Рабочая программа углубленного курса информатики для 10 класса к учебнику А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А.И. Сенокосов Н.А. Юнерман.
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)
Представлена рабочая программа учителя для углубленного курса информатики для 10 класса к учебнику А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А.И. Сенокосов Н.А. Юнерман. (4 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_informatika_10_klass_uglubl.docx | 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА: на заседании МО учителей математики и информатики Протокол от 31.08. 2020 № 1 | СОГЛАСОВАНА: заместитель директора _______________ В.С. Ларионов «01» сентября 2020г. | УТВЕРЖДЕНА: приказом директора от _________№ ___ |
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ»
10 класс (4 час. в неделю, всего 136 часов )
2021 / 2022 уч. год
Учитель: Н.Л. Попова
Программа составлена на основе А.Г. Гейн «Информатика. Рабочие программы. 10-11 класс» М.: Просвещение, 2017
Учебник: А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А.И. Сенокосов Н.А. Юнерман., Информатика (базовый и углубленный уровень), 10 класс, М.: Просвещение, 2020.-271 с.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты:
- осознание своего места в информационном обществе;
- чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
- готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
- умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
- готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
Метапредметные результаты:
- умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
- использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
- использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
- умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
- умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий
Предметные результаты:
Тема 1. Информатика как наука
Обучающийся научится:
- понимать и использовать основные понятия, связанные с основными задачами информатики как области научного знания и технологии
- формализовать понятие «алгоритм» с помощью одной из универсальных моделей вычислений (машина Тьюринга),
- выбирать тип цикла в зависимости от решаемой подзадачи; составлять циклы с использованием заранее определенного инварианта цикла;
Обучающийся получит возможность:
- приводить примеры различных алгоритмов решения одной задачи, которые имеют различную сложность; использовать понятие переборного алгоритма
- создавать собственные алгоритмы для решения прикладных задач на основе изученных алгоритмов и методов;
Тема 2. Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий
Обучающийся научится:
- использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
- использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов;
- выделять подзадачи, решение которых необходимо для решения поставленной задачи в полном объеме;
- реализовывать решения подзадач в виде подпрограмм, связывать подпрограммы в единую программу;
- использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН
- применять алгоритмы поиска и сортировки при решении типовых задач;
Обучающийся получит возможность:
- применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки символьных строк;
- выполнять обработку данных, хранящихся в виде массивов различной размерности;
- проводить (в несложных случаях) проверку надежности и согласованности исходных данных и проверку достоверности результатов натурных и компьютерных экспериментов;
Тема 3. Моделирование процессов живой и неживой природы
Обучающийся научится:
- разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; анализировать соответствие модели реальному объекту или процессу;
- представлять результаты математического моделирования в наглядном виде,
Обучающийся получит возможность:
- проводить эксперименты и статистическую обработку данных с помощью компьютера; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
Тема 4. Логико-математические модели
Обучающийся научится:
- строить логические выражения с помощью операций дизъюнкции, конъюнкции, отрицания, импликации, эквивалентности;
- строить логической выражение по заданной таблице истинности;
- выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики
- исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные; решать логические уравнения;
Обучающийся получит возможность:
- строить логическое выражение в дизъюнктивной нормальной форме по заданной таблице истинности;
- определять истинность высказывания, составленного из элементарных высказываний с помощью логических операций, если известна истинность входящих в него элементарных высказываний;
- исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные; решать логические уравнения;
Тема 5. Основы языка программирования Python
Обучающийся научится:
- читать и понимать несложные программы
- создавать программы для решения типовых задач из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций, включая тестирование и отладку программ ;
Обучающийся получит возможность:
- использовать второй язык программирования;
- создавать, анализировать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы, связанные с анализом элементарных функций
- сравнивать преимущества и недостатки двух языков программирования;
Содержание учебного курса
Тема 1. Информатика как наука
Информатика как наука об информационных процессах и системах, а также о технических средствах, повышающих их эффективность и автоматизированность. Основные задачи информатики как области научного знания и технологии. Текстовая и графическая информация. Необходимость применения компьютеров для обработки информации. Обыденное и научно-техническое понимание термина «информация». Понятие автомата. Две информационные модели, которыми может быть представлен автомат. Понятие формального универсального исполнителя. Функциональная схема машины Тьюринга. Язык программирования как одно из средств «общения» с компьютером. Реализация основных способов организации действий в языке программирования, реализация в нем основных способов организации данных. Естественные языки, формальные языки, грамматика формальных языков программирования.
