Технологическая карта урока на тему "Всемирная паутина как информационное хранилище".
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему
ФИО автора материала: Кузнецова Галина Владимировна, учитель МБОУ "Судогодская ООШ"
Предмет, класс: Информатика, 7 класс
Название и автор учебника: Информатика, 7 класс (ФГОС), авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю.
Тема урока: Всемирная паутина как информационное хранилище
Тип урока: урок «открытия» нового знания (по типологии уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsemirnaya_pautina.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО педагога: Кузнецова Галина Владимировна
Предмет, класс: Информатика, 7 класс
Название и автор учебника: Информатика, 7 класс (ФГОС), авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю.
Тема урока: Всемирная паутина как информационное хранилище
Тип урока: урок «открытия» нового знания (по типологии уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…»)
Программно-технические средства на уроке:
-Средства ИКТ: АРМ учителя, ПК учащихся;
- презентация «Всемирная паутина» из электронного приложения к учебнику с внесёнными модификациями;
- единая коллекция ЦОР: демонстрационный имитатор «Работа поисковой системы в Интернете» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/46019679-655a-4a9c-9a66-6a455e42894d/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&;
- пособие на бумаге для физ минутки;
- разноуровневый тест, созданный с помощью приложения NOTEBOOK для интерактивной доски SmartBoard.
Цель урока: формирование представления у учащихся понятия о мировой сети Интернет и его информационной системе (понятие о всемирной паутине - WWW), со способами поиска информации в ней.
Личностные результаты: владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Метапредметные результаты: основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.
Предметные результаты:
представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
Основные понятия, изучаемые на уроке:
• WWW – Всемирная паутина;
• Web-страница, Web-сайт;
• браузер;
• поисковая система;
• поисковый запрос.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые результаты | Возможные используемые инструменты |
Организационный | 2 | Приветствие класса, проверка учащихся к готовности к уроку. | Приветствие учителя, настрой на активную деятельность на уроке | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | |
Мотивация к учебной деятельности | 3 | - Включение аудиозаписи песни из м/ф «Фиксики». - Просьба детей записать в тетради предполагаемую тему урока. - Сравнение записанных тем с оглавлением учебника. | - Прослушивание отрывка песенки про Интернет. - Выдвигаются и записываются предположения о теме урока.. -Начисляют на полях тетради самостоятельно себе баллы (по 5ти бальной шкале) за близость своей темы к теме в оглавлении учебника. | владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; умение самостоятельно определять цели своего обучения; формирование и развитие способности к самооцениванию и самоконтролю. | Аудиозапись песни из м/ф «Фиксики» - «Сколько весит слон, как найти ответ. Сколько весит слон – знает Интернет». |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Открытие нового знания. | 10 | Учитель перечисляет термины: •WWW – Всемирная паутина; •Web-страница, Web-сайт; •браузер; •поисковая система; •поисковый запрос. И организует разъяснение этих терминов с помощью учеников, которые знают, что обозначают данные термины, с помощью презентации, и, если необходимо, с помощью учебника. Организация данного этапа урока происходит с использованием проблемных ситуаций (см. приложение №1). | - Дети вспоминают смысл перечисляемых учителем терминов, пытаются их объяснить или понять объяснения сверстников или учителя. | Метапредметные и личностные результаты: Продолжение формирования умения: - проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - проводить синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов; - подводить под понятия, выводить следствия; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логические цепи рассуждений; - выдвигать гипотезы и их обосновывать. - критически глядеть на информацию. Предметные результаты: - представление о WWW как всемирном хранилище информации; - понятие о поисковых системах и принципах их работы; | презентация «Всемирная паутина» из электронного приложения к учебнику с внесёнными модификациями. (см. приложение №1) |
Организация деятельности по закреплению и применению знаний и умений по образцу и в измененной ситуации с целью их безошибочного применения | 5 | Организация работы детей за компьютерами и выполнение ими практической работы в рабочей тетради. | За компьютерами учащиеся: выбирают браузер, заходят в сеть Интернет (или используют демонстрационный имитатор «Работа поисковой системы в Интернете») и выполняется работа по поиску информации во Всемирной паутине (на основании №21 в рабочей тетради). Особое внимание уделяется приёмам сохранения для индивидуального использования найденных в сети Интернет информационных объектов и организации на них ссылок. Дополнительное задание №22 в РТ. | Метапредметные и личностные результаты: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения (ещё пример) учебных и познавательных задач. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Предметные результаты: осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку); сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них; | единая коллекция ЦОР: демонстрационный имитатор «Работа поисковой системы в Интернете» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/46019679-655a-4a9c-9a66-6a455e42894d/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034& |
Физ. минутка (пауза релаксации) | 2 | Организация физ минутки | Выполнение физ минутки | Развитие умения самоконтроля и самоорганизации. | Пособие на бумаге для физ минутки. |
Закрепление полученных знаний. | 8 | Организация прохождения учениками теста | Выполнение теста | Метапредметные и личностные результаты: Продолжение формирования умения: - проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - проводить синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов; - подводить под понятия, выводить следствия; Предметные результаты: - представление о WWW как всемирном хранилище информации; - понятие о поисковых системах и принципах их работы; | Разноуровневый тест, созданный с помощью приложения NOTEBOOK |
Домашнее задание | 2 | Сообщение домашнего задания. §1.3, вопросы и задания 1–8 к параграфу, №20, №22 в РТ. | Запись домашнего задания в дневниках. | Развитие умения самоорганизации. | |
Обобщение и систематизация. Рефлексия, подведение итогов | 8 | Выдача задания по выполнению синквейна на тему урока (см. приложение№2). Просьба учеников на полях выставить соседу по парте оценку за синквейн (понравилось, не понял, «здорово!»). | Фиксация синквейна в тетрадях. Выставление оценки за синквейн соседа | Личностные результаты: владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; Метапредметные результаты: основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Предметные результаты: представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; |
Приложение №1.
