Рабочая программа по информатике 9 класс.Заочная группа.1 час в неделю.
материал по информатике и икт (9 класс) на тему
Рабочая программа по информатике для заочной группы 9 класс вечернй (сменной) школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_po_informatike_9_kl.doc | 237.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дудинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
Андреапольского района Тверской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Протокол № _____от_______ Приказ № _____от_______
Заседания МО И.О.директор школы: ________
Руководитель _____________ (Добролюбова Л.Ф.)
Рабочая программа
по информатике и ИКТ 9 класс
базовый уровень
Составила
учитель
Егорова О.П.
2014 год
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, измерители | Дата |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (7 часов) | |||||||
1 | Техника безопасности. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации». Инструктаж по ТБ | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять) | Иметь представление о кодировании графической информации. | Практическая работа №1. «Кодирование графической информации» | |
2 | Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов | Иметь представление о двух видах представления изображения (вектор и растр). Знать виды компьютерной графики, их сходства и отличия; возможности графических редакторов; основные режимы работы графических редакторов. Иметь представление об интерфейсах графических редакторов. Знать форматы графических файлов, их достоинства и недостатки; области применения разных графических форматов | Фронтальный опрос | |
3 | Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» Работа с объектами в векторных графических редакторах. Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». Инструктаж по ТБ | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе. Создание изображений с помощью инструментов векторного графического. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования | Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Уметь устанавливать цвет в палитре RGB в графическом редакторе. Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения. Иметь представление о стандартных векторных и растровых форматах графического файла, о собственных форматах графических приложений. Знать возможности, режимы работы и среду графического векторного редактора | Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» Практическая работа № 3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | |
4 | Растровая и векторная анимация. Практическая работа №4. «Создание GIF - анимации». Растровая и векторная анимация. Практическая работа №4. «Создание flash-анимации». Инструктаж по ТБ | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Растровая и векторная анимация. Создание GIF – анимации. Растровая и векторная анимация. Создание flash – анимации | Иметь представление о растровой и векторной анимации. Уметь создавать GIF - анимации Уметь создавать flash - анимации | Практическая работа № 4. «Создание GIF - анимации». Практическая работа № 4. «Создание flash-анимации» | |
5 | Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа №5. «Кодирование и обработка звуковой информации» Цифровое фото и видео. Практическая работа №6. «Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу». Инструктаж по ТБ | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Звуки и видеоизображения. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов) | Знать технические приемы записи звуковой и видео информации. Уметь записывать изображение и звук с помощью цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов | Практическая работа № 5. «Кодирование и обработка звуковой информации» Цифровое фото и видео. Практическая работа № 6. «Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу» | |
6 | Практическая работа №7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». Инструктаж по ТБ Решение задач по теме «Кодирование графической информации» | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Звуки и видеоизображения. Обработка материала, монтаж информационного объекта. Задачи по теме «Кодирование графической информации» | Уметь записывать изображение и звук с помощью цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов. Уметь решать задачи по теме «Кодирование графической информации» | Практическая работа № 7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа» | |
7 | Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической информации» | 1 | Урок конт-роля знаний | Кодирование графической информации | Контрольно-измерительные материалы по теме «Кодирование графической Информации» | Контрольная работа № 1. «Кодирование графической информации» | |
Кодирование и обработка текстовой информации (5 часов) | |||||||
8 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации». Инструктаж по ТБ Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Знакомство с приемами квалифицированного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его усвоения | Уметь кодировать и декодировать информацию. Знать способы перекодировки текста. Знать назначение и основные режимы работы текстового процессора. Уметь запускать текстовый процессор, набирать текст на русском языке с помощью клавиатуры, выполнять простейшее редактирование (вставлять, удалять и заменять символы) | Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации» | |
9 | Ввод и редактирование документа. Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул». Инструктаж по ТБ Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа№10 «Форматирование символов и абзацев» | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Включение в текстовый документ формул и графических объектов. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц) | Знать технологию создания и редактирования простейших текстовых документов. Уметь: - набирать и редактировать текст (вставлять, удалять и заменять символы); работать с фрагментами текста (выделять перемещать, удалять фрагменты); - набирать формулы, содержащие арифметические действия, дробные выражения, используя встроенный в текстовый процессор редактор формул. Уметь задавать размеры полей (верхнего и нижнего, правого и левого), нумерацию страницы (вверху или внизу по центру, справа или слева), колонтитулы (верхний и нижний) и ориентацию страницы (книжная, альбомная). Уметь структурировать текст, используя параметры абзаца | Практическая работа № 9. «Вставка в документ формул». Практическая работа № 10. «Форматирование символов и абзацев» | |
