Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 6 класса (Л,Л,Босова)
материал по информатике и икт (6 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089, примерной программы основного общего образования по информатике и программы курса информатики и ИКТ технологий для 5- 7 классов общеобразовательной школы Л.Л.Босова.(Программа для образовательных учреждений. Информатика.2-11 классы. Составитель М.Н Бородин. Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009 год )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_i_ikt_v_6_klasse.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089, примерной программы основного общего образования по информатике и программы курса информатики и ИКТ технологий для 5- 7 классов общеобразовательной школы Л.Л.Босова.(Программа для образовательных учреждений. Информатика.2-11 классы. Составитель М.Н Бородин. Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009 год )
.
Структура документа
Рабочая программа по информатике и ИКТ представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень учебно-методической литературы, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика курса
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Изучение информатики и ИКТ в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
В 6 классе необходимо решить следующие задачи:
- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
- создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
- расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
II Учебно-тематический план
Количество часов– 35 часов, в неделю – 1 час
№ | Названия разделов | Всего | Компьютерный практикум | Контрольные работы, тесты (в т.ч. практические) |
1 | Компьютер и информация | 11 | 7 | 2 |
2 | Человек и информация | 13 | 6 | 2 |
3 | Элементы алгоритмизации | 10 | 4 | 2 |
Повторение | 1 | |||
ИТОГО: | 35 | 17 | 6 |
III Содержание тем учебного курса
1. Компьютер и информация (11 ч).
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1 «Файлы и папки».
Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».
Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
Практическая работа №5 «Маркированные списки».
2. Человек и информация (13 ч).
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №6 «Создаем таблицы».
Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа №8 «Строим диаграммы».
Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».
3. Элементы алгоритмизации (9 ч).
Что такое алгоритм? О происхождении слова алгоритм. Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Ханойская башня.
Компьютерный практикум. Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа №13 «Power Point. Часы».
Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».
4. Повторение(1 час)
Повторение изученного материала.
IV Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать/уметь
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
V Перечень учебно-методического обеспечения:
Учебник: «Информатика и ИКТ» учебник для 6 класса Босовой Л.Л., - Москва. Бином, Лаборатория знаний, 2006-2012 годы.
Дополнительная литература для учителя :
- ЦОР к учебникам информатики 5-7 классов.
- «Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова,
- Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009-2014 г год.
- «Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов»
- Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009 год.
Дополнительная литература для учащихся :
- «Информатика»: Рабочая тетрадь. 6 кл. Босова Л.Л., - Москва. Бином, Лаборатория знаний,
- .
- Занимательные задачи по информатике. Л.Л. Босова, Ю.А. Босова, Ю.Г. Коломенская. М.:
- БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007
Цифровые образовательные ресурсы:
- Единая коллекция ЦОР htth://school-collection.edu.ru.
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
(http://metodist.Lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html)
№ | Дата | Тема урока | Понятия | Повторение | Параграф учебника | Дата | |||||
По плану | фактически | ||||||||||
I четверть | |||||||||||
1 | Техника безопасности. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. | Правила работы в кабинете. Информация. Информатика, данные, компьютер. | § 1.2. РТ: № 1,2 (стр. 3) | ||||||||
2 | Файлы и папки. Практическая работа «Файлы и папки» | Файл, имя файла, тип файла, папка, файловая система, операции с файлами, окно Мой компьютер. | Правила работы в кабинете. Информация. Информатика, данные, компьютер. | § 1.2. РТ: № 6-7 (стр. 5-6) | |||||||
