Рабочая программа по дисциплине "Основы программирования и баз данных"
рабочая программа по информатике и икт на тему
Рабочая программа по дисциплине "Основы программирования и баз данных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Гусь-Хрустальный технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ И БАЗ ДАННЫХ
для специальности
230111 Компьютерные сети
Гусь-Хрустальный
2013
Рабочая программа дисциплины «Основы программирования и баз данных»
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией Протокол №___ от _______ 2012 г. Председатель: Мещерякова Анна Владимировна | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего Утверждаю: Заместитель директора по учебно-методической работе: Киреева Наталья Николаевна |
Авторы: Гасов Павел Сергеевич, преподаватель спец. дисциплин | |
Рецензенты: |
- СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт примерной программы учебной дисциплины……………….......4 |
2.Структура и содержание учебной дисциплины….………………………..5 |
3.Условия реализации программы учебной дисциплины.…………………..9 |
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.……….11 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Технологии физического уровня передачи данных
1.1 Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины Основы программирования и баз данных является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230111 «Компьютерные сети».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 14995 Наладчик технологического оборудования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- составлять программы для реализации методов и алгоритмов обработки различных данных
- использовать технологию работы на персональной ЭВМ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- методы и алгоритмы обработки различных данных
- технологию работы на персональной ЭВМ
- основные современные методы и средства разработки алгоритмов и программ
- основные приемы структурного программирования
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузки обучающегося - 204 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 136 часов;
самостоятельная работа обучающегося - 68 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 204 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 136 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 52 |
практические | 34 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 68 |
Итоговая аттестация в форме - экзамен |
- 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы программирования и баз данных »
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Принципы построения алгоритмов и алгоритмические конструкции. | 19 | |
Тема 1.1. Общее понятие алгоритма. | Общее понятие алгоритма. Краткий обзор существующих алгоритмических языков. | 1 | 2 |
Практическая работа. | 2 | ||
№1 «Составление алгоритма работы программы» | |||
Тема 1.2. Принципы построения и управляющие конструкции алгоритмического языка. | Неформальный алгоритмический язык - псевдокод, максимально приближенный к естественному языку. | 1 | 2 |
Основные конструкции алгоритмического языка - ветвление, цикл; примеры программ на псевдокоде. | 1 | ||
Практические работы | 4 | ||
№2 «Составление алгоритма работы программы с использованием ветвления» | |||
№3 «Составление алгоритма работы программы с использованием цикла» | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Свойства алгоритмов и методы построения. Формы представления алгоритмов: естественный язык, блок-схема, формальный язык. Составление блок-схем алгоритмов. | 10 | ||
Раздел 2. | Введение в языки программирования. | 40 | |
Тема 2.1. Обзор основных языков программирования | Основы алгоритмизации | 1 | |
Первое знакомство с Паскалем. Турбо Паскаль. | 1 | ||
| 1 | ||
Управление символьным выводом на экран. | 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
Циклы. | 1 | ||
Подпрограммы. | 1 | ||
Вычисление рекуррентных последовательностей. | 1 | ||
Основные понятия и средства компьютерной графики в Турбо Паскале | 1 | ||
Строковый тип данных. | 1 | ||
Массивы. | 1 | ||
Множества. | 1 | ||
Комбинированный тип данных (записи). | 1 | ||
Внешние подпрограммы и модули. Заключение. | 1 | ||
Лабораторная работа №1 Диалоговая работа на персональной ЭВМ. Программирование линейных алгоритмов. | 14 | ||
Лабораторная работа №2 Программирование ветвящихся алгоритмов. | |||
Лабораторная работа №3 Программирование циклических алгоритмов. | |||
Лабораторная работа №4 Программирование операций обработки одномерных массивов. | |||
Лабораторная работа №5 Программирование операций обработки двумерных массивов. | |||
Лабораторная работа №6 Программирование с использованием процедур и функций. | |||
Лабораторная работа №7 Программирование операций обработки строк. | |||
Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий по разделу 2, разработка программ по заданиям. | 11 | ||
Раздел 3. | Системы и технологии структурного и объектно – ориентированного программирования. | 77 | |
Тема 3.1. Обзор современных систем программирования. | Современные системы разработки эффективных программ на языке программирования высокого уровня. | 1 | 2 |
Сравнительная характеристика, примеры использования. Разработка программ по техническому заданию. | 1 | ||
Интерфейс операционной системы | 1 | ||
Синхронизация потоков, решение проблем синхронизации | 1 | ||
Принципы аппаратуры ввода-вывода, программное обеспечение | 1 | ||
Компоненты ввода-вывода и их взаимодействие | 1 | ||
Практическая работа | 4 | ||
№4. «Изучение интегрированной среды программирования» | |||
№5. «Составление требований к программному продукту» | |||
Лабораторная работа №8 | 2 | ||
«Разработка технического задания на программный продукт» | |||
Тема 3.2. Технология структурного программирования. | Теоретические предпосылки структурного программирования. | 1 | 2 |
Состав и структура языка программирования. Понятия алфавита, синтаксиса и семантики. | 1 | ||
Комментарии. Переменные. Определение имени переменной. | 1 | ||
