«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_sis_schisl.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по информатике
Класс: 9
Тема учебного занятия: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Продолжительность учебного занятия: 40 минут
Тип урока: урок практического применения знаний
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Задачи урока:
предметные:
- систематизировать и обобщить знания учащихся при изучении тем «Позиционные, непозиционные системы счисления», «Перевод чисел из одной системы счисления в другие», «Арифметические операции в двоичной системе счисления»;
- повторить алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие;
метапредметные:
- развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;
- расширять кругозор и развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся, творческое и логическое мышление (посредством выполнения занимательных задач);
- развивать коммуникативные способности при работе в группе, формировать умение самооценки.
личностно-ориентированные:
- повышать уровень информационной культуры, мотивации учащихся путем использования нестандартных заданий;
- формировать творческий подход к решению задач, четкость и организованность, умение оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников;
- воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу.
Планируемые результаты:
учащиеся владеют умениями работать со справочной литературой, принимать решения в нестандартной ситуации, всеми вышеперечисленными понятиями и оперируют ими; знают различие между позиционными и непозиционными системами счисления, знают алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие, выполняют арифметические операции с двоичными числами, решают примеры и задачи в других позиционных системах счисления, занимательные задачи.
Формы и методы обучения:
Методы: вербальный, наглядный, репродуктивный, проблемно–поисковый, исследовательский, практический.
Методы контроля: устный, тестовый.
Приемы: проблемные вопросы.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Основные понятия и термины:
системы счисления, виды систем счисления (унарные, позиционные, непозиционные), основание, алфавит, цифра, базис, разряд, алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие, связь между двоичной и шестнадцатеричной системами счисления, особенности двоичной арифметики, правила арифметических действий в других системах счисления, навыки работы на ПК, программное обеспечение ПК.
Основные источники информации:
Н.Д Угринович «Информатика и ИКУТ: учебник для 9 класса, М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010г.
Оборудование: ноутбуки, мультимедийный проектор, экран, доска.
Раздаточный материал:
Жетончики с «0» и «1».
Приложение №1 Стихотворение.
Приложение №2 Практические задания.
Приложение №3 Компьютерный тест «Системы счисления».
Приложение №4 Оценочные листы.
План урока
- Организационный момент (1 мин)
- Целеполагание (1 мин)
- Актуализация (8 мин)
- Практические задания (25 мин)
- Подведение итогов, рефлексия (4 мин)
- Задание на дом (1 мин)
Ход урока
I. Организационный момент (1 минут)
1. Приветствие.
2. «Все есть число», - говорили пифагорейцы (слайд 1)
Проблемный вопрос:
Учитель: Как вы думаете, почему я выбрала такой эпиграф к нашему уроку?
Ученики: Потому, что мы работаем с числами и с системами счисления.
Учитель: Совершенно верно. Вот уже на протяжении нескольких уроков мы работаем с системами счисления, переводим из одной системы счисления в другую, выполняем арифметические операции в двоичной системе счисления. И вообще мы каждый день мы имеем дело с разными системами счисления: 60 – система счисления для измерения времени, а еще?
Ученик: 24 - количество часов в сутках, 7 - дни недели, 12 – месяцы, 2 – компьютерная система счисления, 10 – арабские цифры и т.д.
II. Целеполагание (1 мин)
Сообщение целей урока.
Учитель: Так чем мы будем сегодня с вами заниматься?
Ученики: Повторять, обобщать, раскладывать по полочкам свои знания по теме.
Учитель: А зачем нам нужны знания этой темы?
Ученик: Знание этой темы поможет нам лучше понять внутренний механизм обработки информации в компьютере.
III. Актуализация (8 минут)
Работа индивидуально
Учитель: Возвращаясь к эпиграфу урока «Все есть число», говорили пифагорейцы, подчеркивая тем самым необычайно важную роль чисел в практической деятельности.
Ну а как вы умеете работать с числами, сегодня нам предстоит узнать.
