Программа «Информационные технологии» предназначена для учащихся 3 классов для организации внеурочной деятельности при реализации БУП ОУ РФ ФГОС второго поколения.
рабочая программа по информатике и икт на тему
Программа ориентирована на формирование элементов пооперационного стиля мышления учащихся, практическую работу с обучающей и развивающей информацией, позволяет стимулировать познавательные интересы, способствует развитию логического и ассоциативного мышления, а также пространственного воображения и зрительной памяти учащихся.
Осваивая компьютер в младших классах, учащиеся смогут использовать его как инструмент в своей дальнейшей учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_2012_vneurochka.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Концепция учебного предмета «Информатика» определяет три уровня обучения информатике. Первый уровень предполагает формирование информационной культуры в рамках дополнительного образования.
Программа «Информационные технологии» предназначена для учащихся 3 классов для организации внеурочной деятельности при реализации БУП ОУ РФ ФГОС второго поколения.
Программа рассчитана на 34 часа во 3 классах, включена в общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Программа ориентирована на формирование элементов пооперационного стиля мышления учащихся, практическую работу с обучающей и развивающей информацией, позволяет стимулировать познавательные интересы, способствует развитию логического и ассоциативного мышления, а также пространственного воображения и зрительной памяти учащихся.
Осваивая компьютер в младших классах, учащиеся смогут использовать его как инструмент в своей дальнейшей учебной деятельности.
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 мин (в зависимости от возраста). Поэтому каждое занятие делится на две части: 1) дидактические игры и упражнения; 2) работа с обучающими программами на компьютере. Для снятия утомления проводятся физкультминутки. Все занятия проводятся через активные (в основном игровые) методы и средства обучения.
Главная цель: данного компонента курса информатики и ИКТ в начальной школе – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основные задачи программы:
• развитие умения работать с обучающими и развивающими компьютерными программами для начальных классов;
• формирование умений составлять алгоритмы при решении игровых ситуативно-образных задач;
• формирование устойчивого познавательного интереса к обучению;
• формирование умений и навыков работы с мышью и клавиатурой при работе за компьютером.
Формы проведения занятий нестандартные: мини-игры, занятия-сказки, путешествия, конкурсы, викторины и т.п. Основные методы – это познавательные игры: ребусы, кроссворды, различные головоломки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес учащихся к изучаемым предметам, побуждают учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память. Использование активных методов и форм обучения позволяет учителю постоянно изменять виды деятельности учащихся на уроке.
Игровые методы обучения, способствуют творческому развитию, развивают мышление и внимание, учат концентрироваться на выполнении заданий, работать в коллективе, стимулируют интерес к изучаемым предметам.
Цели изучения информатики в начальной школе:
освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
- овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
- воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
В ходе обучения информатике по данной программе с использованием предлагаемого программно-методического комплекта:
- 3 учебника-тетради для учащихся;
- методические рекомендации для учителя на каждый год обучения;
- электронное пособие на CD;
- формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
- формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию) строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
- формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;□ привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках информатики по данной программе, необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики. В содержательном плане данная программа является основой любого базового курса информатики, ориентированного на овладение минимумом содержания образовательной области "Информатика и информационные технологии".
Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:
- отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
- формирование логического и алгоритмического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
- индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
- овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;
- соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.
Содержание
(34 часа)
Повторение изученного материала (5 часов).
Техника безопасности. Краткая история развития ВТ. Назначение некоторых устройств компьютера. Компьютеры в жизни человека. Логика и русский язык. Логика и русский язык. Понятие информации. Виды работы с информацией.
Логика и информация (29 часа).
Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Свойства информации. Игра "Информация и мы". Кодирование информации. Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного по порядку. Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке. Кодирование информации с помощью трафарета. Хранение информации. Организация хранения информации. Игра «Как мы храним информацию». Базы данных. Обработка информации. Поиск информации. Повторение изученного материала. Игра "Веселая информатика". Повторение изученного материала. Логика и информация. Обобщение изученного материала. Игра «Веселая логика». Игра "Учение с увлечением".Повторение изученного материала.
