Рабочая программа Операционные системы
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) по теме
Рабочая программа по дисциплине Операционные системы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_os.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дискретная математика
- Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальностям 090303 Информационная безопасность телекоммуникационных систем, 090905 Организация и технология защиты информации
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники;
- работать в конкретной операционной системе;
- работать со стандартными программами операционной системы;
- устанавливать и сопровождать операционные системы;
- поддерживать приложения различных операционных систем;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- состав и принципы работы операционных систем и сред;
- понятие, основные функции, типы операционных систем;
- машинно- зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний, планирование процессов, обслуживание ввода- вывода, управление виртуальной памятью;
- машинно- независимые свойства операционных систем: работу с файлами, планирование заданий, распределение ресурсов;
- принципы построения операционных систем;
- способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования;
- понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, иды пользовательского интерфейса.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося___124____часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __83___ часов;
самостоятельной работы обучающегося ____41__ часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 124 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 83 |
в том числе: | |
практические занятия | 34 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 41 |
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Операционные системы
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы теории операционных систем | 12 | ||
Тема 1.1. Общие сведения об операционных системах | Понятие операционной системы. Назначение и функции операционной системы. Состав, взаимодействие основных компонентов операционной системы. Типы операционных систем. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 2 | ||
Составление схемы структуры операционной системы | |||
Составление таблицы классификации ОС по различным критериям | |||
Тема 1.2 Интерфейс пользователя | Понятие программного интерфейса, его назначение. Виды интерфейсов. Языки взаимодействия пользователя, стандартные сервисные программы поддержки интерфейса. Виды языков взаимодействия пользователя с операционной системой. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа | 2 | ||
Составление таблицы классификаций интерфейса операционных систем. | |||
Составление схемы соответствия видов интерфейсов и типов ОС | |||
Тема 1.3 Операционное окружение | Понятие операционного окружения, состав, назначение. Услуги, предоставляемые операционным окружением. Стандартные сервисные программы поддержки операционного окружения. Понятие базовой машины, расширенной машины. Режим пользователя, режим супервизора. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 2 | ||
Составление схемы структуры операционного окружения. | |||
Составление таблицы стандартных сервисных программ поддержки операционного окружения. | |||
Раздел 2. Работа в операционных системах и средах. | 31 | ||
Тема 2.1. Структура операционной системы | Структура различных видов операционных систем (MS-DOS, Windows 98, Windows 2000, Linux и т.п.). Загрузка операционных систем. Особенности работы конкретной операционной системы. | 1 | 3 |
Лабораторные работы | 2 | ||
Структура различных видов операционных систем. | |||
Самостоятельная работа | 1 | ||
Составление схемы на тему «Структура операционной системы Windows» | |||
Тема 2.2 Интерфейс пользователя | Интерфейс пользователя. Приглашение системы МS DOS. Ввод команд. Запуск и выполнение команд. Программная оболочка FAR. Настройка панелей FАR. Команды оболочки FАR. | 3 | 3 |
Лабораторные работы | 6 | ||
Изучение работы с командами в операционной системе MS-DOS . | |||
Изучение работы с командами в программной оболочке Norton Commander. | |||
Изучение работы с командами в операционной системе Windows XP. | |||
Самостоятельная работа | 5 | ||
Составление таблицы основных команд операционной системы MS DOS | |||
Составление таблицы основных команд программной оболочки FAR | |||
Работа с командами программной оболочки FAR | |||
Тема 2.3 Организация хранения данных | Организация файловой структуры различных операционных систем. Стандартные программы операционной системы. Работа с файлами и каталогами. Работа с дисками. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | 10 | ||
Работа с файлами и каталогами в различных видах операционных систем (MS-DOS, программной оболочке Norton Commander). | |||
Работа с дисками в различных видах операционных систем(MS-DOS, программной оболочке Norton Commander). | |||
