Методическая разработка (Системы счисления)
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме
Системы счисления. Рабочая тетрадь для 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_dlya_8_klassa.doc | 337 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая тетрадь
по информатике для 8 класса
по теме «Системы счисления»
Пояснительная записка
В настоящее время трудно себе представить полноценное преподавание школьных предметов без материалов с печатной основой. Данное пособие предназначено для организации собственной работы учащихся с новым материалом на уроках информатики.
В данной рабочей тетради предоставлены теоретические материалы по теме «Системы счисления», разобраны решения типовых задач, предложены задания для самостоятельного изучения и закрепления новых знаний и умений. Эта тетрадь используется для стимулирования самостоятельного изучения нового материала. Теоретический материал и задания в рабочей тетради дополняют и углубляют сведения, имеющиеся в учебнике.
Тема «Системы счисления» вызывают у учащихся затруднения потому, что при изучении не предусмотрена работа на компьютере и приходится выполнять много вычислений. Это не способствует эффективному усвоению материала, и у ребят пропадает интерес к обучению. Для того чтобы этого не произошло, я предлагаю задания творческого характера в дополнительном разделе.
По теме «Системы счисления» предусмотрено выполнение контрольной работы. Работая с тетрадью, учащиеся выполняют четыре обязательных самостоятельных работы обучающего характера. Все самостоятельные работы составлены на 16 вариантов, что понижает возможность списывания до минимума. Понимая это, учащимся приходится вникать в тему и работать самим, чтобы избежать отрицательной отметки. Этим обуславливается хорошая подготовка к контрольной работе и твёрдые знания по теме.
После изучения темы «Системы счисления» учащиеся должны:
Знать | Уметь |
Определение алфавита системы счисления. Определение цифр. Определение системы счисления. Определение развёрнутой формы числа. Виды систем счислений (позиционные и непозиционные). Правила перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления и наоборот. Правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления. | Представлять числа в развёрнутой форме. Переводить числа в позиционных системах счисления (из 10-ой в 2-ую и наоборот). Выполнять сложение, умножение, вычитание и деление в двоичной системе счисления. |
Содержание
Пояснительная записка стр. 2
Понятия о системах счисления. Исторические сведения стр. 4
Перевод чисел в позиционных системах счисления стр. 5
Самостоятельная работа № 1 по теме: стр. 5
«Перевод чисел в позиционных системах счисления» стр. 9
Самостоятельная работа № 2 по теме:
«Перевод чисел в позиционных системах счисления» стр.11
Самостоятельная работа № 3 по теме:
«Перевод чисел в позиционных системах счисления» стр. 12
Сложение двоичных чисел стр. 13
Вычитание двоичных чисел стр. 14
Умножение в двоичной системе счисления стр.15
Деление в двоичной системе счисления стр. 16
Самостоятельная работа № 4 по теме:
«Арифметические действия в двоичной системе счисления» стр. 20
Контрольная работа по теме: «Системы счисления» стр. 21
Дополнительный раздел: «Занимательно и интересно!» стр. 22
Понятия о системах счисления. Исторические сведения.
Все есть число» - говорили пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности.
Известно множество способов представления чисел. В любом случае число изображается символом или группой символов.
Например:
Задолго до нашей эры люди считали мешки с зерном, и за каждый мешок чертили черточку. Когда этих черточек становилось много, люди боялись ошибиться в счете, что напишут лишнюю или не допишут.
Люди вынуждены стали группировать, как вы это сейчас делаете, сотнями, десятками, единицами.
Древнеегипетская система счисления выглядела так:
(335)
Египтяне записывали - это были сотни, - десятки, - единицы, вот так они группировали.
В Вавилонской 60- ричной системе счисления единицу обозначали - , десятку - .
В Римской СС в качестве «цифр» использовались следующие заглавные латинские буквы:
I V X L C D M
1 5 10 50 100 500 1000
Алфавит системы счисления – это множество всех символов (знаков), используемых для записи чисел в данной системе счисления.
