Рабочая программа по предмету "Операционные системы"
рабочая программа (информатика и икт) по теме
Рабочая программа по предмету "Операционные системы" для студентов, обучающихся по специальности ФГОС "Программирование в компьютерных системах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_operacionnye_sistemy.doc | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ СПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Операционные системы
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах , входящей в состав укрупненной группы специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника
Организация-разработчик ГОУ СПО Санкт-Петербургский колледж информационных технологий
Разработчик:
Кузнецов С.П,. ГОУ СПО «Санкт-Петербургский колледж информационных технологий»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации примерной программы учебной дисциплины | 12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
1. паспорт РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Операционные системы.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, входящим в состав укрупненной группы специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника
230115 Программирование в компьютерных системах
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать средства операционных систем и сред для решения практических задач;
использовать сервисные средства, поставляемые с операционными системами;
устанавливать различные операционные системы;
подключать к операционным системам различные сервисные средства;
решать задачи обеспечения защиты операционных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные функции операционных систем;
машинно-независимые свойства операционных систем;
принципы построения операционных систем;
сопровождение операционных систем.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 169 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 113 часа;
самостоятельной работы обучающегося 56 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 168 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 113 |
в том числе: |
практические занятия |
лабораторные работы | 30 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 56 |
в том числе: |
работа с конспектом и другими источниками информации с целью подготовки к практическим занятиям | 30 |
работа с конспектом и другими источниками информации с целью подготовки к контрольным работам | 15 |
Подготовка рефератов | 11 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Операционные системы»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
113 |
Раздел 1. Основы теории операционных систем | 52 |
Тема 1.1 Понятие операционной системы и ее основные функции | Содержание учебного материала | 8 | 1 |
1 | Введение. Краткое содержание курса. |
2 | Расцвет операционных систем в 2000 годы |
3 | Понятие операционной системы и ее основные функции |
4 | Основные компоненты компьютерной системы, общая картина функционирования компьютерной системы |
5 | Классификация компьютерных систем |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов по темам: «Краткий обзор современных операционных систем», «Классификация современных компьютерных систем» |
Тема 1.2. История развития ОС. Отечественные ОС. Диалекты Unix. Режимы пакетной обработки, мультипрограммирования, разделения времени | Содержание учебного материала | 8 | 1 |
1 | История развития ОС. Поколения ОС |
2 | Диалекты Unix. |
3 | Особенности операционных систем для компьютеров общего назначения |
4 | ОС пакетной обработки с поддержкой мультипрограммирования |
5 | Режим разделения времени и особенности ОС с режимом разделения времени |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов по темам: «История развития ОС», «Отечественные ОС». | 4 |
Тема 1.3 Управление процессами. Планирование и диспетчеризация процессов | Содержание учебного материала. | 6 | 1 |
1 | Понятие процесса. Состояния процесса. Переход процесса из состояния в состояние |
2 | Блок управления процессом. Переключение с одного процесса на другой. |
3 | Очереди, связанные с диспетчеризацией процессов. Планировщик процессов. |
4 | Операции над процессами |
Лабораторная работа. Работа с командами в ОС MS DOS и ОС Linux. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка реферата по теме: «Понятие процесса, виды процессов и его состояния» | 4 |
Тема 1.4 Файловые системы. | 6 | 2 |
Содержание учебного материала. |
1. | Понятие файла. Структура файла. |
2 | Правила именования файлов. |
3 | Типы файлов. |
4 | Методы доступа к файлу |
5 | Понятие дескриптора файла |
6 | Операции над файлами. |
7 | Понятие каталога и основные операции над каталогами |
Лабораторная работа. Команды работы с файлами в ОС MS DOS и ОС Linux. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов по темам: «Файловая система ОС Linux», «Файловая система NTFS». | 4 |
Тема 1.5 Управление вводом/выводом | 6 | 2 |
Содержание учебного материала. |
1 | Принципы работы устройств ввода/вывода. |
2 | Контроллеры устройств ввода\вывода |
3 | Ввод/вывод отображаемый на адресное пространство процессора. |
4 | Прямой доступ к памяти. |
5 | Программный ввод/вывод |
6 | Ввод/вывод с использованием прерываний |
7 | Ввод/вывод с использованием прямого доступа к памяти |
8 | Программное обеспечение ввода/вывода |
Лабораторная работа. Работа с пакетными файлами в ОС MS DOS и скриптами в ОС Linux. | 6 |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов по темам: Обзор видов внешних устройств в современных компьютерах. Обзор видов прерываний и методов их обработки в современных компьютерах. | 4 |
Тема 1.6. Управление памятью |
Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Основные функции операционной системы при управлении памятью. |
2 | Типы адресов памяти. Преобразование виртуальных адресов в физические. |
3 | Методы распределения памяти не использующие жесткий диск. |
4 | Понятие виртуальной памяти. |
5 | Методы распределения памяти с использованием жесткого диска. |
6 | Методы реализации кэш-памяти |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов по темам: Методы управления памятью в операционных системах. Физическая и логическая адресация в компьютерных системах | 6 |
1.7 Безопасность операционных систем | 6 | 2 |
Содержание учебного материала |
1 | Проблема безопасности информации |
2 | Основные угрозы безопасности информации |