3 | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 1) | Бит, двоичное кодирование, система счисления, непозиционная система счисления, позиционная система счисления. | Файл, имя файла, тип файла, папка, файловая система, операции с файлами, окно Мой компьютер. | § 1.3 (введение) РТ: № 12,14 (стр. 10), №16 (стр.11) | |||||||
4 | Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2). | Двоичная система счисления , двоичное кодирование. | Бит, двоичное кодирование, система счисления, непозиционная система счисления, позиционная система счисления. | § 1.3 (1) РТ: № 17-18 (стр. 12-13) | |||||||
5 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор. | Алгоритм перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичною систему счисления | Двоичная система счисления, двоичное кодирование. | § 1.3 (1) РТ: № 21 (стр. 14-15) | |||||||
6 | Тексты в памяти компьютера. Практическая работа «Редактируем и форматируем текст» (задание 1). | Кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись. | Двоичное кодирование. | § 1.3 (2) РТ: № 25,26,29,30 (стр. 19-23) | |||||||
7 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа «Редактируем и форматируем текст» (задание 2) | Кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись. | § 1.3 (2) РТ: № 32-35 (стр.25-28) | ||||||||
8 | Контрольный тест №1. Создание документов в текстовом процессоре Word. | Этапы создания текстового документа (ввод, редактирование, форматирование) | Кодовая таблица, двоичное кодирование, текстовый документ, этапы создания текстового документа. | Практические работы №№ 1-3 | |||||||
II четверть | |||||||||||
9 | Растровое кодирование графической информации. | Графический объект, пиксель, растровое кодирование. | § 1.3 (3) РТ: № 37-39 (стр.29-32) | ||||||||
10 | Векторное кодирование графической информации. Практическая работа «Нумерованные списки» | Векторное кодирование, нумерованный список. | Графический объект, пиксель, растровое кодирование. | § 1.3 (3) РТ: № 40 (стр.32-35) | |||||||
11 | Единицы измерения информации. Практическая работа «Маркированные списки» | Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, маркированный список. | Бит | § 1.4 РТ: № 43,44 (стр.38) | |||||||
12 | Тест №2. Кодирование информации. Практическая работа «Создаем таблицы» (задание 1-2) | Факт, правило. | Информация, информативность, знание. | § 2.1. РТ: № 1-6 (стр.39-41) | |||||||
13 | Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа«Создаем таблицы» (задание 3-4). | Ощущение, восприятие, представление. | § 2.2. РТ: № 7 (стр.41) | ||||||||
14 | Понятие как форма мышления. Практическая работа «Размещаем текст и графику в таблице» | Логика, объект, признак, понятие | Ощущение, восприятие, представление. | § 2.3 (введение) РТ: № 9,10 (стр.43-44) | |||||||
15 | Как образуются понятия. Структурирование и визуализация информации. Практическая работа «Строим диаграммы» (задание 1-2) | Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. | Логика, объект, признак, понятие | § 2.3 (1) РТ: № 11 (стр.45), №17 (стр.48) | |||||||
16 | Контрольная работа «Кодирование информации» | Структурирование, наглядное представление | Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. | Практические работы №№ 4-8 | |||||||
III четверть | |||||||||||
17 | Содержание и объем понятия. Практическая работа «Строим диаграммы» (задание 3) | Содержание понятия, объем понятия, единичное понятие, общее понятие | § 2.3 (2) РТ: № 21,22 (стр.50-51) | ||||||||
18 | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа «Строим диаграммы» (задание 4-5). | Отношение тождества, отношение пересечения, отношение подчинения. | Содержание понятия, объем понятия, единичное понятие, общее понятие | § 2.3 (3) РТ: № 23 (стр.52), №27 (стр.59) | |||||||
19 | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа «Изучаем графический редактор Paint» (задание 1-2). | Отношение соподчинения, противоречия, противоположности. | Отношение тождества, отношение пересечения, отношение подчинения. | § 2.3 (3) РТ: № 26 (стр.57), №31 (стр.64) | |||||||
20 | Определение понятия. Практическая работа «Изучаем графический редактор Paint» (задание 3-7) | Понятие, определение понятия. | Отношение соподчинения, противоречия, противоположности. | § 2.3 (4) РТ: № 32 (стр.64) | |||||||
21 | Классификация. Практическая работа «Планируем работу в графическом редакторе» | Классификация, основание классификации, естественная классификация, вспомогательная классификация. | Понятие, определение понятия. | § 2.3 (5) учебник №3 (стр.55) РТ: № 29 (стр.62) | |||||||
