Рабочая программа "Операционные системы"
рабочая программа по информатике и икт

Хатмуллин Ринат Набиханович

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.01._operatsionnye_sistemy_rp.docx41.91 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

 «УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                                        

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 01. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Специальность:

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Укрупненная группа специальностей:

09.00.00 «Информатика и вычислительная техника»

Уровень подготовки: базовый

2018 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Операционные системы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального образования 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», (базовой подготовки).

Организация – разработчик:

БУ «Урайский политехнический колледж»

Разработчик: преподаватель Хатмуллин Р.Н.

РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры

«Математики, информатики и

вычислительной техники»

Протокол №

   07

от

«

10

»

января

20

18

г.

Руководитель кафедры

/

   О.Н. Белюшина

/

подпись

ФИО


Содержание

1.  паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 Операционные системы

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Операционные системы относится к циклу общепрофессиональных дисциплин

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

управлять параметрами загрузки операционной системы;

выполнять конфигурирование аппаратных устройств;

управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя;

управлять дисками и файловыми системами,

настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;

знать:

основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем;

архитектуры современных операционных систем;

особенности построения и функционирования семейств операционных систем «Unix» и «Windows»;

принципы управления ресурсами в операционной системе;

основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями:

ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. 

ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных.

ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему.

ПК 3.3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств. 

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 168 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 112 часов;

самостоятельной работы обучающегося 56 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

168

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

112

в том числе:

практические занятия

64

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

56

в том числе:

доклады, рефераты

26

индивидуальное проектное задание

16

внеаудиторная самостоятельная работа

14

Промежуточная  аттестация в форме  дифференцированного зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 «Операционные системы»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы теории операционных систем

104

Тема 1.1  

Понятие операционной системы и ее основные функции

Содержание учебного материала

4

1

1

Введение. Краткое содержание курса.

2

Расцвет операционных систем в 2000 годы

3

Понятие операционной системы и ее основные функции

4

Основные компоненты компьютерной системы, общая картина функционирования компьютерной системы

5

Классификация компьютерных систем

Самостоятельная работа обучающихся.

Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме.

Подготовка рефератов по темам:  «Краткий обзор современных операционных систем»,

«Классификация современных компьютерных систем»

4

3

Тема 1.2.

 История развития  ОС. Отечественные ОС. Диалекты  Unix. Режимы пакетной обработки, мультипрограммирования, разделения времени

Содержание учебного материала

4

1

1

История развития ОС. Поколения ОС

2

Диалекты Unix.

3

Особенности операционных систем для компьютеров общего назначения

4

ОС пакетной обработки с поддержкой мультипрограммирования

5

Режим разделения времени и особенности ОС с режимом разделения времени

Самостоятельная работа обучающихся.

Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов по темам:  «История развития ОС», «Отечественные ОС».

4

3

Тема 1.3  

Управление процессами. Планирование и диспетчеризация процессов

Содержание учебного материала.

4

1

1

Понятие процесса. Состояния процесса.  Переход процесса из состояния в состояние

2

Блок управления процессом. Переключение с одного процесса на другой.

3

Очереди, связанные с диспетчеризацией процессов. Планировщик процессов.

4

Операции над процессами

Работа с командами в ОС MS DOS и ОС Linux.

8

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка реферата по теме:  «Понятие процесса, виды процессов и его состояния»

4

3

Тема 1.4  

Файловые системы.

Содержание учебного материала

4

1

1.

Понятие файла. Структура файла.

2

Правила именования файлов.

3

Типы файлов.

4

Методы доступа к файлу

5

Понятие дескриптора файла

6

Операции над файлами.

7

Понятие каталога и основные операции над каталогами

Команды работы с файлами в ОС MS DOS и ОС Linux.

8

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов  по темам:  «Файловая система ОС Linux»,  «Файловая система  NTFS».

4

3

Тема 1.5

 Управление

вводом/выводом

Содержание учебного материала

8

1

1

Принципы работы устройств ввода/вывода.

2

Контроллеры устройств ввода\вывода

3

Ввод/вывод отображаемый на адресное пространство процессора.

4

Прямой доступ к памяти.

5

Программный ввод/вывод

6

Ввод/вывод с использованием прерываний

7

Ввод/вывод  с использованием прямого доступа к памяти

8

Программное обеспечение ввода/вывода

Работа с пакетными файлами в ОС  MS DOS и скриптами в ОС Linux.

8

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов  по темам: Обзор видов внешних устройств в современных компьютерах.  Обзор видов прерываний и методов их обработки в современных компьютерах.

4

3

Тема  1.6.  

Управление памятью

Содержание учебного материала

1

Основные функции операционной системы при управлении памятью.

4

1

2

Типы адресов памяти. Преобразование виртуальных адресов в физические.

3

Методы распределения памяти  не использующие жесткий диск.

4

Понятие виртуальной памяти.

5

Методы распределения памяти с использованием жесткого диска.

6

Методы реализации кэш-памяти

Самостоятельная  работа  обучающихся.

Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов  по темам: Методы управления памятью в операционных системах. Физическая и логическая адресация в компьютерных системах

4

3

1.7  

Безопасность операционных систем

Содержание учебного материала

4

1

1

Проблема безопасности информации

2

Основные угрозы безопасности информации

3

Типы злоумышленников

5

Классификация атак на компьютерные системы

6

Основные методы защиты от атак на информацию

Управление процессами с использованием  командной строки  CMD  в  ОС  Windows

12

2

Самостоятельная  работа  обучающихся.

Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов  по темам: Методы организации безопасности в операционных системах. Методы криптографической защиты информации

4

3

1.8

Принципы построения операционных систем

Содержание учебного материала

2

1

1

Принцип модульности

2

Принцип особого режима работы

3

Принцип виртуализации

4

Принцип совместимости

5

Принцип безопасности вычислений

Контрольная работа по теме 1.

2

2

Самостоятельная  работа  обучающихся.

Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка к контрольной работе.

4

3

Раздел 2. Примеры операционных систем.

64

Тема 2.1.

 Операционные системы семейства Windows

Содержание учебного материала

2

1

1

Операционная система  MS DOS. Основные модули и их назначение.

2

Обзор архитектуры и возможностей  операционных систем   Windows 95, Windows 98.

3

Обзор архитектуры и возможностей операционных систем   Windows NT, Windows  XP,  Windows 7, Windows 8.  Безопасность в ОС.

Установка и настройка операционной системы Windows 7.

12

2

Самостоятельная  работа  обучающихся.

Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов по темам:  Реестр ОС семейства Windows 9x.  Основные особенности архитектуры ОС семейства Windows 2K.

4

3

2.2.

 Операционные системы семейства  Linux

Содержание учебного материала

2

2

1

История развития ОС  Linux

2

Файловая система в ОС  Linux

3

Безопасность в ОС Linux

4

Развитие и использование Linux.

Установка и настройка ОС Linux Ubuntu

12

2

Самостоятельная  работа  обучающихся.

Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов по темам: Обзор методов управления файлами и файловых систем в Linux, Обзор методов управления памятью в Linux

4

3

2.3

Операционные системы для мобильных устройств

Содержание учебного материала

1

Обзор ОС Андроид.

2

1

2

Обзор ОС IOS

3

Обзор ОС  Widows Mobile

Самостоятельная  работа  обучающихся.

Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме.

6

3

2.4.

Операционные системы для облачных вычислений

Содержание учебного материала

2

1

1

Элементы концепции и архитектуры облачных вычислений.

2

ОС Windows Azure

3

Решения для облачных вычислений фирмы Google

Контрольная работа по разделу 2.

2

Установка и знакомство с альтернативными ОС

4

Самостоятельная  работа  обучающихся.

Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме  и подготовка к контрольной работе

6

3

2.5.

Перспективы развития операционных систем

Содержание учебного материала

4

2-3

1

Операционные системы других крупных фирм

2

Операционная  система  Solaris фирмы Sun  

3

Операционные системы  Mac OS

4

Перспективы развития ОС

5

Дифференцированный зачет

Самостоятельная  работа  обучающихся.

Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме.

4

3

Всего

168

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории

«Операционные системы».

Оборудование лаборатории:

- 15 персональных компьютеров, объединенных в сеть;

- рабочее место преподавателя;

- комплект лицензионного программного обеспечения;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;

Технические средства обучения:

- компьютер  преподавателя  с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Батаев А Налютин Н.  Синицын С. Операционные системы и среды Академия. 2015

Дополнительные источники:

  1. Д.В.Иртегов. Введение в операционные системы. БХВ-Петербург. 2015
  2. А. Робачевский, С. Немнюгин, О. Стесик Операционная система  Unix.  . БХВ-Петербург. 2014



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и письменной внеаудиторной самостоятельной работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Уметь:

управлять параметрами загрузки операционной системы;

Комбинированный: тестирование, устный опрос, практическая работа

выполнять конфигурирование аппаратных устройств;

Комбинированный: тестирование, устный опрос, практическая работа

управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя;

Комбинированный: тестирование, устный опрос, практическая работа

управлять дисками и файловыми системами,

Комбинированный: тестирование, устный опрос, практическая работа

настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;

Комбинированный: тестирование, устный опрос, практическая работа

Знать:

основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем;

архитектуры современных операционных систем;

Комбинированный: тестирование, устный опрос, практическая работа

особенности построения и функционирования семейств операционных систем «Unix» и «Windows»;

принципы управления ресурсами в операционной системе;

Комбинированный: тестирование, устный опрос, практическая работа

основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах

Комбинированный: тестирование, устный опрос, практическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Система развивающего обучения Л.В.Занкова для 1 класса

В данной рабочей программе представлены пояснительная записка и тематическое планирование к урокам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изобразительное искусство...

Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".

Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы".

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы"....

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

Урок №83 Строение и состав Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. (объединенные темы) 9б класс ( гуманитарный профиль)

В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ по заклчительной теме "Элементы астрономии"...

Рабочая программа по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"

Рабочая программа по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"...