Рабочая программа ОЗВ Основы программирования, 8 класс
рабочая программа по информатике и икт на тему
Рабочая программа ОЗВ Основы программирования, 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ozv_osnovy_programmirovaniya_8_klass.docx | 42.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа обязательного занятия по выбору «Основы программирования» базируется на современных представлениях об информационных технологиях, составлена на основе программы Н. Д. Угриновича «Информационные и коммуникационные технологии» (Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 1 — 11 классы. — М.: «Просвещение», 2002) и программы по информатике Н. В. Макаровой (Макарова Н. В. Программа по информатике. Системно-информационная концепция. СПб.: Питер, 2003)
Курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Актуальность, педагогическая целесообразность курса
Знание компьютера и информатики актуально в наше время. Компьютер помогает человеку обрабатывать большие объемы информации за короткое время, что значительно облегчает работу человека. Все больше компьютеров встречаются в различных учреждениях, и знание информатики всё больше становится необходимым для каждого человека, для каждого хорошего специалиста. Этот курс рассчитан не только научить печать текст, пользоваться графическими редакторами, но и изучает различные программы, использование которых необходимо каждому пользователю. Также здесь учащиеся ознакомятся с операционной системой, научатся самостоятельно её устанавливать и настраивать, научатся работе с файлами, ознакомятся с программами для обслуживания и настройки компьютера (утилитами).
Общая характеристика курса
Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Эта компьютерная революция еще не завершена и недавно вошла в очередной этап, связанный с Интернетом. Дело идет к тому, что всего через пять-семь лет в мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванные существованием этого единого мирового информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров. К профессиональной деятельности уже приступило поколение молодых людей, родившихся, выросших и получивших образование в эпоху персональных компьютеров. Этому поколению столь же невозможно представить мир без персональных компьютеров, как и без телевизора или автомобиля. Правда, и с телевизором, и с автомобилем не происходит таких изменений, как с компьютерами. Приемы эксплуатации этих устройств не меняются десятилетиями, а каждый двухлетний цикл обновления вычислительной техники сопровождается коренным изменением приемов и методов работы с ней. Чтобы успевать за развитием средств вычислительной техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование. А для профессионального применения вычислительной техники нужно нечто большее — личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.
В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Минобразования России от 18.07.02 №2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых выделим цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Задачи программы:
- быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков;
- освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в технологических и социальных системах, построению алгоритмов и компьютерных программ в средах Pascal, Delphi;
- овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя; применять алгоритмы и приёмы программирования;
- развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
- воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
- приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построение компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоление трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда; решения сложных задач и олимпиадных задач программирования.
Отличительная особенность данной дополнительной программы от существующих образовательных программ в том, что изучается материал, слабо представленный и не представленный в программе основного курса информатики и ИКТ, материал систематизирован, доступно и логично излагается, подкреплен мощным дидактическим материалом, направлен на практику программирования и подготовку к олимпиадам на развитие творчества и самостоятельности учащихся. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, по мере обучения выполняются все более и более сложные задания, оттачивается мастерство, исправляются ошибки. Обучаясь по программе, воспитанники проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы в среде программирования, научились «читать и понимать» простейшие алгоритмы и программы, а затем и создавать свои для решения практических и олимпиадных задач. Постепенно образуется система специальных навыков и умений, формируется интерес к творчеству, пробуждается желание творить самостоятельно - одна из главных задач руководителя кружка. Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке.
Организация учебного процесса.
Используются три основные формы обучения:
урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере, ученики выполняют практические и творческие работы под руководством учителя;
внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют практические задания, проекты, конкурсные работы;
дистанционно-сетевая, в которой учащиеся получают информацию и обмениваются результатами работы между собой и с учителем по локальной и глобальной сетям, участвуют в сетевых олимпиадах и конкурсах, проходят обучение на сетевых курсах.
Основным методом обучения в данном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.
Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере. Кроме выполнения проектов учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.
Основное содержание учебного курса
8 класс (34 часа)
Первый раздел. Работа в среде MS Office Excel. MS Office Excel, как готовая среда программирования действий (13 часов).
