Рабочая программа "Операционные системы"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по операционным системам по специальности 230115 "Программирование вычислительных систем"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
os_rab_programma.docx | 54.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Нижегородский экономико-правовой колледж
им. Героя Советского Союза Б.П.Трифонова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Специальность 230115 «Программирование в компьютерных системах»,
квалификация – техник-программист.
2014 г
Одобрена методической
комиссией спецдисциплин
программирования
Протокол №__ от _______ 2014г.
Председатель______ ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230115 «Программирование в компьютерных системах». Квалификация – техник -программист.
Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижегородский экономико-правовой колледж им. Героя Советского Союза Б. П. Трифонова»
Разработчик:
Циркова В.В., преподаватель первой квалификационной категории ГБОУ СПО «Нижегородский экономико-правовой колледж им. Героя Советского Союза Б. П. Трифонова»
Внутренняя экспертиза: Полетаева М.В. председатель методической комиссии спец.дисциплин программирования ГБОУ СПО «Нижегородский экономико-правовой колледж им. Героя Советского Союза Б. П. Трифонова»
Содержание
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 13 |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 «Программирование в компьютерных системах» (базовой подготовки)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл – общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
- управлять параметрами загрузки операционной системы;
- выполнять конфигурирование аппаратных устройств;
- управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя;
- управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем;
- архитектуры современных операционных систем;
- особенности построения и функционирования семейств операционных систем Unix и Windows;
- принципы управления ресурсами в операционной системе;
- основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 103 часов;*
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 80 часов;*
- самостоятельной работы обучающегося – 40 часов.*
*-указываются часы в соответствии с рабочим учебным планом.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка | 120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 80 |
теоретическое обучение | 48 |
лабораторные работы | 32 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
Форма итоговой аттестации – экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Операционные системы»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и Лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основные функции операционных систем. | 40 | ||
Тема 1.1. Общие сведения об операционных системах | Понятие операционной системы. Цели и задачи операционной системы. Основная классификация операционных систем Общие сведения об операционных системах. | 2 | 1 |
История развития операционных систем. Отличительные особенности современных операционных систем (на примере DOS, Windows, Mac OS, Linux) | 2 | 1 | |
Архитектура операционных систем. Основные принципы построения операционных систем. (принципы модульности, особого режима работы, виртуализации, мобильности, совместимости, генерируемости, открытости, обеспечение безопасности вычислений). | 2 | 2 | |
Требования к современным операционным системам реального времени (Real Time OS, RTOS). Понятие интерфейсов пользователя. Виды интерфейсов. | 2 | 2 | |
Общие сведения об операционных системемахWindows XP, Linux. Задачи в операционной системы. Интерфейсы операционной системы. Оболочка. Утилиты операционных систем. Структура ядра. Структура каталогов операционной системы. | 2 | 2 | |
Лабораторные занятия | 4 | 3 | |
1. Установка ОС Windows ХР. Параметры загрузки ОС Windows ХР | |||
2. Настройка компьютерной системы средствами программы SETUP | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Составление схемы программного обеспечения ПК. Выполнение тестовых заданий по теме «Основные понятия ОС». Написание рефератов по теме «Системное программное обеспечение ПК». Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ. Работа с глоссарием. | |||
Тема 1.2. Файлы и каталоги. Управление правами доступа | Файловые системы. Цели и задачи файловой системы. Структура файловой системы. Иерархическая структура файловой системы. Типы файлов. Имена файлов. Атрибуты файлов. | 2 | 2 |
Работа с файлами и каталогами. Основные операции при работе с каталогами (создание, удаление, рекурсивное удаление, переименование, копирование). Основные операции при работе с файлами (создание, удаление, переименование, копирование, создание жесткой ссылки, вывод содержимого файла, вывод содержимого файла в соответствии с заданными условиями). | 2 | 2 | |
Реализация поиска в операционных системах. Команда поиска файлов в системе каталогов. Задание логических условий поиска. Логические операторы задания условий. | 2 | 2 | |
Управление правами доступа. Категории пользователей в операционных системах. Атрибуты защиты файла/каталога. Изменение кодов защиты для файлов/каталогов. Основные операторы задания прав доступа. | 2 | 2 | |
Лабораторные занятия | 6 | 3 | |
1. Графический интерфейс Windows. | |||
2. Файловые системы. Работа с файлами и папками в Windows XP | |||
3. Файловый менеджер Far Manager. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Составление сравнительной таблицы «Файловые системы». Составление схемы «Модель сетевой ФС». Подготовка реферата по теме «Модель сетевой ФС» Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ. Работа с глоссарием. | |||