Тема 2. Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий
Особенности обработки информации человеком. Информационные задачи и этапы их решения. Понятие БД, СУБД их функции. методы обработки экспериментальных данных. Методы обработки экспериментальных данных. Метод наименьших квадратов. Понятие вспомогательного алгоритма. Метод пошаговой детализации. Понятие подпрограммы Метод подпрограмм. Понятие рекуррентных соотношений и рекурсивных алгоритмов. Понятие одномерного и двумерного массива. Работа с массивами (заполнение, вывод, обработка, сортировка). Метод половинного деления для решения уравнений. Основные операции в электронных таблицах. Сортировка и фильтрация. Построение диаграмм и графиков. Режимы «Подбор параметра» и «Поиск решения».
Тема 3. Моделирование процессов живой и неживой природы
Этапы решения задач с помощью компьютера: построение компьютерной модели, проведение компьютерного эксперимента и анализ его результатов. Виды моделей. Процесс формализации. Понятия «хорошо» и «плохо» поставленной задачи. Построение компьютерных моделей. Моделирование физических процессов. Моделирование процессов в биологии. Модели неограниченного и ограниченного роста. Принцип адекватности модели. Границы адекватности построенной модели. Вероятность случайного события. Понятие вероятностных моделей. Графические возможности языка Pascal: графические примитивы, работа с цветом. Переменная в графике. Построение графика функции, Системы массового обслуживания. Метод Монте-Карло. Имитационное моделирование. Компьютерное моделирование систем массового обслуживания.
Тема 4. Логико-математические модели
Понятие модели искусственного интеллекта. Элементы логики высказывания. Логические операции. Таблицы истинности. Построение логической формулы по таблице истинности. Преобразование логических выражений. Понятие логической функции. Предикаты, кванторы. Строковые переменные. Описание строковых переменных. Основные команды по обработке строковых переменных. Базы знаний, понятие экспертной системы. Основные блоки экспертной системы. Структура логического вывода в экспертной системе.
Тема 5. Основы языка программирования Python
Язык программирования как одно из средств общения с компьютером. Реализация основных способов организации действий в языке программирования, реализация в нём основных способов организации данных. Среда разработки программы, пользовательский интерфейс среды разработки программ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. |
| |
2 | Основные направления развития информатики. |
3 | Информация и информационные процессы. |
4-5 | Язык как средство хранения и передачи информации. Универсальность двоичного кодирования. |
6-7 | Формальный исполнитель: автомат |
8-9 | Универсальный исполнитель. Машина Тьюринга. |
10-11 | Алгоритмы и их свойства. |
12-16 | Основные алгоритмические конструкции и их кодирование на процедурном языке программирования Pascal. |
17-21 | Лабораторная работа №3 «Программирование основных алгоритмических конструкций». |
22 | Обобщение и систематизация материала по теме «Информатика как наука» |
23 | Контрольная работа «Информатика как наука», Октябрь |
| |
24 | Информационные задачи и этапы их решения. Применение компьютера для решения простейших информационных задач |
25-26 | Лабораторная работа № 1 «Обработка числовой информации с помощью электронной таблицы». |
27-28 | Лабораторная работа № 2 «Обработка текстовой и графической информации» |
29 | Эксперимент как способ познания. |
30-31 | Практическая работа №6 «Компьютерная обработка экспериментальных данных». |
32 | Решение уравнений методом половинного деления |
33-34 | Лабораторная работа №10 «Решение уравнений». |
35-36 | Алгоритм как форма организации процедурной информации. |
37-40 | Лабораторная работа №7 «Метод пошаговой детализации». |
41-42 | От переменной к массиву |
43-53 | Лабораторная работа №9 «Программы для обработки массивов». |
54-55 | Рекуррентные соотношения и рекурсивные алгоритмы |
56-60 | Лабораторная работа №8 «Рекуррентные соотношения и рекурсивные алгоритмы». |
61 | Обобщение и систематизация материала по теме «Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий» |
62 | Контрольная работа по теме «Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий». Декабрь |