10 | Нумерованные и маркированные списки. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков». Таблицы. Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Включение в текстовый документ списков. Создание и форматирование списков. Включение в текстовый документ таблиц. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными | Иметь представление об устройстве таблицы (строки, столбцы, ячейки); о многоуровневых списках (вложенные списки). Знать виды списков (нумерованные, маркированные, многоуровневые). Уметь создавать и редактировать маркированные и нумерованные списки. Уметь включать таблицу в текстовый документ; размещать в ячейках таблицы данные различных типов (текст, числа, изображения); модернизировать параметры таблицы (вставлять и удалять строки, столбцы и ячейки; изменять ширину столбцов и высоту строк с помощью мыши; изменять размеры отдельных ячеек, разделять их на несколько ячеек), использовать границы и заливку для оформления внешнего вида таблицы | Практическая работа № 11. «Создание и форматирование списков». Практическая работа № 12. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» | |
11 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». Системы оптического распознавания документа. Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Компьютерные словари и системы перевода текстов. Перевод текста с использование системы машинного перевода. Распознавание текста. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа | Иметь представление о возможностях компьютерных словарей (многоязычность, содержание слов из различных областей знаний, обеспечение быстрого поиска словарных статей, мультимедийность). Знать приемы создания текстовых документов с использованием вспомогательных программ-словарей и подготовку документа к печати с использованием периферийного оборудования (принтер). Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода (небольшой блок текста). Знать приемы создания текстовых документов с использованием периферийного оборудования (сканер) и программных средств для распознавания полученного изображения. Уметь с помощью сканера получить изображение страницы текста в графическом формате, провести распознавание текста для получения документа в текстовом формате. Уметь сохранить документ, вывести на печать на принтере | Практическая работа № 13. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» | |
12 | Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование обработки текстовой информации» | 1 | Урок конт- роля знаний | Кодирование обработки текстовой информации | Контрольно-измерительные материалы по теме «Кодирование обработки текстовой информации» | Контрольная работа № 2 «Кодирование обработки текстовой информации» | |
Кодирование и обработка числовой информации (5 часов) | |||||||
13 | Представление числовой информации с помощью систем счисления. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». Арифметические операции в позиционных системах счисления | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Представление числовой информации в различных системах счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью программного калькулятора. Арифметические вычисления в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации | Знать способы представления числовой информации в различных системах счисления. Знать особенности позиционных и непозиционных систем счисления. Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую. Уметь выполнять арифметические вычисления в различных системах счисления. Иметь представление о компьютерном представлении числовой информации | Практическая работа № 15. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» | |
14 | Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Инструктаж по ТБ Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Представление числовой информации в компьютере. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Абсолютные и относительные ссылки | Знать принципы представления числовой информации в компьютере. Знать назначение и функции электронных таблиц. Иметь представление об элементах электронных таблиц. Уметь вводить данные (числа, текст, формулы, не содержащие функций) в готовую таблицу; изменять данные в готовой таблице. Знать приемы создания документа с использованием различных форм представления информации в виде формул. Уметь, используя адресацию в таблице, задавать абсолютные и относительные ссылки | Практическая работа № 16. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» | |
15 | Встроенные функции. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 17. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов» | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Встроенные функции. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. Построение диаграмм и графиков. | Знать приемы создания документа с использованием различных форм представления информации. Иметь представление о встроенных функциях. Уметь вводить математические формулы, содержащие функции, используя встроенные в табличный процессор функции. Уметь строить диаграммы и графики, используя возможности табличного процессора | Практическая работа № 17. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». Практическая работа № 18. «Построение диаграмм различных типов» | |
16 | Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах | Знать особенности создания баз данных в электронных таблицах Уметь осуществлять сортировку и поиск данных в электронных таблицах | Практическая работа № 19. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» | |
17 | Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации» | 1 | Урок конт- роля знаний | Кодирование и обработка числовой информации | Контрольно-измерительные материалы по теме «Кодирование и обработка числовой информации» | Контрольная работа № 3. «Кодирование и обработка числовой информации» | |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (11 часов) | |||||||
18 | Техника безопасности. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов Выполнение алгоритмов компьютером. | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. | Знать понятие алгоритма; свойства алгоритмов. Уметь определять свойства конкретных алгоритмов. Знать способы записи алгоритмов; блок-схемы. Уметь записывать алгоритм разными способами. Иметь представление о возможностях автоматизации деятельности человека. | Фронтальный опрос | |
19 | Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл» | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, выбор. Разработка линейного алгоритма, (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления. Алгоритмические конструкции: повторение. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла | Знать структуру алгоритмической конструкции следование, ветвление, выбор. Уметь: - разрабатывать линейный алгоритм решения математических задач; - разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор ветвления. Знать структуру алгоритмической конструкции повторение. Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор цикла | Фронтальный опрос | |
