Летний образовательный проект интеллектуальной напрвленности "Я с компьютером на "ты!"
проект по информатике и икт (5 класс) по теме
Проект расчитан на учащихся 8-12 лет, срок реализации 2 недели. Учащиеся знакомятся с основными компьютерными программами, необходимыми для учебы, а также используют их в практике. Учатся работать с информацией, в том числе находить её в сети Интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prekt.docx | 105.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шадринская средняя общеобразовательная школа»
Козульского района Красноярского края
Название: «Я с компьютером на «ты!»
Направление: интеллектуальное
Срок реализации: 01.04.2014-14.06.2014
Автор проекта:
Мельникова Наталья Владимировна, учитель начальных классов
с. Шадрино, 2014
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из метапредметных результатов является использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и, результатов анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. Кроме того, учащиеся должны активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
В настоящее время учебный предмет «Информатика» начинают преподавать с 8 класса, то есть учащиеся, практически не имеют возможности работать с компьютером, в то время как наше современное образование требует, чтобы дети были подкованы в этом вопросе. Что же делать учащимся до 8 класса? Небольшим спасением является программа начальных классов, в которой предусмотрены темы в учебном предмете «Технология». Это темы «Человек и информация». Но количество часов отведенных на них не достаточно. В первом классе – 3 часа, из которых работа с компьютером составляет 1 час. Во втором классе – 4 часа, из которых работа с компьютером – 2 часа. В 3 классе - 5 часов посвящено работе на компьютере. Кроме того, ещё одним фактором компьютерной безграмотности можно назвать не только отсутствие предмета в программе, но и социальный фактор – финансовые возможности детей из малообеспеченных семей. Как показал опрос среди учащихся 2-6 классов, у 3 человек нет в семье компьютера, и они хотят научиться работать на нём, 21 человек, имея в семье компьютер, также хотят лучше научиться работать на нем. И 6 человек ответили, что итак умеют работать, а 4 человека не хотят лучше научиться работать на компьютере. Кроме того, основной вид работы, выполняемый учащимися на компьютере, не связан с компьютерными программами, с учебной деятельностью, они играют на нём, находятся в социальных сетях по несколько часов в день. Дети проводят много времени в сидячей позе, не меняя виды деятельности, отчего портится осанка, глаза находятся в постоянном напряжении. Учащиеся не знают как нужно правильно, не принося вред своему здоровью, пользоваться компьютером, не знают, как нужно правильно чередовать отдых и работу за компьютером.
Таким образом, целью проекта стало: формирование компьютерной грамотности
Задачи:
- создать условия для овладения конкретными навыками использования информационных технологий;
- создать условия для освоения основных приёмов работы за компьютером;
- познакомить со способом поиска информации – поиск в пространстве сети Интернет;
- организовать здоровьесбережение при работе за компьютером
Предполагаемый результат:
Учащиеся
- Освоят основные компьютерные программы.
- Приобретут навыки использования информационных технологий.
- Приобретут умения и навык поиска информации в сети Интернет.
- Овладеют знаниями безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
Содержание
Основные формы работы:
- Индивидуальные: работа с обучающими программами за компьютером
- Парная работа.
- Групповая работа: мастер-классы, творческие мастерские.
- Общеклассные: лабораторно-практические работы, конференция, экскурсия.
На конференции можно решать вопросы, связанные с историей развития информатики, с архитектурой компьютера, применением изучаемого материала.
На экскурсии можно показать конкретную, практическую деятельность людей, использующих компьютер во время работы.
Кроме того имеют место и следующие формы работы:
- Компьютерные
- Бескомпьютерные (действующие санитарно-гигиенические нормы не позволяют перейти только к компьютерным формам обучения, ограничивая их продолжительность до 15-30 минут)
Основные методы работы:
- Словесные: рассказ, беседа.
- Наглядные: иллюстрации, компьютерные демонстрации.
- Практические: самостоятельная работа за компьютером.
Этапы и сроки реализации
Подготовительный этап: апрель, май 2014 года – разработка проекта, подбор материала для занятий (в том числе обучающих программ для работы на компьютере), подбор материала по организации здоровьесбережения при работе с компьютером (физминутки, комплексы упражнений для глаз, гимнастики, памятки).
Этап реализации: 2 июня 2014 года – 14 июня 2014 года. Проведение занятий и мероприятий по плану.
Этап рефлексии: 14 июня 2014 года – занятие-рефлексия на итоговом занятии (конференция на тему «Где и как мне это пригодится?»
План-график мероприятий
1-ый день «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши …компьютеры?» Знакомство со строением компьютера в виде занимательной игры. Техника безопасности при работе с компьютером. Практическая работа за компьютером по парам. Более подготовленным учащимся отдельное задание. В конце занятия мини-викторина «Собираем компьютер».
Здоровьесберегающий момент: правила правильной посадки во время работы за компьютером, гимнастика.
