Урок в 9 классе «Применение информационных технологий в решении уравнений».
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
Урок в 9 классе
«Применение информационных технологий
в решении уравнений».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в 9 классе «Применение информационных технологий в решении уравнений». | 375 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 9 классе
«Применение информационных технологий
в решении уравнений».
учитель информатики МОУ СОШ №6
Спиридонова Е.В.
г. Петровск-Забайкальский
2014 г.
Цели урока:
- Формировать УУД.
Личностные: Формировать профессиональное самоопределение.
Познавательные: Формировать умение осуществлять действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования, моделирования, умение осуществлять логические действия и применять различные способы решения задач.
Коммуникативные: формировать умению планирования работы, постановки вопросов, разрешения конфликтов, умение выражать свои мысли, управлять поведением партнёра.
Регулятивные: планирование пути достижения целей; установление целевых приоритетов; умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принятие решения в проблемной ситуации; осуществление констатирующего и предвосхищающего контроля по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- Учебные: Показать применение технологии обработки числовых данных в электронной таблице при решении сложных уравнений, развивать навыки работы в электронной таблице, закрепить правила ввода данных, функций, копирование формул, построение диаграмм. Повторить методы решения уравнений. Закреплять приёмы работы с офисными приложениями на компьютере.
- Развивать память, внимание, логическое мышление.
- Воспитывать интерес к предметам: математика и информатика. Воспитывать бережное отношение к школьной технике.
Методика проведения.
- Организационный момент. (1 мин.)
- Мотивационный этап. (10 мин.)
Ребятам даётся 3 уравнения, которые предлагается решить, выбрав какой-нибудь способ решения. Возможно ребята начнут с алгебраического метода решения. Уравнения:
- ;
- ; 3). .
Алгебраический метод: 1). ; возведём обе части уравнения в
квадрат, (Х3)2 = Х; Х6 = Х, Х6 – Х =0,
Х5*(Х - 1)= 0, значит Х=0 или Х5 - 1 =0, т.е. Х=1. Ответ: Х=0, Х=1.
Графический метод: Значения абсцисс точек пересечения
графиков функций Х и Х3 являются корнями уравнения. Ответ: Х=0, Х=1.
Попробуем решить 2 и 3 уравнения алгебраическим методом.
2) ;
Решение затруднено. Аналогично и третье уравнение.
Затем, сделав вывод, что 2 и 3 уравнение лучше решить другими методами (графически, т.е. найти приближённое решение уравнения и методом подбора параметра), используя электронную таблицу Microsoft Excel.
3. Ориентировочный этап (15 мин).
Учитель рассказывает о методах решения, напоминает правила оформления задачи, даёт раздаточный материал с заполненным листом электронной таблицы. Уравнение 2 решается учащимися методом подбора параметра и графическим методом под руководством учителя. Делаются выводы.
Задание 2. Решить уравнение , выбрав более приемлемые методы решения (алгебраический, графический метод или метод подбора параметра), сделать выводы.
Решение:
- Методом подбора параметра.
Преобразуем уравнение к виду (чтобы правая часть была равна нулю) :
Обозначим левую часть полученного уравнения функцией у:
Заполним лист ЭТ. Осуществим действия:
1. Внести в ячейку А2 обозначение переменной х: х=
2. Внести в ячейку А3 обозначение функции у: у=
3. Ввести в ячейку В2 выражение: = x^2-2-1/КОРЕНЬ(х)
4. Присвоить ячейке В2 имя х, для этого выполнить команды в меню: ВСТАВКА, ИМЯ, ПРИСВОИТЬ, Х, ОК.
5. В меню последовательно выбрать пункты: СЕРВИС, ПОИСК РЕШЕНИЯ, УСТАНОВИТЬ В ЯЧЕЙКЕ В3 ЗНАЧЕНИЕ 0, ИЗМЕНЯЯ ЗНАЧЕНИЕ ЯЧЕЙКИ Х, ДОБАВИТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ Х>0, (Х>=0,1), ВЫПОЛНИТЬ.
6. Записать ответ: х=1,665774102282990.
- Графическим методом:
Преобразуем уравнение к такому виду, чтобы в правой и левой частях стояли знакомые функции.
- Построить таблицы значений функций правой и левой частей уравнения:
- В ячейки А5, В5, В6 ввести соответственно заголовки: х, у1,у2.
- В ячейку А6 ввести формулу: =Е2.
- В ячейку А7 ввести формулу: =А6+(Е$3-E$2)/20 и скопировать вниз на интервал А7:А26.
- В ячейку В6 ввести формулу: =A6^2-2, скопировать на интервал В7:В26.
- В ячейку C6 ввести формулу: =1/КОРЕНЬ(А6), скопировать на интервал С7:С26.
- С помощью мастера диаграмм построить графики этих функций.
- Значение координаты х точки пересечения графиков является искомым решением (определяется приближенно): х ≈ 1,7.
4. Самостоятельная работа. (15 мин.)
Задание 3. Решить уравнение , выбрав более приемлемые методы решения (алгебраический, графический метод или метод подбора параметра), сделать выводы.
Решение: (алгоритм действий смотри в предыдущем примере).