20 | Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Типы данных, ввод и вывод данных. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Виды, правила оформления | Уметь создавать алгоритмы решения задач, используя конструкции ветвления, цикла, вспомогательные алгоритмы. Знать этапы разработки программы. Уметь разрабатывать алгоритм, требующий для решения поставленной задачи использования функций | Фронтальный опрос | |
21 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций. Системы объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Знать этапы разработки программы. Уметь разрабатывать алгоритм, требующий для решения поставленной задачи использования логических операций. Знать интерфейс систем объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Практическая работа № 20. «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» | |
22 | Инструктаж по ТБ Практическая работа №21 «Проект «Переменные». Практическая работа №22 «Проект «Калькулятор» | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи | Практическая работа № 21. «Проект «Переменные». Практическая работа №22 . «Проект «Калькулятор» | |
23 | Инструктаж по ТБ Практическая работа №23 Проект «Строковый калькулятор». Практическая работа №24 Проект «Даты и время» | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи | Практическая работа №23. Проект «Строковый калькулятор». Практическая работа № 24. Проект «Даты и время» | |
24 | Инструктаж по ТБ Практическая работа №25 Проект «Сравнение кодов символов». Практическая работа № 26. Проект «Отметка» | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи | Практическая работа №25. Проект «Сравнение кодов символов». Практическая работа №26. Проект «Отметка» | |
25 | Инструктаж по ТБ Практическая работа №27 Проект «Коды символов». Практическая работа № 28 Проект «Слово-перевертыш» | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи | Практическая работа №27. Проект «Коды символов». Практическая работа № 28. Проект «Слово-перевертыш» | |
26 | Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005. Практическая работа № 29 Проект «Графический редактор» | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | Знать графические возможности объектно-ориентированного языка программирования. Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи | Практическая работа № 29. Проект «Графический редактор» | |
27 | Инструктаж по ТБ Практическая работа № 30 Проект «Системы координат». Практическая работа № 31 Проект «Анимация» | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи | Практическая работа № 30. Проект «Системы координат». Практическая работа №31. Проект «Анимация». | |
28 | Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | 1 | Урок конт- роля знаний | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | Контрольно-измерительные материалы по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | |
Моделирование и формализация (5 часов) | |||||||
29 | Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование как метод познания. Виды моделей. Материальные и информационные модели. | Иметь представление об окружающем мире как иерархической системе. Основные принципы моделирования как метода познания. Знать виды информационных моделей. Уметь представлять информационную модель в виде графа, диаграммы | Фронтальный опрос | |
30 | Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | Иметь представление о процессе формализации. Уметь приводить примеры моделирования объектов и процессов. Иметь представление о основных этапах разработки и исследования моделей на компьютере | Фронтальный опрос | |
31 | Построение и исследование физических моделей. Инструктаж по ТБ Практическая работа №32 Проект «Бросание мячика в площадку» Приближенное решение уравнений. Практическая работа № 33 Проект «Графическое решение уравнений» | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Таблица как средство моделирования. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования | Иметь представление о таблице как средстве моделирования. Уметь строить и исследовать компьютерные модели, реализующие анализ результатов в форме таблиц. Иметь представление о таблице как средстве моделирования | Практическая работа №32 Проект «Бросание мячика в площадку» Практическая работа № 33 Проект «Графическое решение уравнений» | |
32 | Экспертные системы распознавания химических веществ. Инструктаж по ТБ Практическая работа №34 Проект «Распознавание удобрений» Информационные модели управления объектами. Практическая работа № 35 Проект «Модели систем управления» | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории | Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории | Практическая работа № 34 Проект «Распознавание удобрений» Практическая работа № 35. Проект «Модели систем управления» | |
33 | Контрольная работа №5 по теме «Моделирование и формализация» | 1 | Урок конт-роля знаний | Моделирование и формализация | Контрольно-измерительные материалы по теме «Моделирование и формализация» | Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация» | |
Информатизация общества (2 часа) | |||||||
34 | Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий | 1 | Комби- ниро-ванный урок | Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий | Знать виды и характеристики информационных ресурсов общества. Соблюдать право при создании и использовании информации. Знать перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | Фронтальный опрос | |
35 | Контрольная работа №6 «Повторение курса информатики и ИКТ 9 класса» | 1 | Урок конт-роля знаний | Повторение курса информатики и ИКТ 9 класса | Контрольно-измерительные материалы по теме «Повторение курса информатики и ИКТ 9 класса» | Контрольная работа №6 «Повторение курса информатики и ИКТ 9 класса» |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приказ Минобразования России от 05.03.04 № 1089), авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005) и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Количество часов по учебному плану
В год – 35 часов
В неделю – 1 час
Требования к уровню подготовки учащихся
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
Знать/понимать:
- формы представления графической информации
- характеристики растрового и векторного изображения
- характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов
- как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB
- способы получения и редактирования цифровых фотографий: этапы создания цифрового видеофильма
Уметь:
- редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах
- выбрать графический редактор для создания и редактирования графического документа
- проводить оценку качества оцифрованного звука
- проводить захват и редактирование цифрового фото и видео
Кодирование и обработка текстовой информации
Знать/понимать:
- виды и назначения редакторов текстов;
- интерфейс текстового редактора и процессора;
- режимы работы и систему команд текстового редактора;
- структурные элементы текстового документа;
- приемы внедрения объектов;
- основы конвертирования файлов.
