Конспект урока на тему "Графическое изображение мелодии"
план-конспект урока по музыке

Семечкова Нина Петровна

Графическое изображение мелодии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_na_temu_graficheskoe_izobrazhenie_melodii_.docx531.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Графическое отображение мелодии»

Цель: практическое освоение простейших элементов музыкального языка в творческой форме, образно-ассоциативное постижение музыкального языка.

Задачи:

  • Развивать ассоциативно-художественное мышление путем сопоставления линии в рисунке с музыкой (пением), речью;
  • Развивать чувство ритма, ощущение высотности звука

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое мелодия. Как вы думаете, для чего нужна мелодия в музыке. Какую функцию она выполняет? Возможна ли музыка без мелодии? (ответы детей)

Верно, ребята, мелодия - это лицо музыкального произведения, его душа и без мелодии невозможно представить себе ни одно музыкальное произведение, потому что она - главный элемент в музыке. Для слушателя музыка без мелодии — то же, что картина без рисунка. Именно с помощью мелодии композитор выражает свою главную мысль в произведении.

Мы с вами уже знаем, что мелодия может стоять на месте,  идти вверх и вниз, плавно и скачками, кружить на месте и т.д. Рисунок мелодического движения складывается из его различных направлений. Основные из них:

  • восходящее движение;
  • нисходящее движение;
  • волнообразное движение, образующееся от последовательно чередующихся восходящего и нисходящего направлений;
  • «горизонтальное» движение на повторяющемся звуке.

Первые три направления движения могут быть: поступенными (т.е. по соседним ступеням звукоряда), скачкообразными (по любым интервалам звукоряда больше секунды) или смешанными. Волнообразное движение может происходить в пределах сравнительно небольшого диапазона, быть восходящим и нисходящим.

Мелодия, не имеющая мотива, называется речитативом. Я предлагаю вам послушать небольшой музыкальный отрывок и проанализировать его мелодию. (Слушаем)

Ребята, есть ли у этой песенки мелодия? (Ответы).

Мелодия этой песенки очень проста, она состоит только из одной ноты, потому что в этой песенке изображается барабанная дробь, а значит, главное здесь - это ритм. К счастью, таких песен очень мало, ведь тогда все мелодии были бы одинаковые, на одно лицо.

Если мы попробуем сыграть мелодию песни «Во поле берёза стояла» на барабане, то у нас не получится мелодии, потому что барабан играет на одном звуке. А в мелодии звуки редко стоят на месте (ведь главное в музыке - ДВИЖЕНИЕ): они то вверх бегут, то вниз, то друг через друга прыгают.

И у каждого звука есть своя высота и длительность. Давайте послушаем еще одну мелодию и попробуем определить, мелодия стоит на месте или движется?

Верно, в этой попевке мелодия сначала стоит на одном звуке, а потом движется наверх, потом снова стоит на месте и спускается вниз.

А теперь давайте попробуем нарисовать линиями движение этой мелодии (рисуем).

А вот еще одна попевка. Послушайте и попробуйте определить движение мелодии. Слова вам подскажут. (слушаем, рисуем).

https://poznayka.org/baza1/248646073923.files/image115.jpg

Итак, вот что должно получиться:

Ребята, а теперь давайте попробуем выполнить небольшое задание самостоятельно. Нужно найти верное графическое изображение мелодии этой песни (соотнести).

 

ПРИМЕРhttps://poznayka.org/baza1/248646073923.files/image102.jpg

ПРИМЕР:

https://poznayka.org/baza1/248646073923.files/image103.gif 

https://poznayka.org/baza1/248646073923.files/image104.gif

https://poznayka.org/baza1/248646073923.files/image105.gif 

О пользе использования распевок

О пользе использования распевок

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/9316_462c631a9591da4237833ce8dd2ed3d4.jpg.jpg

https://poznayka.org/baza1/248646073923.files/image111.jpg

https://poznayka.org/baza1/248646073923.files/image111.jpg

Отлично, у нас все получилось. Итак, ребята, мы с вами увидели, что мелодию можно не только услышать, сыграть, но еще и нарисовать, даже если мы не знаем нот. Это можно сделать простыми линиями. И сразу будет видно, куда движется мелодия: вверх или вниз, или стоит на месте, или делает большие скачки. А теперь домашнее задание:

Задание 1. Прочитайте слогами и прохлопайте ритм песенки. Определите направление движения мелодии. Нарисуйте график движения мелодии этой песни.

https://poznayka.org/baza1/248646073923.files/image107.jpg

Во поле берёза стояла: чем примечательна история песни, и в чём её ...

Задание 2. Прочитайте слогами и прохлопайте ритм песенки. Определите направление движения мелодии. Нарисуйте график движения мелодии этой песни и ее ритмический рисунок

 

https://poznayka.org/baza1/248646073923.files/image113.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Технология создания изображения" Информатика-8

Конспект урока по информатике в 8 классе по программе Н.В. Макаровой...

Конспект урока "Принципы кодирование изображения" 8 класс

Представлен конспект урока информатики  в 8 классе  по теме "Принципы кодирования изображения"( Базовый учебник  Семакин И.Г. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» Б...

Приложение к плану конспекту урока "Создание графических изображений"

Презентация - руководство по созданию графических изображений в графическом редакторе Paint...

Конспект урока по теме "Изображение животных и птиц в технике "граттаж""

Конспект урока содержит подробную структуру и ход урока. В урок включена беседа по иллюстрациям Е.И.Чарушина и объяснение выполнения задания....

Презентация + конспект урока по теме "Изображение земной поверхности"

Технологическая карта и презентация по теме "Изображение земной поверхности". Урок географии в 5 классе к учебнику Дронова....

План-конспект урока по теме «Изображение и обозначение резьбы»

План-конспект урока по теме«Изображение и обозначение резьбы»...