22 | Суждение как форма мышления. Практическая работа «Рисуем в редакторе Word» (задание 1-3) | Суждение, простое и сложное суждение, необходимое и достаточное условие. | Классификация, основание классификации, естественная классификация, вспомогательная классификация. | § 2.4 РТ: № 34,35 (стр.67-72) | |||||||
23 | Умозаключение как форма мышления. Практическая работа «Рисуем в редакторе Word» (задание 4-6) | Умозаключение | Суждение, простое и сложное суждение, необходимое и достаточное условие. | § 2.5 РТ: № 36-38 (стр.73-74) | |||||||
24 | Тест №4 Что такое алгоритм? | Постановка задачи, исходные данные, результат, алгоритм. | Умозаключение | § 3.1 РТ: № 1-3(стр.75-76), №6 (стр.78) | |||||||
25 | Исполнители вокруг нас. Логическая игра. | Исполнитель, система команд исполнителя. | Постановка задачи, исходные данные, результат, алгоритм. | § 3.2, § 3.3 РТ: № 7-10(стр.79-80) | |||||||
26 | Тест №5.Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. | Список и таблица как формы записи алгоритма, блок -схема. | Исполнитель, система команд исполнителя. | Практические работы №№ 9-11 |
IV четверть | |||||||
27 | Линейные алгоритмы. Практическая работа «Power Point -задание 1» | Тип алгоритма, линейный алгоритм. | Список и таблица как формы записи алгоритма, блок-схема. | § 3.4 (1) РТ: № 27(стр.97), №28(стр.97) | |||
28 | Разнообразие линейных алгоритмов Практическая работа «Power Point -задание 2» | Тип алгоритма, линейный алгоритм. | Виды блок-схем | § 3.4 (1) РТ: № 28,29(стр.97 | |||
29 | Алгоритмы с ветвлениями Практическая работа «Power Point. Времена года, задание 1» | Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка. | Тип алгоритма, линейный алгоритм. | § 3.4 (2) РТ: № 34,35 (стр.102-103), №40,42 (стр.108-109) | |||
30 | Разнообразие алгоритмов с ветвлениями. Практическая работа «Power Point. Времена года -задание 2» | Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка | Тип алгоритма, линейный алгоритм. | § 3.4 (2) РТ: № 36,37(стр.103), | |||
31 | Циклические алгоритмы. Практическая работа «Power Point. Скакалочка» | Циклический алгоритм. | Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка. | § 3.4 (3) РТ: № 44 (стр.110-112), №45-46 (стр.113-114) | |||
32 | Разнообразие циклических алгоритмов. Практическая работа «Работаем с файлами и папками» | Циклический алгоритм. | Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка. | § 3.4 (3) Подготовить материал для проекта | |||
33 | Итоговая контрольная работа на тему : «Систематизация информации» | Алгоритм, исполнитель, линейный алгоритм, ветвление, циклический алгоритм, блок –схема, файл, папка. | § 1.2 Подготовить материал для проекта | ||||
34 | Повторение изученного материала
| Легко ориентироваться в изученных ране темах | Повторение изученного материала | Проект «Информатика в картинках» | |||
35 | Резерв учебного времени. | Легко ориентироваться в изученных ране темах | Повторение изученного материала | Защита мини-проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса (по Л.Босовой)
Введение ФГОС предполагает создание рабочих программ по предмету. Программа должна учитывать особенности класса, индивидуальный подход к ученику и т.д.. Вот что-то подобное я попыталась создать....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 классы автор учебника Босова Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 классы автор учебника Босова Л....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 - 7 класс Л.Л. Босова
Рабочая программа по информатике и ИКТ адресована учащимся 5 – 7 классов, тип – общеобразовательная, тип учебного заведения - общеобразовательная школа.Количество часов в год-Для 5 класса - 34 ч...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса, по учебнику Босовой Л.Л.
Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса составлена в соответствии с Рекомендациями по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов и дисциплин Минис...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 5 класса (Л,Л,Босова)
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, утвержденный П...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса к учебнику Босовой Л.Л. (1 час в неделю)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса к учебнику Босовой Л.Л. (1 час в неделю)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса к учебнику Босовой Л.Л. (1 час в неделю)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса к учебнику Босовой Л.Л. (1 час в неделю)...