Объявление переменной. Инициализация переменной по умолчанию и из кода. | 1 | ||
Область видимости и время жизни переменных. Оператор присваивания. Типы переменных. | 1 | ||
Преобразование типов явное и неявное. Стандартные операции с переменными. Константы. Понятие оператора. | 1 | ||
Запись операторов. Многострочные операторы, понятие блока. Оператор условия. Составления условия: сравнение числовых значений, строковых и логических значения. | 1 | ||
Составление сложных условий: использование логических операций. Приоритет операций. Вложенные операторы. Оператор выбора. Оптимизация оператора выбора. | 1 | ||
Оператор цикла: циклы с предусловием, с постусловием, с параметром. Цикл для обхода элементов группы. Понятия: тело цикла, условие цикла, счетчик, итерация. | 1 | ||
Использование счетчика цикла. Оператор досрочного выхода из цикла. | 1 | ||
Практическая работа | 4 | ||
№6. «Проектирование программы с использованием операций языка» | |||
№7. «Проектирование программы с использованием операторов языка» | |||
Лабораторная работа | 14 | ||
№9. «Организация вывода данных на экран» | |||
№10. «Организация ввода данных в программу» | |||
№11. «Организация математических операций в программе» | |||
№12. «Организация операций преобразования типа в программе» | |||
№13 «Разработка программы с использованием оператора ветвления» | |||
№14 «Разработка программы с использованием оператора выбора» | |||
№15 «Разработка программы с использованием операторов цикла» | |||
Тема 3.3. Технология объектно – ориентированного программирования (ООП). | Преимущества применения объектно-ориентированного подхода в программировании. Классы: основные понятия. | 1 | 2 |
Понятие массива. Массивы одномерные и многомерные. | 1 | ||
Понятие индекса и элемента массива. | 1 | ||
Подсчет объема памяти занимаемой массивом. | 1 | ||
Типовые задачи с массивами: доступ к элементу, обход элементов, инициализация элементов. | 1 | ||
Представление текстовой информации. Понятие строка. Различные способы организации строковых данных. | 1 | ||
Работа с отдельными символами. Наиболее употребительные функции для работы со строками. | 1 | ||
Введение в программирование под Windows. | 1 | ||
Практическая работа | 4 | ||
№8. «Проектирование программы с использованием классов и методов» | |||
№9. «Проектирование программы для работы с массивами и строками» | |||
Лабораторная работа | 10 | ||
№16. «Разработка программы с использованием нескольких методов» | |||
№17. «Организация обработки исключений в программе» | |||
№18. «Разработка программы для работы с одномерными массивами» | |||
№19. «Разработка программы для работы с многомерными массивами» | |||
№20. «Разработка программы Windows Form» | |||
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3: Выполнение индивидуального проекта «Разработка прикладного программного решения». | 15 | ||
Раздел 4. | Основы теории баз данных и реляционной алгебры. | 16 | |
Тема 4.1. Основы теории баз данных и реляционной алгебры | Основные понятия и определения теории БД. Классическая трехуровневая архитектура БД, упрощенный процесс прохождения запроса в БД. | 1 | 2 |
Базисные средства манипулирования данными. | 1 | ||
Практическая работа | 4 | ||
№10. «Использование средств манипуляции реляционной алгебры при работе с БД» | |||
№11. «Использование реляционного исчисления при работе с БД» | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4. Решение задач на операции обработки отношений. Решение задач на реляционное исчисление. | 10 | ||
Раздел 5. | Модели баз данных. | 18 | |
Тема 5.1. Модели баз данных. | Общее понятие модели БД. Классификация моделей БД. Реляционная модель данных. | 1 | 2 |
Принципы поддержки целостности в реляционной модели БД. | 1 | ||
Практическая работа | 4 | ||
№12. «Проектирование концептуальной модели базы данных» | |||
№13. «Проектирование реляционной модели базы данных» | |||
Лабораторная работа | 2 | ||
№21. «Реализация применения реляционной модели базы данных» | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5. Задачи на проектирование различных моделей баз данных. | 10 | ||
Раздел 6. | Принципы построения и средства проектирования структур баз данных. | 34 | |
Тема 6.1. Принципы построения баз данных. | Принципы построения, используемые при реализации многопользовательских систем управления базами данных (СУБД). | 1 | 2 |
Обзор современных СУБД. | 1 | ||
Практическая работа | 4 | ||
№14. «Построение баз данных с использованием СУБД MS Access» | |||
№15. «Построение баз данных с использованием СУБД MS SQL-Server» | |||
Лабораторная работа | 4 | ||
№22. «Реализация построения базы данных в MS Access» | |||
№23. «Реализация построения базы данных в MS SQL-Server» | |||
Тема 6.2. Средства проектирования структур баз данных. | Средства проектирования структур реляционных баз данных с использованием нормализации и семантических моделей. | 1 | 2 |
Семантические модели. | 1 | ||
Практическая работа | 4 | ||
№16. «Использование принципов нормализации при проектировании базы данных» | |||
№17. «Использование семантических моделей при проектировании базы данных» | |||
Лабораторная работа | 6 | ||
№24. «Проектирование баз данных на основе принципов нормализации» | |||
№25. «Проектирование баз данных с использованием семантических моделей» | |||
№26. «Проектирование баз данных с использованием CASE системы» | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6, разработка базы данных | 12 |
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ теории кодирования и передачи информации; лаборатории эксплуатации объектов сетевой инфраструктуры.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- мультимедийный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- видеопроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- автоматизированные рабочие места обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- специализированная мебель;
- видеопроектор.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Вирт Н. Систематическое программирование. Введение / Пер. с англ. - М.: Мир, 1977.