- Техника безопасности. Текстовые редакторы: разновидности, применение, свойства. Редактирование текста: общие сведения. Работа с документами: основные требования, приемы, средства.
- Программный продукт Excel: организация работы программы. Основные элементы экранного интерфейса; виды, назначение. Меню программы и панели инструментов: содержание опций.
- Работы с ячейками, базами данных, таблицами: виды, примеры, основные приемы. Диаграммы: общие сведения, основные компоненты, принципы организации данных, порядок создания диаграмм.
- Рабочая книга: количество листов, работа с листами, выделение областей, задание их размеров и др.
- Задание закономерностей: разбор на примере создания календаря на произвольный год
- Зачет: создание календаря по заданному плану
- Подсчет в MS Office Excel. Задание функций в MS Office Excel.
- Практическая работа на создание таблицы для обсчета данных.
- Установка связи между листами. Ввод данных на 1 листе и чтение их на другом листе.
- Защита незаполняемых ячеек и недоступных областей
- Практическая работа на задание связи между листами.
- Практическая работа "Установка связи между листами". Работа с передачей изображения экрана.
- Практическая работа "Защита книги, листа и отдельных ячеек". Работа с передачей изображения экрана.
Второй раздел. Основные принципы алгоритмизации и программирования (15 часов).
- Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.
- Формы записей алгоритмов. Общие принципы построения алгоритмов.
- Основные алгоритмические конструкции: линейные, разветвляющиеся, циклические.
- Практическая работа "Основные алгоритмические конструкции"
- Данные: понятие и типы. Основные базовые типы данных и их характеристика.
- Структурированные типы данных и их характеристика. Методы сортировки данных
- Линейные алгоритмы
- Практическая работа "Составление блок-схем линейных алгоритмов"
- Разветвляющиеся алгоритмы
- Практическая работа "Составление блок-схем разветвляющихся алгоритмов"
- Циклические алгоритмы
- Практическая работа "Составление блок-схем циклических алгоритмов"
- Алгоритмы сортировки данных
- Практическая работа "Составление блок-схем алгоритмов сортировки данных"
- Зачет по теме «Составление блок-схем алгоритмов»
Третий раздел. Языки и системы программирования (6 часов).
- Эволюция языков программирования.
- Классификация языков программирования.
- Элементы языков программирования. Понятие системы программирования.
- Исходный, объектный и загрузочный модули. Интегрированная среда программирования.
- Построение таблицы классификации
- Итоговое тестирование за год.
Требования к знаниям и умениям учащихся
В результате изучения курса «Основы программирования»
Учащиеся должны знать:
- способы работы с документами и электронными таблицами;
- дополнительные возможности пакета MSOffice;
- что такое алгоритм, свойства, типы алгоритмов, способы записи алгоритмов;
- назначение вспомогательных алгоритмов, технологии построения простых сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;
Учащиеся должны уметь:
- профессионально работать с документами и электронными таблицами;
- работать со справочной литературой, пользоваться электронными пособиями;
- формулировать тему, цели и задачи работы;
- выступать с проектами, принимать участие в дискуссии.
- вести поисковую работу, самостоятельно работать с различными источниками информации (включая Интернет) и использовать их при выполнении задании;
- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления в среде учебных исполнителей
- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;
- решать различные задачи по программированию;
- создавать программы и изображения в среде программирования Паскаль.
Требования к результатам выполнения индивидуального проекта:
- умение планировать и осуществлять проектную иисследовательскую деятельность;
- способность презентовать достигнутые результаты, включая умениеопределять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов;
- самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекциюсвоей деятельности на основе предварительного планирования;
- способность использовать доступные ресурсы для достиженияцелей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскимисвойствами;
- сформированность умений использовать все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
Материально-техническое обеспечение курса
Аппаратные средства
- Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
- Принтер (лазерный, цветной, сетевой)
- Комплект оборудования для подключения к сети Интернет
- Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь, джойстик)
- Сканер
- Web-камера
- Внешний накопитель информации (или флеш-память)
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Программа-переводчик.
- Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования TurboPascal.
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор Web-страниц.