3 | Типы злоумышленников |
5 | Классификация атак на компьютерные системы |
6 | Основные методы защиты от атак на информацию |
Лабораторная работа. Управление процессами с использованием командной строки CMD в ОС Windows | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов по темам: Методы организации безопасности в операционных системах. Методы криптографической защиты информации | 4 |
1.8 Принципы построения операционных систем | 4 | 1 |
Содержание учебного материала |
1 | Принцип модульности |
2 | Принцип особого режима работы |
3 | Принцип виртуализации |
4 | Принцип совместимости |
5 | Принцип безопасности вычислений |
Контрольная работа по теме 1. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка к контрольной работе. | 8 |
Раздел 2. Примеры операционных систем. | 31 |
Тема 2.1. Операционные системы семейства Windows | 10 | 2 |
Содержание учебного материала |
1 | Операционная система MS DOS. Основные модули и их назначение. |
2 | Обзор архитектуры и возможностей операционных систем Windows 95, Windows 98. |
3 | Обзор архитектуры и возможностей операционных систем Windows NT, Windows XP, Windows 7, Windows 8. Безопасность в ОС. |
Лабораторная работа. Установка и настройка операционной системы Windows 7. | 6 |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов по темам: Реестр ОС семейства Windows 9x. Основные особенности архитектуры ОС семейства Windows 2K. | 6 |
2.2. Операционные системы семейства Linux | 10 | 2 |
Содержание учебного материала |
1 | История развития ОС Linux |
2 | Файловая система в ОС Linux |
3 | Безопасность в ОС Linux |
4 | Развитие и использование Linux. |
Лабораторная работа. Установка и настройка ОС Linux Ubuntu | 6 |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов по темам: Обзор методов управления файлами и файловых систем в Linux, Обзор методов управления памятью в Linux | 6 |
2.3 Операционные системы для мобильных устройств |
Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1 | Обзор ОС Андроид. |
2 | Обзор ОС IOS |
3 | Обзор ОС Widows Mobile |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. | 4 |
2.4. Операционные системы для облачных вычислений | 4 | 1 |
Содержание учебного материала |
1 | Элементы концепции и архитектуры облачных вычислений. |
2 | ОС Windows Azure |
3 | Решения для облачных вычислений фирмы Google |
Контрольная работа по разделу 2. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме и подготовка к контрольной работе | 3 |
2.5. Перспективы развития операционных систем | 3 | 1 |
Содержание учебного материала |
1 | Операционные системы других крупных фирм |
2 | Операционная система Solaris фирмы Sun |
3 | Операционные системы Mac OS |
4 | Перспективы развития ОС |
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. | 3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории
«Операционные системы».
Оборудование лаборатории:
- 15 персональных компьютеров, объединенных в сеть;
- рабочее место преподавателя;
- комплект лицензионного программного обеспечения;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;
Технические средства обучения:
- компьютер преподавателя с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Э. Танненбаум. Современные операционные системы. Питер. 2010.
А. В. Гордеев. Операционные системы. Питер. 2004
С.В. Назаров, А.И.Широков Современные операционные системы. Бином. 2011 г.
Дополнительные источники:
Д.В.Иртегов. Введение в операционные системы. БХВ-Петербург. 2008
А. Робачевский, С. Немнюгин, О. Стесик Операционная система Unix. . БХВ-Петербург. 2010
Соломон Д., Руссинович М Внутреннее устройство MS Windows: Windows Server 2003, Windows XP и Windows 2000. 4-е изд. Русская редакция (Microsoft Press), 2008
Майерс С. MacOS X 10.5 Leopard БХВ, 2008
Баррет Д. Дж Linux: Основные команды Кудиц-Пресс, 2008
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и письменной внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
использовать средства операционных систем и сред для решения практических задач; | практические занятия |
использовать сервисные средства, поставляемые с операционными системами; | практические занятия |
устанавливать различные операционные системы; | практические занятия |
подключать к операционным системам различные сервисные средства; | практические занятия |
решать задачи обеспечения защиты операционных систем. | практические занятия |
Знания: |
основные функции операционных систем; | тестирование |
машинно-независимые свойства операционных систем | тестирование |
принципы построения операционных систем | тестирование |
сопровождение операционных систем. | тестирование, практические занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "Операционные системы"
Программа учебной дисциплины «Операционные системы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230401 «Инфор...
Рабочая программа по дисциплине «Системы автоматизированного проектирования»
Рабочая программа по дисциплине «Системы автоматизированного проектирования» для специальности 230401 «Информационные системы» (по отраслям) ....
Рабочая программа элективного курса "Системы счисления"
Данная рабочая программа составлена на основе рекомендаций ФГОС и содержит основные разделы: пояснительную записку, цели изадачи курса, содержание и тематическое планирование с используемой литературо...
Рабочая программа по технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС) с учащимися начальной школы с ОВЗ.
Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие.Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей способствует внедрение компьютерной технолог...
Рабочая программа по русскому языку по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (Образовательная система «Школа 2100»); 9 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе требований:· требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки Р...
Рабочая программа элективного курса "Система, многообразие и эволюция живой природы" для 9 класса (подготовка к ОГЭ)
Рабочая программа содержит материал сверх программ по данной дисциплине, предусмотренных федеральными государственными стандартами для 9 класса. Изучение материала данного курса направлено на подготов...
Рабочая программа по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"
Рабочая программа по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"...