Проблемная ситуация | Учебные действия |
После того, как с детьми будет рассмотрено понятие сайта (Web-сайт – это несколько web-страниц (до этого в учебнике пишется, что «информация в WWW организована в виде web-страниц), связанных между собой по своему содержанию); Учитель демонстративно вынимает кабель подключения к сети Интернет (отключает беспроводное подключение к Интернет) и беспрепятсвенно просматривает один из сайтов. Перед учениками ставится вопрос, как же мы получили доступ к информации? (на самом деле, просматриваемый сайт работает в автономном режиме, то есть браузер открывает его, переходя не в сеть Интернет, а в место его расположения на компьютере. Это может быть организовано заранее скачиванием сайта из сети Интернет и сохранением его на жёстком диске компьютера или самостоятельным созданием сайта и сохранением его на компьютере; также может использоваться программа виртуального просмотра Интернет, скачанная с ЦОР, касающейся рассмотренной темы). Ученики выдвигают гипотезы как такое могло произойти (понимают, что сайт – это как книга, которая может храниться как в WWW, так и на компьютере, если её скачать. А также корректируют определение в учебнике, что сайт – не только способ организации информации в сети Интернет, а организация мультимедийной информации как в сети Интернет, так и без подключения к ней) | - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - выдвижение гипотез и их обоснование; - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - критический взгляд на информацию. |
Когда при показе презентации подходит очередь к следующему термину: поисковые запросы. Перед учениками на экране появляются круги Эйлера: и ставятся вопросы: - как вы думаете какой термин мы сейчас рассмотрим? - сделайте предположения как связаны круги Эйлера и рассматриваемый термин... | - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - выдвижение гипотез и их обоснование. |
Приложение №2.
Что такое синквейн в педагогике.
Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» . Данный методический прием описан в аудиолекции проекта «Правовое образование» Российского Фонда правовых реформ.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Например, синквейн на тему «Государство» , составленный ученицей 11 класса на уроке правоведения.
Государство: (Заголовок)
Независимое, правовое. (Два прилагательных)
Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)
Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)
Защита. (Резюме)
Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.
Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? » Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы.
…Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.
Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнози-руемого ранее результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информатика – 8 класс. Босова Л.Л. Глава1. Информация и информационные процессы. Урок 8. Всемирная паутина как информационное хранилище
Предлагаю методическую разработку урока, в котором вы сумеете хорошо донести до ребят как теоретический материал по теме "Всемирная паутина как информационное хранилище", так практическую часть, отраб...
7 класс Технологическая карта урока по ФГОС "Всемирная паутина как информационное хранилище"
Технологическая карта урока "Всемирная паутина как информационное хранилище" (по ФГОС)...
Всемирная паутина как информационное хранилище
Проблема обьяснения задач с запросами. Наглядное представление запросов, с помощью кругов Эйлера и логических операций в адресной строке Яндекса.Цели и задачи урока:Образовательные: познако...
Открытый урок Тема: «Всемирная паутина как информационное хранилище»
Технологическая карта урока...
Урока информатики в 7 классе "Всемирная паутина как информационное хранилище"
Урок информатики в 7 классе "Всемирная паутина как информационное хранилище"...
Технологическая карта урока с использованием ЭОР: табличные информационные модели
Понятие о табличных информационных моделях, их видах и применении....
Технологическая карта урока информатики 6 класс Тема: Информационное моделирование как метод познания
Цели:Образовательные: ввести понятие модели; познакомить учащихся с основными типами информационных моделей, способами их представления; формировать у учащихся умение строить модель с помощью гра...