Рабочая программа Операционные системы
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) по теме

Рабочая программа по дисциплине Операционные системы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_os.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации  учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дискретная математика

  1. Область применения примерной программы

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальностям 090303 Информационная безопасность телекоммуникационных систем, 090905 Организация и технология защиты информации

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники;

- работать в конкретной операционной системе;

- работать со стандартными программами  операционной системы;

- устанавливать и сопровождать операционные системы;

- поддерживать приложения различных операционных систем;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- состав и принципы работы операционных систем и сред;

- понятие, основные функции, типы операционных систем;

- машинно- зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний, планирование процессов, обслуживание ввода- вывода, управление виртуальной памятью;

- машинно- независимые свойства операционных систем: работу с файлами, планирование заданий, распределение ресурсов;

- принципы построения операционных систем;

- способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования;

- понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, иды пользовательского интерфейса.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося___124____часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __83___ часов;

самостоятельной работы обучающегося ____41__ часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

124

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

83

в том числе:

     практические занятия

34

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

41

Итоговая аттестация в форме экзамена    

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  Операционные системы

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы теории операционных систем

12

Тема 1.1. Общие сведения об операционных системах

Понятие операционной системы. Назначение и функции операционной системы. Состав, взаимодействие основных компонентов операционной системы. Типы операционных систем.

2

2

Самостоятельная работа

2

Составление схемы структуры операционной системы

Составление таблицы классификации ОС по различным критериям

Тема 1.2 Интерфейс пользователя

Понятие программного интерфейса, его назначение. Виды интерфейсов. Языки взаимодействия пользователя,  стандартные сервисные программы поддержки интерфейса. Виды языков взаимодействия пользователя с операционной системой.

2

3

Самостоятельная работа

2

Составление таблицы классификаций интерфейса операционных систем.   

Составление схемы соответствия видов интерфейсов и типов ОС

Тема 1.3 Операционное окружение

Понятие операционного окружения, состав, назначение. Услуги, предоставляемые операционным окружением. Стандартные сервисные программы поддержки операционного окружения. Понятие базовой машины, расширенной машины. Режим пользователя, режим супервизора.

2

2

Самостоятельная работа

2

Составление схемы структуры операционного окружения.

Составление таблицы стандартных сервисных программ поддержки операционного окружения.

Раздел 2. Работа в операционных системах и средах.

31

Тема 2.1. Структура операционной системы

Структура различных видов операционных систем (MS-DOS, Windows 98, Windows 2000, Linux и т.п.). Загрузка операционных систем. Особенности работы  конкретной операционной системы. 

1

3

Лабораторные работы

2

Структура различных видов операционных систем.

Самостоятельная работа

1

Составление схемы на тему «Структура операционной системы Windows»

Тема 2.2 Интерфейс пользователя

Интерфейс пользователя. Приглашение системы МS DOS. Ввод команд. Запуск и выполнение команд. Программная оболочка FAR. Настройка панелей FАR. Команды оболочки FАR.

3

3

Лабораторные работы

6

Изучение работы с командами в операционной системе MS-DOS .

Изучение работы с командами в программной оболочке Norton Commander.

Изучение работы с командами в операционной системе Windows XP.

Самостоятельная работа

5

Составление таблицы основных команд операционной системы MS DOS

Составление таблицы основных команд программной  оболочки FAR

Работа с командами программной оболочки FAR

Тема 2.3 Организация хранения данных

Организация файловой структуры различных операционных систем. Стандартные программы операционной системы. Работа с файлами и каталогами. Работа с дисками.

2

2

Лабораторные работы

10

Работа   с   файлами   и   каталогами   в   различных   видах операционных систем (MS-DOS, программной оболочке Norton Commander).

Работа с дисками в различных видах операционных систем(MS-DOS, программной оболочке Norton Commander).

Монтирование файловых систем различных типов.

Работа с пакетными файлами

Конфигурирование файлов autoexec.bat  и config.sys.

Управление процессами в операционной системе.

Самостоятельная работа

2

Работа с файлами и дисками в операционной системе MS DOS

Работа с файловой системой в программной оболочке.