Цифры – это любой символ (знак), входящий в алфавит данной системы счисления.
И для того, чтобы правильно читать и записывать числа были придуманы СС
Система счисления – это совокупность приемов и правил для обозначения и наименования чисел.
Виды систем счисления: позиционные и непозиционные.
Наиболее совершенными являются позиционные системы счисления. В них величина, обозначаемая цифрой, зависит от позиции цифры в числе. Например число 555: цифра 5 встречается трижды, причём самая правая обозначает пять единиц, вторая – пять десятков и, наконец, третья – пять сотен.
Система счисления называется непозиционной – когда значения цифры не зависит от её положения в числе. Например, в римской системе счисления число XXX (30) цифра X встречается трижды, и в каждом случае обозначают одну и ту же величину – число 10, три раза по 10 в сумме дают 30. Величина в непозиционной СС определяется как сумма или разность цифр в числе. Если меньшая цифра стоит слева от большей, то она вычитается, если справа – прибавляется. Например: IV=4 (V-I), VI=6 (V+I).
Перевод чисел в позиционных системах счисления
Преобразование из 10- ой в двоичную систему счисления:
Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых частных на 2 до тех пор пока частное от деления не окажется равным нулю. Получить искомое двоичное число, для чего записать полученные остатки в обратной последовательности. Например:
45
45= 101101
Преобразование из 2-й в 10-ую систему счисления:
Числа в двоичной системе в развёрнутой форме записываются в виде суммы ряда степеней основания 2 с коэффициентами, в качестве которого выступают цифры 0 или 1.
Например: 101,01= 1*2+0*2+1*2+0*2+1*2
Преобразование из двоичной системы счисления в десятичную выполняем по следующему правилу: записываем двоичное число в развёрнутой форме и вычисляем его значение.
Например: 10,11=1*2+0*2+1*2+1*2=1*2+0*1+1*0,5+1*0,25=2,75
Самостоятельная работа № 1 по теме: «Перевод чисел в позиционных системах счисления»
Вариант 1
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
10001012 = _________ 11001112 = _________
10111102 = _________ 11110102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
5510 =__________ 7810 = _________
6510 =__________ 7010 = _________
Вариант 2
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
11011002 = _________ 11001012 = _________
11100002 = _________ 10100102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
3510 =__________ 3210 =__________
4910 = _________ 4010 = _________
Вариант 3
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
11001012 = _________ 10101002 = _________
10001112 = _________ 11010102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
4410 =__________ 3110 =__________
9910 = _________ 8110 = _________
Вариант 4
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
11000002 = _________ 11001002 = _________
11000002 = _________ 10111102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
9510 =__________ 7210 =__________
6010 = _________ 4210 = _________
Вариант 5
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
11100012 = _________ 11001012 = _________
10011102 = _________ 10010102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
8510 =__________ 4510 =__________
7210 = _________ 1810 = _________
Вариант 6
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
11111002 = _________ 11001112 = _________
11101012 = _________ 10100112 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
1610 =__________ 6410 =__________
5110 = _________ 4910 = _________
Вариант 7
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
10011012 = _________ 10001102 = _________
10110102 = _________ 10110102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
2510 =__________ 1510 =__________
5010 = _________ 5810 = _________
Вариант 8
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
11100002 = _________ 11011002 = _________
10100102 = _________ 10000102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
6610 =__________ 9210 =__________
1910 = _________ 4310 = _________
Вариант 9
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
10001002 = _________ 11001002 = _________
10100102 = _________ 10110102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
5310 =__________ 7210 =__________
9310 = _________ 3810 = _________
Вариант 10
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
10011012 = _________ 11001112 = _________
10100112 = _________ 10100102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
8510 =__________ 4310 = _________
6210 =__________ 4110 = _________
Вариант 11
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
10001112 = _________ 11011112 = _________
10110102 = _________ 10010112 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
5910 =__________ 6910 =__________
7710 = _________ 7110 = _________
Вариант 12
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
11001002 = _________ 11011012 = _________
11100012 = _________ 10101102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
