Рабочая программа ОЗВ Основы программирования, 8 класс
рабочая программа по информатике и икт на тему

Мужичкова Дарья Геннадьевна

Рабочая программа ОЗВ Основы программирования, 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ozv_osnovy_programmirovaniya_8_klass.docx42.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа обязательного занятия по выбору «Основы программирования» базируется на современных представлениях об информационных технологиях, составлена на основе программы Н. Д. Угриновича «Информационные и коммуникационные технологии» (Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 1 — 11 классы. — М.: «Просвещение», 2002) и программы по информатике Н. В. Макаровой (Макарова Н. В. Программа по информатике. Системно-информационная концепция. СПб.: Питер, 2003)

Курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Актуальность, педагогическая целесообразность курса

Знание компьютера  и  информатики актуально в наше время.  Компьютер помогает человеку  обрабатывать  большие объемы информации за короткое время,  что значительно облегчает  работу человека.  Все  больше  компьютеров встречаются   в различных  учреждениях,  и  знание информатики  всё больше становится необходимым для каждого человека, для каждого хорошего специалиста.  Этот курс рассчитан не только научить печать текст, пользоваться графическими редакторами, но и изучает  различные программы,  использование которых  необходимо  каждому пользователю. Также здесь учащиеся ознакомятся  с  операционной системой,  научатся самостоятельно её устанавливать и настраивать,  научатся работе с  файлами,   ознакомятся с программами для обслуживания и настройки компьютера (утилитами).

Общая характеристика курса

Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Эта компьютерная революция еще не завершена и недавно вошла в очередной этап, связанный с Интернетом. Дело идет к тому, что всего через пять-семь лет в мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванные существованием этого единого мирового информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров. К профессиональной деятельности уже приступило поколение молодых людей, родившихся, выросших и получивших образование в эпоху персональных компьютеров. Этому поколению столь же невозможно представить мир без персональных компьютеров, как и без телевизора или автомобиля. Правда, и с телевизором, и с автомобилем не происходит таких изменений, как с компьютерами. Приемы эксплуатации этих устройств не меняются десятилетиями, а каждый двухлетний цикл обновления вычислительной техники сопровождается коренным изменением приемов и методов работы с ней. Чтобы успевать за развитием средств вычислительной техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование. А для профессионального применения вычислительной техники нужно нечто большее — личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.

В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Минобразования России от 18.07.02 №2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых выделим цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

Задачи программы:

  • быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков;
  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в технологических и социальных системах, построению алгоритмов и компьютерных программ в средах Pascal, Delphi;
  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя; применять алгоритмы и приёмы программирования;
  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построение компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоление трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда; решения сложных задач и олимпиадных задач программирования.

Отличительная особенность данной дополнительной программы от существующих образовательных программ в том, что изучается материал, слабо представленный и не представленный в программе основного курса информатики и ИКТ, материал систематизирован, доступно и логично излагается, подкреплен мощным дидактическим материалом, направлен на практику программирования и подготовку к олимпиадам на развитие творчества и самостоятельности учащихся. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, по мере обучения выполняются все более и более сложные задания, оттачивается мастерство, исправляются ошибки. Обучаясь по программе, воспитанники проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.  Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Обучение строится таким образом, чтобы  учащиеся хорошо усвоили приемы работы в среде программирования, научились «читать и понимать» простейшие алгоритмы и программы, а затем и создавать свои для решения практических и олимпиадных задач. Постепенно образуется система специальных навыков и умений, формируется интерес к творчеству, пробуждается желание творить самостоятельно -  одна из главных задач руководителя кружка. Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке.

Организация учебного процесса.

Используются три основные формы обучения:

урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере, ученики выполняют практические и творческие работы под руководством учителя;

внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют практические задания, проекты, конкурсные работы;

дистанционно-сетевая, в которой учащиеся получают информацию и обмениваются результатами работы между собой и с учителем по локальной и глобальной сетям, участвуют в сетевых олимпиадах и конкурсах, проходят обучение на сетевых курсах.

Основным методом обучения в данном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере. Кроме выполнения проектов учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.

Основное содержание учебного курса

8 класс (34 часа)

Первый раздел. Работа в среде MS Office Excel. MS Office Excel, как готовая среда программирования действий (13 часов).

