Рабочая программа - Информатика и ИКТ учебник для 10 классов / А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. – 3-е изд
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме
Рабочая программа составлена с учетом специфики учебного заведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prgramma_10_klass.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФУДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
УТВЕРЖДАЮ
Начальник ФГКОУ С-П
СВУ МВД России
генерал-майор полиции
___________________
«_____» ________________ 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
2 курс
ЦИКЛ ГУМАНИТАРНЫХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
СОГЛАСОВАНО Начальник учебного отдела СПб СВУ МВД России полковник внутренней службы _________________ «_____» __________________ 2014г. | Программа обсуждена и принята на заседании цикла гуманитарных и математических дисциплин СПб СВУ МВД России Протокол № ____ от «___»_____________2014г. | Начальник цикла гуманитарных и математических дисциплин подполковник внутренней службы _________________ «____»_________________ 2014г. |
Санкт-Петербург
ОГЛАВЛЕНИЕ- Пояснительная записка 3
- Основное содержание 5
- Учебно-методический комплекс 7
- Требования к уровню подготовки 10
- Учебно-тематическое планирование 11
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 2 курса ФГКОУ С-П СВУ МВД России составлена на основе Примерной программы среднего общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта базового уровня общего образования с учетом концепции «О профессиональной ориентации суворовцев.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Учебный план ФГКОУ С-П СВУ МВД России на 2014-2015 учебный год предполагает 3-х годичное (9-11 класс) обучение воспитанников, в том числе на ступени среднего (полного) общего образования – 2 года. В связи с этим, в соответствии с учебным планом ФГКОУ С-П СВУ МВД России на 2014-2015 учебный год на изучение предмета информатика и ИКТ на 2 курсе (в 10 классе) отведено 35 часов.
Все курсы информатики старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основной задачей базового уровня изучения информатики и ИКТ в ФГКОУ С-П СВУ МВД России состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных в дальнейшей профессиональной деятельности.
Для реализации данной рабочей программы используются разнообразные форм организации учебного процесса, внедряются современные методы обучения и педагогические технологии, такие как: развивающее обучение, проблемное обучение, технологию изучения изобретательских задач, исследовательские методы в обучении, проектные методы обучения, технология использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, так же учитывается региональные условия, осуществляется концепция «О профессиональной ориентации суворовцев».
В Рабочую программу курса «Информатика и ИКТ» относительно к Примерной программе среднего общего образования по информатике и информационным технологиям, добавлены темы «Основы логики» и «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование». Это связано с тем, что итоговая аттестация выпускников проводится в настоящее время в формате ЕГЭ, а задания тестов содержат большое количество вопросов, связанных с данными темами.
Таким образом, данная Рабочая программа позволяет:
- обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
- систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
- заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
- сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
2 КУРС (10 КЛАСС )
Информация, информационные процессы (8 часов)
Информация, свойства информации. Информационные процессы. Универсальность двоичного кодирования.
Практические работы
- Информационные процессы в деятельности сотрудников ОВД.
- Решение задач «Двоичное кодирование»
Информационная деятельность человека (10 часов)
Алгоритм, свойства алгоритма. Основные алгоритмические структуры. Информационные задачи и этапы их решения.
Применение компьютера для решения простейших информационных задач. Эксперимент как способ познания. Компьютерная обработка результатов эксперимента.
Практические работы
- Решение задач «алгоритмические структуры».
- Работа над проектом «Анализ результатов эксперимента».
Моделирование процессов живой и не живой природы (5 часов)
Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Типы информационных моделей.
Практическая работа
- Практическое задание по теме «Решение задач моделирования».
Логико-математические модели (10 часов)
Элементы логики высказываний. Логические функции и логические выражения. Законы алгебры высказываний. Базы данных. СУБД.
Практические работы
- Решение задач «Логические формулы».
- Практическая работа «База данных».
Основы социальной информатики ( 1 часа)
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Резерв учебного времени – 1 часа.
Всего – 34 часа.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебно-методического комплекса:
- Информатика и ИКТ учебник для 10 классов / А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение 2013 г. (Приказ от 31 марта 2014 г. № 253«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
Дополнительные пособия:
- Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей; - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004, 2005;
- Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004, 2005;
- Шауцукова Л.З. Информатика 10-11 класс, учебное пособие. Просвещение, 2004г.
- Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман И.А. Информатика. Учебник для 10-11 классов ОУ. Просвещение, Москва, 2003г.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Информатика / авт.-сост. П.А.Якушкин, Д.М.Ушаков. – М.:АСТ:Астрель, 2010. – 251 с.
Используемые пособия для учителя:
- Зеленяк О.П. Современный задачник по Турбо Паскалю. – М.:ДМК Пресс, 2010. – 320 с.
- Кашаев С.М. Паскаль для школьников. Подготовка ЕГЭ/ С.М.Кашаев, Л.В.Шерстнёва. – СПб.:БХВ-Петербург, 2010. – 352 с.