Монтирование файловых систем различных типов. | |||
Работа с пакетными файлами | |||
Конфигурирование файлов autoexec.bat и config.sys. | |||
Управление процессами в операционной системе. | |||
Самостоятельная работа | 2 | ||
Работа с файлами и дисками в операционной системе MS DOS | |||
Работа с файловой системой в программной оболочке. | |||
Раздел 3. Машинно- зависимые свойства операционных систем | 31 | ||
Тема 3.1 Обработка прерываний и планирование процессов. | Понятия: задание, процесс, планирование процесса. Управление процессами. Модель «Клиент-сервер», семафоры, мьютексы. Понятие прерывания. Классы прерываний. Диспетчеризация процесса. Алгоритм диспетчеризации. Способ выбора процесса для диспетчеризации. Понятие события. Механизм установления соответствия между процессом и событием. Понятие ресурса. Алгоритмы распределения ресурсов. | 8 | 2 |
Самостоятельная работа | 7 | ||
Разработка тезауруса на тему «Процесс, задание планирование процессов» | |||
Составление схемы алгоритмов управления процессами. | |||
Разработка тезауруса на тему «Семафор, мьютексы» | |||
Составление таблицы классификаций прерывания по различным критериям. | |||
Составление таблицы классификаций прерывания по различным критериям. | |||
Составление схемы распределения ресурсов на основе очередей. | |||
Составление таблицы классификаций прерываний BIOS | |||
Контрольная работа№1: Обработка прерываний и планирование процессов в ОС. | |||
Тема 3.2 Архитектурные особенности модели микропроцессорной системы | Упрощенная архитектура типовой микро ЭВМ. Структура оперативной памяти. Адресация. Основные регистры. Форматы данных и команд. Операционная система как средство управления ресурсами типовой микро-ЭВМ. Средства и способы защиты реальной памяти. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 2 | ||
Составление конспекта на тему «Средства и способы защиты реальной памяти». | |||
Составление опорной схемы структуры оперативной памяти. | |||
Лабораторная работа: Команды операционной системы. | 1 | ||
Тема 3.3. Обслуживание ввода-вывода | Организация побайтного ввода-вывода. Организация ввода-вывода с использованием каналов ввода-вывода. Последовательность операций, выполняемых каналом ввода-вывода. Канальная программа. Вовлечение операционной системы в управление вводом-выводом. Рабочая область канала ввода-вывода. Очередь запросов на ввод-вывод. Алгоритм обработки прерываний по вводу-выводу. Пример управления вводом-выводом. | 3 | 3 |
Самостоятельная работа | 3 | ||
Составление опорного конспекта по теме. Разработка тезауруса. | |||
Составление схемы организации побайтного ввода-вывода | |||
Составление схемы алгоритма обработки прерываний по вводу- выводу. | |||
Тема 3.4 Управление памятью | Механизм разделения центральной памяти. Разделение памяти на разделы. Распределение памяти с разделами фиксированного размера. Распределение памяти с разделами переменного размера. Способы защиты памяти. Проблема фрагментации памяти и способы ее разрешения. Понятие виртуального ресурса. Отображение виртуальной памяти в реальную. Общие методы реализации виртуальной памяти. Размещение страниц по запросам. Страничные кадры. Таблица отображения страниц. Динамическое преобразование адресов. Сегментная организация памяти | 3 | 2 |
Самостоятельная работа | 3 | ||
Составление схемы распределения памяти с разделами фиксированного размера | |||
Составление схемы распределения памяти с разделами переменного размера | |||
Составление схемы общих методов реализации виртуальной памяти | |||
Контрольная работа №2: Алгоритмы управления памятью в ОС | |||
Раздел 4. Машинно- независимые свойства операционных систем | 22 | ||
Тема 4.1 Работа с файлами | Способ выбора процесса для диспетчеризации. Файловая система. Типы файлов. Иерархическая структура файловой системы. Логическая организация файловой системы. Физическая организация файловой системы. Файловые операции, контроль доступа к файлам. Файловые системы FAT и NTFS. | 5 | 2 |
Самостоятельная работа | 5 | ||
Составление опорного конспекта по теме. Разработка тезауруса. | |||
Составление схемы иерархической структуры файловой системы. | |||
Составление таблиц логической и физической организации файловых систем. | |||
Составление конспекта на тему «Структура NTFS» | |||
Составление таблицы доступа к файлам в различных типах ОС | |||
Тема 4.2 Планирование заданий | Введение в планирование. Категории алгоритмов планирования. Задачи алгоритмов планирования. Планирование в системах пакетной обработки данных. Планирование в интерактивных системах. Планирование в системах реального времени. Взаимоблокировки. Обнаружение и устранение взаимоблокировок. Избежание взаимоблокировок. Предотвращение взаимоблокировок. | 4 | 3 |
Самостоятельная работа | 4 | ||
Составление схемы планирования заданий в операционных системах. | |||
Составление таблицы классификаций алгоритмов планирования заданий. | |||