9510 =__________ 3810 =__________
8110 = _________ 4610 = _________
Вариант 13
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
10011012 = _________ 11001102 = _________
10101112 = _________ 10010102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
5710 =__________ 6810 =__________
5010 = _________ 3810 = _________
Вариант 14
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
10011102 = _________ 11011112 = _________
11000102 = _________ 10111102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
3410 =__________ 4810 =__________
6910 = _________ 4710 = _________
Вариант 15
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
10001112 = _________ 11011112 = _________
10110102 = _________ 10010112 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
1610 =__________ 6410 =__________
5110 = _________ 4910 = _________
Вариант 16
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
11001012 = _________ 10101002 = _________
10001112 = _________ 11010102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
5910 =__________ 6910 =__________
7710 = _________ 7110 = _________
Самостоятельная работа № 2 по теме: «Перевод чисел в позиционных системах счисления»
КАРТОЧКА № 1
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 210, расшифруйте приведенное слово: 11012 01002 10102 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: _____________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: _____________
КАРТОЧКА № 2
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 210, расшифруйте приведенное слово: 10112 11002 01002 10002 11102
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ___________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ___________
КАРТОЧКА № 3
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 210, расшифруйте приведенное слово: 11002 01002 01012 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ____________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: _____________
КАРТОЧКА № 4
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 210, расшифруйте приведенное слово: 00102 10112 10002 11102 00102 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ______________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ______________
КАРТОЧКА № 5
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 210, расшифруйте приведенное слово: 00112 01102 10112 11012
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ______________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ______________
КАРТОЧКА № 6
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 210, расшифруйте приведенное слово: 10002 10012 11012 00012 10102
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ______________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ______________
КАРТОЧКА № 7
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 210, расшифруйте приведенное слово: 11112 00012 10102 01002 10002 11102
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ______________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ______________
КАРТОЧКА № 8
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 210, расшифруйте приведенное слово: 01112 10002 00012 00112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ______________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ______________
Самостоятельная работа № 3 по теме: «Перевод чисел в позиционных системах счисления»
1.Переведите числа из 2-ой с/с в 10-ую с/с:
- 00101110
- 100000111
- 11001011
- 000111011
- 1011001011
- 110011001011
- 110101
- 100111
- 1101100
- 1011101
- 11011101
- 10010100
- 111001010
- 110001011
- 1100011011
- 1100010011
Ответ: ______________
2.Переведите числа из 10-ой с/с в 2-ую с/с:
- 6910
- 1981
- 5412
- 8493
- 1274
- 1955
- 2896
- 5130
- 6001
- 7202
- 7310
- 1131
- 2031
- 3511
- 6912
- 4561
Ответ: ______________
3. Переведите числа из 10-ой с/с в 2-ую с/с (до пяти знаков после запятой):
- 69,10
- 19,81
- 54,12
- 84,93
- 12,74
- 19,55
- 28,96
- 51,30
- 60,01
- 72,02
- 73,10
- 11,31
- 20,31
- 35,11
- 69,12
- 45,61
Ответ: ______________
Сложение двоичных чисел
Способ сложения столбиком в общем-то такой же как и для десятичного числа. То есть, сложение выполняется поразрядно, начиная с младшей цифры. Если при сложении двух цифр получается СУММА больше девяти, то записывается цифра=СУММА- 10, а ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ (СУММА /10), добавляется в старшему разряду. (Сложите пару чисел столбиком вспомните как это делается.) Так и с двоичным числом. Складываем поразрядно, начиная с младшей цифры. Если получается больше 1, то записывается 1 и 1 добавляется к старшему разряду (говорят "на ум пошло").
Выполним пример: 10011 + 10001.
| 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
| 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
Первый разряд: 1+1 = 2. Записываем 0 и 1 на ум пошло.
Второй разряд: 1+0+1(запомненная единица) =2. Записываем 0 и 1 на ум пошло.
Третий разряд: 0+0+1(запомненная единица) = 1. Записываем 1.
Четвертый разряд 0+0=0. Записываем 0.
