Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса, по учебнику Л.Л.Босовой
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Морозкина Галина Геннадьевна

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса для учителей, работающих по учебнику Л.Л. Босовой. Составлена с учетом требований, предъявляемых к рабочим программам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено и одобрено на заседании  методического объединения

 Председатель МО_______

                  Кулагина О.В.

       Утверждаю.

Директор МБОУ «Марьяновская

средняя общеобразовательная школа»

 
__________/Кипаева Г.А/

 29.08.2014                                                                      01.09.2014 г.

  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Информатика и ИКТ»

 в 5 классе
 

 
 

Составитель: учитель I квалификационной категории

Морозкина Галина Геннадьевна


 
 

2014



1.Пояснительная записка

1.1  Цель изучения информатики.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

формирование  готовности к использованию методов информатики и средств ИКТ в учебной деятельности;

пропедевтика понятий базового курса информатики;

развитие творческих и познавательных способностей школьников средствами ИКТ;

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

 

1.2   Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

1.3. Место учебного предмета в учебном плане  

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 5 класса в течение 34 часов (1 час в неделю), согласно федеральному компоненту БУП от 2004 года.

Основное содержание авторской программы Л.Л. Босовой «Программа по информатике и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

Проверочные работы (по 10 мин) завершают изучение разделов: «Компьютер для начинающих», «Информация вокруг нас», «Информационные технологии».

Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикума (мини-проекта) – интегрированной практической работы, ориентированной на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей.

1.4. Результаты освоения курса

В результате изучения курса информатики и информационных технологий  в 5 классе у ученика должны быть сформированы:

  • умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата),
  • элементарные навыки прогнозирования.

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается:

  • поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график);
  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
  • владение основными навыками публичного выступления.

В области рефлексивной деятельности:

  • объективное оценивание своих учебных достижений;
  • навыки организации и участия в коллективной деятельности;
  • постановка общей цели и определение средств ее достижения;
  • умение отстаивать свою позицию,
  • формулировать свои мировоззренческие взгляды.

 

2. Тематическое планирование.

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Компьютер для начинающих

8

4

4

2

Информация вокруг нас

15

8

7

3

Информационные технологии

10

4

6

Итоговой контроль

(мини-проект)

2

2

Итого:

35

16

19

  1. Содержание учебного предмета

3.1  Планируемые результаты изучения информатики

  1. Компьютер для начинающих – 8 часов

Аналитическая деятельность:

·  выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

·  анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

·  определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Практическая деятельность:

·  выбирать и запускать нужную программу;

·  работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

·  вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

·  создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • ·  соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

2. Информация вокруг нас – 15 часов

Аналитическая деятельность:

·  приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

·  приводить примеры информационных носителей;

·  классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

·  разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

·  определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

 

Практическая деятельность:

·  кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

·  работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

·  осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

·  сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

·  систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

·  вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

·  преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

·  решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.

3. Информационные технологии – 10 часов

Аналитическая деятельность:

·  соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

·  определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

·  создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

·  выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

·  осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

·  оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

·  создавать и форматировать списки;

·  создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

·  переводить отдельные слова и короткие простые тексты с использованием систем машинного перевода;

·  сканировать и распознавать «бумажные» текстовые документы.

  1. Краткое описание содержания разделов

1. Компьютер для начинающих  

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.

  1. Информация вокруг нас .

Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

3. Информационные технологии – 10 часов

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем  с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».

4. Календарно-тематическое планирование

 

№ урока

Тема  урока

Параграф учебника

Практические работы

Цифровые ресурсы  

Дата план

Дата факт

Раздел 1.   Компьютер для начинающих        

1.

Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Ваш учебник, §1.1.

Плакат «Как мы воспринимаем информацию», презентация «Зрительные иллюзии»; плакат «Техника безопасности», презентация «Техника безопасности»

3.09

2.

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

§2.1, §2.2

Плакат «Компьютер и информация», презентация «Что умеет компьютер»

10.09

3.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

§2.3

Пр  работа №1. Знакомимся с клавиатурой.

Плакат «Знакомство с клавиатурой»

17.09

4.

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Кл/ трена жер (Упражнения 1-8).

§2.3

Плакат «Правила работы на клавиатуре»

24.09

5.

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

§2.4

Плакат «Как хранят информацию в компьютере»

1.10

6.

Рабочий стол.

Управление мышью.

§2.5, §2.6

Пр работа №2. Осваиваем мышь.

8.10

7.

Главное меню. Запуск программ.

§2.7

Пр  работа №3. Запускаем программы. Основные элементы окна  прог

15.10

8.

Проверочная работа.

Управление компьютером с помощью меню.

§2.8

Пр работа №4. Знакомимся с компьютерными меню.

Интерактивные тесты test1-1.xml, test1-2.xml;

файлы для печати тест1_1.doc, тест1_2.doc.

22.10

 Раздел 2.   Информация вокруг  нас

9.

Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти).

§1.2, 1.3

Плакат «Хранение информации», презентация «Хранение информации»

29.10

10.

Носители информации Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов..

§1.4

Презентация «Носители информации»

12.11

11.

Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

§1.5

Плакат «Передача информации», презентация «Средства передачи информации»

19.11

12.

Кодирование информации.

§1.6

Презентация «В мире кодов»

26.11

13.

Формы представления информации. Метод координат.

§1.7

 .

Игра «Морской бой»

3.12

14.

Текст как форма представления информации. Логическая игра.

§1.9

Презентация «Текстовые документы» (часть 1)

10.12

15.