- Программа для записи CD и DVD дисков
Образовательные ресурсы сети Интернет
- http://www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»)
- http://school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал)
- http://ege.edu.ru (Портал информационной поддержки единого государственного экзамена)
- http://edu.of.ru (конструктор сайтов общеобразовательных учреждений и проектов)
- http://algolist.manual.ru (Алгоритмы, методы, исходники)
- http://alglib.sources.ru (Библиотека алгоритмов)
- http://www.mathprog.narod.ru (Математика и программирование)
- http://www.computer-museum.ru (Виртуальный компьютерный музей)
- http://inf.1september.ru (Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября»)
- http://acm.timus.ru (Задачи соревнований по спортивному программированию с проверяющей системой)
- http://www.klyacsa.net (Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках)
Календарно-тематическое планирование, 8 класс (34 часа)
№ | Дата | Содержание | Примечания | |
По плану | Факт. | |||
Работа в среде MS Office Excel. MS Office Excel, как готовая среда программирования действий (13 часов). | ||||
Техника безопасности. Текстовые редакторы: разновидности, применение, свойства. Редактирование текста: общие сведения. Работа с документами: основные требования, приемы, средства. | ||||
Программный продукт Excel: организация работы программы. Основные элементы экранного интерфейса; виды, назначение. Меню программы и панели инструментов: содержание опций. | ||||
Работы с ячейками, базами данных, таблицами: виды, примеры, основные приемы. Диаграммы: общие сведения, основные компоненты, принципы организации данных, порядок создания диаграмм. | ||||
Рабочая книга: количество листов, работа с листами, выделение областей, задание их размеров и др. | ||||
Задание закономерностей: разбор на примере создания календаря на произвольный год | ||||
Зачет: создание календаря по заданному плану | ||||
Подсчет в MS Office Excel. Задание функций в MS Office Excel. | ||||
Практическая работа на создание таблицы для обсчета данных. | ||||
Установка связи между листами. Ввод данных на 1 листе и чтение их на другом листе. | ||||
Защита незаполняемых ячеек и недоступных областей | ||||
Практическая работа на задание связи между листами. | ||||
Практическая работа "Установка связи между листами". Работа с передачей изображения экрана. | ||||
Практическая работа "Защита книги, листа и отдельных ячеек". Работа с передачей изображения экрана. | ||||
Основные принципы алгоритмизации и программирования (15 часов). | ||||
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. | ||||
Формы записей алгоритмов. Общие принципы построения алгоритмов. | ||||
Основные алгоритмические конструкции: линейные, разветвляющиеся, циклические. | ||||
Практическая работа "Основные алгоритмические конструкции" | ||||
Данные: понятие и типы. Основные базовые типы данных и их характеристика. | ||||
Структурированные типы данных и их характеристика. Методы сортировки данных | ||||
Линейные алгоритмы | ||||
Практическая работа "Составление блок-схем линейных алгоритмов" | ||||
Разветвляющиеся алгоритмы | ||||
Практическая работа "Составление блок-схем разветвляющихся алгоритмов" | ||||
Циклические алгоритмы | ||||
Практическая работа "Составление блок-схем циклических алгоритмов" | ||||
Алгоритмы сортировки данных | ||||
Практическая работа "Составление блок-схем алгоритмов сортировки данных" | ||||
«Составление блок-схем алгоритмов» | ||||
Практическая работа «Знакомство с возможностями графического редактора» Языки и системы программирования (6 часов). | ||||
Эволюция языков программирования. | ||||
Классификация языков программирования. | ||||
Элементы языков программирования. Понятие системы программирования. | ||||
Исходный, объектный и загрузочный модули. Интегрированная среда программирования | ||||
Построение таблицы классификации | ||||
Итоговое тестирование за год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса «Основы программирования»
Составленная мною, программа рассчитана на 5-10 классы является сквозной программой изучения программирования. Программа содержит тематическое планирование....
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 10 и 11 класса в соответствии с ФГОС на основе комплексной программы ОБЖ под общей редакцией А. Т. Смирнова.
Рабочая программа по ОБЖ для 10 и 11 класса разработана в соответствии с основными требованиями ФГОС на основе программы и УМК А.Т.Смирнова...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...