Пятый разряд 1+1=2. Записываем 0 и добавляем к шестым разрядом 1.
Переведём все три числа в десятичную систему и проверим правильность сложения.
10011 = 1*24 + 0*23 + 0*22 + 1*21 + 1*20 = 16 + 2 + 1 =19
10001 = 1*24 + 0*23 + 0*22 + 0*21 + 1*20 = 16 + 1 = 17
100100 = 1*25 + 0*24 + 0*23 + 1*22 + 0*21 + 0*20 =32+4=36
17 + 19 = 36 верное равенство
Примеры для самостоятельного решения:
а) 11001 +101 = _______________
б) 11001 +11001 = _____________
в) 1001 + 111 = _________________
г) 10011 + 101 = _______________
д) 11011 + 1111 = ________________
е) 11111 + 10011 = _____________
Вычитание двоичных чисел
Вычитать числа, будем также столбиком и общее правило тоже, что и для десятичных чисел, вычитание выполняется поразрядно и если в разряде не хватает единицы, то она занимается в старшем. Решим следующий пример:
| 1 | 1 | 0 | 1 |
- |
| 1 | 1 | 0 |
|
| 1 | 1 | 1 |
Первый разряд. 1 - 0 =1. Записываем 1.
Второй разряд 0 -1. Не хватает единицы. Занимаем её в старшем разряде. Единица из старшего разряда переходит в младший, как две единицы (потому что старший разряд представляется двойкой большей степени ) 2-1 =1. Записываем 1.
Третий разряд. Единицу этого разряда мы занимали, поэтому сейчас в разряде 0 и есть необходимость занять единицу старшего разряда. 2-1 =1. Записываем 1.
Проверим результат в десятичной системе:
1101 - 110 = 13 - 6 = 7 (111) Верное равенство.
Выполните вычитания.
а) 11001-1001 = ______________ б) 1011-110= ____________________
в) 10001-101=______________ г) 10101-11= _____________________
д) 101001-1111 = ___________ е) 111111-101010 = ___________
Умножение в двоичной системе счисления
Для начала рассмотрим следующий любопытный факт. Для того, чтобы умножить двоичное число на 2 (десятичная двойка это 10 в двоичной системе) достаточно к умножаемому числу слева приписать один ноль.
Пример. 10101 * 10 = 101010
Проверка.
10101 = 1*24 + 0*23 + 1*22 + 0*21 +1*20 = 16 + 4 + 1 = 21
101010 =1*25 + 0*24 + 1*23 + 0*22 +1*21 +0*20 = 32 + 8 + 2 = 42
21 * 2 = 42
Если мы вспомним, что любое двоичное число разлагается по степеням двойки, то становится ясно, что умножение в двоичной системе счисления сводится к умножению на 10 (то есть на десятичную 2), а стало быть, умножение это ряд последовательных сдвигов. Общее правило таково: как и для десятичных чисел, умножение двоичных выполняется поразрядно. И для каждого разряда второго множителя к первому множителю добавляется один ноль справа. Пример (пока не столбиком):
1011 * 101 Это умножение можно свести к сумме трёх порязрядных умножений:
1011 * 1 + 1011 * 0 + 1011 * 100 = 1011 +101100 = 110111 В столбик это же самое можно записать так:
|
| 1 | 0 | 1 | 1 |
| * |
| 1 | 0 | 1 |
|
| 1 | 0 | 1 | 1 |
| 0 | 0 | 0 | 0 |
|
1 | 0 | 1 | 1 |
|
|
1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
Примечание: Кстати таблица умножения в двоичной системе состоит только из одного пункта 1 * 1 = 1
Проверка:
101 = 5 (десятичное) 1011 = 11 (десятичное)
110111 = 55 (десятичное) 5*11 = 55 верное равенство
Решите самостоятельно:
а) 1101 * 1110 = _________________ б) 1010 * 110 = __________________
в) 1011 * 11 = _______________ г) 101011 * 1101 = _______________
д) 10010 * 1001 = __________________
Деление в двоичной системе счисления
Мы уже рассмотрели три действия и думаю уже понятно, что в общем-то действия над двоичными числами мало отличаются от действий над десятичными числами. Разница появляется только в том, что цифр две а не десять, но это только упрощает арифметические операции. Так же обстоит дело и с делением, но для лучшего понимания алгоритм деления разберём более подробно. Пусть нам необходимо разделить два десятичных числа, например 234 разделить на 7. Как мы это делаем.