2-ой день «В начале было слово…»
Знакомство с текстовым редактором Word, демонстрация учителем возможностей данной программы. Практическая работа: работа с клавиатурным тренажером с регулируемой скоростью; составление памятки. Работа строится по группам, в которых учащиеся, владеющие на среднем уровне персональным компьютером, оказывают помощь менее подготовленным участникам.
Здоровьесберегающий момент: физминутка (выполнение, а также набор текста данной физминутки).
3-ий день «Я - художник?»
Знакомство с возможностями, назначением, панелью инструментов графического редактора Microsoft Paint. Занятие построено как мастер-класс от более подготовленных учащихся. Группа делится на несколько подгрупп, в которых один более подготовленный участник дает свой мастер-класс по использованию основных возможностей данной программы (задание эти ученикам дается заранее). Учитель только направляет.
Здоровьесберегающий момент: гимнастика, упражнения для глаз.
4-ый день «Я – художник!»
Занятие по отработке навыка работы в графическом редакторе Microsoft Paint. В начале занятия – викторина на повторение основных инструментов в панели управления редактора. Далее лабораторно-практическая работа (индивидуально каждый) по созданию своего шедевра. Сначала дети ставят цель своей работы и расписывают задачи, данная работа выполняется письменно.
Здоровьесберегающий момент: физминутка, упражнение для глаз.
5-ый день «Паутина, паутинка, а где же паучок?»
Определение темы занятия по одному слову «Паутина». Беседа о возникновении Интернета и о его возможностях. Учебный мультфильм про Интернет. Занятие по знакомству со способом поиска информации – поиском в пространстве сети Интернет. Компьютерная демонстрация учителем данного способа. Практическая работа заключается в поиске информации на тему «Сколько времени можно проводить за компьютером?», «Чем грозит долгая работа за компьютером?», «Правила работы за компьютером». Учащиеся в группах находят информацию в сети Интернет, после чего делятся ответами на вопросы в других группах (приём зигзаг из технологии РКМЧП). Дополнительное задание: учащиеся сами выбирают предмет поиска.
Здоровьесберегающий момент: знакомятся с правилами безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером, проведение физминутки.
6-ой день «Слайд-шоу и не только!»
Занятие-знакомство с возможностями программы PowerPaint в форме игры. Коллективная работа в творческой мастерской: составление плана работы, распределение обязанностей, выполнение каждым участником своей функции, объединение получившихся результатов, рефлексия получившейся работы (создание общей презентации на тему «Компьютер: польза и вред» с использованием источника информации - Интернета). Для более подготовленных учащихся дается задание повышенной сложности.
Здоровьесберегающий момент: гимнастика, выявление негативных моментов от работы с компьютером, а также путей преодоления этих негативных моментов.
7-ой день «Я сам!»
Работа над проектами: создание презентаций в мини-группах, на выбранную тему. Работа по определению направления работы, цели и задач, распределение обязанностей. Индивидуальное консультирование учащихся.
Здоровьесберегающий момент: гимнастика.
8-ой день «Я с компьютером на «ты»? Я с компьютером на «ты!»
В начале занятия викторина «Я и компьютер» по выявлению знаний о строении компьютера, основных изученных программах и их возможностях, о правилах гигиены во время работы за компьютером. Продолжение работы над проектами в группах. Занесение результатов с помощью текстового редактора. Рефлексия получившейся работы.
Здоровьесберегающий момент: упражнения для глаз, повторение правил работы за компьютером.
9-ый день «Где мы можем встретить компьютер?» Экскурсия в организации с. Шадрино (клуб, сельский совет, на почту, библиотеку) с целью показать конкретную, практическую деятельность людей, использующих компьютер во время работы.
10-ый день «Где и как мне пригодится знание компьютера?» Занятие-рефлексия в форме конференции, на которой участники проекта обсуждают вопрос по применению изученного материала. В практической части занятия в группах создают после обсуждения презентации на тему «Как я буду использовать компьютер». После представления своих работ, учащиеся обсуждают результаты всего проекта.
Здоровьесберегающий момент: повторение правил безопасной работы за компьютером, повторение физминуток и гимнастик.
Ресурсное обеспечение
Кадровое обеспечение
- Педагог дополнительного образования
- Педагог-психолог
- Учитель начальных классов
- Тьюторы – учащиеся среди участников проекта, владеющие на среднем уровне персональным компьютером.
Методическое обеспечение
Используемые средства программной поддержки
- Методическое пособие для учителей 1-4 классов «Первые шаги в мире информатики» (пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия»)
- «Информатика» - программа-тренажер для детей
- «Мир информатики. 1-2 год обучения»
- «Мир информатики. 3-4 год обучения»
- «Компьютерная грамотность: звездная миссия»
«Литература для учащихся
- «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2003 год
- И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
Литература для учителя
- Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2000 год
- С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов.Санкт-Петербург, 2002 год
- Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2004 год
- Методика обучения компьютерной грамотности http://www.sgpi.ru/
- Методика обучения информатике http://window.edu.ru/resource/874/37874/files/mpi_3.pdf
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики (из опыта работы) http://markx.narod.ru/sch/
Финансовое
- Компьютеры и ноутбуки – 7
- Проектор – 1
- Экран для проектора – 1
- Выход в сеть Интернет
Схема управления проектом
- Мельникова Н.В. – учитель начальных классов, руководитель проекта.
