Конспект урока по теме: "Графическое представление числовых данных"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Деккер Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение 1. Рабочий лист

Тема______________________________________________________________

____________________ - графическое представление числовых данных.

Типы диаграмм

        Мастер диаграмм

1 способ________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2 способ_________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Алгоритм построения диаграммы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Учитель: Воденникова Наталья Николаевна

Дата: 13.04.2009г.

Класс: 8

Тема: Графическое представление числовых данных.

Цель урока:

  • обучающая: создать условия для разработки и применения учащимися алгоритма построения диаграмм в среде табличного процессора MS Excel.
  • развивающая: обеспечить условия для формирования ключевых компетенций учащихся:
  • умение формулировать учебную цель, принимать решение в случае стандартной и нестандартной ситуации, осознанно определять собственное отношение к материалу (ценностно-смысловая компетенция);
  • критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное; систематизация, анализ и отбор информации, преобразование информации, технические навыки сохранения, удаления, копирования информации (информационная компетенция);
  • приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы, ведение диалога «человек»  – «компьютер» (коммуникативная компетенция);
  • самостоятельно организовывать свою деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать результаты деятельности (рефлексивная компетенция).
  • воспитательная: Воспитание информационной культуры, привитие художественно-эстетических навыков через построение диаграмм.

Задачи урока.

  1. Разработать алгоритм построения диаграмм.
  2. Показать применение алгоритма при решении задач.

Оборудование: мультимедийная установка; персональные компьютеры.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Формы организации урока:

  • фронтальная (этап актуализации, этап первичного применения);
  • индивидуальная (работа на ПК).

Приемы:

  • разъяснения;
  • рассуждения.

Методы:

  • общедидактические методы:
  • объяснительно-иллюстративные:
  • словесные (учебная лекция, беседа);
  • наглядные (компьютерная презентация, видеофрагмент);
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый.

План урока:

1. Организационный момент

1 минута

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

5 минут

3. Этап усвоения новых знаний.

15 минут

4. Этап первичного применения приобретенных знаний.

5 минут

5. Этап подведения итогов урока.

2 минуты

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2 минуты

7. Этап первичной проверки понимания.

10 минут

Ход урока:

Этап урока

Задачи

Методы

1. Организационный момент

* Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке;

* Психологически подготовить учащихся к восприятию нового материала.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

* Обеспечить мотивацию учения школьников;

* Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению темы и целей урока;

фронтальный опрос

3. Этап усвоения новых знаний.

* Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала;

* Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний.

словесные (учебная лекция), наглядные (компьютерная презентация, видеофрагмент)

4. Этап первичного применения приобретенных знаний.

* Установить правильность восприятия, понимание и осознанность учащимися изученного материала;

* Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала;

* Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися нового материала.

репродуктивный;

5. Этап подведения итогов урока.

* Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.

фронтальный опрос

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

* Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

7. Этап первичной проверки понимания.

частично-поисковый.



Предварительный просмотр:

Учитель: Матюхина Наталья Николаевна

Дата: 13.04.2009г.

Класс: 8

Тема: Графическое представление числовых данных.

Цель урока:

  • обучающая: создать условия для разработки и применения учащимися алгоритма построения диаграмм в среде табличного процессора MS Excel.
  • развивающая: обеспечить условия для формирования ключевых компетенций учащихся:
  • умение формулировать учебную цель, принимать решение в случае стандартной и нестандартной ситуации, осознанно определять собственное отношение к материалу (ценностно-смысловая компетенция);
  • критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное; систематизация, анализ и отбор информации, преобразование информации, технические навыки сохранения, удаления, копирования информации (информационная компетенция);
  • приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы, ведение диалога «человек»  – «компьютер» (коммуникативная компетенция);
  • самостоятельно организовывать свою деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать результаты деятельности (рефлексивная компетенция).
  • воспитательная: Воспитание информационной культуры, привитие художественно-эстетических навыков через построение диаграмм.

Задачи урока.

  1. Разработать алгоритм построения диаграмм.
  2. Показать применение алгоритма при решении задач.

Оборудование: мультимедийная установка; персональные компьютеры.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Формы организации урока:

  • фронтальная (этап актуализации, этап первичного применения);
  • индивидуальная (работа на ПК).

Приемы:

  • разъяснения;
  • рассуждения.

Методы:

  • общедидактические методы:
  • объяснительно-иллюстративные:
  • словесные (учебная лекция, беседа);
  • наглядные (компьютерная презентация, видеофрагмент);
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый.

План урока:

1. Организационный момент

1 минута

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

5 минут

3. Этап усвоения новых знаний.

15 минут

4. Этап первичного применения приобретенных знаний.

5 минут

5. Этап подведения итогов урока.

2 минуты

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2 минуты

7. Этап первичной проверки понимания.

10 минут

Ход урока:

  1. Организационный момент. 

Взаимное приветствие учителя и учащихся.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

        На протяжении нескольких уроков мы с вами работаем с электронными таблицами, и для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить ранее изученный материал. (Слайды 2-8).

1.В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:

1) ячейка;

2)строка;

3)столбец;

4)формула.

2. В электронной таблице ячейкой называют:

1)горизонтальную строку;

2)вертикальный столбец;

3) пересечение строки и столбца;

4)курсор–рамку на экране.

3. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:

1) 18D;

2) К13;

3) 34;

4) АВ.

4. Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:

1)DF;

2)F12;

3)АБ;

4)113.

5. Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:

1) 11D;

2) F12;

3) АБ3;

4) В1А.

6. Ввод формул в таблицу начинается обычно со знака:

1) $;

2) f;

3) *;

4) =.

7. Выберите верное обозначение диапазона ячеек:

  1. D5,F7;
  2. A11:B12;
  3. H2..J4;
  4. B15-C16.

3. Этап усвоения новых знаний.

Рассмотрим пример: Средняя продолжительность жизни слона, крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно. Перед  вами одни и те же данные представлены в разной форме:

Животное

Продолжительность жизни

Слон

60 лет

Крокодил

40 лет

Верблюд

30 лет

Лошадь

25 лет

Шимпанзе

60 лет

Как вы думаете, в какой из предложенных форм данные выглядят более наглядно? (в графической форме) Иногда графически представить информацию намного выгоднее, чем просто в тексте или в таблице. (Слайд 9) И Microsoft Excel программа, в которой достаточно просто представить числовую информацию в графическом виде. Так будет звучать тема сегодняшнего урока: «Графическое представление числовых данных». Возьмите рабочие листы (Приложение 1) на своих партах и запишите в них тему урока. (Слайд 10)

        Сегодня мы с вами должны узнать, каким образом  числовые данные можно представить графически.

А как вы думаете, как, одним словом назвать графическое представление числовых данных? (Диаграмма). Отмечаем в рабочих листах. (Слайд 11)

Другой термин, который можно употребить вместо слова диаграмма – это деловая графика. Где в жизни вы встречались с деловой графикой? (Слайд 12)

Как вы заметили, по внешнему виду диаграммы бывают разные и это не случайно.

Существует два типа диаграмм: стандартные и нестандартные (отличаются добавлением эффектов к стандартным диаграммам). Стандартных диаграмм 14: гистограммы, линейчатые диаграммы, круговые, точечные, конические итд., а нестандартных 20: широкая гистограмма, трубчатая диаграмма, вырезанные сектора, деревянная итд. (Слайд 13)

Для создания диаграмм в электронных таблицах используют «Мастер диаграмм». Для того чтобы вызвать Мастер диаграмм существуют два способа: первый – нажать на панели инструментов пиктограмму мастер диаграмм, второй способ – в меню выполнить команду Вставка – Диаграмма. (Слайды 14-15)

Как запустить мастер диаграмм, мы знаем, теперь давайте разберемся каков алгоритм построения диаграммы. Вашему вниманию будет предложен фрагмент фильма «Построение диаграммы», смотрите внимательно, сколько этапов вы можете выделить в построении диаграммы? (просмотр видеосюжета)

По правилам выделяют 6 основных этапов построения диаграмм. Давайте еще раз посмотрим фильм и остановимся на каждом этапе. Теперь мы с вами должны сформулировать алгоритм построения диаграммы, давайте запишем его в рабочие листы. (Слайд 17)

4. Этап первичного применения приобретенных знаний.

Используя данный алгоритм, попробуем сами построить диаграмму. Откройте файл «диаграммы» на рабочем столе. Вернемся к примеру с продолжительностью жизни животных и попробуем сами построить такую диаграмму вместе со мной. (Задание 1)

 Во втором задании по предложенным данным необходимо построить круговую диаграмму успеваемости учащихся по информатике попробуйте выполнить его самостоятельно.

5. Этап подведения итогов урока.

Вернемся к алгоритму построения диаграммы. Каковы его основные шаги? (ответ учащегося) Итак, сегодня мы с вами узнали алгоритм построения диаграмм и научились его применять на практике.

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Откройте дневники и запишите домашнее задание: Выучить определение диаграммы, виды диаграмм, способы запуска мастера диаграмм и алгоритм построения диаграммы. Дописать на рабочем листе недостающие виды диаграмм. (Слайд 19)

7. Этап первичной проверки понимания.

Теперь попробуйте сами построить диаграммы, выполнив задания 3, 4,5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики 9 класс "Графическое представление числовых данных в электронной таблице".

Урок информатики "Графическое представление числовых данных в электронной таблице". Конспект урока для 9 класса....

Конспект урока по теме: "Графический редактор Paint. Заливка"

Конспект урока по теме: "Графический редактор Paint. Заливка" предназначен для учащихся 5 класса, разработан по ФГОС, содержит технологическую карту урока, будет полезен учителям, начинающим работать ...

Конспект урока по теме «Графический способ решения уравнений»

Тип урока: закрепление изученного материала.Триединая цель урока:1)       формирование умения решать уравнения графическим способом;2)      разви...

Конспект урока по теме "Графические возможности языка программирования Visual Basic"

Цель урока:сформировать у учащихся представление о графических средствах языка Visual Basic и возможностях их использования при решении задач....

Представление числовых данных в среде табличного процессора

Открытый урок по теме "Представление числовых данных в среде табличного процессора" 9 класс...

Конспект урока на тему "Графический способ решения систем уравнений в Excel"

Графический способ решения систем уравнений в Excel...