Некоторые гуманитарные аспекты уроков информатики
статья по информатике и икт (9 класс) по теме
Если исходить из того, что дети в наших школах не готовятся к жизни, а собственно живут, то и у них, как и у любого взрослого, каждая школьная минута идет или в развитие, воспитание, рост души, или в ее деградацию.
В школе есть дисциплины, которые впрямую занимаются душевным развитием ребенка – это и литература, и история, и обществознание, и даже география.
Все эти дисциплины, и в особенности – литература, по определению антропоцентричны, обращены к человеку, его чувствам, а потому им и флаг в руки!
Но есть предметы, относящиеся к другим циклам: математика, физика, химия, биология и т.д. И совсем уж непонятно к чему относящаяся – информатика.
Но преподаватели информатики знают, что в ней есть немало тем, которые впрямую соприкасаются с представлениями об общей информационной картине мира, с формами человеческого мышления и даже с некоторыми философскими проблемами.
При акцентированной подаче они могут и должны способствовать созревающему уму в формировании шкалы ценностей, выработке представлений о мире и своем в нем поведении.
Я попробую показать, как, казалось бы, далеко не гуманитарные темы конкретных уроков информатики приводят к разговорам и размышлениям о жизни вообще и о конкретной жизни каждого, в частности.
Почему я решила, что это важно?
Потому, что за 20 с лишним лет преподавания в гимназии я поняла, что больше всего на свете каждому ребенку от 10 - 12 лет и далее, не хватает, как воздуха, разговоров «за жизнь», и именно они более всего могут способствовать идеальной модели жизни как росту души.
Мы-то – взрослые - понимаем, что решение так называемых «проклятых», вечных вопросов – это процесс, длящийся всю жизнь!
А у детей – они самые насущные, требующие сиюминутного разрешения раз и навсегда!
Я поделюсь своим личным опытом использования возможностей предмета «Информатика» для посильного вклада в достижение этой не простой цели на нескольких примерах, относящихся к различным разделам информатики как школьной дисциплины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гуманитарные аспекты информатики | 105 КБ |
Гуманитарные аспекты информатики | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые гуманитарные аспекты уроков информатики
Введение
- Замечательный петербургский поэт Сергей Стратановский, один из самых значительных представителей андеграунда, в одном из своих стихотворений написал, что «жизнь – это рост души».
- Видит Бог, как хотелось бы поверить в то, что каждая минута нашей жизни идет именно в рост, в развитие души!
- Но, к сожалению, мы вынуждены признать, что эта идеальная модель реализуется далеко не всегда и далеко не у всех.
- Если исходить из того, что дети в наших школах не готовятся к жизни, а собственно живут, то и у них каждая школьная минута идет или в развитие, воспитание, рост души, или в ее деградацию.
- И в каком направлении пойдет душевная жизнь конкретного ребенка, в некоторой степени зависит и от нас с вами.
- Недавно один из моих друзей прислал мне по электронной почте вычитанные где-то темы сочинений российских гимназистов начала 20-го века. Они меня не просто удивили, а поразили. Судите сами.
Для гимназистов младших классов:
- О том, что видели птицы в дальних землях.
- История постройки дома и разведения при нем сада.
- Великаны и пигмеи лесного царства.
Для 12-13-летних гимназистов:
- Река в лунную ночь.
- Замирание нашего сада осенью.
- Встреча войска, возвратившегося из похода.
Для старших гимназистов 14-16 лет:
- О скоротечности жизни.
- На чем основывается духовная связь между предками и потомством?
- О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
- О проявлении нравственного начала в истории.
- Просто прочитать такой текст - и то удовольствие. И первая мысль - какими же становились дети, воспитанные с малых лет на таких размышлениях?
- Кто спорит, в школе есть дисциплины, которые впрямую занимаются духовным и душевным развитием ребенка – это и литература, и история, и обществознание, и даже география.
- Все эти дисциплины, и в особенности – литература, по определению антропоцентричны, обращены к человеку, его чувствам, а потому им и флаг в руки!
- Но есть предметы, относящиеся к другим циклам: математика, физика, химия, биология и т.д. И совсем уж непонятно к чему относящаяся – информатика. Ведь до сих пор нет консенсуса в вопросе о том, к какому кругу ее отнести – к точным ли наукам, к естественно-научным дисциплинам или как-то обособить от всех других – вопрос открыт.
- Но мы с вами – преподаватели информатики - знаем, что в ней есть немало тем, которые впрямую соприкасаются с представлениями об общей информационной картине мира, с формами человеческого мышления и даже с некоторыми философскими проблемами.
