Технология самосовершенствования личности Г.К. Селевко как средство, реализующее идеи концепции духовно-нравственного воспитания ФГОС второго поколения
методическая разработка на тему
24 октября 2012 года в МБОУ СОШ с. Георгиевка района имени Лазо Хабаровского края прошёл районный семинар учителей химии, биологии и математики, на котором я выступала с мастер-классом по теме "Технология самосовершенствования личности Г.К. Селевко как средство, реализующее идеи концепции духовно-нравственного воспитания ФГОС второго поколения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_samosovershenstvovaniya_lichnosti_g.k._selevko.docx | 25.75 КБ |
tehnologiya_samosovershenstvovanie_lichnosti.rar | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Технология самосовершенствования личности Г.К. Селевко
как средство, реализующее идеи концепции духовно-нравственного воспитания ФГОС второго поколения
Петухова Ю.В., учитель химии и биологии
МБОУ СОШ с. Георгиевка
Вот уже второй год в районе проходит внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения в образовательный процесс начальной ступени. Одним из фундаментальных документом по внедрению ФГОС является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Период реформации российского образования характеризуется новыми, повышенными требованиями к ученикам средней школы, которые должны: быть подготовленными к новым общественным рыночным отношениям; быть нравственно стойкими, социально закалёнными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам, отклонениями в окружающей жизни; подготовлены к встрече с трудностями конкурентной деятельности; иметь знания на уровне современной науки и техники; быть здоровыми физически и психически.
С сентября 2015 года средняя школа будет продолжать эстафету, переданную ей начальной школой по введению ФГОС. И уже сейчас МБОУ СОШ с. Георгиевка активно готовится к данному процессу. Вот уже два года в учебный план введен курс Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности» с 5 по 11 классы.
Селевко Герман Константинович – кандидат педагогических наук, автор Энциклопедии образовательных технологий и Школы саморазвития личности в Ярославской области.
В программе «Самосовершенствование личности» реализованы три условия:
1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.
2. Участие личности в самостоятельной творческой деятельности, представляющей определённый опыт успеха и достижений.
3. Создание адекватного уклада, стиля и методов внешних воздействий: условий обучения, воспитания и жизнедеятельности.
Эти условия соотносятся с основными тенденциями Закона РФ «Об образовании», особенностями теории и практики метатехнологий, согласно которым образовательный процесс рассматривается на уровне образовательной политики, через выдвижение и внедрение в практику ряда концепций. Однако любая концепция ориентирует нас, практиков, на решение главного вопроса: какими средствами её реализовать?
Программа «Самосовершенствование личности», по существу, следует рассматривать как средство, реализующее идеи, выдвинутые концепциями: ФГОС второго поколения, духовно-нравственного воспитания, профильного обучения в общеобразовательной школе. В ней основной акцент сделан на формирование умений целостного оптимального самоопределения личности во всех сферах жизнедеятельности.
Посвятив себя для работы в сфере образования более 20 лет, убеждена, что главное для учителя – подготовить ученика к вступлению во взрослую жизнь посредством изучения философии предмета, а так же воспитательными и развивающими задачами, которые мы ставим ежедневно в работе перед учениками.
В интернете на личном сайте Г.К. Селевко была найдена программа данного курса, целевые и системные ориентации, концепция и логика курса.
Издательством «Народное образование» выпущены методические пособия по реализации курса ССЛ, которые были мною приобретены.
5 класс. Познай себя (самопознание).
6 класс. Сделай себя сам (самовоспитание).
7 класс. Научи себя учиться (самообучение).
8 класс. Утверждай себя (самоутверждение).
9 класс. Найди себя (самоопределение).
10 класс. Управляй собой (саморегуляция).
11 класс. Реализуй себя (самоактуализация).
Кроме того, данная программа предусматривает введение в начальной школе с 1 по 4 классы «Начала этики (саморегуляция поведения)».
На занятиях используются формы обучения: объяснение, выполнение упражнений и тестов, изучение рекомендаций, оценивание Я-концепции, мысли мудрых, ситуации-пробы, социально-приемлемые позиции, советы: почитать (книги), послушать (музыкальные произведения, песни), посмотреть (фильмы, картины).
Учебные пособия Селевко Г.К. помогают ученикам ответить на самые жгучие вопросы, волнующие растущего человека, ответы на которые нет ни в одном школьном курсе: какой я, почему моему товарищу всё даётся легко, а мне с трудом, почему родители часто меня не понимают? Книги Г.К. Селевко учат подростков жить в гармонии с собой, с людьми, с природой, наполнять жизнь трудом, разнообразными интересами, содержательным общением.