2 | 3 | 4 | 7 |
|
|
|
|
|
|
Мы выделяем справа (от старшего разряда) такое количество цифр, чтобы получившееся число было как можно меньше и в то же время больше делителя. 2 - меньше делителя, следовательно, необходимое нам число 23. Затем делим полученное число на делитель с остатком. Получаем следующий результат:
| 2 | 3 | 4 | 7 |
|
- | 2 | 1 |
| 3 |
|
|
| 2 | 4 |
|
|
Описанную операцию повторяем до тех пор, пока полученный остаток не окажется меньше делителя. Когда это случится, число полученное под чертой, это частное, а последний остаток - это остаток операции. Так вот операция деления двоичного числа выполняется точно также. Попробуем
Пример: 10010111 / 101
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ищем число, от старшего разряда которое первое было бы больше чем делитель. Это четырехразрядное число 1001. Оно выделено жирным шрифтом. Теперь необходимо подобрать делитель выделенному числу. И здесь мы опять выигрываем в сравнении в десятичной системой. Дело в том, что подбираемый делитель это обязательно цифра, а цифры у нас только две. Так как 1001 явно больше 101, то с делителем всё понятно это 1.
| 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
- |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
| 1 | 0 | 0 |
|
|
|
|
|
|
|
Итак, остаток от выполненной операции 100. Это меньше чем 101, поэтому чтобы выполнить второй шаг деления, необходимо добавить к 100 следующую цифру, это цифра 0. Теперь имеем следующее число:
| 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
- |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
| 1 | 0 | 0 | 0 |
|
|
|
|
|
|
| 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
- |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
| 1 | 0 | 0 | 0 |
|
|
|
|
|
|
| - |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 0 |
|
|
|
|
|
1000 больше 101 поэтому на втором шаге мы опять допишем в частное цифру 1 и получим следующий результат (для экономии места сразу опустим следующую цифру).
Полученное число 110 больше 101, поэтому и на этом шаге мы запишем в частное 1. Получиться так:
| 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
- |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
| 1 | 0 | 0 | 0 |
|
|
|
|
|
|
| - |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 0 |
|
|
|
|
|
|
|
| - | 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
|
|
Полученное число 11 меньше 101, поэтому записываем в частное цифру 0 и опускаем вниз следующую цифру. Получается так:
| 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
- |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 0 |
|
|
| 1 | 0 | 0 | 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - | 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
Полученное число больше 101, поэтому в частное записываем цифру 1 и опять выполняем действия. Получается такая картина:
| 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
- |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
|
| 1 | 0 | 0 | 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - | 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - | 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 0 |
|
|
|
|
|
|
Полученный остаток 10 меньше 101, но у нас закончились цифры в делимом, поэтому 10 это окончательный остаток, а 1110 это искомое частное.
Проверим в десятичных числах
10010011 = 147 101 = 5
10 = 2 11101 = 29
| 1 | 4 | 7 | 5 |
|
- | 1 | 0 |
| 2 | 9 |
|
| 4 | 7 |
|
|
| - | 4 | 5 |
|
|
|
|
| 2 |
|
|
На этом мы заканчиваем описание простейших арифметических операций, которые необходимо знать, для того, чтобы пользоваться двоичной арифметикой, и теперь попробуем ответить на вопрос "Зачем нужна двоичная арифметика". Конечно, выше уже было показано, что запись числа в двоичной системе существенно упрощает арифметические операции, но в то же время сама запись становится значительно длиннее, что уменьшает ценность полученного упрощения, поэтому необходимо поискать такие задачи, решение которых существенно проще в двоичных числах.