- Культин Н.Б. Турбо Паскаль в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 256 с.
- Чуркина Т.Е. ЕГЭ. Информатика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Т.Е.Чуркина. – М.:Издательство «Экзамен», 2010. – 182 с.
- Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том. 1. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 278 с.
- Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том. 2. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 278 с.
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
- Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
- Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
- Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
- Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Знать/Понимать
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
7. Основы информационной культуры общества.
Уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
2. автоматизации коммуникационной деятельности;
3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 курс (10 класс)
№ | Разделы и темы | Количество учебных часов | Метапредметность, профориентация | ||
По разделам | По темам | Контроль | |||
1 | Информация. Информационные процессы. | 8 | Актуализация определения информация с точки зрения юриспруденции. Следственные мероприятий как мера уменьшения неопределенности знаний. Изучение грифов секретности. Кодирование информации в деятельности сотрудника МВД. | ||
1.1 | Информация, свойства информации. | 1 | |||
1.2 | Информационные процессы. | 1 | |||
1.3 | Практическое задание «Информационные процессы» | 1 | |||
1.4 | Практическое задание «Информационные процессы» | 1 | |||
1.5 | Универсальность двоичного кодирования. | 1 | |||
1.6 | Решение задач «двоичное кодирование» | 1 | |||
1.7 | Решение задач «двоичное кодирование» | 1 | |||
1.8 | Проверочная работа «двоичное кодирование» | 1 | |||
2 | Информационная деятельность человека | 10 | Алгоритмизация как пример иерархической модели управления. Анализ проведения следственного эксперимента. Составление отчета с анализом криминогенной обстановки. | ||
2.1 | Алгоритм, свойства алгоритма | 1 | |||
2.2 | Основные алгоритмические структуры. | 1 | |||
2.3 | Решение задач «алгоритмические структуры». | 1 | |||
2.4 | Решение задач «алгоритмические структуры». | 1 | |||
2.5 | Информационные задачи и этапы их решения. | 1 | |||
2.6 | Применение компьютера для решения простейших информационных задач. | 1 | |||
2.7 | Эксперимент как способ познания. Компьютерная обработка результатов эксперимента. | 1 | |||
2.8 | Работа над проектом «анализ результатов эксперимента». | 1 | |||
2.9 | Работа над проектом «анализ результатов эксперимента». | 1 | |||
2.10 | Защита проекта. | 1 | |||
3 | Моделирование процессов живой и не живой природы | 5 | Создание материальных и информационных моделей используемых в системе МВД. Изучение программ моделирования используемых в системе МВД. | ||
3.1 | Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Типы информационных моделей. | 1 | |||
3.2 | Типы информационных моделей. | 1 | |||
3.3 | Практическое задание «решение задач моделирования». | 1 | |||
3.4 | Практическое задание «решение задач моделирования». | 1 | |||
3.5 | Доклад по работе над практическим заданием «решение задач моделирования». | 1 | |||
4 | Логико-математические модели. | 10 | Изучение систем контроля доступа, видеоконтроля ситуации, изучения способов поиска информации и граждан в сети интернет. Изучение государственных информационных ресурсов и информационных ресурсов системы МВД. Изучение информационных методов и способов защиты информации. | ||
4.1 | Элементы логики высказываний. | 1 | |||
4.2 | Логические функции и логические выражения. | 1 | |||
4.3 | Законы алгебры высказываний. | 1 | |||
4.4 | Решение задач «логические формулы» | 1 | |||
4.5 | Решение задач «логические формулы» | 1 | |||
4.6 | Проверочная работа «логические формулы» | 1 | |||
4.7 | Базы данных. СУБД. | 1 | |||
4.8 | Практическая работа «База данных» | 1 | |||
4.9 | Практическая работа «База данных» | 1 | |||
4.10 | Отчет по практической работе «База данных» | 1 | |||
5 | Основы социальной информатики | 1 | Этические и правовые вопросы работы с информацией. | ||
5.1 | Информационная культура. Этические и правовые нормы деятельности человека | 1 | |||
6 | Резерв | 1 | |||
Итого | 35 | 30 | 4 |
Старший преподаватель цикла гуманитарных
и математических дисциплин
майор внутренней службы Караваев А.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа информатика и ИКТ, 11 класс, Угринович, базовый
Пояснительная запискаРабочая программа по информатике и ИКТ составлено на основе следующих документов:· федерального компонента государственного стандар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Информатика 5,6,7 классы
Использование УМК под ред. Л. Босовой...
Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС
Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС...
Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС
Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС...
рабочая программа "ИНФОРМАТИКА и ИКТ 9 класс"
Рабочая программа включает в себя:1) пояснительную записку;2) календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа Информатика и ИКТ 8 класс
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 8 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа углубленного курса информатики для 10 класса к учебнику А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А.И. Сенокосов Н.А. Юнерман.
Представлена рабочая программа учителя для углубленного курса информатики для 10 класса к учебнику А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А.И. Сенокосов Н.А. Юнерман. (4 час в неделю)....