Подготовка доклада на тему «Устранение и обнаружение взаимоблокировок» | |||
Подготовка доклада на тему «Устранение и обнаружение взаимоблокировок» | |||
Тема 4.3 Защищенность и отказоустойчивость операционных систем | Основные понятия безопасности. Классификация угроз. Базовые технологии безопасности. Аутентификация, авторизация, аудит. Отказоустойчивость файловых и дисковых систем. Восстанавливаемость файловых систем. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа | 2 | ||
Составление таблицы классификаций угроз. | |||
Работа с конспектом лекции, ответы на контрольные вопросы. | |||
Контрольная работа№3: Файловая система: понятие, структура. | |||
Раздел 5. Работа с утилитами операционных систем. | 25 | ||
Тема 5.1 Утилиты операционной системы | Работа с операционной оболочкой. Утилиты разных операционных систем. Работа с операционными оболочками типа Norton Commander и FAR. Конфигурирование системы. Реестр | 2 | 3 |
Лабораторные работы | 23 | ||
Знакомство и работа с утилитами для работы с дисками. | |||
Форматирование дисков. | |||
Дефрагментация дисков. | |||
Операционные системы тестирования | |||
Изучение диспетчера задач. | |||
Работа с архиваторами. | |||
Работа с операционной оболочкой FAR. | |||
Работа с операционной оболочкой Total Commander. | |||
Работа с утилитами для тестирования операционной системы. | |||
Работа и настройка операционной системой Windows. | |||
Настройка рабочего стола Windows | |||
Настройка папок. | |||
Настройка экранных хранителей | |||
Совместное использование программ. | |||
Изучение эмуляторов операционных систем. | |||
Самостоятельная работа | 1 | ||
Составление таблицы структуры реестра операционной системы WINDOWS. | |||
Всего: | 124 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Операционные системы»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- IBM совместимые компьютеры
- Локальная компьютерная сеть
- Глобальная компьютерная сеть Интернет.
- WINDOWS, MS Office
- Операционные оболочки Total Commander, Far Manager
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Таненбаум Э. Современные операционные системы.- ООО «Питер Пресс», 2007- 435с.
- Попов И. И., Партыка Т. Л. Операционные системы, среды и оболочки: Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования.- Форум, Инфра-М, 2007- 528 с.
Дополнительные источники:
- Попов В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Часть 1. Программно-аппаратное обеспечение. Финансы и статистика, 2007 г
- Назаров С.В. Операционные среды, системы и оболочки М:-«Кудиц-Пресс»,2007- 504 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: | |
- состав и принципы работы операционных систем и сред; | практические работы, домашние работы |
- понятие, основные функции, типы операционных систем; | практические работы, домашние работы |
- машинно- зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний, планирование процессов, обслуживание ввода- вывода, управление виртуальной памятью; | практические работы, домашние работы |
- машинно- независимые свойства операционных систем: работу с файлами, планирование заданий, распределение ресурсов; | практические работы, домашние работы |
- принципы построения операционных систем; | Лабораторные работы |
- способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования; | Лабораторные работы |
- понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, иды пользовательского интерфейса | Лабораторные работы, домашние работы |
Умения: | |
- использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники; | Лабораторные работы, домашние работы |
- работать в конкретной операционной системе; | Лабораторные работы |
- работать со стандартными программами операционной системы; | Лабораторные работы |
- устанавливать и сопровождать операционные системы; | Лабораторные работы |
- поддерживать приложения различных операционных систем; | Лабораторные работы |
Разработчики:
ГБОУ СПО КАИТ №20 преподаватель Калашникова А.Г.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Операционные системы"
Рабочая программа по предмету "Операционные системы" для студентов, обучающихся по специальности ФГОС "Программирование в компьютерных системах"...
Рабочая программа в системе дополнительного образования по хореографии
В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается те...
Рабочая программа в системе дополнительного образования по хореографии 2класс
Предмет хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Задача пре...
Рабочая программа "Операционные системы"
Рабочая программа по операционным системам по специальности 230115 "Программирование вычислительных систем"...
Объекты операционной системы. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»
Урок 2.Цели урока: - обучающие·...
Рабочая программа "Операционные системы"
Рабочая программа...
Рабочая программа по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"
Рабочая программа по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"...