Программа «Информационные технологии» предназначена для учащихся 2 классов для организации внеурочной деятельности при реализации БУП ОУ РФ ФГОС второго поколения
рабочая программа по информатике и икт по теме
Программа рассчитана на 34 часа во 2 классах, включена в общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Программа ориентирована на формирование элементов пооперационного стиля мышления учащихся, практическую работу с обучающей и развивающей информацией, позволяет стимулировать познавательные интересы, способствует развитию логического и ассоциативного мышления, а также пространственного воображения и зрительной памяти учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_2012_vneurochka.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция учебного предмета «Информатика» определяет три уровня обучения информатике. Первый уровень предполагает формирование информационной культуры в рамках дополнительного образования.
Программа «Информационные технологии» предназначена для учащихся 2 классов для организации внеурочной деятельности при реализации БУП ОУ РФ ФГОС второго поколения и на основе примерной программы в сборнике примерных программ серии стандарты ФГОС.
Программа рассчитана на 34 часа во 2 классах, включена в общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Программа ориентирована на формирование элементов пооперационного стиля мышления учащихся, практическую работу с обучающей и развивающей информацией, позволяет стимулировать познавательные интересы, способствует развитию логического и ассоциативного мышления, а также пространственного воображения и зрительной памяти учащихся.
Осваивая компьютер в младших классах, учащиеся смогут использовать его как инструмент в своей дальнейшей учебной деятельности.
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 мин (в зависимости от возраста). Поэтому каждое занятие делится на две части: 1) дидактические игры и упражнения; 2) работа с обучающими программами на компьютере. Для снятия утомления проводятся физкультминутки. Все занятия проводятся через активные (в основном игровые) методы и средства обучения.
Главная цель: данного компонента курса информатики и ИКТ в начальной школе – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основные задачи программы:
- развитие умения работать с обучающими и развивающими компьютерными программами для начальных классов;
- формирование умений составлять алгоритмы при решении игровых ситуативно-образных задач;
- формирование устойчивого познавательного интереса к обучению;
- формирование умений и навыков работы с мышью и клавиатурой при работе за компьютером.
Формы проведения занятий нестандартные: мини-игры, занятия-сказки, путешествия, конкурсы, викторины и т.п. Основные методы – это познавательные игры: ребусы, кроссворды, различные головоломки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес учащихся к изучаемым предметам, побуждают учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память. Использование активных методов и форм обучения позволяет учителю постоянно изменять виды деятельности учащихся на уроке.
Игровые методы обучения, способствуют творческому развитию, развивают мышление и внимание, учат концентрироваться на выполнении заданий, работать в коллективе, стимулируют интерес к изучаемым предметам.
Обучающие компьютерные программы.
2 класс.
1. Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодия. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
Литература
Для учителя
- Агафонова, И. Учимся думать. Сборник занимательных логических задач, тестов и упражнений. – Санкт-Петербург: МиМ-экспресс, 1996.
- Поурочные разработки занятий курса Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”
- Журнал «Практические советы учителю».
- Журнал «Региональная школа управления»
Для ученика
1. Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”. Рабочая тетрадь для 2 класса: Ч.1. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 20011 г..
Оборудование
- Проектор
- Интерактивная доска.
- Компьютер с операционной системой Windows 7 или XP.
- Программы и приложения.
СОДЕРЖАНИЕ
(34 часа, 1 час в неделю)
1. Повторение изученного материала (3 часа)
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Компьютер и его основные устройства. Системный блок. Клавиатура. Работа на клавиатуре.
2. Текстовый редактор WordPad (7 часов)
Знакомство с текстовым редактором WordPad. Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац, перемещение по тексту. Создание и сохранение текстового документа.
3. Графический редактор Paint (4 часа)
Работа в графическом редакторе Paint. Применение инструментов: линейка, надпись, геометрические фигуры. Создание рисунка. Копирование рисунка.
4. Логика (20 часов)
Информация, виды информации, способы представления информации. Зеркальное отражение. Симметрия. Массивы, работа с массивами. Множества. Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств. Алгоритм. Ветвление алгоритма, способы представления алгоритма. Порядок действий, запись алгоритма. Исполнитель. Система команд.