- При хорошей, акцентированной подаче они могут и должны способствовать созревающему уму в формировании шкалы ценностей, выработке представлений о мире и своем в нем поведении.
- Все вместе это называется одним словом – мировоззрение, т.е. воззрение на мир.
- Конечно, всем известна банальная истина – учитель, если он отвечает истинному значению этого слова, способствует развитию своих подопечных всеми проявлениями своей личности: чувством собственного достоинства, манерой поведения, широтой интересов, уважительным отношением к каждому, вне зависимости от его успехов в предмете, и т.д.
- Но тема моего выступления несколько иная. Я попробую показать, как, казалось бы, далеко не гуманитарные темы уроков информатики приводят к разговорам и размышлениям о жизни вообще и о конкретной жизни каждого, в частности.
- Почему я решила, что это важно?
- Потому, что за 20 с лишним лет преподавания в гимназии я поняла, что больше всего на свете каждому ребенку от 10 - 12 лет и далее, не хватает, как воздуха, разговоров «за жизнь», и именно они более всего могут способствовать идеальной модели жизни по Стратановскому – жизни как росту души.
- Мы-то, взрослые, понимаем, что решение так называемых «проклятых», вечных вопросов – это процесс, длящийся всю жизнь!
- А у детей – они самые насущные, требующие сиюминутного разрешения раз и навсегда!
- И это так, даже если по внешнему виду ребенка мы даже предположить не можем, что он хоть в какой-то степени интересуется этими вопросами.
- Я уверена, что в каждой дисциплине, даже не имеющей прямого отношения к гуманитарным знаниям, есть элементы, которые могут вывести детей на размышления более высокого порядка, чем каждодневная обыденная жизнь.
- И очень хочется не упускать такие возможности!
- В своем выступлении я поделюсь своим личным опытом использования возможностей предмета «Информатика» для посильного вклада в достижение этой не простой цели.
Некоторые гуманитарные аспекты темы «Информация»
- Начну с того, с чего и начинается изучение информатики – с понятия об информации.
- Вы, конечно, прекрасно понимаете практически безграничные возможности этой темы для гуманитарных целей.
- Но я приведу только два примера.
- Пример первый.
- Известно, что проблема определения понятия информации достаточно многогранна, т.к. это понятие используется во всех науках, которыми занимается человек. И в каждой области понятие информации имеет свои особенности.
- Так, например, при рассмотрении информации как меры упорядоченности системы по шкале «хаос – порядок» попытка вывести учащихся на примеры систем различного уровня упорядоченности дает очень интересные результаты.
- Сначала приводятся робкие примеры, связанные с развитием систем от простых к сложным.
- Затем учитель может постепенно вывести разговор на социальные процессы, при развитии которых также происходит усложнение структур и увеличение информации уже в общественных системах.
- Если режиссура удачна, а в группе находятся хотя бы один - два человека, интересующихся общественными науками, то результатом короткого, но насыщенного разговора, является продолжение размышлений на весьма не простые темы, например:
- Как соотносятся традиции, играющие решающую роль в становлении порядка, с появлением новых явлений, на первых порах – хаотичных?
- Всегда ли разрушителен хаос, несущий минимальную информацию, и не может ли он являться созидательным началом при переходе на более высокую ступень развития системы?
- Случайность является досадным недоразумением или неотъемлемой частью механизма эволюции, и много ли информации она несет?
- Как видите, это совсем не простые вопросы, и режиссура учителя совсем не направлена на их разрешение!
- Конечно же, цель одна - вывести на размышления о миропорядке! А что же это, как не развитие души и даже духа!?
- Пример второй.
- Всем известно древнегреческое графическое изображение процесса познания, т.е. перехода от малого знания через незнание к большему знанию:
- Приводя эту схему, каждый учитель сталкивается с тонкой проблемой разрешения ее парадокса: чем большим объемом знания обладает человек, чем шире круг его знания, тем длиннее граница с незнанием, т.е. тем больше человек ощущает недостаток знания.
- Здесь достаточно уместно привести и высказывание Сократа «я знаю только то, что ничего не знаю», и библейскую аксиому «Во многие знания - многие печали».
- Задать вопрос о том, как дети понимают эту цитату из библии, я чаще всего слышу в ответ: «Дураку жить легче».
- И здесь тоже возникает эмоциональный разговор, связанный с трактовкой этой истины.