Прежде же, поддерживая высказывание (слайд 2)
«Теория без практики мертва, практика без теории слепа», разомнемся и повторим некоторые теоретические знания.
Начнем с небольшого стихотворения. Скажите, пожалуйста, что в этом стихотворении необычного? Что необходимо сделать, чтобы стихотворение стало понятным?
Ученик: Перевести числа из двоичной системы счисления в десятичную.
Учитель: Но вначале давайте вспомним определение системы счисления.
Ученик: Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью знаков некоторого алфавита, называемых цифрами (слайд 3)
Учитель: Назовите основные системы счисления?
Ученик: Двоичная, десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная (слайд 4)
Учитель: Итак, чтобы стихотворение стало понятным, переведем числа из двоичной системы счисления в десятичную.
Читаем первую строчку: Ей было тысяча сто лет. Как мы переведем число из двоичной СС в десятичную. Вспомним правила перевода вместе. Вы работаете в тетрадях, а я у доски.
(Учитель на доске переводит первое число из двоичной системы счисления в десятичную).
Получили, что девочке было 12 лет.
А теперь каждый из вас самостоятельно переведет все остальные числа в десятичную систему счисления. У вас есть ровно 3 минуты, карточки со стихотворением у вас на партах. Жду ваших рук.
(ученики работают в тетрадях)
Ну что же, проверяем: В какой класс ходила девочка?
Ученик: в 5 класс (слайд 5)
Учитель: Сколько книг она носила?
Ученик: 4 книги (слайд 5)
Учитель: Сколько было ног, рук, ушей и глаз у девочки?
Ученик: конечно по 2 (слайд 5)
Учитель: Мы с вами вспомнили правила перевода из двоичной СС и десятичную. А как перевести числа из 8 и 16 сс в десятичную?
Ученик: Точно также.
Учитель: Посмотрите на экран и скажите, в какой системе счисления могут быть записаны числа? (слайд 6) 2007, 10101, 343434, F12A ?
Ученик: Десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная.
Учитель: Вы знаете, что СС делятся на 2 большие группы. Какие?
Ученик: Позиционные и непозиционные (слайд 7)
Учитель: Хорошо. Что вы можешь сказать о числах 45 и VI? (слайд 8)
Ученик: Числа из разных СС: позиционной и непозиционной; арабское и римское.
Учитель: Чему в десятичной системе счисления равны следующие числа, записанные римскими цифрами:
а) XI; б) LX; в) MXD? (слайд 9)
Ученик: 11, 6, 1490
Учитель: Сформулируйте правила арифметических операций в позиционных системах счисления:
- сложения; (слайд 10) вычитания; (слайд 11) умножения; (слайд 12) деления (слайд 13)
IV. Практические задания (25 минут)
Деление на группы:
Учитель: Замечательно. На партах у каждого из вас лежит номер в двоичной системе счисления, вам нужно, используя ваши знания, полученные на прошлых уроках, перевести числа в десятичную систему счисления и узнать, в какой группе вы будете работать. (Учащиеся, переводят номера, используя алгоритм перевода в десятичное число, учитель выводит слайд на экран с правильными ответами (слайд 14)).
Учитель: Прошу вас занять свои места согласно ответам, полученными вами, внимание на слайд.
Задание 1. Диктант (с взаимопроверкой) (слайд 15)
За все правильные ответы 6 жетонов
Учитель: Если утверждение, верно, вы ставите 1, если неверно – 0
- Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.
- Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.
- В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.
- Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.
- В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 15.
- Римская система счисления – это позиционная система счисления.
(Результат выполнения задания: 100110)
Задание 2. Сравните
(слайд 16) Задание оценивается 1 жетоном
Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.
1. 1100112? 1118
2. 1100112?1В16
(Ответ: 1В16 < 1100112 )
(Ответ: 1118 > 1100112 )
Задание 3.
(слайд 17) Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания (на скорость).