№ п/п | Тема | Характеристика содержательной линии | Планируемые результаты |
1 | Повторение изученного материала (3 часа) | Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. | Предметные: - знать правила поведения в компьютерном классе |
2 | Компьютер и его основные устройства. Системный блок. | Предметные: - знать что такое компьютер и виды компьютеров; - уметь различать компьютеры | |
3 | Клавиатура. Работа на клавиатуре. | Предметные: − работать с клавишами на клавиатуре. | |
4 | Текстовый редактор WordPad (7 часов) | Знакомство с текстовым редактором WordPad. | Предметные: − правильно перемещать мышь по коврику; − управлять указателем мыши; - знать элементы текстового редактора; - уметь набирать простой текст; - знать основные элементы текстового документа: - выделять и копировать текст или часть текста; Личностные: поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др. Метапредметные: - уметь применять полученные знания в других школьных предметах; - составлять простой документ. Предметные: - уметь определять понятия вверх, вниз, влево, вправо. Личностные: - выполнять простые действия с текстовым документом; - набирать текст в соответствии с требованиями; |
5 | Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац, перемещение по тексту. | ||
6 | Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац, перемещение по тексту. | ||
7 | Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац, перемещение по тексту. | ||
8 | Создание и сохранение текстового документа. | ||
9 | Создание и сохранение текстового документа. | ||
10 | Создание и сохранение текстового документа. | ||
11 | Графический редактор Paint (4 часа) | Работа в графическом редакторе Paint.. | Предметные: – умение планировать последовательность действий для достижения какой - либо цели, а также решения широкого класса задач, описание последовательности действий. Личностные: поиск закономерностей, развитие творческого воображения. Метапредметные: обучение решению простейших типовых задач из различных областей. |
12 | Применение инструментов: линейка, надпись, геометрические фигуры. | ||
13 | Создание рисунка. Копирование рисунка. | ||
14 | Создание рисунка. Копирование рисунка. | ||
15 | Логика (20 часов) | Информация, виды информации, способы представления информации. | Предметные: - развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике; иметь первоначальные представление о способах получения информации. Личностные: поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения. Метапредметные: - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы; |
16 | Информация, виды информации, способы представления информации. | ||
17 | Информация, виды информации, способы представления информации. | ||
18 | Информация, виды информации, способы представления информации. | ||
19 | Информация, виды информации, способы представления информации. | ||
20 | Зеркальное отражение | Предметные: акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»); Личностные: поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения. Метапредметные: - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы; | |
21 | Симметрия | ||
22 | Симметрия | ||
23 | Массивы, работа с массивами | ||
24 | Массивы, работа с массивами | ||
25 | Множества | Предметные: акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»); Личностные: поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения. Метапредметные: - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы; | |
26 | Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств | ||
27 | Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств | ||
28 | Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств | ||
29 | Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств | ||
30 | Алгоритм | Предметные: умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий; Личностные: поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения. Метапредметные: - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы; | |
31 | Ветвление алгоритма, способы представления алгоритма | ||
32 | Порядок действий, запись алгоритма | ||
33 | Исполнитель | ||
34 | Система команд |
Календарное планирование
№ п/п | Раздел | сроки | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |
1 | Повторение изученного материала (3 часа) | 3.09 | 1. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Компьютер и его основные устройства. | 1 | Анимация «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение» | |
10.09 | 2. Системный блок. Клавиатура | 1 | Анимация «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение» | |||
17.09 | 3. Работа на клавиатуре | 1 | Тренажер «Тренировка набора символов». | |||
2 | Текстовый редактор WordPad (7 часов) | 24.09 | 4. Знакомство с текстовым редактором WordPad | 1 | Анимация «Приемы работы с текстом». | |
1.10 | 5. Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац | 1 | Анимация «Приемы работы с текстом». | |||
8.10 | 6. Основные элементы текстового документа: перемещение по тексту | 1 | Тренажер «Тренировка набора символов». Работа в WordPad | |||
15.10 | 7. Создание и сохранение текстового документа | 1 | Тренажер «Тренировка набора символов». Работа в WordPad | |||
22.10 | 8. Создание и сохранение текстового документа | 1 | Тренажер «Тренировка набора символов». Работа в WordPad | |||
12.11 | 9. Создание и сохранение текстового документа | 1 | Тренажер «Тренировка набора символов». Работа в WordPad | |||
19.11 | 10. Создание и сохранение текстового документа | 1 | Тренажер «Тренировка набора символов». Работа в WordPad | |||
3 | Графический редактор Paint (4 часа) | 26.11 | 11. Работа в графическом редакторе Paint | 1 | Игра «Раскраска с помощью контекстного меню». | |
3.12 | 12. Применение инструментов: линейка, надпись, геометрические фигуры | 1 | Игра «Раскраска с помощью контекстного меню». | |||
10.12 | 13. Создание рисунка | 1 | Работа в редакторе | |||
17.12 | 14. Копирование рисунка | 1 | Работа в редакторе | |||
4 | Логика (20 часов) | 24.12 | 15. Информация, виды информации | 1 | Упражнение «Выделение предметов по общим признакам». | |
14.01 | 16. Информация, виды информации | 1 | Упражнение «Выделение предметов по общим признакам». | |||
21.01 | 17. способы представления информации | 1 | сосчитай предметы, найди различия, дорисуй картинку, найди тень предмета | |||
28.01 | 18. способы представления информации | 1 | сосчитай предметы, найди различия, дорисуй картинку, найди тень предмета | |||
4.02 | 19. способы представления информации | 1 | сосчитай предметы, найди различия, дорисуй картинку, найди тень предмета | |||
11.02 | 20. Зеркальное отражение | 1 | сосчитай предметы, найди различия | |||
18.02 | 21. Симметрия | 1 | сосчитай предметы, найди различия | |||
25.02 | 22. Симметрия | 1 | сосчитай предметы, найди различия, дорисуй картинку | |||