- Немнюгин С.А. Turbo Pascal. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 544 с.: ил.
- Истомин Е.П., Неклюдов С.Ю. Программирование на алгоритмических языках высокого уровня. Учебник. СПб:, 2003. -719 с.
- Комаров Н.А. Программирование на персональном компьютере. Практическое руководство с примерами по языкам программирования высокого уровня. М.: Альянс-Пресс, 2003. -688 с.
- Павловская Т.А. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов. (ГРИФ). СПб: Питер, 2004. -393 с.
- Павловская Т.А. С/С++. Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов. (ГРИФ). СПб: Питер, 2004. -461 с.
- Фаронов В.В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов. (ГРИФ). СПб: Питер, 2004. -640 с.
Дополнительные источники:
- Лэйси Джеймс М. Visual C++6 Distributed: Экзамен 70-015 / Лэйси Джеймс М.; Пер. с англ. Жарков И. - СПб. и др.: Питер, 2001. - 614с.: ил.
- Матросов А.В., Чаунин М.П. Perl. Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов. (ГРИФ). СПб: Питер, 2003. -608 с.
- Моделирование машины Фон-Неймана: Метод. указания к лаб. Работе/ Cост. Симаков А. Л. – Чебоксары: ЧГУ, 2001.-23с.
- Обломов И.А. Объектно-ориентированное программирование: Конспект лекций / И.А. Обломов. – Чебоксары: ЧГУ, 2001. – 70 с.
- Джонстон Г. Учитесь программировать / Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1989.
- Иенсен К., Вирт Н. Паскаль: Руководство для пользователя / Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1989.
- Абрамов В.Г., Трифонов Н.П., Трифонова Г.Н. Введение в язык Паскаль / Учебн.пособие. - М.: Наука. Гл.ред. физ.-мат.лит., 1988.
- Пильщиков В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль. - М.: Наука. Гл.ред. физ.-мат.лит., 1989.
- Симпсон Г. Профессиональная работа на персональном компьютере .Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1988.
- Хьюз Дж., Мичтом. Дж. Структурный подход к программированию .Пер. с англ. - М.: Мир, 1980.
- Вирт Н. Алгоритмы + структуры данных = программы / Пер. с англ. - М.: Мир, 1985 ( Математическое обеспечение ЭВМ ).
Интернет-ресурсы
2. sdb.su
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: | |
- осуществлять необходимые измерения сигналов; | выполнение и защита лабораторных работ; |
- рассчитывать пропускную способность линии связи | решение задач; выполнение домашних заданий; |
знать: | |
- физические среды передачи данных; | выполнение и защита лабораторных работ: |
- типы линий связи; | выполнение индивидуальных проектов по выбору и разработке линий связи передачи данных; |
- характеристики линий связи передачи данных; | выполнение тестовых заданий |
- современные методы передачи дискретной информации в сетях; | решение задач; выполнение домашних заданий; |
- принципы построения систем передачи данных; | выполнение индивидуальных проектов; выполнение тестовых заданий |
- особенности протоколов канального уровня; | выполнение тестовых заданий |
- беспроводные каналы связи, системы мобильной связи | Внеаудиторная самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Программирование в Adobe Flash»
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного курса доктора технических наук К.Ю. Полякова «Программирование в Adobeflash». Программа имеет рецензию Р...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Языки программирования»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Языки программирования» для специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»...

Рабочая программа элективного курса "Программирование на языке Pascal"
Программа элективного курса «Программирование на языке Pascal» разработана на основе авторской программы элективного курса «Программирование на языке Pascal» ...

Рабочая программа творческого объединения "Программирование"
Рабочая программа творческого объединения по информатики «Программирование» составлена на основе программы курса Моисеевой Н.Н. «От простого к сложному. Курс разработки сайтов...

Рабочая программа ОЗВ Основы программирования, 8 класс
Рабочая программа ОЗВ Основы программирования, 8 класс...

Рабочая программа учебного курса "Программирование 3D игр в среде «Kodu Game Lab» "
Данный курс позволит учащимся соприкоснуться с особенностями профессиональной деятельности и попробовать себя в роли 3D-аниматора, художника, 3D-дизайнера, дизайнера компьютерных трехмерных игр, графи...