Уметь:
- приводить примеры текстовых редакторов;
- использовать различные способы работы с текстовым документом;
- вводить, редактировать, форматировать структурные элементы текстового документа;
- работать с рисунками, списками и таблицами в текстовом документе;
- использовать буфер обмена и технологию OLE;
- подготовить различные текстовые документы;
- одновременно работать с несколькими текстовыми документами;
- осуществлять поиск и замену, проверку правописания в тексте.
Кодирование и обработка числовой информации
Знать/понимать:
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу;
- как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
- графические возможности табличного процессора.
Уметь:
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Основы алгоритмизации и программирования
Знать/понимать:
- понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов
- понятия исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя, программы
- процесс исполнения алгоритма компьютером
- понятия транслятора, компилятора
- классификацию и названия языков программирования
- особенности объектно-ориентированного программирования по сравнению с алгоритмическими языками программирования
- основные понятия проекта, формы, объекта, свойств и методов, событийной процедуры
- этапы разработки и способ загрузки проектов
- понятия переменной, основные типы переменных, объявление переменных
- основные алгоритмические структуры
- структуру функции и типы функций, синтаксис функций ввода-вывода данных
- правила описания основных геометрических объектов, графические методы для рисования геометрических фигур
Уметь:
- обосновывать свойства алгоритмов, приводить примеры из собственного жизненного опыта
- представлять алгоритм в виде блок-схемы
- изменять свойства объектов, графического интерфейса проекта и редактировать программный код, создавать свои событийные процедуры
- применять оператор присваивания
- описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран
- выполнять арифметические операции над переменными
- организовать диалоговые окна сообщений
- применять функции ввода-вывода при создании собственных проектов
- создавать простые графические редакторы
- определять результат программы по ее описанию
Моделирование и формализация
Знать/понимать:
- понятия моделирования, формализации, визуализации
- основные этапы моделирования
- принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними
- формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты)
- структуру баз данных
- условия поиска информации; логические значения, операции, выражения, удаление и сортировка данных в реляционных БД
Уметь:
- приводить примеры моделирования в различных областях деятельности
- создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей
- строить информационные модели систем управления
- приводить примеры систем управления в технических устройствах, общественных отношениях
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных
- сортировать данные в таблице, создавать и редактировать форму
- формировать запрос, используя систему управления базами данных Ms Access
- выполнять поиск записей в готовой базе данных
- сортировку записей в готовой базе данных
Информатизация общества
Знать/понимать:
- понятия информационного общества, информатизации и компьютеризации
- что такое информационная культура
- перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Уметь:
- приводить примеры информатизации и компьютеризации в повседневной жизни
- приводить примеры перспектив развития информационных и коммуникационных технологий
Учебно-методическое обеспечение
- Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Электронные образовательные ресурсы и цифровые образовательные ресурсы Интернет-порталов:
.
- www.iit.metodist.ru – портал с авторскими материалами Угриновича Н.Д.
- www.klyaksa.net – Информационно-образовательный портал для учителей информатики;
- window.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
- http://school-collection.edu.ru/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
- Операционная система – Windows XP, Linux.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 11 профильного класса (3 ч в неделю)
Рабочая программа по информатике для 11 профильного класса (3 часа в неделю) является модификацией программы Н.Д. Угриновича для профильных классов...
Рабочая программа по информатике 5 класс Макарова Н.В. (1 час в неделю)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса разработана на основе авторской программы Н.В. Макаровой «Программа по информатике и ИКТ» (системно-информационная концепция). – С...
Рабочая программа по информатике 6 класс Макарова Н.В. (1 час в неделю)
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 6 класса разработана на основе:Программы по информатике и ИКТ(системно-информационная концепция). 5-11 классы. Н.В. Макарова.Раб...
Рабочая программа. Геометрия. 8 класс. Заочная форма обучения
Рабочая программа. Геометрия. 8 класс. Заочная форма обучения...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс.Заочная группа.1 час в неделю.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для заочной группы 10 класса вечернй (сменной) школы....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класса.Заочная группа. 0,5 часа в неделю.
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класса для заочной группы вечерней школы (0,5 часа в неделю)....
Рабочая программа по информатике 10-11 классы (2 часа в неделю, по примерной программе)
Программа разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Росси...