Рабочая программа "Операционные системы"
рабочая программа на тему

Циркова Виктория Витальевна

Рабочая программа по операционным системам по специальности 230115 "Программирование вычислительных систем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл os_rab_programma.docx54.61 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Нижегородский  экономико-правовой колледж

им. Героя Советского Союза Б.П.Трифонова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Специальность 230115 «Программирование в компьютерных системах»,

квалификация – техник-программист.

 

2014 г

Одобрена методической

комиссией спецдисциплин

программирования

Протокол №__ от _______ 2014г.

Председатель______  ФИО

Рабочая программа  учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по  специальности среднего профессионального образования 230115 «Программирование в компьютерных системах». Квалификация – техник -программист.

Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижегородский  экономико-правовой колледж им. Героя Советского Союза Б. П. Трифонова»

Разработчик:

Циркова В.В., преподаватель первой квалификационной категории ГБОУ СПО «Нижегородский  экономико-правовой колледж им. Героя Советского Союза Б. П. Трифонова»

Внутренняя экспертиза: Полетаева М.В. председатель методической комиссии спец.дисциплин программирования ГБОУ СПО «Нижегородский  экономико-правовой колледж им. Героя Советского Союза Б. П. Трифонова»

 



Содержание

стр.

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

5

  1. Условия реализации программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

13


1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 «Программирование в компьютерных системах» (базовой подготовки)

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл – общепрофессиональные дисциплины.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • управлять параметрами загрузки операционной системы;
  • выполнять конфигурирование аппаратных устройств;
  • управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя;
  • управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

  • основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем;
  • архитектуры современных операционных систем;
  • особенности построения и функционирования семейств операционных систем Unix и Windows;
  • принципы управления ресурсами в операционной системе;
  • основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 103 часов;*

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 80 часов;*

- самостоятельной работы обучающегося – 40 часов.*                                                                                                                                                                                              

*-указываются часы в соответствии с рабочим учебным планом. 


2. СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

80

теоретическое обучение

48

лабораторные работы

32

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

Форма итоговой аттестации –                                                                                                             экзамен

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Операционные системы»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и Лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основные функции операционных систем.

40

Тема 1.1. Общие сведения об операционных системах

Понятие операционной системы. Цели и задачи операционной системы. Основная классификация операционных систем Общие сведения об операционных системах.

2

1

История развития операционных систем. Отличительные особенности современных операционных систем (на примере DOS, Windows, Mac OS, Linux)

2

1

Архитектура операционных систем. Основные принципы построения операционных систем. (принципы модульности, особого режима работы, виртуализации, мобильности, совместимости, генерируемости, открытости, обеспечение безопасности вычислений).

2

2

Требования к современным операционным системам реального времени (Real Time OS, RTOS). Понятие интерфейсов пользователя. Виды интерфейсов.

2

2

Общие сведения об операционных системемахWindows XP, Linux. Задачи в операционной системы. Интерфейсы операционной системы. Оболочка. Утилиты операционных систем. Структура ядра.  Структура каталогов операционной системы.

2

2

Лабораторные занятия

4

3

1. Установка ОС Windows ХР. Параметры загрузки ОС Windows ХР

2. Настройка компьютерной системы средствами программы SETUP

Самостоятельная работа обучающихся

6

Составление схемы программного обеспечения ПК.

Выполнение тестовых заданий по теме «Основные понятия ОС».

Написание рефератов  по теме «Системное программное обеспечение ПК».

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Работа с глоссарием.

Тема 1.2. Файлы и каталоги. Управление правами доступа

Файловые системы. Цели и задачи файловой системы. Структура файловой системы. Иерархическая структура файловой системы. Типы файлов. Имена файлов. Атрибуты файлов.  

2

2

Работа с файлами и каталогами. Основные операции при работе с каталогами (создание, удаление, рекурсивное удаление, переименование, копирование).

Основные операции при работе с файлами (создание, удаление, переименование, копирование, создание жесткой ссылки, вывод содержимого файла, вывод содержимого файла в соответствии с заданными условиями).

2

2

Реализация поиска в операционных системах. Команда поиска файлов в системе каталогов. Задание логических условий поиска. Логические операторы задания условий.