  • Техника безопасности. Текстовые редакторы: разновидности, применение, свойства. Редактирование текста: общие сведения. Работа с документами: основные требования, приемы, средства.
  • Программный продукт Excel: организация работы программы. Основные элементы экранного интерфейса; виды, назначение. Меню программы и панели инструментов: содержание опций.
  • Работы с ячейками, базами данных, таблицами: виды, примеры, основные приемы. Диаграммы: общие сведения, основные компоненты, принципы организации данных, порядок создания диаграмм.
  • Рабочая книга: количество листов, работа с листами, выделение областей, задание их размеров и др.
  • Задание закономерностей: разбор на примере создания календаря на произвольный год
  • Зачет: создание календаря по заданному плану
  • Подсчет в MS Office Excel. Задание функций в MS Office Excel.
  • Практическая работа на создание таблицы для обсчета данных.
  • Установка связи между листами. Ввод данных на 1 листе и чтение их на другом листе.
  • Защита незаполняемых ячеек и недоступных областей
  • Практическая работа на задание связи между листами.
  • Практическая работа "Установка связи между листами". Работа с передачей изображения экрана.
  • Практическая работа "Защита книги, листа и отдельных ячеек". Работа с передачей изображения экрана.

Второй раздел. Основные принципы алгоритмизации и программирования (15 часов).

  • Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.
  • Формы записей алгоритмов. Общие принципы построения алгоритмов.
  • Основные алгоритмические конструкции: линейные, разветвляющиеся, циклические.
  • Практическая работа "Основные алгоритмические конструкции"
  • Данные: понятие и типы. Основные базовые типы данных и их характеристика.
  • Структурированные типы данных и их характеристика. Методы сортировки данных
  • Линейные  алгоритмы
  • Практическая работа "Составление блок-схем  линейных  алгоритмов"
  • Разветвляющиеся  алгоритмы
  • Практическая работа "Составление блок-схем  разветвляющихся  алгоритмов"
  • Циклические алгоритмы
  • Практическая работа "Составление блок-схем   циклических алгоритмов"
  • Алгоритмы  сортировки данных
  • Практическая работа "Составление блок-схем   алгоритмов  сортировки данных"
  • Зачет по теме «Составление блок-схем алгоритмов»

Третий раздел. Языки и системы программирования (6 часов).

  • Эволюция языков программирования.
  • Классификация языков программирования.
  • Элементы языков программирования. Понятие системы программирования.
  • Исходный, объектный и загрузочный модули. Интегрированная среда программирования.
  • Построение таблицы классификации
  • Итоговое тестирование за год.

Требования к знаниям и умениям учащихся

В результате изучения курса «Основы программирования»

Учащиеся должны знать:

  • способы работы с документами и электронными таблицами;
  • дополнительные возможности пакета MSOffice;
  • что такое алгоритм, свойства, типы алгоритмов, способы записи алгоритмов;
  • назначение вспомогательных алгоритмов, технологии построения простых сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;

Учащиеся должны уметь:

  • профессионально работать с документами и электронными таблицами;
  • работать со справочной литературой, пользоваться электронными пособиями;
  • формулировать тему, цели и задачи работы;
  • выступать с проектами, принимать участие в дискуссии.
  • вести поисковую работу, самостоятельно работать с различными источниками информации (включая Интернет) и использовать их при выполнении задании;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления  в среде учебных исполнителей
  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;
  • решать различные задачи по программированию;
  • создавать программы и изображения в среде программирования Паскаль.

Требования к результатам выполнения индивидуального проекта:

  • умение планировать и осуществлять проектную иисследовательскую деятельность;
  • способность презентовать достигнутые результаты, включая умениеопределять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов;
  • самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекциюсвоей деятельности на основе предварительного планирования;
  • способность использовать доступные ресурсы для достиженияцелей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
  • способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскимисвойствами;
  • сформированность умений использовать все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Материально-техническое обеспечение курса

Аппаратные средства

  1. Персональный компьютер  - рабочее место учителя и учащихся
  2. Принтер (лазерный, цветной, сетевой)
  3. Комплект оборудования для подключения к сети Интернет
  4. Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
  5. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь, джойстик)
  6. Сканер
  7. Web-камера
  8. Внешний накопитель информации (или флеш-память)