Раздел 2. Принципы построения операционных систем | 26 | ||
Тема 2.1. Процессы и потоки. Управление процессами | Процессы. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархии процессов. Состояния процессов. Контекст и дескриптор процесса. | 2 | 2 |
Потоки. Определение. Классическая модель потоков. Реализация потоков в пользовательском пространстве. Реализация потоков в ядре. Гибридная реализация. Всплывающие потоки. | 2 | 2 | |
Планирование. Введение в планирование. Категории алгоритмов планирования. Планирование в пакетных системах. Планирование в интерактивных системах. Планирование в системах реального времени. Политика и механизмы. | 2 | 2 | |
Алгоритмы планирования процессов. Алгоритмы основанные на квантовании. Алгоритмы, основанные на приоритетах. Смешанные алгоритмы планирования. Вытесняющие и не вытесняющие алгоритмы планирования. | 2 | 2 | |
Лабораторные занятия | 2 | 3 | |
1. Управление процессами в операционной системе. Потоки. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Подготовка сообщения по теме «Машинно-зависимые свойства. Составление таблицы «Характеристика прерываний». Подготовка презентации «Механизмы взаимодействия процессов». Поиск информации в справочной системе ОС Windows. Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ. Работа с глоссарием. | |||
Тема 2.2. Управление в операционных системах | Управление памятью в операционных системах. Системные вызовы управления памятью. Реализация управления памятью. | 2 | 2 |
Ввод – вывод информации в операционных системах. Фундаментальные концепции. Конвейеры и фильтры. Работа с сетью. Системные вызовы ввода- вывода в операционных системах. Реализация ввода-вывода в операционных системах. | 2 | 2 | |
Лабораторные занятия | 4 | 3 | |
1. Структура операционной системы Windows XP. Изучение средств управления Windows. | |||
2. Управление памятью в ОС. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Составление схемы «Иерархическая система организации памяти». Составление схем алгоритмов распределения памяти. Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ. Работа с глоссарием. | |||
Раздел 3.Сети и сетевые структуры | 12 | ||
Тема 3.1. Сетевые структуры | Сетевые и распределенные операционные системы. Структура сетевой операционной системы. | 2 | 3 |
Организация взаимодействия процессов на различных вычислительных системах. Одноранговые сетевые ОС и ОС с выделенными серверами. Понятие протокола | 2 | ||
Классические и современные сетевые коммуникационные протоколы. | 2 | 2 | |
Лабораторные занятия | 2 | 3 | |
1. Установка виртуальной компьютерной сети на основе операционных систем Windows. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Подготовка презентаций «Сетевые функции ОС». Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ. Работа с глоссарием. | |||
Раздел 4. Сопровождение операционных систем. Сервисные средства операционных систем. | 34 | ||
Тема 4.1. Сервисные средства операционных систем | Создание и редактирование текстовых файлов. Команды режима ввода текста. Команды удаления текста. Команды отмены произведенных изменений. Команды копирования. Команды вставки. Команды изменения. Команды поиска. | 2 | 2 |
Архиваторы. Общие сведения. Несжатый архив. Основные опции. Создание нового архива. Добавление файлов в существующий архив. Модификация архива. Удаление членов архива. Вывод списка членов архива. Сжатый архив. Команда создание сжатого архива. Команда извлечения файлов сжатого архива. | 2 | 2 | |
Лабораторные занятия | 6 | 3 | |
1. Архивирование файлов. Разархивирование файлов. | |||
2. Использование служебных программ. Резервное копирование. Обслуживание системы, восстановление системы. | |||
3. Дефрагментация, архивирование и форматирование дисков. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Изучение служебного программного обеспечения. Исследовательская работа: Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые те6хнологии обработки информации. Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ. Работа с глоссарием. | |||
Тема 4.2. Установка и настройка операционных систем | Безопасность в операционных системах. Основные типы угроз. Основные типы вредоносных программ. | 2 | 2 |
Основные средства защиты: брандмауэры, антивирусные технологии, электронная подпись программ | 2 | 2 | |
Лабораторные занятия | 8 | 3 | |
1. Система безопасности Windows XP. Распределение прав пользователя | |||
2. Внутренняя политика безопасности Windows XP | |||
3. Работа с реестром. | |||
4. Установка и предварительная настройка Антивируса. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Составление схемы «Классификация угроз безопасности информации»; Подготовка реферата по теме «Базовые технологии безопасности»; Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ. | |||
Раздел 5. Семейство операционных систем UNIX | 8 | ||
Тема 5.1. Структура и общая характеристика | Структура UNIX. Основные версии UNIX. Основные команды. Пользовательский интерфейс | 2 | 2 |
Управление процессами. Образ, контекст, дескриптор процесса. Порождение процесса. Планирование процесса. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Оптимизация настроек FreeBSD. Процедура входа в систему. Основные операции над файлами. Использование командной строки и графического интерфейса в UNIX | |||
ВСЕГО | 120 ЧАСОВ |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Информационных технологий».
