Рабочая программа "Операционные системы"
рабочая программа по информатике и икт
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 01. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Специальность:
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Укрупненная группа специальностей:
09.00.00 «Информатика и вычислительная техника»
Уровень подготовки: базовый
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Операционные системы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», (базовой подготовки).
Организация – разработчик:
БУ «Урайский политехнический колледж»
Разработчик: преподаватель Хатмуллин Р.Н.
РАССМОТРЕНА | |||||||||||
на заседании кафедры | |||||||||||
«Математики, информатики и | |||||||||||
вычислительной техники» | |||||||||||
Протокол № | 07 | ||||||||||
от | « | 10 | » | января | 20 | 18 | г. | ||||
Руководитель кафедры | |||||||||||
/ | О.Н. Белюшина | / | |||||||||
подпись | ФИО |
Содержание
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 Операционные системы
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Операционные системы относится к циклу общепрофессиональных дисциплин
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
управлять параметрами загрузки операционной системы;
выполнять конфигурирование аппаратных устройств;
управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя;
управлять дисками и файловыми системами,
настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;
знать:
основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем;
архитектуры современных операционных систем;
особенности построения и функционирования семейств операционных систем «Unix» и «Windows»;
принципы управления ресурсами в операционной системе;
основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями:
ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных.
ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему.
ПК 3.3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 168 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 112 часов;
самостоятельной работы обучающегося 56 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 168 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 112 |
в том числе: | |
практические занятия | 64 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 56 |
в том числе: | |
доклады, рефераты | 26 |
индивидуальное проектное задание | 16 |
внеаудиторная самостоятельная работа | 14 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 «Операционные системы»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. | Основы теории операционных систем | 104 | ||
Тема 1.1 Понятие операционной системы и ее основные функции | Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
1 | Введение. Краткое содержание курса. | |||
2 | Расцвет операционных систем в 2000 годы | |||
3 | Понятие операционной системы и ее основные функции | |||
4 | Основные компоненты компьютерной системы, общая картина функционирования компьютерной системы | |||
5 | Классификация компьютерных систем | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов по темам: «Краткий обзор современных операционных систем», «Классификация современных компьютерных систем» | 4 | 3 | ||
Тема 1.2. История развития ОС. Отечественные ОС. Диалекты Unix. Режимы пакетной обработки, мультипрограммирования, разделения времени | Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
1 | История развития ОС. Поколения ОС | |||
2 | Диалекты Unix. | |||
3 | Особенности операционных систем для компьютеров общего назначения | |||
4 | ОС пакетной обработки с поддержкой мультипрограммирования | |||
5 | Режим разделения времени и особенности ОС с режимом разделения времени | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов по темам: «История развития ОС», «Отечественные ОС». | 4 | 3 | ||
Тема 1.3 Управление процессами. Планирование и диспетчеризация процессов | Содержание учебного материала. | 4 | 1 | |
1 | Понятие процесса. Состояния процесса. Переход процесса из состояния в состояние | |||
2 | Блок управления процессом. Переключение с одного процесса на другой. | |||
3 | Очереди, связанные с диспетчеризацией процессов. Планировщик процессов. | |||
4 | Операции над процессами | |||
Работа с командами в ОС MS DOS и ОС Linux. | 8 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка реферата по теме: «Понятие процесса, виды процессов и его состояния» | 4 | 3 | ||
Тема 1.4 Файловые системы. | Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
1. | Понятие файла. Структура файла. | |||
2 | Правила именования файлов. | |||
3 | Типы файлов. | |||
4 | Методы доступа к файлу | |||
5 | Понятие дескриптора файла | |||
6 | Операции над файлами. | |||
7 | Понятие каталога и основные операции над каталогами | |||
Команды работы с файлами в ОС MS DOS и ОС Linux. | 8 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов по темам: «Файловая система ОС Linux», «Файловая система NTFS». | 4 | 3 | ||
Тема 1.5 Управление вводом/выводом | Содержание учебного материала | 8 | 1 | |
1 | Принципы работы устройств ввода/вывода. | |||
2 | Контроллеры устройств ввода\вывода | |||
3 | Ввод/вывод отображаемый на адресное пространство процессора. | |||
4 | Прямой доступ к памяти. | |||
5 | Программный ввод/вывод | |||
6 | Ввод/вывод с использованием прерываний | |||
7 | Ввод/вывод с использованием прямого доступа к памяти | |||
8 | Программное обеспечение ввода/вывода | |||
Работа с пакетными файлами в ОС MS DOS и скриптами в ОС Linux. | 8 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов по темам: Обзор видов внешних устройств в современных компьютерах. Обзор видов прерываний и методов их обработки в современных компьютерах. | 4 | 3 | ||
Тема 1.6. Управление памятью | Содержание учебного материала | |||
1 | Основные функции операционной системы при управлении памятью. | 4 | 1 | |
2 | Типы адресов памяти. Преобразование виртуальных адресов в физические. | |||
3 | Методы распределения памяти не использующие жесткий диск. | |||
4 | Понятие виртуальной памяти. | |||
5 | Методы распределения памяти с использованием жесткого диска. | |||
6 | Методы реализации кэш-памяти | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов по темам: Методы управления памятью в операционных системах. Физическая и логическая адресация в компьютерных системах | 4 | 3 | ||