Программные средства

  1. Операционная система.
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  6. Программа-переводчик.
  7. Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  8. Система программирования TurboPascal.
  9. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  10. Программа интерактивного общения.
  11. Простой редактор Web-страниц.
  12. Программа для записи CD и DVD дисков

Образовательные ресурсы сети Интернет

  1. http://www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»)
  2. http://school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал)
  3. http://ege.edu.ru (Портал информационной поддержки единого государственного экзамена)
  4. http://edu.of.ru (конструктор сайтов общеобразовательных учреждений и проектов)
  5. http://algolist.manual.ru (Алгоритмы, методы, исходники)
  6. http://alglib.sources.ru (Библиотека алгоритмов)
  7. http://www.mathprog.narod.ru (Математика и программирование)
  8. http://www.computer-museum.ru (Виртуальный компьютерный музей)
  9. http://inf.1september.ru (Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября»)
  10. http://acm.timus.ru (Задачи соревнований по спортивному программированию с проверяющей системой)
  11. http://www.klyacsa.net (Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках)

Календарно-тематическое планирование, 8 класс (34 часа)

Дата

Содержание

Примечания

По плану

Факт.

Работа в среде MS Office Excel. MS Office Excel, как готовая среда программирования действий (13 часов).

Техника безопасности.  Текстовые редакторы: разновидности, применение, свойства. Редактирование текста: общие сведения. Работа с документами: основные требования, приемы, средства.

Программный продукт Excel: организация работы программы. Основные элементы экранного интерфейса; виды, назначение. Меню программы и панели инструментов: содержание опций.

Работы с ячейками, базами данных, таблицами: виды, примеры, основные приемы. Диаграммы: общие сведения, основные компоненты, принципы организации данных, порядок создания диаграмм.

Рабочая книга: количество листов, работа с листами, выделение областей, задание их размеров и др.

Задание закономерностей: разбор на примере создания календаря на произвольный год

Зачет: создание календаря по заданному плану

Подсчет в MS Office Excel. Задание функций в MS Office Excel.

Практическая работа на создание таблицы для обсчета данных.

Установка связи между листами. Ввод данных на 1 листе и чтение их на другом листе.

Защита незаполняемых ячеек и недоступных областей

Практическая работа на задание связи между листами.

Практическая работа "Установка связи между листами". Работа с передачей изображения экрана.

Практическая работа "Защита книги, листа и отдельных ячеек". Работа с передачей изображения экрана.

Основные принципы алгоритмизации и программирования (15 часов).

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.

Формы записей алгоритмов. Общие принципы построения алгоритмов.

Основные алгоритмические конструкции: линейные, разветвляющиеся, циклические.

Практическая работа "Основные алгоритмические конструкции"

Данные: понятие и типы. Основные базовые типы данных и их характеристика.

Структурированные типы данных и их характеристика. Методы сортировки данных

Линейные  алгоритмы

Практическая работа "Составление блок-схем  линейных  алгоритмов"

Разветвляющиеся  алгоритмы

Практическая работа "Составление блок-схем  разветвляющихся  алгоритмов"

Циклические алгоритмы

Практическая работа "Составление блок-схем   циклических алгоритмов"

Алгоритмы  сортировки данных

Практическая работа "Составление блок-схем   алгоритмов  сортировки данных"

 «Составление блок-схем алгоритмов»

Практическая работа «Знакомство с возможностями графического редактора» Языки и системы программирования (6 часов).

Эволюция языков программирования.

Классификация языков программирования.

Элементы языков программирования. Понятие системы программирования.

Исходный, объектный и загрузочный модули. Интегрированная среда программирования

Построение таблицы классификации

Итоговое тестирование за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса «Основы программирования»

Составленная мною, программа рассчитана на 5-10 классы является сквозной программой изучения программирования. Программа содержит тематическое планирование....

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 10 и 11 класса в соответствии с ФГОС на основе комплексной программы ОБЖ под общей редакцией А. Т. Смирнова.

Рабочая программа по ОБЖ для 10 и 11 класса разработана в соответствии с основными требованиями ФГОС на основе программы и УМК А.Т.Смирнова...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...