Раздел 3. Машинно- зависимые свойства операционных систем

31

Тема 3.1 Обработка прерываний и планирование процессов.

Понятия:       задание,       процесс,       планирование процесса. Управление процессами. Модель «Клиент-сервер», семафоры, мьютексы. Понятие прерывания. Классы прерываний. Диспетчеризация             процесса.             Алгоритм диспетчеризации. Способ выбора процесса для диспетчеризации. Понятие     события.     Механизм     установления соответствия между процессом и событием. Понятие ресурса. Алгоритмы распределения ресурсов. 

8

2

Самостоятельная работа 

7

Разработка тезауруса на тему «Процесс, задание планирование процессов»

Составление схемы алгоритмов управления процессами.

Разработка тезауруса на тему «Семафор, мьютексы»

Составление таблицы классификаций прерывания по различным критериям.

Составление таблицы классификаций прерывания по различным критериям.

Составление схемы распределения ресурсов на основе очередей.

Составление таблицы классификаций прерываний BIOS

Контрольная работа№1: Обработка прерываний и планирование процессов в ОС.

Тема 3.2 Архитектурные особенности модели микропроцессорной системы

Упрощенная архитектура типовой микро ЭВМ. Структура оперативной памяти. Адресация. Основные регистры. Форматы данных и команд. Операционная система как средство управления ресурсами типовой микро-ЭВМ. Средства и способы защиты реальной памяти.

2

2

Самостоятельная работа

2

Составление конспекта на тему «Средства и способы защиты реальной памяти».

Составление опорной схемы структуры оперативной памяти.

Лабораторная работа: Команды операционной системы.

1

Тема 3.3. Обслуживание ввода-вывода

Организация побайтного ввода-вывода. Организация ввода-вывода с использованием каналов ввода-вывода. Последовательность операций, выполняемых каналом ввода-вывода. Канальная программа. Вовлечение операционной системы в управление вводом-выводом. Рабочая область канала ввода-вывода. Очередь запросов на ввод-вывод. Алгоритм обработки прерываний по вводу-выводу. Пример управления вводом-выводом.

3

3

Самостоятельная работа

3

Составление опорного конспекта по теме. Разработка тезауруса.

Составление схемы организации побайтного ввода-вывода

Составление схемы алгоритма обработки прерываний по вводу- выводу.

Тема 3.4 Управление памятью

Механизм разделения центральной памяти. Разделение памяти на разделы. Распределение памяти с разделами фиксированного размера. Распределение памяти с разделами переменного размера. Способы защиты памяти. Проблема фрагментации памяти и способы ее разрешения.

Понятие виртуального ресурса. Отображение виртуальной памяти в реальную. Общие методы реализации виртуальной памяти. Размещение страниц по запросам. Страничные кадры. Таблица отображения страниц. Динамическое преобразование адресов. Сегментная организация памяти

3

2

Самостоятельная работа

3

Составление схемы распределения памяти с разделами фиксированного размера

Составление схемы распределения памяти с разделами переменного размера

Составление схемы общих методов реализации виртуальной памяти

Контрольная  работа №2: Алгоритмы управления памятью в ОС  

Раздел 4. Машинно- независимые свойства операционных систем

22

Тема 4.1 Работа с файлами

Способ выбора процесса для диспетчеризации. Файловая система. Типы файлов. Иерархическая структура файловой системы. Логическая организация файловой системы. Физическая организация файловой системы. Файловые операции, контроль доступа к файлам. Файловые системы FAT и NTFS.

5

2

Самостоятельная работа

5

Составление опорного конспекта по теме. Разработка тезауруса.

Составление схемы иерархической структуры файловой системы.

Составление таблиц логической и физической организации файловых систем.

Составление конспекта на тему «Структура NTFS»

Составление таблицы доступа к файлам в различных типах ОС

Тема 4.2 Планирование заданий

Введение в планирование. Категории алгоритмов планирования. Задачи алгоритмов планирования. Планирование в системах пакетной обработки данных. Планирование в интерактивных системах. Планирование в системах реального времени. Взаимоблокировки. Обнаружение и  устранение взаимоблокировок. Избежание взаимоблокировок. Предотвращение взаимоблокировок.

