Конспект урока на тему "Графическое изображение мелодии"
план-конспект урока по музыке
Графическое изображение мелодии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_temu_graficheskoe_izobrazhenie_melodii_.docx | 531.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Графическое отображение мелодии»
Цель: практическое освоение простейших элементов музыкального языка в творческой форме, образно-ассоциативное постижение музыкального языка.
Задачи:
- Развивать ассоциативно-художественное мышление путем сопоставления линии в рисунке с музыкой (пением), речью;
- Развивать чувство ритма, ощущение высотности звука
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое мелодия. Как вы думаете, для чего нужна мелодия в музыке. Какую функцию она выполняет? Возможна ли музыка без мелодии? (ответы детей)
Верно, ребята, мелодия - это лицо музыкального произведения, его душа и без мелодии невозможно представить себе ни одно музыкальное произведение, потому что она - главный элемент в музыке. Для слушателя музыка без мелодии — то же, что картина без рисунка. Именно с помощью мелодии композитор выражает свою главную мысль в произведении.
Мы с вами уже знаем, что мелодия может стоять на месте, идти вверх и вниз, плавно и скачками, кружить на месте и т.д. Рисунок мелодического движения складывается из его различных направлений. Основные из них:
- восходящее движение;
- нисходящее движение;
- волнообразное движение, образующееся от последовательно чередующихся восходящего и нисходящего направлений;
- «горизонтальное» движение на повторяющемся звуке.
Первые три направления движения могут быть: поступенными (т.е. по соседним ступеням звукоряда), скачкообразными (по любым интервалам звукоряда больше секунды) или смешанными. Волнообразное движение может происходить в пределах сравнительно небольшого диапазона, быть восходящим и нисходящим.
Мелодия, не имеющая мотива, называется речитативом. Я предлагаю вам послушать небольшой музыкальный отрывок и проанализировать его мелодию. (Слушаем)
Ребята, есть ли у этой песенки мелодия? (Ответы).
Мелодия этой песенки очень проста, она состоит только из одной ноты, потому что в этой песенке изображается барабанная дробь, а значит, главное здесь - это ритм. К счастью, таких песен очень мало, ведь тогда все мелодии были бы одинаковые, на одно лицо.
Если мы попробуем сыграть мелодию песни «Во поле берёза стояла» на барабане, то у нас не получится мелодии, потому что барабан играет на одном звуке. А в мелодии звуки редко стоят на месте (ведь главное в музыке - ДВИЖЕНИЕ): они то вверх бегут, то вниз, то друг через друга прыгают.
И у каждого звука есть своя высота и длительность. Давайте послушаем еще одну мелодию и попробуем определить, мелодия стоит на месте или движется?
Верно, в этой попевке мелодия сначала стоит на одном звуке, а потом движется наверх, потом снова стоит на месте и спускается вниз.
А теперь давайте попробуем нарисовать линиями движение этой мелодии (рисуем).
А вот еще одна попевка. Послушайте и попробуйте определить движение мелодии. Слова вам подскажут. (слушаем, рисуем).
Итак, вот что должно получиться:
Ребята, а теперь давайте попробуем выполнить небольшое задание самостоятельно. Нужно найти верное графическое изображение мелодии этой песни (соотнести).
ПРИМЕР
ПРИМЕР:
Отлично, у нас все получилось. Итак, ребята, мы с вами увидели, что мелодию можно не только услышать, сыграть, но еще и нарисовать, даже если мы не знаем нот. Это можно сделать простыми линиями. И сразу будет видно, куда движется мелодия: вверх или вниз, или стоит на месте, или делает большие скачки. А теперь домашнее задание:
Задание 1. Прочитайте слогами и прохлопайте ритм песенки. Определите направление движения мелодии. Нарисуйте график движения мелодии этой песни.
Задание 2. Прочитайте слогами и прохлопайте ритм песенки. Определите направление движения мелодии. Нарисуйте график движения мелодии этой песни и ее ритмический рисунок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Технология создания изображения" Информатика-8
Конспект урока по информатике в 8 классе по программе Н.В. Макаровой...
Конспект урока "Принципы кодирование изображения" 8 класс
Представлен конспект урока информатики в 8 классе по теме "Принципы кодирования изображения"( Базовый учебник Семакин И.Г. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» Б...
Приложение к плану конспекту урока "Создание графических изображений"
Практическая часть: Танграм...
Приложение к плану конспекту урока "Создание графических изображений"
Презентация - руководство по созданию графических изображений в графическом редакторе Paint...
Конспект урока по теме "Изображение животных и птиц в технике "граттаж""
Конспект урока содержит подробную структуру и ход урока. В урок включена беседа по иллюстрациям Е.И.Чарушина и объяснение выполнения задания....
Презентация + конспект урока по теме "Изображение земной поверхности"
Технологическая карта и презентация по теме "Изображение земной поверхности". Урок географии в 5 классе к учебнику Дронова....
План-конспект урока по теме «Изображение и обозначение резьбы»
План-конспект урока по теме«Изображение и обозначение резьбы»...