Табличная форма представления информации.  Игра «Морской бой»

§1.10

Презентация «Табличный способ решения логических задач»

17.12

16.

Наглядные формы представления информации.

§1.11

Проверочная работа.

Презентация «Наглядные формы представления информации»,

файлы для печати тест2_1.doc, тест2_2.doc.

24.12

17.

Обработка информации.

§1.12

Пр/работа №5. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

Плакат «Обработка информации»

14.01

18.

Обработка текстовой информации.

§2.9 (1)

Практическая работа №6. Вводим текст.

Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf.

21.01

19.

Обработка текстовой информации.

Редактируем текст.

§2.9 (2)

Практическая работа №7.

Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf.

28.01

20.

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

§2.9 (2)

Пр/работа №8. Редактируем текст.

Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2) файлы: Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf.

4.02

21.

Редактирование текста. Поиск информации.

§2.9 (2), §1.13 (2)

Практическая работа №8. Редактируем текст.

Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf.

11.02

22.

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

§1.13

18.02

23.

Форматирование – изменение формы представления информации.

§1.13 (3)

Практическая работа №9. Форматируем текст.

Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf.

25.02

Раздел 3.  Информационные технологии

24.

Компьютерная графика.

.

§2.10 (1)

Пр/ работа №10. Знакомимся с инструментами рисования графического редактора

Файлы Подкова.bmp, Многоугольники.bmp.

4.03

25.

Инструменты графического редактора.

§2.10 (2)

Практическая работа №11. Начинаем рисовать.

11.03

26.

Проверочная работа.

Обработка графической информации.

§2.10

Практическая работа №11. Начинаем рисовать

Образцы выполнения заданий — файлы Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, Открытка Даши Матвеевой.bmp; файлы Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp;

файлы для печати тест3_1.doc, тест3_2.doc.

18.03

27.

Обработка текстовой и графической информации.

§2.9, §2.10

Пр/работа №12. Создаем комбинированные документы.

Образец выполнения задания — рисунок «Билет» (файл Билет.bmp)

25.03

28.

Преобразование информации по заданным правилам.

.

§1.14 (1)

Пр работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор

8.04

29.

Преобразование информации путем рассуждений.

§1.14 (2)

Пр/работа №13. Работаем с графическими фрагментами.

Презентация «Задача о напитках»; файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp.

15 .04

30.

Разработка плана действий и его запись.

Логическая игра «Черный ящик»

§1.14 (3)

Логическая игра «Переливашки»

22 .04

31.

Разработка плана действий и его запись.

Логическая игра «Переправа»

§1.14

Логическая игра «Переливашки»

29.04

32.

Контрольная работа.

Создание движущихся изображений.

§2.11

Практическая работа №14. Анимация (начало)

Интерактивные тесты test4-1.xml, test4-2.xml;

файлы для печати тест4_1.doc, тест4_2.doc.Образец выполнения задания —  презен. «Морское дно».

6.05

33.

Создание движущихся изображений.

§2.11

Пр/работа №14. Анимация (завершение)

Образцы выполнения заданий —  презентации «Св_тема1», «Св_тема2», «Св_тема3», «Лебеди».

13.05

34 (35)

Итоговый контроль

Мини-проект

20.05 (27.05)

5. Материально-техническое обеспечение

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь. 

Программное обеспечение:

  • Операционная система MS WINDOWS 7
  • графический редактор  в MS WINDOWS 7
  • текстовые редакторы Блокнот, Word Pad;
  • программа Калькулятор;
  • программа MS PowerPoint;
  • текстовый процессор MS Word 2003 или 2007
  • браузер Mozilla;
  • клавиатурные тренажёры.
  1. Учебно-методическое обеспечение предмета

Литература (основная и дополнительная)

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ

           Интернет-сайты:

  • kpolyakov.narod.ru   - Сайт учителя информатики Константина Полякова: Преподавание, наука и жизнь. Сайт содержит учебно-методические материалы и программное обеспечение по школьному курсу информатики.

metod-kopilka.ru  - "Информатика. Методическая копилка учителя информатики."   Организационные, методические и нормативные документы, лабораторно-практические работы  

● informic.narod.ru   - "Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ  Разумова Виктора Николаевича".

klyaksa.net  - портал "Клякс@.net". Портал для учителя информатики в средней школе. Полезные советы. Методические материалы. Форум учителей.  

● psbatishev.narod.ru - сайт Орловского регионального компьютерного центра "Помощь образованию". На сайте размещены методические материалы для проведения занятий по информатике, учебники и тесты для самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов к учебнику Угриновича Н.Д. на основе ФГОС 2004 года

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов составлена к учебнику Угриновича Н.Д. на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по инф...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс по учебнику Макаровой Н.В.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 классаПрограмма по информатике и ИКТ  составлена на основе:1)    ФГОС  2004 года.2)    Примерная программа с...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс по учебнику Макаровой Н.В.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 классаПрограмма по информатике и ИКТ  составлена на основе:1)    ФГОС  2004 года.2)    Примерная программа с...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс по учебнику Макаровой Н.В.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 классаПрограмма по информатике и ИКТ  составлена на основе:1)    ФГОС  2004 года.2)    Примерная программа ...

Рабочая программа по информатике и ИКТ. 5 класс. 2015-16 учебный год. (Босова Л.Л., Босова А.Ю.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ. 5 класс. 2015-16 учебный год. (Босова Л.Л., Босова А.Ю.) 1 час в неделю....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс 2019-2020 учебный год (Босова Л.Л, Босова А.Ю.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  5 класс 2019-2020 учебный год (Босова Л.Л, Босова А.Ю.)...