2

2

Управление правами доступа. Категории пользователей в операционных системах. Атрибуты защиты файла/каталога. Изменение кодов защиты для файлов/каталогов. Основные операторы задания прав доступа.

2

2

Лабораторные занятия

6

3

1. Графический интерфейс Windows.

2. Файловые системы. Работа с файлами и папками в Windows XP

3. Файловый менеджер Far Manager.

Самостоятельная работа обучающихся

6

Составление сравнительной таблицы «Файловые системы».

Составление схемы «Модель сетевой ФС».

Подготовка реферата по теме «Модель сетевой ФС»

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Работа с глоссарием.

Раздел 2. Принципы построения операционных систем

26

Тема 2.1. Процессы и потоки. Управление процессами

Процессы. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархии процессов. Состояния процессов. Контекст и дескриптор процесса.

2

2

Потоки. Определение. Классическая модель потоков. Реализация потоков в

пользовательском пространстве. Реализация потоков в ядре. Гибридная реализация. Всплывающие потоки.

2

2

Планирование. Введение в планирование. Категории алгоритмов

планирования.  Планирование в пакетных системах. Планирование в интерактивных системах. Планирование в системах реального времени. Политика и механизмы.

2

2

Алгоритмы планирования процессов. Алгоритмы основанные на

квантовании. Алгоритмы, основанные на приоритетах. Смешанные алгоритмы планирования. Вытесняющие и не вытесняющие алгоритмы планирования.

2

2

Лабораторные занятия

2

3

1. Управление процессами в операционной системе. Потоки.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Подготовка сообщения по  теме «Машинно-зависимые свойства.

Составление таблицы «Характеристика прерываний».

Подготовка презентации «Механизмы взаимодействия процессов».

Поиск информации в справочной системе ОС Windows.

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Работа с глоссарием.

Тема 2.2. Управление в операционных системах

Управление памятью в операционных системах. Системные вызовы управления памятью. Реализация управления памятью.  

2

2

Ввод – вывод информации в операционных системах. Фундаментальные концепции. Конвейеры и фильтры. Работа с сетью. Системные вызовы ввода- вывода в операционных системах. Реализация ввода-вывода в операционных системах.

2

2

Лабораторные занятия

4

3

1. Структура операционной системы Windows XP. Изучение средств управления Windows.

2. Управление памятью в ОС.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Составление схемы «Иерархическая система организации памяти».

Составление схем алгоритмов распределения памяти.

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Работа с глоссарием.

Раздел 3.Сети и сетевые структуры

12

Тема 3.1. Сетевые структуры

Сетевые и распределенные операционные системы. Структура сетевой операционной системы.

2

3

Организация взаимодействия процессов на различных вычислительных системах. Одноранговые сетевые ОС и ОС с выделенными серверами.  Понятие протокола

2

Классические и современные сетевые коммуникационные протоколы.

2

2

Лабораторные занятия

2

3

1. Установка виртуальной компьютерной сети на основе  операционных систем Windows.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Подготовка презентаций «Сетевые функции ОС».

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Работа с глоссарием.

Раздел 4. Сопровождение операционных систем.

Сервисные средства операционных систем.

34

Тема 4.1. Сервисные средства операционных систем

Создание и редактирование текстовых файлов. Команды режима ввода текста. Команды удаления текста. Команды отмены произведенных изменений. Команды копирования. Команды вставки. Команды изменения. Команды поиска.

2

2

Архиваторы. Общие сведения. Несжатый архив. Основные опции. Создание нового архива. Добавление файлов в существующий архив. Модификация архива. Удаление членов архива. Вывод списка членов архива.

Сжатый архив. Команда создание сжатого архива. Команда извлечения файлов сжатого архива.

2

2

Лабораторные занятия

6

3

1. Архивирование файлов. Разархивирование файлов.

2. Использование служебных программ. Резервное копирование. Обслуживание системы, восстановление системы.

3. Дефрагментация, архивирование и форматирование дисков.

Самостоятельная работа обучающихся

6

Изучение служебного программного обеспечения.

Исследовательская работа: Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые те6хнологии обработки информации.

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Работа с глоссарием.

Тема 4.2. Установка и настройка операционных систем

Безопасность в операционных системах. Основные типы угроз. Основные типы вредоносных программ.

