Разработка мероприятия "Системы счисления"
материал по информатике и икт (9 класс) по теме
Мастер-класс в рамках конкурса "Учитель года 2014"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemy_schisleniya.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему «Системы счисления»
Оборудование и ПО: яблоки, мандарины, листы бумаги, 2 калькулятора, 3-4 ручки или карандаша, компьютер, проектор (желательно интерактивная доска), инженерный калькулятор (программиста), презентация на тему «Системы счисления».
Ход мероприятия:
1. Под таинственную «волшебную» музыку выходит маг (волшебник) в соответствующей одежде (чалма, чапан, обувь с длинными кривыми носками, униформа продавца)
Голос за кадром: - Встречайте, великий волшебник и математик – Рашат ибн Фоат!!!
Жонглируя апельсинами, выходит маг:
- Приветствую вас, о милейшие и мудрейшие! Да воздаст вам всевышний за ваши труды, дорогие друзья!
Верите ли вы в чудеса? Давайте повеселимся:
1. Задумайте число от 2 до 9. Умножьте его на 9, сложите цифры этого числа, (как у вас с географией?) задумайте страну в Европе на первую букву полученного числа. Теперь задумайте название самого большого животного на третью букву названия этой страны. Внимание: не морочьте себе голову – в Дании носороги не водятся!
Это была шутка.
2. А давайте я попробую угадать день рождения случайного зрителя в этом зале.
Угаданный день рождения
Содержание этого математического фокуса.
Объявите зрителям, что вы сможете угадать день рождения любого незнакомого человека, сидящего в зале.
- Вызовите любого желающего и предложите ему умножить на 2 число дня своего рождения
- Затем пусть зритель сложит получившееся произведение и число 5,
- теперь пусть умножит на 50 полученную сумму.
- К этому результату необходимо прибавить номер месяца рождения (июль — 7, январь — 1)
- вслух назвать полученное число.
Через секунду вы называете день и месяц рождения зрителя.
Секрет этого математического фокуса.
Все очень просто. В уме от того числа, которое назвал зритель, отнимите 250.
У вас должно выйти трехзначное или четырехзначное число. Первая и вторая цифры — день рождения, две последние — месяц.
Нет, волшебством в современном мире не проживешь. Теперь везде рыночные отношения, экономику надо знать!
Вот я долго думал, чем же мне заняться, чтобы выгоднее заработать. И решил: купил я небольшой павильон в вашем славном городе Елабуга – на рынке в 6-м микрорайоне, кажется. Буду продавать разные сладости, фрукты из восточных стран – там у меня оказывается еще остались дальние родственники. НО! Нужен продавец. Кто хочет поработать со мной? (вызывает желающего). Проходи, о мудрейшая из хитрейших! Вот тебе счетная машинка (калькулятор на ноутбуке с включенной функцией программиста и нажатой кнопки «bin») – калькулятор называется. Это волшебный калькулятор – он может принести пользу тому, кто правильно умеет на нем работать. Скоро сами поймете. Итак, для начала мы продаем апельсины по 1 рублю за штуку. Вы скажете дёшево? Конечно, интересы потребителей – это святое! Но апельсины продаются не менее 2 шт. Есть покупатели? Вот Вы, милейший(ая) купите 4 апельсина – оптом выгоднее (для нас конечно).
Сосчитай, пожалуйста, о квадрат моих успехов, на калькуляторе, сколько будет стоить 4 апельсина: сложи 4 раза по 1 рублю. (В ответе будет 100). Вот, с Вас 100 рублей. Видите как выгодно!
Это – волшебный калькулятор! Здесь есть 4 кнопки:
- сейчас нажата кнопка bin – что в переводе с древнего языка майя означает очень хитрый продавец;
- вот кнопка oct – означает неплохой продавец (демонстрация: 3+5=10);
- вот эта кнопка dec – переводится как «честный продавец» (демонстрируется) – практически не используется продавцами;
- а вот и кнопка для покупателей: hex – означает умный покупатель, давайте проверим:
вот я купил эту чалму за 800 рублей и чапан за 900 рублей в магазине, что находится в старом автовокзале. Долго пришлось доказывать, что их калькулятор неправильный – а мой работает идеально, к счастью при себе я имел сертификат качества и гарантийные документы этого оборудования – мне ведь этот калькулятор подарил умнейший из всех умных людей на свете – Билл ибн Гейтс. Так вот 800+900=1100(при нажатой кнопке hex).