- Мельников В.В. – педагог дополнительного образования, техническое сопровождение проекта.
- Гардт А.О. – педагог-психолог, психологическое сопровождение проекта.
Общее число участников смен за летний период: 24 человека.
Возрастная категория: 8-12 лет.
География участников проекта: с. Шадрино, Козульский район, Красноярский край.
Количество смен: 1 смена, 2 группы по 12 человек в каждой.
Место проведения: МКОУ «Шадринская СОШ» Козульского района, Красноярского края
Приложения
Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)
(приложение к Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.4.2.576-96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»)
ФМ для улучшения мозгового кровообращения.
1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 - то же в другую сторону. 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - и.п., 5-8 то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Гимнастика за компьютером
(упражнения взяты с сайта «Vita - жизнь, здоровье и успех»)
1) Сидя на стуле, выпрямите спину, руки положите на колени. Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус тела, провожая ладонь взглядом - вдох, положите руку снова на колени - выдох. Затем повторите движения левой рукой. Это упражнение активизирует ваше дыхание, и снимет напряжение с групп мышц грудного и шейного отдела.
2) Исходное положение то же. Согните руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнимите над полом и потяните на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнимите пальцы над полом, сделайте перекат с пятки на носок. Упражнение улучшает периферическое кровообращение.
3) Сложите руки в замочек, кисти захватывают предплечья. Делайте круговые движения перед собой вправо и влево. При этом разминаются затѐкшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.
4) Исходное положение то же, что в первом и втором упражнениях. Согнутую в коленях ногу отставьте в сторону, делая как бы шаг в сторону, вернитесь в исходное положение.
5) Одна нога выпрямлена, стопа на пятке, другая согнута, носок под стулом. Имитируйте ходьбу, попеременно меняя ноги. Упражнение улучшает работу суставов и мышц брюшного пресса.
6) Кисти к плечам. Поверните корпус тела, потянитесь локтѐм к спинке стула, это улучшит работу суставов позвоночника.
7) Руки за голову. Сделайте поворот направо, потом - налево. Упражнение разминает мышцы шей и улучшает работу суставов в шейном позвоночнике.
8') Сядьте и плотно прижмитесь к спинке стула, позвоночник прямой. Плавно наклоните голову к плечу, затем сделайте несколько пружинящих поворотов головы в одну и другую стороны. Представьте, что на груди у вас лежит мячик и попробуйте столкнуть его подбородком. Глаза при этом открыты и следят за движением головы - тем самым параллельно делаете гимнастику для глаз. ВНИМАНИЕ: это упражнение нужно делать плавно и аккуратно, чтобы не заклинило шейные суставы.
Физкультминутки в игровой форме на занятиях c использованием компьютера.
Ученики за учителем повторяют движения.
-1-
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
-2-
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
-3-
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
-4-
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
-5-
На бугре стоит сосна,
К небу тянется она.
(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
(Тоже самое, стоя на другой ноге)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса влево-вправо)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнет.
(Рывки руками перед грудью)
Ветер стал немного тише
Ветки опустились ниже
(Опускаем медленно руки – в стороны и вниз)
Ветер вовсе улетел,
Мотылёк на тополь сел.
(Присаживаемся за парты)
-6-
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся
(повороты влево- вправо)
И кивнем затем по кругу.
(наклоны влево-вправо)
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки.
(поднимают руки вверх- вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки.
(встряхнули кистями рук)
-7-
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
(приложение к Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.4.2.576-96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»)
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Правильная рабочая поза за компьютером
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект летняя площадка Юный исследователь
Образовательный проект "Летняя площадка "Юный исследователь" имеет цель организации активного летнего отдыха учащихся, вызвает интерес учащихся основной школы к практическим занятиям химии...
Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.
Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...
Образовательный проект по организации отдыха, занятости детей в летний период «Киноград», форма проведения: творческие мастерские
Пояснительная записка Президент России Владимир Путин объявил, что 2016 г. будет годом кино в России. Об этом говорится в президентском указе от 7 октября 2015 года №503 «О проведении в Российско...
Образовательный проект «Создание площадки интеллектуального развития и изучения робототехники"
Образовательный проект «Создание площадки интеллектуального развития и изучения робототехники «Робошкола «КВАНТОР»...
Методическая разработка занятия - практикума по теме «Глобальные экологические проблемы человечества», реализация проекта «Интеллектуально-образовательный технопарк» («Лаборатория «Естествознание») в рамках муниципального педагогического марафона «Формир
Глобальные проблемы человечества, которые оказались в центре внимания ученых, политических деятелей и общества, изучаются многими науками: географией, биологией, экологией, историей. Глобальные пробле...
Образовательный проект "Летний волонтерско-туристический лагерь"
Пояснительная записка...
Образовательный проект "Летний волонтерско-туристический лагерь"
Защита проекта...