2

2

Основные средства защиты: брандмауэры, антивирусные технологии, электронная подпись программ

2

2

Лабораторные занятия

8

3

1. Система безопасности Windows XP. Распределение прав пользователя

2. Внутренняя политика безопасности Windows XP

3. Работа с реестром.

4. Установка и предварительная настройка Антивируса.

Самостоятельная работа обучающихся

6

Составление схемы «Классификация угроз безопасности информации»;

Подготовка реферата по теме «Базовые технологии безопасности»;

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Раздел 5.

Семейство операционных систем UNIX

8

Тема 5.1.

Структура и общая характеристика

Структура UNIX. Основные версии UNIX. Основные команды. Пользовательский интерфейс

2

2

Управление процессами. Образ, контекст, дескриптор процесса. Порождение процесса. Планирование процесса.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

4

Оптимизация настроек FreeBSD. Процедура входа в систему. Основные операции над файлами. Использование командной строки и графического интерфейса в UNIX

ВСЕГО

120 ЧАСОВ

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Информационных технологий».

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • посадочные места с компьютерами по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя с компьютером;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Операционные системы».

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя, компьютер с мультимедиапроектором;

Технические средства обучения:

  • компьютер с мультимедиапроектором;
  • лицензионное программное обеспечение (Linux Ubuntu, Microsoft Virtual PC, VMware Workstation).

Программное обеспечение:

  •  1.Программа эмуляции Microsoft Virtual PC 2007.
  • 2. Файл-образ загрузочной дискеты Windows 98.
  • 3. Файл-образ загрузочного диска Windows XP (Microsoft Windows XP Professional Edition Service  Pack 2  Russian      Corporate).
  • 4. Файл-образ загрузочного диска Linux.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Литература

Основная:

  1. Партыка, Т.Л. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие /  Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Форум, 2011.- 528 с.
  2. Гордеев, А.В. Операционные системы: Учебник для вузов. - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2010.- 416 с.: ил.
  3. Олифер, В.Г. Сетевые операционные системы: Учебник для вузов / В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2010.- 669 с.: ил.

Дополнительная:

1.Руссинович М., Соломон Д. Внутреннее устройство Microsoft Windows: Windows Server 2003, Windows XP и Windows 2000 M.: Издательско-торговый дом "Русская редакция"; СПб.: Питер, 2010

2.Карпов В.Е., Коньков К.А. Основы операционных систем Издательство "Интуит.ру". 2011 г.– 2-е издание

3.Таненбаум Э. Современные операционные системы. СПб.: Питер, 2010. 1116 с.

4.Столлингс В. Операционные системы. М.: Вильямс, 2010. 848 с

5.Назаров С.В., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. Операционные системы. Практикум 2010. 464 с.

Интернет ресурсы и источники:

  1. http://www.ict.edu.ru/catalog/index.php 
  2. http://artishev.com/texnologii/setevaya-os.html
  3. http://inoblogger.ru/2010/03/31/operacionnaya-sistema-interneta/
  4. http://www.tver.mesi.ru/e-lib/res/648/14/1.html 

  5.   http://www.dnf.su/college/index.php/labrabos


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Умения:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. 

ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных.

ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему.

ПК 3.3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств. 

Текущий контроль:

управлять параметрами загрузки операционной системы;

-индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;

выполнять конфигурирование аппаратных устройств;

-тестирование по каждой теме;

управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя;

-контрольная работа в конце 3 семестра;

управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;

Экспертная оценка защиты лабораторных работ

Знания:

Экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий.

основных понятий, функций, состава и принципов работы операционных систем;

архитектуры современных операционных систем;

особенностей построения и функционирования семейств операционных систем Unix и Windows;

принципов управления ресурсами в операционной системе;

основных задач администрирования и способов их выполнения в изучаемых операционных системах.

Итоговый контроль:              экзамен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Система развивающего обучения Л.В.Занкова для 1 класса

В данной рабочей программе представлены пояснительная записка и тематическое планирование к урокам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изобразительное искусство...

Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".

Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы".

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы"....

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

Урок №83 Строение и состав Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. (объединенные темы) 9б класс ( гуманитарный профиль)

В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ по заклчительной теме "Элементы астрономии"...

Рабочая программа по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"

Рабочая программа по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"...