Моделирование процессов живой и неживой природы | |
63 | Информационное моделирование |
64 | Системный подход в моделировании. |
65 | Моделирование физических процессов. |
66 | Компьютерное исследование модели движения в среде с сопротивлением. |
67-75 | Лабораторная работа №11 «Модель движения в среде с сопротивлением». |
76 | Моделирование процессов в биологии. Модели неограниченного и ограниченного роста |
77 | Границы адекватности модели. |
78-79 | Лабораторная работа № 13 «Поиск границ адекватности модели» |
80 | Моделирование эпидемии гриппа. |
81 | Лабораторная работа №14 «Компьютерная модель эпидемии гриппа». |
82 | Вероятностные модели. Датчики случайных чисел и псевдослучайные последовательности |
83 | Лабораторная работа №15 «Проверяем датчик случайных чисел». |
84 | Компьютерное моделирование процессов в обществе. Моделирование случайных процессов. |
85-86 | Лабораторная работа № 16 «Компьютерная модель системы массового обслуживания». |
87-88 | Моделирование в математике. Метод Монте-Карло. |
89-91 | Лабораторная работа №18 «Вычисление площадей и объёмов методом Монте-Карло». |
92 | Информационные модели в задачах управления. Что такое управление |
93 | Системы с обратной связью. |
94 | Глобальные модели. |
95 | Обобщение и систематизация материала по теме «Моделирование процессов живой и неживой природы». |
96 | Контрольная работа по теме «Моделирование процессов живой и неживой природы». |
Логико-математические модели | |
97 | Модели искусственного интеллекта. |
98 | Элементы логики высказывания. |
99-100 | Законы алгебры высказывания. |
101-102 | Как построить логическую формулу. |
103-104 | Логические функции и логические выражения. |
105-110 | Базы знаний и экспертные системы. |
111-112 | Лабораторная работа «Создание экспертной системы» |
113 | Обобщение и систематизация материала по теме «Логико-математические модели». |
114 | Контрольная работа по теме «Логико-математические модели». |
Основы языка программирования Python | |
115 | Структура программы на языке Python. Операции и переменные. Типы данных |
116 | Ввод и вывод данных в программах на языке Python |
117 | Линейные алгоритмы обработки целочисленных данных |
118 | Линейные алгоритмы обработки вещественных чисел |
119 | Разветвляющиеся алгоритмы. Логический тип данных. |
120-121 | Разветвляющиеся алгоритмы. Сложные условия. Каскадные ветвления |
122-123 | Разветвляющиеся алгоритмы. Решение задач |
124 | Циклические алгоритмы. Цикл с предусловием |
125 | Циклические алгоритмы. Цикл с постусловием. |
126-127 | Циклические алгоритмы с условием. Решение задач. |
128-129 | Циклические алгоритмы. Цикл с параметром |
130 | Обобщение и систематизация материала по теме «Основы языка программирования Python». |
131 | Контрольная работа по теме «Основы языка программирования Python». |
132-136 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса «Информатика» 6 класс
Цели и задачи курсапознакомить учащихся с широким спектром разноплановых задач, где эффективно может применяться компьютерная технология.формировать интерес к изучению программирования. дать ученику в...
Рабочая программа по курсу "Информатика" 5 класс, составленная на основе авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»
Данная рабочая программа разработана в соответствии с авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5» в рамках ФГОС....
Рабочая программа учебного курса геометрии 7 класса по учебнику Атанасяна Л.С.
Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и ...
Рабочая программа учебного курса геометрии 8 класса по учебнику Атанасяна Л.С.
Рабочая программа по геометрии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089)...
Рабочая программа учебного курса геометрии 9 класса по учебнику Атанасяна Л.С.
Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и ...
Рабочая программа учебного курса «Математика» 5 класса К учебнику Н.Я. Виленкин
Рабочая программа курса математика 5 класс, 5 часов в неделю,к учебнику Н.Я. Виленкин....
Рабочая программа по курсу географии 11 класса по учебнику В. П. Максаковского, 2017/2018
Программа включает пояснительную записку, подробное календарно-тематическое планирование....