Задание оценивается 1 жетоном
3510, 368, 100011, 012, 3C16
(Ответ: 368, 3510, 100011,012, 3C16)
Задание 4
(слайд 18) Решить задачу:
Один мудрец писал «Мне 33 года, моей матери 124 года, а отцу 131 год. Вместе нам 343 года». Какую систему счисления использовал мудрец, и сколько ему лет?
За правильный ответ 3 жетона
(Решение: 33х + 124х + 131х = 343х
(3х1 + 3х0) + (1х2 + 2х1 + 4x0) + (1х2 + 3х + 1x0) = 3х2 + 4х1 + 3x0
х2 – 4х – 5 = 0
По теореме Виета х1 = 5, х2 = – 1 (не является решением)
Мудрец пользовался 5 СС
Ответ: 335 = 18)
Задание 5.
(слайд 19) Компьютерный тест «Системы счисления».
Задание оценивается 1 жетоном при условии положительной оценки.
От каждой группы приглашаются по два ученика индивидуально выполнить тест, в программе MyTest, по теории.
Остальные учащиеся выполняют тест на месте, за ноутбуками, на вычисление. Группа №1 выполняет 1 вариант,группа №2 выполняет 2 вариант.
Задание оценивается 5 жетонами.
V. Подведение итогов, рефлексия (4 минут)
1. Подсчет баллов: (слайд 20)
Оцените работу своей группы – 17
«5» - 16-17 жетонов
«4» - 14-15 жетонов
«3» - 11-13 жетонов
2. Оценка урока: (слайд 21)
Учитель: Пожалуйста, Оцените урок по 5-бальной системе и свой вклад в результат группы, ответ запишите в двоичной системе счисления на обратной стороне листка с ответами.
Оценка урока:
(5 - 101, 4 – 100, 3 - 11, 2 – 10).
Как вы считаете хорошо сегодня вы поработали, справились с поставленной перед вами задачей, показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).
3. Итог: (слайд 22-23)
Учитель: Итак, где же применяются системы счисления в жизни?
4. Рефлексия: (слайд 24)
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
- С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
VI. Задание на дом (1 минута) (слайд 25)
Учитель: Для общения с компьютером нужна двоичная (восьмеричная, шестнадцатеричная) система счисления. В каких (кроме компьютера) приборах (и не только) применяется двоичная система счисления? Оправдано ли это применение (приведите аргументы в защиту).
Решить задачу:
Один шестиклассник о себе написал так: «Пальцев у меня 24, на каждой руке 5, а на ногах 12». Как это могло быть?
(Ответ: восьмеричная система счисления)
Выполнить арифметические действия:
а) 1011100 + 100101 (= 10000001)
б) 10011101 – 11110 (= 1111111)
в) 110101 . 1011 (= 1001000111)
(задание раздается на карточках)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арифметические операции в двоичной системе счисления
Технологическая карта урока ЭтапТДЗ этапаМетодыФормыВиды деятельности1.Организационный моментВключение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.Устное сообщение учителяобщеклассныеработа в тетр...
Конспект урока информатики в 9 классе "Арифметические операции в двоичной системе счисления"
Урок информатики в 9 классе по теме: "Арифметические операции в двоичной системе счисления"Тип урока: комбинированный.Цели урока:1. Дидактическая: познакомить c пра...
«Способы перевода из одной системы счисления в другую»
конспект и презентация...
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Арифметические операции в двоичной системе счисления. 9 класс...
Таблица перевода из одной системы счисления в другую
Данная таблица может быть использована на уроке при изучении темы "Системы счисления" в 8 классе или 10 классе...
Открытый урок "Перевод из одной системы счисления в другую"
открытый урок по информатике для 9 класса...
Арифметические операции в двоичной системе счисления
конспект урока Информатики 9 класс. Цель урока: Познакомить учащихся с приёмами выполнения арифметических действий над двоичными числами;Углубить их представления о двоичной системе счисления (по учеб...