Деятельность учеников на занятиях организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей саморазвития личности:
– в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
– в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
– в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
– в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
Главными аспектами технологии саморазвития являются:
– индивидуальный подход;
– создание благоприятных условий для саморазвития, самовоспитания;
– обеспечение социальной защищенности ребенка - демократизм воспитательного процесса: равенство взрослого и ученика;
– признание прав ребенка: на ошибку, свободу выбора вида деятельности, добровольное участие, собственное мнение;
– сотрудничество.
Особенности методики заключаются в основной мотивации: нравственно-волевая плюс познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину. Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.
Занятия по курсу самосовершенствование личности проводятся в 5-8 классах на факультативах, 9-11 классах на элективных часах. При изучении востребованности предмета, рейтинг составил от 45% до 100% по классам. К каждому занятию готовится презентация, дополнительный материал.
По итогам работы по введению курса в апреле 2012 года на педагогическом совете школы было принято решение об использовании в деятельности классных руководителей данной программы, предмет ССЛ ведут ещё 2 педагога школы. Предлагаем наш опыт работы по внедрению курса Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности» для ознакомления и использования в работе образовательным учреждениям района как актуальную технологию на этапе введения ФГОС в основной и средней школе:
– общепедагогическая технология, гармонично включается в систему личностно ориентированного образования;
– применима ко всем категориям и группам детей;
– ведущая роль отводится формированию положительной Я-концепции, отслеживанию изменений и коррекции недостатков;
– полноценный инструментарий в интересной и доступной форме для детей и взрослых.
И закончить своё выступление хочу словами «Если что-то не получается, ищите причину неудач, самосовершенствуйтесь».
Подписи к слайдам:
«Человек есть то, что он воспитывает в себе сам, вырабатывает благодаря поступкам» Аристотель
Петухова Юлия Валентиновна, учитель химии и биологии
Проблема:
Основной упор в общеобразовательной школе отводится предметным знаниям и навыкам.
КТО Я? ЧЕМ Я ОТЛИЧАЮСЬ ОТ ДРУГИХ?
Вызовы современного образования (ФГОС 2-го поколения):
Концепция духовно-нрвсственного воспитания: Основной акцент сделан на формирование умений целостного самоопределения личности, саморазвитие во всех сферах жизнедеятельности.
ЦЕЛЬ (внутренний позыв на результат):
Необходимо обучение детей самопознанию и определению в сложных условиях бытия.НУЖНА ПРОГРАММА??!! Герман Константинович Селевко «Самосовершенствование личности»
В программе «Самосовершенствование личности» реализованы три условия:1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.2. Участие личности в самостоятельной творческой деятельности, представляющей определённый опыт успеха и достижений.3. Создание адекватного уклада, стиля и методов внешних воздействий: условий обучения, воспитания и жизнедеятельности.
Курс "Самосовершенствование личности" (1-11-й классы)
1-4-й классы. Начала этики (саморегуляция поведения);5-й класс. Познай себя (самопознание).6-й класс. Сделай себя сам (самовоспитание).7-й класс. Научи себя учиться (самообразование).8-й класс. Утверждай себя (самоутверждение).9-й класс. Найди себя (самоопределение).10-и класс. Управляй собой (саморегуляция).11-й класс. Реализуй себя (самоактуализация).
На занятиях используются формы обучения:
объяснение, выполнение упражнений и тестов, изучение рекомендаций, оценивание Я-концепции, мысли мудрых, ситуации-пробы, социально-приемлемые позиции, советы: почитать (книги), послушать (музыкальные произведения, песни), посмотреть (фильмы, картины).
Учебники и пособия Селевко Г.К. помогают ученикам ответить на самые жгучие вопросы, волнующие растущего человека, ответов на которые нет ни в одном школьном курсе: какой я, почему моему товарищу всё даётся легко, а мне с трудом, почему родители часто меня не понимают? Книги Г.К. Селевко учат подростков жить в гармонии с собой, с людьми, с природой, наполнять жизнь трудом, разнообразными интересами, содержательным общением.
Технология самосовершенствования личности
Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей саморазвития личности:• в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);• в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);• в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);• в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
Главные аспекты
- индивидуальный подход, развитие индивидуальности каждого ученика;- создание благоприятных условий для саморазвития, самовоспитания;- обеспечение социальной защищенности ребенка - демократизм воспитательного процесса: равенство взрослого и ученика;- признание прав ребенка: на ошибку, свободу выбора вида деятельности, добровольное участие, собственное мнение- сотрудничество.
«Если что-то не получается, ищите причину неудачи, само-совершенствуйтесь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Осуществлять компетентностный подход необходимо с применением инновационных технологийигровые технологииинформационно-коммуникационные технологиипроблемные технологиипроектные ...
Основные идеи “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” и их реализация в процессе изучения дистанционного курса “Русский язык”
В статье представлены возможные направления работы по реализации идей, представленных в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”....
Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"
Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...
Современные педагогические технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых образовательных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания...
Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.
Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...
Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...