашей точки зрения, представляет информацию более наглядно? Какой вариант более удобный для определения выбора букв Ы , И после Ц?
1ВАРИАНТ.
И пиши в корнях слов и в словах на ЦИЯ | Ы пиши в окончаниях и суффиксах | Ы пиши в корнях слов-исключениях. Запомни фразу. |
Цифра Цирк Лекция Секция | Куцый Овцы Сестрицын падчерицын | ЦЫГАН подошёл к ЦЫПЛЁНКУ на ЦЫПОЧКАХ и ЦЫКНУЛ: «ЦЫЦ!» |
2 ВАРИАНТ.
Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах, оканчивающихся на ЦИЯ.
Буква Ы после Ц пишется:
А) в окончаниях и суффиксах;
Б) В корнях слов-исключений ЦЫПЛЁНОК, ЦЫГАН, ЦЫКНУТЬ, на ЦЫПОЧКАХ.
ПРИМЕРЫ:
Цифра, акация;
У гостиницы, сестрицын, цыганский.
6.
Буквы О – А в корне ЛАГ – ЛОЖ.
Сравните два варианта таблиц для правила «Буквы О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ».
Какой из вариантов, с вашей точки зрения, представляет информацию более наглядно? Какой вариант более удобный для использования на письме?
1ВАРИАНТ.
В корне ЛАГ перед Г пиши А | В корне ЛОЖ перед Ж пиши О |
слагаемое предлагать | сложение предложение |
2 ВАРИАНТ.
ЛАГ, если за корнем стоит суффикс А | ЛОЖ, если за корнем нет суффикса А |
Предполагать прилагать | Предположение приложить |
7.
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Андрей не выучил правило и не смог выполнить задание в карточке: вставить пропущенные глухие и звонкие согласные.
Сравнивая слова с глухими и звонкими согласными, помогите Андрею сформулировать правило.
Какое рассуждение необходимо использовать, с вашей точки зрения, при выборе глухих или звонких согласных в корне слова?
1)Близкий – близок
Ходьба – ходит
Бумажка – бумажечка
Мягкий – мягок
Сапог – сапоги
Зуб - зубы
2)Чуткий – чуток
Косьба – косит
Рубашка – рубашечка
Плот – плотик (способ переправы)
8.
Разделительные Ъ и Ь.
Сравните два предложенных варианта правила на тему «Разделительный Ъ и Ь».
Какой из них, с вашей точки зрения, представляет информацию более наглядно? Какой вариант более удобный для определения в слове Ъ или Ь?
1ВАРИАНТ.
Ъ После приставок на согласные Перед Е, Ё, Ю, Я | Ь В остальных случаях перед Е, Ё, Ю, Я, И |
Подъезд Съёмка Предъюбилейный объявление | Семья Соловьи Налью Пьеса птичьи |
2ВАРИАНТ.
Разделительный Ъ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я только после приставок на согласные.
В остальных случаях перед теми же буквами и перед И пишется разделительный Ь.
ПРИМЕРЫ:
Объяснение, разолью, воробьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе в рамках реализации ФГОС.
Урок русского языка в 5 классе.Знакомство с новой темой....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-393738-1391003520.jpg)
«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»
Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1251815-1590477488.jpg)
Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы
Каким образом нужно выстроить свою деятельность молодым педагогам, чтобы выполнять требования системно-деятельностного подхода, определённые в ФГОС? Становлению человека самостоятельного, способного п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/20/picture-649798-1437376775.jpg)
Формирование учебного действия на уроках русского языка
Проанализированы понятия "учебное действие" и "универсальные учебные действия". Обоснована специфика учебного действия в рамках предмета "русский язык". Рассмотрены приём...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/31/picture-1432047-1667221801.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ООО"
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ОООИз опыта работыучителя русского языка и литературы филиала МБОУ Пеклинской СОШРябчинской СОШАв...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/05/picture-1089711-1543982365.jpg)
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире&raq...