- Библию ведь трактуют веками и по-разному.
- В завершении диспута, оговорившись, что я вполне могу быть не правой, я все-таки рискую высказать детям свое мнение на этот счет.
- Мне представляется, говорю я, что вряд ли в библии имеется ввиду эта простейшая мысль о легкости жизни дурака - скорее всего речь идет о той печали, которая приходит к нам от осознания наших малых знаний.
- Вот и психолог Игорь Калинаускас говорит о том же: «Да, конечно во многие знания многие печали, но и в малых знаниях тоже мало радости».
- И в этом примере цель режиссера-учителя – та же самая – подвести детей к размышлениям, ведь только ими и жива душа.
- А детям иногда ведь нужен только толчок к собственным раздумьям.
Некоторые гуманитарные аспекты
основ математической логики
- Еще один курс информатики - основы математической логики - дает не менее интересные возможности для постановки перед детьми гуманитарных проблем.
- И здесь я приведу тоже два примера.
- Пример первый.
- Курс основы математической логики начинается с известных всем понятий о формах человеческого мышления.
- Мы знаем, что мышление осуществляется в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.
- Известно, что понятие - это форма мышления, при которой определяются только основные признаки объекта, входящего в некоторое множество.
- А суждение - это уже более высокая форма мышления, при которой что-либо утверждается или отрицается.
- И также известно, что суждения строятся на основе понятий.
- Последнее высказывание – прекрасная возможность вывести детей на размышления и разговор по данному поводу!
- Просьба привести примеры суждений, строящихся на основе понятий, приводит к высказыванию простейших примеров:
- Не напишешь реферат, не зная, что такое реферат.
- Нельзя построить дом, не имея понятия о том, что такое дом.
- И так далее.
- Стараясь вывести детей на более глубокие размышления, я рассказываю об обычной школьной ситуации:
- Ученик написал сочинение, в котором, как он считает, высказал свои суждения по заданной теме.
- Учитель поставил 3, а не пять, как предполагал ученик.
- Ученик возражает: «Вы поставили 3 только потому, что я высказал свое мнение, а не ваше».
- Дети соглашаются с тем, что такая ситуация бывает и довольно часто.
- Здесь искусство учителя проявляется в том, насколько удачно он сможет вывести детей на собственный вывод об истинных причинах появления тройки, вместо пятерки.
- Хочу вас заверить, что далеко не всякий раз хватает на это выдумки!
- И тогда приходится просто объяснить:
- что собственное суждение желательно строить не на предположениях, а на твердых понятиях о той теме, по которой человек высказывается;
- и что учитель поставил 3 не потому, что вы высказали собственное суждение, а по причине вашего неполного знания или не полного понимания заданной темы.
- Пример второй.
- В курсе основ математической логики изучаются различные логические операции.
- Практически все из них можно рассматривать не просто умозрительно, но и на обыденных жизненных примерах, что приводит к более эмоциональному их восприятию.
- Среди логических операций есть операция импликации (в переводе с латинского - тесно связываю).
- В обычном языке – это условное высказывание, логическое следование.
- Например, высказывание «Если обещание дано, оно должно быть выполнено» является импликацией.
- Таблица истинности импликации:
А | В | А В |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
- Разбор ситуации, когда и условие, и вывод ложны, а сама импликация истинна (0 0 = 1) у учащихся не вызывает больших сложностей, тем более если учитель акцентирует внимание на том, что в данном случае из Лжи следует Ложь. Не только умозрительно, но и жизненно истинность такого положения вещей детям понятна, и они с легкостью приводят примеры.
- Ситуация, когда и условие - истина, и вывод - истина, и сама импликация истинна (1 1 = 1) – совсем не вызывает сомнений, т.к. и здесь не только умозрительно, но и жизненно истинность положения вещей детям понятна: из Истины следует Истина. Примеры тоже не заставляют себя ждать.
- Предыдущее утверждение подтверждается и той ситуацией, когда из Истины не может следовать Ложь: (1 0 = 0).
- Самые интересные разговоры возникают при обсуждении ситуации, когда из Лжи может следовать Истина (0 1 = 1)!
- Как же так? Получается, что из Лжи может следовать не только Ложь, но и Истина?!
- Просьба учителя привести примеры и того, и другого вызывает сначала ступор, потом медленное вхождение в тему, а в заключение – жаркие споры.
- Под конец даже прямое морализаторство типа «Ваша ложь с вероятностью 50% может привести как к истине, так и к ответной лжи, которая дамокловым мечом поразит вас» не отвергается подростковым сознанием.
