Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 6 класса (Л,Л,Босова)
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему

Летушова Людмила Владимировна

Рабочая программа по предмету «Обществознание» для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089, примерной программы основного общего образования по обществознанию и программы  для общеобразовательных учреждений «Обществознание. 6- 9   классы"  (авторы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.) М.Просвещение.2009 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_informatike_i_ikt_v_6_klasse.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089, примерной программы основного общего образования по информатике и программы курса информатики и ИКТ  технологий для 5- 7 классов общеобразовательной школы Л.Л.Босова.(Программа для образовательных учреждений. Информатика.2-11 классы. Составитель М.Н Бородин. Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009 год )

.

Структура документа

Рабочая программа по информатике и ИКТ представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень учебно-методической литературы, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика курса

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Изучение информатики и ИКТ в  6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ

В 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся  основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
  • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств,  формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

II   Учебно-тематический план

Количество часов– 35 часов, в неделю – 1 час

Названия разделов

Всего

Компьютерный

практикум

Контрольные работы, тесты  (в т.ч.

практические)

1

Компьютер и информация

11

7

2

2

Человек и информация

13

6

2

3

Элементы алгоритмизации

10

4

2

Повторение

1

ИТОГО:

35

17

6

III     Содержание тем учебного курса

1. Компьютер и информация (11 ч).

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1 «Файлы и папки».

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».

Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

Практическая работа №5 «Маркированные списки». 

2. Человек и информация (13 ч).

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы».

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа №8 «Строим диаграммы».

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».

 3. Элементы алгоритмизации (9 ч).

Что такое алгоритм? О происхождении слова алгоритм. Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Ханойская башня.

Компьютерный практикум. Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

Практическая работа №13 «Power Point. Часы».

Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».

4. Повторение(1 час)   

Повторение изученного материала.

 IV  Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать/уметь

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  • понимать смысл  терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • различать необходимые и достаточные условия;
  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  • определять назначение файла по его расширению;
  • выполнять основные операции с файлами;
  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

V  Перечень учебно-методического обеспечения:

Учебник: «Информатика и ИКТ» учебник для 6 класса Босовой Л.Л., - Москва. Бином, Лаборатория знаний, 2006-2012 годы.

Дополнительная литература для учителя :

  • ЦОР к учебникам информатики 5-7 классов.
  • «Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова,
  • Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009-2014 г год.
  • «Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов»
  • Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009 год.

Дополнительная литература для учащихся :

  • «Информатика»: Рабочая тетрадь. 6 кл. Босова Л.Л., - Москва. Бином, Лаборатория знаний,
  • .
  • Занимательные задачи по информатике. Л.Л. Босова, Ю.А. Босова, Ю.Г. Коломенская. М.:
  • БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007

Цифровые образовательные ресурсы:

  • Единая коллекция ЦОР htth://school-collection.edu.ru.
  • Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.

(http://metodist.Lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html)

Дата

Тема урока

Понятия

Повторение

Параграф учебника

Дата

По плану

фактически

I четверть

1

Техника безопасности. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

 Правила работы в кабинете. Информация. Информатика, данные, компьютер.

§ 1.2. РТ: № 1,2 (стр. 3)

2

Файлы и папки.

Практическая работа  «Файлы и папки»

Файл, имя файла, тип файла, папка, файловая система, операции с файлами, окно Мой компьютер.

 Правила работы в кабинете. Информация. Информатика, данные, компьютер.

§ 1.2. РТ: № 6-7 (стр. 5-6)

3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

 Практическая работа «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 1)

Бит, двоичное кодирование, система счисления, непозиционная система счисления, позиционная система счисления.

Файл, имя файла, тип файла, папка, файловая система, операции с файлами, окно Мой компьютер.

§ 1.3  (введение) РТ: № 12,14 (стр. 10), №16 (стр.11)

4

Двоичное кодирование числовой информации.

Практическая работа «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2).

Двоичная система счисления , двоичное кодирование.

Бит, двоичное кодирование, система счисления, непозиционная система счисления, позиционная система счисления.