№ п/п | Тема | Характеристика содержательной линии | Планируемые результаты |
1 | Повторение изученного материала (5 часа) | Техника безопасности. Краткая история развития ВТ. Назначение некоторых устройств компьютера. Компьютеры в жизни человека. | Предметные: - знать правила поведения в компьютерном классе Предметные: - знать что такое компьютер и виды компьютеров; - уметь различать компьютеры |
2 | Логика и русский язык. | Метапредметные: - уметь применять полученные знания в других школьных предметах; - составлять простой документ. Предметные: - уметь определять понятия вверх, вниз, влево, вправо. Личностные: - выполнять простые действия с текстовым документом; - набирать текст в соответствии с требованиями; | |
3 | Логика и математика. | Метапредметные: - уметь применять полученные знания в других школьных предметах; - составлять простой документ. Предметные: - уметь определять понятия вверх, вниз, влево, вправо. Личностные: - выполнять простые действия с текстовым документом; - набирать текст в соответствии с требованиями; | |
4 | Понятие информации. | Метапредметные: - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы; Предметные: • выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"; • исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей; • работать с положительными, отрицательными числами и алгоритмами на координатной плоскости;□ создавать и изменять простые информационные объекты на компьютере (при наличии ПК); • вводить текст, используя клавиатуру компьютера (при наличии ПК). | |
5 | Виды работы с информацией. | ||
6 | Логика и информация (29 часа). | Виды работы с информацией. | |
7 | Что такое информация? | ||
8 | Виды информации. Способы передачи и получения информации. | ||
9 | Свойства информации. | ||
10 | Повторение изученного материала. Игра «Информация и мы». | ||
11 | Кодирование информации. | ||
12 | Кодирование информации. | ||
13 | Кодирование информации с помощью алфавита. | ||
14 | Кодирование информации с помощью алфавита. | ||
15 | Кодирование информации с помощью трафарета. | ||
16 | Хранение информации. Организация хранения информации. | ||
17 | Повторение изученного материала | ||
18 | Игра «Как мы храним информацию» | ||
19 | Что такое база данных | ||
20 | Базы данных. | ||
21 | Обработка информации. Базы данных. | ||
22 | Поиск информации. | ||
23 | Поиск информации. | ||
24 | Поиск информации. | ||
25 | Поиск информации. Самостоятельная работа. | ||
26 | Игра «Весёлая информатика». | ||
27 | Игра «Весёлая информатика». | ||
28 | Логика и информация. | ||
29 | Логика и информация. | ||
30 | Логика и информация. | ||
31 | Игра «Веселая логика» | ||
32 | Игра «Веселая логика» | ||
33 | Игра "Учение с увлечением" | ||
34 | Игра "Учение с увлечением" | ||
итого | 34 |
Планируемые результаты
Предметные:
- роль информации в деятельности человека;
- источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
- виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
- типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
- способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
- понятия алгоритма, исполнителя;□ назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
- этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Личностные:
- выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
- выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные с анализом исходных данных;
- решать логические задачи;
- решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
- приводить примеры массивов, работать с одним и несколькими массивами в пределах изученного материала;
- упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (по возрастанию и убыванию); осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки;
- организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
- кодировать информацию одним из изученных способов;
- организовать информацию в виде базы данных и составлять запросы, к базе данных в пределах изученного материала;
- выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
- исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
- работать с положительными, отрицательными числами и алгоритмами на координатной плоскости;□ создавать и изменять простые информационные объекты на компьютере (при наличии ПК);
- вводить текст, используя клавиатуру компьютера (при наличии ПК).
Метапредметные:
- готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
- применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
- придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Данный курс информатики для начальной школы предназначен для общеобразовательных учебных заведений с использованием компьютеров и в безмашинном варианте. Жестких ограничений к компьютерам и программному обеспечению нет (можно использовать любые современные компьютеры и программное обеспечение, имеющиеся в наличии в школе).