1.7 Безопасность операционных систем | Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
1 | Проблема безопасности информации | |||
2 | Основные угрозы безопасности информации | |||
3 | Типы злоумышленников | |||
5 | Классификация атак на компьютерные системы | |||
6 | Основные методы защиты от атак на информацию | |||
Управление процессами с использованием командной строки CMD в ОС Windows | 12 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов по темам: Методы организации безопасности в операционных системах. Методы криптографической защиты информации | 4 | 3 | ||
1.8 Принципы построения операционных систем | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Принцип модульности | |||
2 | Принцип особого режима работы | |||
3 | Принцип виртуализации | |||
4 | Принцип совместимости | |||
5 | Принцип безопасности вычислений | |||
Контрольная работа по теме 1. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка к контрольной работе. | 4 | 3 | ||
Раздел 2. Примеры операционных систем. | 64 | |||
Тема 2.1. Операционные системы семейства Windows | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Операционная система MS DOS. Основные модули и их назначение. | |||
2 | Обзор архитектуры и возможностей операционных систем Windows 95, Windows 98. | |||
3 | Обзор архитектуры и возможностей операционных систем Windows NT, Windows XP, Windows 7, Windows 8. Безопасность в ОС. | |||
Установка и настройка операционной системы Windows 7. | 12 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов по темам: Реестр ОС семейства Windows 9x. Основные особенности архитектуры ОС семейства Windows 2K. | 4 | 3 | ||
2.2. Операционные системы семейства Linux | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | История развития ОС Linux | |||
2 | Файловая система в ОС Linux | |||
3 | Безопасность в ОС Linux | |||
4 | Развитие и использование Linux. | |||
Установка и настройка ОС Linux Ubuntu | 12 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. Подготовка рефератов по темам: Обзор методов управления файлами и файловых систем в Linux, Обзор методов управления памятью в Linux | 4 | 3 | ||
2.3 Операционные системы для мобильных устройств | Содержание учебного материала | |||
1 | Обзор ОС Андроид. | 2 | 1 | |
2 | Обзор ОС IOS | |||
3 | Обзор ОС Widows Mobile | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. | 6 | 3 | ||
2.4. Операционные системы для облачных вычислений | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Элементы концепции и архитектуры облачных вычислений. | |||
2 | ОС Windows Azure | |||
3 | Решения для облачных вычислений фирмы Google | |||
Контрольная работа по разделу 2. | 2 | |||
Установка и знакомство с альтернативными ОС | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме и подготовка к контрольной работе | 6 | 3 | ||
2.5. Перспективы развития операционных систем | Содержание учебного материала | 4 | 2-3 | |
1 | Операционные системы других крупных фирм | |||
2 | Операционная система Solaris фирмы Sun | |||
3 | Операционные системы Mac OS | |||
4 | Перспективы развития ОС | |||
5 | Дифференцированный зачет | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с литературой и конспектами лекций для ответа на контрольные вопросы к теме. | 4 | 3 | ||
Всего | 168 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории
«Операционные системы».
Оборудование лаборатории:
- 15 персональных компьютеров, объединенных в сеть;
- рабочее место преподавателя;
- комплект лицензионного программного обеспечения;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;
Технические средства обучения:
- компьютер преподавателя с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Батаев А Налютин Н. Синицын С. Операционные системы и среды Академия. 2015
Дополнительные источники:
- Д.В.Иртегов. Введение в операционные системы. БХВ-Петербург. 2015
- А. Робачевский, С. Немнюгин, О. Стесик Операционная система Unix. . БХВ-Петербург. 2014
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и письменной внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
управлять параметрами загрузки операционной системы; | Комбинированный: тестирование, устный опрос, практическая работа |
выполнять конфигурирование аппаратных устройств; | Комбинированный: тестирование, устный опрос, практическая работа |
управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя; | Комбинированный: тестирование, устный опрос, практическая работа |
управлять дисками и файловыми системами, | Комбинированный: тестирование, устный опрос, практическая работа |
настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети; | Комбинированный: тестирование, устный опрос, практическая работа |
Знать: | |
основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем; архитектуры современных операционных систем; | Комбинированный: тестирование, устный опрос, практическая работа |
особенности построения и функционирования семейств операционных систем «Unix» и «Windows»; принципы управления ресурсами в операционной системе; | Комбинированный: тестирование, устный опрос, практическая работа |
основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах | Комбинированный: тестирование, устный опрос, практическая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Система развивающего обучения Л.В.Занкова для 1 класса
В данной рабочей программе представлены пояснительная записка и тематическое планирование к урокам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изобразительное искусство...
Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".
Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы".
План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы"....
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
Урок №83 Строение и состав Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. (объединенные темы) 9б класс ( гуманитарный профиль)
В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ по заклчительной теме "Элементы астрономии"...
Рабочая программа по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"
Рабочая программа по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"...