§ 1.3 (1) РТ: № 17-18 (стр. 12-13)

5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Работа с приложением Калькулятор.

Алгоритм перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичною систему счисления

Двоичная система счисления, двоичное кодирование.

§ 1.3 (1) РТ: № 21 (стр. 14-15)

6

Тексты в памяти компьютера.

Практическая работа «Редактируем и форматируем текст» (задание 1).

Кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись.

Двоичное кодирование.

§ 1.3 (2) РТ: № 25,26,29,30 (стр. 19-23)

7

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа «Редактируем и форматируем текст» (задание 2)

Кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись.

§ 1.3 (2) РТ: № 32-35 (стр.25-28)

8

Контрольный тест  №1. Создание документов в текстовом процессоре Word.

Этапы создания текстового документа (ввод, редактирование, форматирование)

Кодовая таблица, двоичное кодирование, текстовый документ, этапы создания текстового документа.

Практические работы №№ 1-3

II четверть

9

Растровое кодирование графической информации.

Графический объект, пиксель, растровое кодирование.

§ 1.3 (3) РТ: № 37-39 (стр.29-32)

10

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа «Нумерованные списки»

Векторное кодирование, нумерованный список.

Графический объект, пиксель, растровое кодирование.

§ 1.3 (3) РТ: № 40 (стр.32-35)

11

Единицы измерения информации.

Практическая работа  «Маркированные списки»

Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, маркированный список.

Бит

§ 1.4 РТ: № 43,44 (стр.38)

12

Тест №2. Кодирование информации.

Практическая работа «Создаем таблицы» (задание 1-2)

Факт, правило.

Информация, информативность, знание.

§ 2.1. РТ: № 1-6 (стр.39-41)

13

Чувственное познание окружающего мира.

Практическая работа«Создаем таблицы» (задание 3-4).

Ощущение, восприятие, представление.

§ 2.2. РТ: № 7 (стр.41)

14

Понятие как форма мышления.

Практическая работа «Размещаем текст и графику в таблице»

Логика, объект, признак, понятие

Ощущение, восприятие, представление.

§ 2.3 (введение) РТ: № 9,10 (стр.43-44)

15

Как образуются понятия. Структурирование и визуализация информации.

Практическая работа «Строим диаграммы» (задание 1-2)

Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Логика, объект, признак, понятие

§ 2.3 (1) РТ: № 11 (стр.45), №17 (стр.48)

16

Контрольная работа

«Кодирование информации»

Структурирование, наглядное представление

Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Практические работы №№ 4-8

III четверть

17

Содержание и объем понятия.

Практическая работа   «Строим диаграммы» (задание 3)

Содержание понятия, объем понятия, единичное понятие, общее понятие

§ 2.3 (2) РТ: № 21,22 (стр.50-51)

18

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

 Практическая работа   «Строим диаграммы» (задание 4-5).

Отношение тождества, отношение пересечения, отношение подчинения.

Содержание понятия, объем понятия, единичное понятие, общее понятие

§ 2.3 (3) РТ: № 23 (стр.52), №27 (стр.59)

19

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

 Практическая работа «Изучаем графический редактор Paint» (задание 1-2).

Отношение соподчинения, противоречия, противоположности.

Отношение тождества, отношение пересечения, отношение подчинения.

§ 2.3 (3) РТ: № 26 (стр.57), №31 (стр.64)

20

Определение понятия.

Практическая работа  «Изучаем графический редактор Paint» (задание 3-7)

Понятие, определение понятия.

Отношение соподчинения, противоречия, противоположности.

§ 2.3 (4) РТ: № 32 (стр.64)

21

Классификация.

Практическая работа «Планируем работу в графическом редакторе»

Классификация, основание классификации, естественная классификация, вспомогательная классификация.

Понятие, определение понятия.

§ 2.3 (5) учебник №3 (стр.55) РТ: № 29 (стр.62)

22

Суждение как форма мышления.