4

3

Самостоятельная работа

4

Составление схемы планирования заданий в операционных системах.

Составление таблицы классификаций алгоритмов планирования заданий.

Подготовка доклада на тему «Устранение и обнаружение взаимоблокировок»

Подготовка доклада на тему «Устранение и обнаружение взаимоблокировок»

Тема 4.3 Защищенность и отказоустойчивость операционных систем

Основные понятия безопасности. Классификация угроз. Базовые технологии безопасности. Аутентификация, авторизация, аудит. Отказоустойчивость файловых и дисковых систем. Восстанавливаемость файловых систем.

2

3

Самостоятельная работа 

2

Составление таблицы классификаций угроз.

Работа с конспектом лекции, ответы на контрольные вопросы.

Контрольная  работа№3: Файловая система: понятие, структура.

Раздел 5.  Работа с утилитами операционных систем.

25

Тема 5.1 Утилиты операционной системы

Работа с операционной оболочкой. Утилиты разных операционных систем. Работа с операционными оболочками типа Norton Commander и FAR. Конфигурирование системы. Реестр

2

3

Лабораторные работы

23

Знакомство и работа с утилитами для работы с дисками.

Форматирование дисков.

Дефрагментация дисков.

Операционные системы тестирования

Изучение диспетчера задач.

Работа с архиваторами.

Работа с  операционной оболочкой  FAR.

Работа с  операционной оболочкой  Total Commander.

Работа с утилитами для тестирования операционной системы.

Работа и настройка  операционной системой Windows.

Настройка рабочего стола  Windows

Настройка папок.

Настройка экранных хранителей

Совместное использование программ.

Изучение эмуляторов операционных систем.

Самостоятельная работа

1

Составление таблицы структуры реестра операционной системы WINDOWS.

Всего:

124

                

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Операционные системы»;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- IBM совместимые компьютеры

- Локальная компьютерная сеть

- Глобальная компьютерная сеть Интернет.

- WINDOWS, MS Office

- Операционные оболочки Total Commander, Far Manager

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Таненбаум Э. Современные операционные системы.- ООО «Питер Пресс», 2007- 435с.
  2. Попов И. И., Партыка Т. Л. Операционные системы, среды и оболочки: Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования.- Форум, Инфра-М, 2007- 528 с.

Дополнительные источники:

  1. Попов В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Часть 1. Программно-аппаратное обеспечение. Финансы и статистика, 2007 г
  2. Назаров С.В. Операционные среды, системы и оболочки М:-«Кудиц-Пресс»,2007- 504 с.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

- состав и принципы работы операционных систем и сред;

практические работы, домашние работы

- понятие, основные функции, типы операционных систем;

практические работы, домашние работы

- машинно- зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний, планирование процессов, обслуживание ввода- вывода, управление виртуальной памятью;

практические работы, домашние работы

- машинно- независимые свойства операционных систем: работу с файлами, планирование заданий, распределение ресурсов;

практические работы, домашние работы

- принципы построения операционных систем;

Лабораторные работы

- способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования;

Лабораторные работы

- понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, иды пользовательского интерфейса

Лабораторные работы, домашние работы

Умения:

- использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники;

Лабораторные работы, домашние работы

- работать в конкретной операционной системе;

Лабораторные работы

- работать со стандартными программами  операционной системы;

Лабораторные работы

- устанавливать и сопровождать операционные системы;

Лабораторные работы

- поддерживать приложения различных операционных систем;

Лабораторные работы

Разработчики:         

ГБОУ СПО КАИТ №20                              преподаватель                                     Калашникова А.Г.

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Операционные системы"

Рабочая программа по предмету  "Операционные системы" для студентов, обучающихся по специальности ФГОС "Программирование в компьютерных системах"...

Рабочая программа в системе дополнительного образования по хореографии

В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается те...

Рабочая программа в системе дополнительного образования по хореографии 2класс

Предмет хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Задача пре...

Рабочая программа "Операционные системы"

Рабочая программа по операционным системам по специальности 230115 "Программирование вычислительных систем"...

Рабочая программа по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"

Рабочая программа по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"...