Методом подбора параметра.
Преобразуем уравнение к виду (чтобы правая часть была равна нулю):
Обозначим левую часть полученного уравнения функцией у:
Заполним лист ЭТ. Осуществим действия:
1. Внести в ячейку А2 обозначение переменной х: х=
2. Внести в ячейку А3 обозначение функции у: у=
3. Ввести в ячейку В2 выражение: = x^3-x^2-1.
4. Присвоить ячейке В2 имя х, для этого выполнить команды в меню: ВСТАВКА, ИМЯ, ПРИСВОИТЬ, Х, ОК.
5. В меню последовательно выбрать пункты: СЕРВИС, ПОДБОР ПАРАМЕТРА, УСТАНОВИТЬ В ЯЧЕЙКЕ В3 ЗНАЧЕНИЕ 0, ИЗМЕНЯЯ ЗНАЧЕНИЕ ЯЧЕЙКИ Х, ВЫПОЛНИТЬ.
6. Записать ответ: х=1,47.
- Графическим методом:
- Построить таблицы значений функций правой и левой частей уравнения:
- В ячейки А5, В5, В6 ввести соответственно заголовки: х, у1,у2.
- В ячейку А6 ввести формулу: =Е2.
- В ячейку А7 ввести формулу: =А6+(Е$3-E$2)/20 и скопировать вниз на интервал А7:А26.
- В ячейку В6 ввести формулу: =A6^3, скопировать на интервал В7:В26.
- В ячейку C6 ввести формулу: =А6^2+1, скопировать на интервал С7:С26.
- С помощью мастера диаграмм построить графики этих функций.
- Значение координаты х точки пересечения графиков является искомым решением (определяется приближенно): х ≈ 1,5.
Ответ: х=1,465560062107300.
Раздаточный материал.
Дано 3 уравнения, которые нужно решить, выбрав методы решения.
- ;
4) ; 5) .
Алгебраический метод: 1). ; возведём обе части уравнения в
квадрат, (Х3)2 = Х; Х6 = Х, Х6 – Х =0,
Х5*(Х - 1)= 0, значит Х=0 или Х5 - 1 =0, т.е. Х=1. Ответ: Х=0, Х=1.
Методом подбора параметра.
Преобразуем уравнение к виду (чтобы правая часть была равна нулю):
.
Обозначим левую часть полученного уравнения функцией у:
Заполним лист ЭТ. Осуществим действия:
1. Внести в ячейку А2 обозначение переменной х: х=
2. Внести в ячейку А3 обозначение функции у: у=
3. Ввести в ячейку В2 выражение: = x^3-КОРЕНЬ(х).
4. Присвоить ячейке В2 имя х, для этого выполнить команды в меню: ВСТАВКА, ИМЯ, ПРИСВОИТЬ, Х, ОК.
5. В меню последовательно выбрать пункты: СЕРВИС, ПОДБОР ПАРАМЕТРА, УСТАНОВИТЬ В ЯЧЕЙКЕ В3 ЗНАЧЕНИЕ 0, ИЗМЕНЯЯ ЗНАЧЕНИЕ ЯЧЕЙКИ Х, ВЫПОЛНИТЬ.
6. Записать ответ: х=1.
Графический метод: Значения абсцисс точек пересечения
3
графиков функций Х и Х являются корнями уравнения. Ответ: Х=0, Х=1.
- Графическим методом:
- Построить таблицы значений функций правой и левой частей уравнения:
- В ячейки А5, В5, В6 ввести соответственно заголовки: х, у1,у2.
- В ячейку А6 ввести формулу: =Е2.
- В ячейку А7 ввести формулу: =А6+(Е$3-E$2)/20 и скопировать вниз на интервал А7:А26.
- В ячейку В6 ввести формулу: =A6^3, скопировать на интервал В7:В26.
- В ячейку C6 ввести формулу: =КОРЕНЬ(А6), скопировать на интервал С7:С26.
- С помощью мастера диаграмм построить графики этих функций.
- Значение координаты х точки пересечения графиков является искомым решением (определяется приближенно): х ≈ 1, х≈ 0.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»
Докладна тему:«Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»Цель работы группы: Анализ и структуризация учебный процесс согласно выявленным потребностям.потребносте...
Открытый урок с использованием информационных технологии по теме «Решение уравнений, содержащих знак абсолютной величины».
Математика в школе – это достаточно сложный предмет для ребенка. Использование на уроках математики новых информационных технологии позволяет повысить интерес к предмету и мотивацию учащих...
Роль и место информационных технологий в решении математических задач.
Важно научить ребенка за короткое время осваивать, преобразовывать и использовать в жизни огромное количество информации. Помогает учителю в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения...
Использование информационных технологий для решения профессиональных задач
Успешно учиться и учить в современной школе помогают ЭОР и образовательные интернет-ресурсы...
Урок рефлексии (математика + информатика) в 8-м классе по теме "Применение информационных технологий при решение расчетно-экономических задач»
Урок рефлексии (математика + информатика) в 8-м классе по теме "Применение информационных технологий при решение расчетно-экономических задач»...
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений».
Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений»....
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение».
Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение»....