Практическая работа  «Рисуем в редакторе Word» (задание 1-3)

Суждение, простое и сложное суждение, необходимое и достаточное условие.

Классификация, основание классификации, естественная классификация, вспомогательная классификация.

§ 2.4   РТ: № 34,35 (стр.67-72)

23

Умозаключение как форма мышления.

Практическая работа  «Рисуем в редакторе Word» (задание 4-6)

Умозаключение

Суждение, простое и сложное суждение, необходимое и достаточное условие.

§ 2.5 РТ: № 36-38 (стр.73-74)

24

Тест №4 Что такое алгоритм?

Постановка задачи, исходные данные, результат, алгоритм.

Умозаключение

§ 3.1 РТ: № 1-3(стр.75-76), №6 (стр.78)

25

Исполнители вокруг нас.

Логическая игра.

Исполнитель, система команд исполнителя.

Постановка задачи, исходные данные, результат, алгоритм.

§ 3.2,

§ 3.3 РТ: № 7-10(стр.79-80)

26

Тест №5.Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.

Список и таблица как формы записи алгоритма, блок  -схема.

Исполнитель, система команд исполнителя.

Практические работы №№ 9-11


IV четверть

27

Линейные алгоритмы.

Практическая работа  «Power Point -задание 1»

Тип алгоритма, линейный алгоритм.

Список и таблица как формы записи алгоритма, блок-схема.

§ 3.4 (1) РТ: № 27(стр.97), №28(стр.97)

28

Разнообразие линейных алгоритмов

Практическая работа «Power Point -задание 2»

Тип алгоритма, линейный алгоритм.

Виды блок-схем

§ 3.4 (1) РТ: № 28,29(стр.97

29

Алгоритмы с ветвлениями

Практическая работа  «Power Point. Времена года, задание 1»

Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка.

Тип алгоритма, линейный алгоритм.

§ 3.4 (2) РТ: № 34,35 (стр.102-103), №40,42 (стр.108-109)

30

Разнообразие алгоритмов с ветвлениями.

Практическая работа «Power Point. Времена года -задание 2»

Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка

Тип алгоритма, линейный алгоритм.

§ 3.4 (2) РТ: № 36,37(стр.103),

31

Циклические алгоритмы.

Практическая работа «Power Point. Скакалочка»

Циклический алгоритм.

Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка.

§ 3.4 (3) РТ: № 44 (стр.110-112), №45-46 (стр.113-114)

32

Разнообразие циклических алгоритмов.

Практическая работа  «Работаем с файлами и папками»

Циклический алгоритм.

Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка.

§ 3.4 (3)

Подготовить материал для проекта

33

Итоговая контрольная работа на тему : «Систематизация информации»

Алгоритм, исполнитель, линейный алгоритм, ветвление, циклический алгоритм, блок –схема, файл, папка.

§ 1.2 Подготовить материал для проекта

34

Повторение изученного материала

 

Легко ориентироваться в изученных ране темах

Повторение изученного материала

Проект «Информатика в картинках»

35

Резерв учебного времени.

Легко ориентироваться в изученных ране темах

Повторение изученного материала

Защита мини-проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса (по Л.Босовой)

Введение ФГОС предполагает создание рабочих программ по предмету. Программа должна учитывать особенности класса, индивидуальный подход к ученику и т.д.. Вот что-то подобное я попыталась создать....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 классы автор учебника Босова Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 классы автор учебника Босова Л....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 - 7 класс Л.Л. Босова

Рабочая программа по информатике и ИКТ адресована учащимся 5 – 7 классов, тип – общеобразовательная,  тип учебного заведения - общеобразовательная школа.Количество часов в год-Для 5 класса - 34 ч...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса, по учебнику Босовой Л.Л.

Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса составлена в соответствии с Рекомендациями  по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов и дисциплин   Минис...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 5 класса (Л,Л,Босова)

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, утвержденный П...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 6 класса (Л,Л,Босова)

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, утвержденный П...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса к учебнику Босовой Л.Л. (1 час в неделю)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса к учебнику Босовой Л.Л. (1 час в неделю)...