Календарно – тематическое планирование
№ п./п. | Раздел | Сроки | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1. | Повторение изученного материала (5 часов) | Техника безопасности. Краткая история развития ВТ. Назначение некоторых устройств компьютера. Компьютеры в жизни человека. | 1 | Анимация «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение» | |
2. | Логика и русский язык. | 1 | Упражнение «Выделение предметов по общим признакам». | ||
3. | Логика и математика. | 1 | сосчитай предметы, найди различия, дорисуй картинку | ||
4. | Понятие информации. | 1 | Упражнение «Выделение предметов по общим признакам». | ||
5. | Виды работы с информацией. | 1 | Упражнение «Выделение предметов по общим признакам». | ||
6. | Логика и информация (29 часов). | Виды работы с информацией. | 1 | обведи рисунок по точкам, выбери недостающий предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, начинающиеся на одну букву | |
7. | Что такое информация? | 1 | обведи рисунок по точкам, выбери недостающий предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, начинающиеся на одну букву | ||
8. | Виды информации. Способы передачи и получения информации. | 1 | обведи рисунок по точкам, выбери недостающий предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, начинающиеся на одну букву | ||
9. | Свойства информации. | 1 | обведи рисунок по точкам, выбери недостающий предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, начинающиеся на одну букву | ||
10. | Повторение изученного материала. Игра «Информация и мы». | 1 | разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте | ||
11. | Кодирование информации. | 1 | разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте | ||
12. | Кодирование информации. | 1 | разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте | ||
13. | Кодирование информации с помощью алфавита. | 1 | разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте | ||
14. | Кодирование информации с помощью алфавита. | 1 | Зашифруй слова, работа с кодировочными таблицвми | ||
15. | Кодирование информации с помощью трафарета. | 1 | Зашифруй слова, работа с кодировочными таблицвми | ||
16. | Хранение информации. Организация хранения информации. | 1 | Создаем свою папку, копирование и сохранение информации | ||
17. | Повторение изученного материала | 1 | Создаем свою папку, копирование и сохранение информации | ||
18. | Игра «Как мы храним информацию» | 1 | Игра по командам, выполнение различных заданий по теме «Хранение информации» | ||
19. | Что такое база данных | 1 | Знакомство с термином, работа в рабочей тетради. | ||
20. | Базы данных. | 1 | Просмотр презентации о базах данных, какие базы данных бывают | ||
21. | Обработка информации. Базы данных. | 1 | Создаем простую базу данных, собираем информацию | ||
22. | Поиск информации. | 1 | Просмотр фильма «Как найти информацию» | ||
23. | Поиск информации. | 1 | Поиск информации в сети «Интернет» | ||
24. | Поиск информации. | 1 | Поиск информации в сети «Интернет», сохранение полученной информации | ||
25. | Поиск информации. Самостоятельная работа. | 1 | Поиск информации в сети «Интернет», сохранение полученной информации | ||
26. | Игра «Весёлая информатика». | 1 | Играем, учимся, запоминаем | ||
27. | Игра «Весёлая информатика». | 1 | Играем, учимся, запоминаем | ||
28. | Логика и информация. | 1 | Упражнение «Выделение предметов по общим признакам». | ||
29. | Логика и информация. | 1 | Упражнение «Выделение предметов по общим признакам». | ||
30. | Логика и информация. | 1 | сосчитай предметы, найди различия, дорисуй картинку, найди тень предмета | ||
31. | Игра «Веселая логика» | 1 | хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры | ||
32. | Игра «Веселая логика» | 1 | хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры | ||
33. | Игра "Учение с увлечением" | 1 | обведи рисунок по точкам, выбери недостающий предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, начинающиеся на одну букву. | ||
34 | Игра "Учение с увлечением" | 1 | обведи рисунок по точкам, выбери недостающий предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, начинающиеся на одну букву. | ||
Итого | 34 |
Обучающие компьютерные программы.
3 класс.
1. Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодия. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
Литература
Для учителя
- Агафонова, И. Учимся думать. Сборник занимательных логических задач, тестов и упражнений. – Санкт-Петербург: МиМ-экспресс, 1996.
- Поурочные разработки занятий курса Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”
- Журнал «Практические советы учителю».
- Журнал «Региональная школа управления»
Для ученика
1. Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”. Рабочая тетрадь для 3 класса: Ч.1. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 20011 г.
Оборудование
- Проектор
- Интерактивная доска.
- Компьютер с операционной системой Windows 7 или XP.
- Программы и приложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология самосовершенствования личности Г.К. Селевко как средство, реализующее идеи концепции духовно-нравственного воспитания ФГОС второго поколения
24 октября 2012 года в МБОУ СОШ с. Георгиевка района имени Лазо Хабаровского края прошёл районный семинар учителей химии, биологии и математики, на котором я выступала с мастер-классом по теме "Технол...
Программа «Информационные технологии» предназначена для учащихся 2 классов для организации внеурочной деятельности при реализации БУП ОУ РФ ФГОС второго поколения
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman","Times",serif; font-size: 15pt; }P.cjk { font-family: "Times New ...
«Формирование УУД у учащихся 1-5 классов через организацию внеурочной деятельности по физической культуре, в рамках реализации ФГОС НОО и ООО»
Семь основных условий для формирования универсальных учебных действий спортивной игры....
Организация внеурочной деятельности по предмету в контексте введения ФГОС нового поколения
Выступление на ГМО учителей химии...