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места с компьютерами по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя с компьютером;
- комплект учебно-наглядных пособий «Операционные системы».
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя, компьютер с мультимедиапроектором;
Технические средства обучения:
- компьютер с мультимедиапроектором;
- лицензионное программное обеспечение (Linux Ubuntu, Microsoft Virtual PC, VMware Workstation).
- 1.Программа эмуляции Microsoft Virtual PC 2007.
- 2. Файл-образ загрузочной дискеты Windows 98.
- 3. Файл-образ загрузочного диска Windows XP (Microsoft Windows XP Professional Edition Service Pack 2 Russian Corporate).
- 4. Файл-образ загрузочного диска Linux.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Литература
Основная:
- Партыка, Т.Л. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие / Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Форум, 2011.- 528 с.
- Гордеев, А.В. Операционные системы: Учебник для вузов. - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2010.- 416 с.: ил.
- Олифер, В.Г. Сетевые операционные системы: Учебник для вузов / В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2010.- 669 с.: ил.
Дополнительная:
1.Руссинович М., Соломон Д. Внутреннее устройство Microsoft Windows: Windows Server 2003, Windows XP и Windows 2000 M.: Издательско-торговый дом "Русская редакция"; СПб.: Питер, 2010
2.Карпов В.Е., Коньков К.А. Основы операционных систем Издательство "Интуит.ру". 2011 г.– 2-е издание
3.Таненбаум Э. Современные операционные системы. СПб.: Питер, 2010. 1116 с.
4.Столлингс В. Операционные системы. М.: Вильямс, 2010. 848 с
5.Назаров С.В., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. Операционные системы. Практикум 2010. 464 с.
Интернет ресурсы и источники:
- http://www.ict.edu.ru/catalog/index.php
- http://artishev.com/texnologii/setevaya-os.html
- http://inoblogger.ru/2010/03/31/operacionnaya-sistema-interneta/
- http://www.tver.mesi.ru/e-lib/res/648/14/1.html
5. http://www.dnf.su/college/index.php/labrabos
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
Умения: | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных. ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему. ПК 3.3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств. | Текущий контроль: |
управлять параметрами загрузки операционной системы; | -индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий; | |
выполнять конфигурирование аппаратных устройств; | -тестирование по каждой теме; | |
управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя; | -контрольная работа в конце 3 семестра; | |
управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети; | Экспертная оценка защиты лабораторных работ | |
Знания: | Экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий. | |
основных понятий, функций, состава и принципов работы операционных систем; | ||
архитектуры современных операционных систем; | ||
особенностей построения и функционирования семейств операционных систем Unix и Windows; | ||
принципов управления ресурсами в операционной системе; | ||
основных задач администрирования и способов их выполнения в изучаемых операционных системах. | ||
Итоговый контроль: экзамен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Система развивающего обучения Л.В.Занкова для 1 класса
В данной рабочей программе представлены пояснительная записка и тематическое планирование к урокам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изобразительное искусство...
Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".
Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы".
План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы"....
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
Урок №83 Строение и состав Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. (объединенные темы) 9б класс ( гуманитарный профиль)
В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ по заклчительной теме "Элементы астрономии"...
Рабочая программа по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"
Рабочая программа по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"...