Некоторые гуманитарные аспекты
основ социальной информатики
- Широкие возможности обсуждения социальных проблем, входящих в сферу гуманитарного, предоставляются учителям при изучении основ социальной информатики.
- Конечно, в первую очередь здесь следует назвать вопрос о свободе слова, который неминуемо встает при первом же обсуждении функционирования сети Интернет.
- Проблемы, связанные с необходимостью или с недопустимостью контроля над информацией, распространяемой по сети, вызывают немалые споры и заставляют подумать, что и является основной нашей целью.
- Важные гуманитарные вопросы можно обсудить и при рассмотрении проблемы этического поведения людей в сети Интернет.
- Живое, эмоциональное объяснение неправомерности нарушения этики сетевого взаимодействия, выражающегося в различных формах тро́ллинга - агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения - приобретает особенное значение в практическом полном отсутствии юридических норм в сфере распространения информации по сети Интернет.
- Мы все прекрасно понимаем, что для этики сейчас не лучшие времена!
- Часто наблюдаемое детьми отсутствие этики в поведении взрослых в сочетании с подростковой героизацией негатива придает дополнительные сложности в объяснении учащимся этических норм поведения не только в обыденной жизни, но и в анонимном существовании в сети.
- Применяя весь свой опыт, нам необходимо донести и закрепить мысль о том, что зрелый человек с развитой душой должен выполнять эти неписаные законы этики «автоматически», не задумываясь.
- Будем надеяться, что нам это удастся!
Некоторые гуманитарные аспекты
информационных технологий и проектной деятельности
- Вкратце коснусь тех частей информатики, которые по определению имеют более гуманитарный характер, чем основы теории.
- Не думаю, что открою какие-либо секреты, если скажу, что при изучении информационных технологий, мы имеем максимальные возможности для обсуждения гуманитарных вопросов, и в особенности – вопросов социализации учащихся в современном обществе.
- Во-первых, потому, что информационные технологии входят во все сферы деятельности, включая и глубоко гуманитарные.
- Во-вторых, потому, что практические работы, выполняемые учащимися в процессе приобретения знаний и навыков в различных программных средах, могут содержать обработку данных, связанных с любыми дисциплинами: и с точными, и с естественно-научными и с гуманитарными.
- В-третьих, потому, что проектная деятельность учащихся традиционно ориентируется на приоритетность интересов самих учащихся, что неминуемо ведет к расширению диапазона рассматриваемых проблем, в том числе и гуманитарных.
- Конечно же, наиболее широкие возможности для обсуждения с молодыми людьми гуманитарных проблем предоставляются при обсуждении проектных работ в старших классах.
- Приведу примеры тем проектных и исследовательских работ, предлагаемых учащимся 10-х и 11-х классов и некоторым образом связанных (где-то более тесно, где-то менее тесно) с гуманитарной сферой:
- Для чего нужна культура?
- Информационная культура как элемент общей культуры.
- Поэзия и информатика.
- Отношения «Учитель-ученик».
- Если из хаоса само ничего не возникает, то нужен ли кто-то или что-то, кто создаст нечто из хаоса?
- Физика и социально-гуманитарные науки.
- Некоторые из этих тем были реализованы в проектах, другие были заменены на более приоритетные для конкретного ученика.
- Из числа реализованных тем упомяну проект «Поэзия и информатика. Сравнительный анализ ритмической пульсации стихотворений разных стихотворных размеров с использованием инструментария информатики».
- Проект был создан одной из моих учениц и доложен на десятой всероссийской конференции победителей 22 марта 2013 года на базе нашей гимназии №107.
Заключение
- Как видите, темы проектов очень далеки от тех, которые были у гимназистов сто лет назад!
- Что делать? Какое время, такие и песни!
- Будем надеяться, что те песни, которые мы споем с нашими детьми, поспособствуют росту их души, формированию широкого кругозора и, в конечном счете, выработке умного и тонкого понимания мира!
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жизнь – это рост души! Сергей Стратановский
Темы сочинений российских гимназистов 14-16 лет в начале 20-го века О скоротечности жизни. На чем основывается духовная связь между предками и потомством? О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве. О проявлении нравственного начала в истории.