Самостоятельная работа № 4
1. Выполните сложение, вычитание, умножение в двоичной системе счисления:
1.1111 и 1011; |
2.1001 и 110; |
3.11001 и 10111; |
4.111 и 101; |
5.10011 и 1101; |
6.10011 и 1001; |
7.110110 и 11111; |
8.10011001 и 1101; |
9.10101 и 1101; |
10. 10111и 111; |
11.11001и 111; |
12.10111 и 111100; |
13.11000 и 1101; |
14.1011и 111. |
15.1100100 и 100011; |
16.101101 и 1101; |
Ответ: __________________
2. Выполните деление в двоичной системе счисления:
- 10100101: 1011=
- 10100101:1111=
- 110110:110=
- 110110:1001=
- 1000111111:11001=
- 1000111111:10111=
- 11110111:10011=
- 11110111:1101=
- 10101011: 10011=
- 10101011: 1001=
- 10100001:111=
- 10100001:10111=
- 10101111:111=
- 10101111:11001=
- 1001101:1011=
- 1001101:111=
Ответ: __________________
Контрольная работа по теме «Системы счисления»
В-1.
№ 1.
Представьте в развернутой форме:
а) 4563; б) 100101;
№ 2.
Переведите число 75 из десятичной системы счисления в двоичную.
№ 3.
Выполните действия:
а) 11001101011 + 1110000101; б) 101011 – 10011; в) 1011 · 101.
В-2.
№ 1
Представьте в развернутой форме:
а) 1563; б) 100111;
№ 2.
Переведите число 67 из десятичной системы счисления в двоичную.
№ 3.
Выполните действия:
а) 11001101111 + 1110000101; б) 10111 – 10011; в) 1111 · 101.
В-3.
№ 1
Представьте в развернутой форме:
а) 2563; б) 110101;
№ 2.
Переведите число 59 из десятичной системы счисления в двоичную.
№ 3.
Выполните действия:
а) 11111101011 + 1110000111; б) 11111 – 10011; в) 10011 · 101.
В-4.
№ 1
Представьте в развернутой форме:
а) 2573; б) 1010101;
№ 2.
Переведите число 95 из десятичной системы счисления в двоичную.
№ 3.
Выполните действия:
а) 11111101001 + 1110000111; б) 11101 – 10011; в) 10111 · 101. Дополнительный раздел: «Занимательно и интересно!»
а) Рисуем по точкам.
В таблице 1 приведены номер точки и ее координаты, записанные в двоичной системе счисления.
Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некоторый рисунок. Рисунок изобразите в рабочей тетради.
Таблица 1
№ точки | Координаты точки | (X;Y) |
X | Y |
|
1 | 1002 | 102 |
|
2 | 1012 | 1012 |
|
3 | 12 | 1012 |
|
4 | 112 | 10102 |
|
5 | 1002 | 10102 |
|
6 | 112 | 1102 |
|
7 | 1012 | 1102 |
|
8 | 1102 | 1012 + 1002 |
|
9 | 1112 | 10012 |
|
10 | 1102 | 1102 |
|
11 | 1002 * 102 | 1102 |
|
12 | 10002 | 1012 |
|
13 | 1102 | 1012 |
|
14 | 1012 | 102 |
|
б) Рождение цветка.
Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.
Ответ: ______________
в) Русская поговорка.
Здесь зашифрована известная русская поговорка. Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности.
Ответ: ____________________________________________
Для любознательных
Ещё два способа преобразования чисел 10-й в 2-ую систему счисления:
I. Метод вычитания
С детства мы считать учились – раз, два, три, четыре, пять
Десятичной ту систему мы привыкли называть.
Были палочки и счеты, калькулятор, Пифагор,
А теперь перед глазами – серебристый монитор.
Эта умная машина сможет все нам сосчитать
Ну, а как она считает – предстоит нам разобрать.
Мы считаем в десятичной – два, двенадцать, сто один,
А компьютер лишь в двоичной – либо ноль, либо один.
