Модель учебной ситуации и учебного задания на уроке физики, открывающая для детей возможность применять и развивать креативное мышление
план-конспект урока по физике (8, 9 класс)
Модель продемонстрирована на примере урока по геометрической оптики по теме "Линзы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Дмитровского городского округа
МОУ ДМИТРОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
________________________________________________________________
141800 Московская область г. Дмитров е - mail: dmschool3@bk.ru
мкр. ДЗФС дом 24 тел./факс 8(496)223-54-74
Учитель физики: Денисова А.В.
Модель учебной ситуации и учебного задания на уроке физики, открывающая для детей возможность применять
и развивать креативное мышление
Тема: Геометрическая оптика. Линзы.
Класс: 8
Цель: продемонстрировать модель хода световых лучей через собирающую линзу.
Программные задачи: получить изображение с помощью собирающей линзы, привести примеры применения этих моделей в жизни.
Оборудование и наглядный материал, методический материал: источник света (лампа на подставке или свеча), собирающие линзы с разным фокусным расстоянием, экран, демонстрационный текст на листе. Схема фотоаппарата, проектора, модель глаза, рисунок, на котором показано получение увеличенного изображения с помощью лупы.
Предварительная работа: это задание выполняется при изучении геометрической оптики, после изучения собирающих и рассеивающих линз. Учащиеся уже должны знать правило хода лучей через собирающую линзу.
Ход организованной образовательной деятельности
Мотивационно-ориентировочный этап:
Линзы бывают разной формы и используются в различных приборах. Без линз не было бы современной техники. Даже человеческий зрачок своим образом линза, которая помогает нам лучше видеть. Важно изучать линзы, ход световых лучей в них, чтобы понимать, как получается изображение. Перед вами стоит задача – получить изображение, используя предоставленные линзы. Постарайтесь получить все возможные изображения, постойте геометрические модели хода световых лучей в проделанных вами опытах и предложить использование этих моделей в природе и технических устройствах.
Проблемно-поисковый этап: учащиеся осуществляют поиск решения поставленной задачи. Опираясь на уже имеющиеся у учащихся знания, дети определяют, какие линзы им предложены. Для этого они смотрят через них на предложенный листок с текстом и видят увеличенные буквы. Таким образом, они делают вывод, что линзы собирающие. А увеличенные буквы, это уже первое изображение, полученное с помощью линз. При этом линза работает как лупа. Это изображение мнимое. Дети анализируют, какие изображения можно получить, поступает предложение получить увеличенное изображение при условии, что линза находится между первым и вторым фокусом. Но ведь можно получить и уменьшенное изображение. Идёт дискуссия. Решают проделать эксперимент и пронаблюдать и увеличенное, и уменьшенное изображение.
Практический этап: используя лампочку, которую они постепенно отодвигают от линзы, ученики получают два изображения, сначала увеличенное, а потом уменьшенное. Дальше необходимо объяснить, как возникают эти изображения. Дети делают построения.
Предполагаемый результат: Учащиеся нашли три решения поставленной задачи (мнимое увеличенное изображение, увеличенное и уменьшенное действительные изображения). Теперь им надо подумать, где эти модели могут использоваться в природе и технике. Применения собирающей линзы как лупы ими уже обнаружено. Дети рассматривают схему фотоаппарата, проектора и глаза, сопоставляют их со своими построениями, знаниями по биологии о строения глаза. Делают выводы.
Рефлексивно-оценочный этап:
Учащимся предлагается облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске выводится слайд, где указаны варианты:
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Постановка учебной задачи через учебную ситуацию"
Презентация "Постановка учебной задачи через учебную ситуацию"даёт учителю теоретическую информацию о конструировании современного урока....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/26/picture-539510-1417019124.jpg)
«Использование ключевых учебных ситуаций при обучении решению задач по физике»
С методом использования ключевых учебных ситуаций (КлУС) при обучении физики, я впервые познакомилась, обучаясь на дистанционных курсах педагогического университета «Перв...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/30/picture-250428-1367340523.jpg)
Открытый урок. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием материалов учебника «Физика, 7 класс» (авт. А.В. Пёрышкин).
Урок изучения нового материала...
Учебная ситуация как основа организации деятельностного урока
Учебная ситуация как основа организации деятельностного урока...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-78410-1352387493.jpg)
Статья «Развитие личности на уроках физики через открытие новых возможностей «универсальной игрушки»
Современный ученик живет в мире электронной культуры.Развитие информационных технологий наложило определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка: компьютер стал «универсал...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/27/picture-170700-1356608237.jpg)
Модели учебных ситуаций и учебных заданий на развитие креативного мышления.
У каждого из нас своё представление о том, что такое творческая одарённость. Это представление складывается в зависимости от того, как мы понимаем творческую одарённость, из опыта общения с детьми, от...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/03/picture-1408497-1672771934.jpg)
Планирование учебного процесса, создание учебных ситуаций с использованием модели «Перевернутое обучение»
В данной статье описываются учебные ситуации с использованием модели "Перевернутое обучение"....