При чем здесь «гуманитарные аспекты»? Моя цель – постараться показать, как, казалось бы, далеко не гуманитарные темы уроков информатики приводят к размышлениям о жизни вообще и о конкретной жизни каждого, в частности. Почему я решила, что это важно? Потому, что больше всего на свете каждому ребенку не хватает, как воздуха, разговоров « за жизнь », и именно они более всего могут способствовать идеальной модели жизни по Стратановскому – жизни как росту души. Мы-то, взрослые, понимаем, что решение так называемых «проклятых», вечных вопросов – это процесс, длящийся всю жизнь! А у детей – они самые насущные, требующие сиюминутного разрешения раз и навсегда!
Некоторые гуманитарные аспекты понятия информации
Вопросы для обсуждения, связанные с понятием информации Всегда ли разрушителен хаос, несущий минимальную информацию, и не может ли он являться созидательным началом при переходе на более высокую ступень развития системы? Случайность является досадным недоразумением или неотъемлемой частью механизма эволюции, и много ли информации она несет? Как соотносятся традиции, играющие решающую роль в становлении порядка, с появлением новых явлений, на первых порах – хаотичных?
Вопросы для обсуждения, связанные с процессом познания Чем больше человек знает, тем больше ощущает недостаток знания. Я знаю только то, что ничего не знаю! Во многие знания - многие печали .
Некоторые гуманитарные аспекты основ математической логики
Обсуждение определений «понятие» и «суждение» Суждения (высказывания) строятся на основе понятий . Собственное суждение желательно строить не на предположениях, а на твердых понятиях о той теме, по которой человек высказывается .
Гуманитарные аспекты импликации 0 0 = 1 - из Лжи следует Ложь. 1 1 = 1 – из Истины следует Истина 1 0 = 0 - из Истины не может следовать Ложь. 0 1 = 1 - из Лжи следует Истина. Как же так? Получается, что из Лжи может следовать не только Ложь, но и Истина?! Ложь с равной вероятностью может привести как к истине, так и к ответной лжи, которая может дамокловым мечом поразить вас!
Некоторые гуманитарные аспекты, связанные с сетью Интернет
Вопросы для обсуждения, связанные с сетью Интернет Свобода слова и ответственность за свои слова. Необходимость или недопустимость контроля над информацией, распространяемой по сети. Этика поведения в сети. Тро́ллинг - агрессивное, издевательское и оскорбительное поведение в сети.
Некоторые гуманитарные аспекты ИТ и проектной деятельности
Темы проектных работ по информационным технологиям, связанные с гуманитарной сферой Информационная культура как элемент общей культуры. Поэзия и информатика. Если из хаоса само ничего не возникает, то нужен ли кто-то или что-то, кто создаст нечто из хаоса? Физика и социально-гуманитарные науки. Отношения «Учитель-ученик».
Заключение Как видите, темы проектов очень далеки от тех, которые были у гимназистов сто лет назад! Какое время, такие и песни! Будем надеяться, что те песни, которые мы споем с нашими детьми, поспособствуют росту их души, формированию широкого кругозора и, в конечном счете, выработке умного и тонкого понимания мира!
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный аспект урока информатики как средство формирования смысложизненных ориентаций школьников
Программа проводимой исследовательской деятельности, целью которой является выявление форм и методов воспитательного воздействия, способствующих формированию смысложизненных ориентаций школьнико...
Некоторые педагогические аспекты деятельности детской музыкальной школы
В работе рассматриваются следующие вопросы:- роль Детской музыкальной школы в системе дополнительного образования Российской Федерации;- некоторые аспекты педагогики в деятельности преподава...
Некоторые теоретические аспекты организации личностно - ориентированного подхода в образовании с использованием педагогических технологий
Рассмотрена возможность использования технологий модульного и программированного обучения для организации личностно - ориентированного подхода в образовании...
29.08.2016 г. Районное МО. Доклад № 3 на тему: «Некоторые краеведческие аспекты Острогожского района в условиях внедрения ФГОС»
В докладе производится отчет о работе метео поста школы....
Некоторые методические аспекты использования компьютера на уроках физики.
В публикации рассматриваются отдельные методические приёмы использования современных компьютерных технологий на уроках физики в общеобразовательной школе....
Некоторые физические аспекты в научной деятельности химика Дмитрия Ивановича Менделеева
Некоторые физические аспекты в научной деятельности химика Дмитрия Ивановича Менделеева Имя Дмитрия Ивановича Менделеева известно, наверное, даже младшим школьникам. И почти любой из них скажет,...
Некоторые аспекты применения компьютерных игр на уроках информатики
Статья об использовании компьютерных игр в учебном процессе как способе борьбы с игровой компьютерной зависимостью....