4.03 | 23. Массивы, работа с массивами | 1 | хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры | |||
11.03 | 24. Массивы, работа с массивами | 1 | хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры | |||
18.03 | 25. Множества | 1 | хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры | |||
1.04 | 26. Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств | 1 | хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры | |||
8.04 | 27. Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств | 1 | хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры | |||
15.04 | 28. Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств | 1 | обведи рисунок по точкам, выбери недостающий предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, начинающиеся на одну букву. | |||
22.04 | 29. Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств | 1 | обведи рисунок по точкам, выбери недостающий предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, начинающиеся на одну букву | |||
29.04 | 30. Алгоритм | 1 | обведи рисунок по точкам, напиши алгоритм | |||
6.05 | 31. Ветвление алгоритма, способы представления алгоритма | 1 | обведи рисунок по точкам, напиши алгоритм | |||
13.05 | 32. Порядок действий, запись алгоритма | 1 | обведи рисунок по точкам, напиши алгоритм | |||
20.05 | 33. Исполнитель | 1 | разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте | |||
27.05 | 34. Система команд | 1 | разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте | |||
Итого | 34 |
Планируемые результаты
Предметные: развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какойлибо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
Учащиеся должны иметь первоначальные представление:
- О правилах безопасности в кабинете информатики,
- Об областях применения компьютеров,
- О способах получения информации.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять упражнения для снятия утомляемости глаз, рук, мышц шеи и плеч;
- включать и выключать компьютер;
- правильно перемещать мышь по коврику;
- управлять указателем мыши;
- работать с клавишами управления курсора на клавиатуре;
- загружать обучающую программу;
- осуществлять выход из программы.
Метапредметные: расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент делается на умении приложения даже самых скромных знаний;
Личностные: создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Упражнения для глаз
На счет 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счет 1-6 раскрыть глаза.
Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.
Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх–вправо–вниз–влево и в обратную сторону: вверх–влево–вниз–вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счет 1-4 – вверх, на счет 1-6 – прямо; затем так же вниз–прямо, вправо–прямо, влево–прямо. Проделать движение глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем посмотреть прямо, на счет 1-6.
Посмотреть на кончик указательного пальца, удаленного от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же не глядя, на кончик пальца, отдалять от носа на то же расстояние.
«Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3-5 мм) на выбранный предмет вдали за окном.
Перемещать взгляд по траектории, изображенным на больших плакатах: по восьмерке, по часовой стрелке и против.
Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз. Общая длительность тренировки глаз должна равняться 2 минутам. Зрительная гимнастика поможет восстановить состояние органов зрения и предупредить их утомление.
Общеукрепляющие упражнения
1. Исходное положение (и.п.): ноги врозь, руки вдоль туловища. На счет 1-2 – встать на носки, руки вверх–наружу, потянуться вверх за руками, на счет 3-4 – руки дугами в стороны вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Тем быстрый.
2. И.п. – ноги врозь, руки вперед: на счет 1 – поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину; на счет 2 – о.с.; на счет 3-4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
3. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – согнуть правую ноги и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу: на счет 2 – приставить ногу, руки вверх наружу; на счет 3-4 – то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
4. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад; на счет 2 – локти вперед; на счет 3-4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
5. И.п. – ноги врозь, кисти в кулаках. На счет 1 – мах левой рукой назад, правой вверх–назад; на счет 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
6. Сесть на стул. На счет 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, правой вверх–назад; на счет 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
7. Встать прямо или сесть на стул, руки на поясе. На счет 1-2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо; на счет 3-4 – то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
8. Сесть на стул, руки на пояс. На счет 1 – повернуть голову направо; на счет 2 – голову прямо. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
9. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – поднять плечи как можно выше с напряжением; на счет 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
10. И.п. – ноги вместе, руки согнуты перед грудью. На счет 1-2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками; на счет 3-4 – то же прямыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
11. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – руки свободным махом в стороны, слегка прогнуться; на счет 2 – расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки, скрестив их перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
12. И.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища. На счет 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх; на счет 3-4 – о.с.; на счет 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология самосовершенствования личности Г.К. Селевко как средство, реализующее идеи концепции духовно-нравственного воспитания ФГОС второго поколения
24 октября 2012 года в МБОУ СОШ с. Георгиевка района имени Лазо Хабаровского края прошёл районный семинар учителей химии, биологии и математики, на котором я выступала с мастер-классом по теме "Технол...
Программа «Информационные технологии» предназначена для учащихся 3 классов для организации внеурочной деятельности при реализации БУП ОУ РФ ФГОС второго поколения.
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ca...
«Формирование УУД у учащихся 1-5 классов через организацию внеурочной деятельности по физической культуре, в рамках реализации ФГОС НОО и ООО»
Семь основных условий для формирования универсальных учебных действий спортивной игры....
Организация внеурочной деятельности по предмету в контексте введения ФГОС нового поколения
Выступление на ГМО учителей химии...