О, внимательнейшие вы мои, кому нужен сей волшебный аппарат, милости прошу в мой 13-й павильон на рынке, что в 6-м микрорайоне. Приобретайте сразу несколько – оптом выгодно – вы в этом сами убедились. Мой продавец быстро сосчитает цену.
(Обращается к продавцу) – Вот милейшая, ты и научилась выгодно продавать, согласна ли ты работать со следующей недели? Тогда жду в понедельник в 9 часов утра на рынке.
- Пришло время раскрыть секрет работы этого чудного аппарата. (Презентация)
Слайд 1.
Все дело в системе счисления.
Вот мы с вами считаем до 9, затем приписывая те же цифры (их всего 10), получаем новые числа.
Слайд 2
Человек для счета всегда использовал пальцы рук – поэтому и цифр всего 10. Такая система называется десятеричной с.с.
А есть и другие с.с. Самая простая и самая применяемая в кибернетике – это двоичная. Используются всего две цифры: 0 и 1. (Слайд 3. )После использования обеих цифр они приписываются в определенном порядке по разрядам. Вот таблица соответствия двоичных и десятеричных чисел:
Десятеричная | Двоичная |
0 | 0 |
1 | 1 |
2 | 10 |
3 | 11 |
4 | 100 |
5 | 101 |
6 | 110 |
7 | 111 |
8 | 1000 |
Вот почему 4 апельсина стоили 100 рублей! Если бы вы купили 8 апельсинов, то пришлось бы заплатить 1000 рублей!
Соответственно, в восьмеричной с.с. всего 8 цифр: Слайд 4
Десятеричная | Восьмеричная |
0 | 0 |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 | 5 |
6 | 6 |
7 | 7 |
8 | 10 |
9 | 11 |
А вот 16-ричная с.с.: Слайд 5
Десятеричная | 16-ричная |
0 | 0 |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 | 5 |
6 | 6 |
7 | 7 |
8 | 8 |
9 | 9 |
10 | A |
11 | B |
12 | C |
13 | D |
14 | E |
15 | F |
16 | 10 |
17 | 11 |
Слайд 6
Названия кнопок на калькуляторе переводятся вовсе не как продавец или покупатель, а это сокращенные названия чисел на латыни.
Такие с.с. называются позиционными, (Слайд 7)т.е. каждый разряд находится на своей позиции.
Бывают и непозиционные с.с. – примером являются Римские цифры: Слайд 8
I — 1,
V — 5,
X — 10,
L — 50,
C — 100,
D — 500,
M — 1000
(Слайд 9) Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно. Поначалу они сравнивали количество предметов как "один" и "много". А позднее начали использовать пальцы.
У одного из современных австралийских племен счет ведется так: Слайд 10
1 - мал,
2 - булан,
3 - гулиба,
4 - булан-булан,
5 - булан-гулиба,
6 - гулиба-гулиба. (похожи на Римские)
Вот и подошла к концу наша с Вами встреча. …. Слайд 11
Звучит песня: (мотив песни “Черные глаза)
Вот царица всех наук – математика,
Дробь перевернет она – математика,
Околдован я тобою математика,
Ослепила мудростью нас математика.
Припев:
Математика вспоминаю умираю
Математика я только о тебе мечтаю
Математика самая прекрасная
Математика
Математика
Математика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.
Урок можно использовать при повторении курса информатики в 11 классе, учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...
Разработки уроков по теме "Системы счисления"
Предлагаемые материалы можно использовать при изучении темы "Системы счисления" в любом классе в зависимости от программы и класса....
Методическая разработка (Системы счисления)
Системы счисления. Рабочая тетрадь для 8 класса....
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.
План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
Методическая разработка "Системы счисления"
Учебно-методическая разработка содержит весь необходимый материал для проведения уроков информатики по теме “Системы счисления”: теоретический материал, разбор решения типовых задач, ...