Разберемся на примере: число будет – сорок пять
Наибольшую здесь степень нам придется сосчитать
Раз считаем мы в двоичной основанье всегда два
Показатель мы находим от начального числа.
И поскольку изначально наша цифра сорок пять,
Мы подумаем и скажем показатель будет пять.
В показателе пятерка в основанье цифра два
Возведем мы двойку в степень и получим 32.
Возвращаемся мы снова к нашей цифре 45
Нам теперь от этой цифры 32 нужно отнять.
Разность сосчитать нам просто мы уже не первый класс
Видим: циферка 13 получается у нас.
Теперь циферку 13 также как и 45
Вместе с вами нам придется разложить и посчитать
Снова в основанье двойка показатель будет три
Двойка в третьей будет восемь ну, а дальше сам смотри.
У 45-ти два в пятой умножаем на один
У 13 два в третьей тоже множим на один
Два в четвертой не встречалась, тут и нечего гадать
Значит, будем два в четвертой мы на нолик умножать.
Запись: 4510 = 1*25+0*24+1*23+1*22+0*21+1*20 =1011012
Подводим итог: Необходимо разложить данное нам число по степеням «2». В том случае, если полная степень «2» присутствует при разложении, сомножителем будет единица, если степени «2» нет – сомножитель ноль. Важно! При записи числа в «2»-ой системе счисления нельзя пропускать ни одну степень.
II. Метод степеней
Разберем еще один пример: Перевести из «10»-ой системы счисления в «2»-ю число 23. Какие степени «2» представлены в этом числе?
1) Ищем максимальную степень «2» – это 24 =16. Итак: 23-16=7
2) Для числа 7 подбираем максимальную степень это 22 =4. Вычитаем 7-4=3.
3) Для числа 3 подбираем максимальную степень это 21 =2. Вычитаем 3-2=1.
4) Для числа 1 остался единственный вариант это степень 20 =1.
Теперь можем записать разложение числа 23 по степеням «2»:
Запись: 2310 =1*24 +0*23 +1*22 +1*21 +1*20
1=20
4=22
8=23
5
13
45
32=25
2
22
1
2
11
0
1
2
5
1
2
2
1
0
2
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка системы упражнений для развития творческих способностей школьников, обучающихся французскому языку
Образовательная программа: «Современные подходы к преподаванию французского языка как второго иностранного»на основе учебника N.Sélivanova, A. Chachourina «L’oiseau bleu 7-8»Unité 7 «C’est un pe...
Методические разработки «Система работы с детьми 5-7 лет с диагнозом «Общее недоразвитие речи» по развитию фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии с использованием современных технологий и методик
Данные методические разработки дают возможность использовать в работе учителя-логопеда современные технологии и методики для формирования необходимых навыков фонематических представлений как залог усп...
методическая разработка "Система тестовых и информационных технологий при подготовке к ГИА"
Данная работа представляет систему тестовых технологий учителя - словесника при подготовке учащихся 9 класса к итоговой аттестации....
Методическая разработка системы упражнений для развития творческих способностей школьников, обучающихся французскому языку
Образовательная программа: «Современные подходы к преподаванию французского языка как второго иностранного»на основе учебника N.Sélivanova, A. Chachourina «L’oiseau bleu 7-8»Unité 7 «C’est un peu de l...
Методическая разработка системы уроков по теме Законы Ньютона 9 класс
Методическая разработка системы уроков по теме Законы Ньютона 9 класс с использованием дифференцированных заданий...
Методическая разработка. Система работы по использованию методов рейтинговой фиксации и оценивания учебных достижений и контрольно-измерительных материалов.
Поднимаются вопросы и исследование процесса внедрения рейтингов. Система работы по использованию методов рейтинговой фиксации и оценивания учебных достижений и контрольно-измерительных материалов...
Методическая разработка "Системы счисления"
Учебно-методическая разработка содержит весь необходимый материал для проведения уроков информатики по теме “Системы счисления”: теоретический материал, разбор решения типовых задач, ...