Воспитательный аспект урока информатики как средство формирования смысложизненных ориентаций школьников
статья по теме
Программа проводимой исследовательской деятельности, целью которой является выявление форм и методов воспитательного воздействия, способствующих формированию смысложизненных ориентаций школьников на уроках информатики, включает в себя следующие этапы:
1) анализ литературы, изучение истории и теоретической базы вопроса;
2) апробация методов и форм воспитательного воздействия на уроках информатики в 7 – 9 классах;
3) разработка приемов и методов технологии организации смысложизненноориентационного педагогического процесса на уроках информатики в условиях новых образовательных стандартов и концепции духовно-нравственного воспитания современных школьников;
4) внедрение средств воспитательного воздействия с целью формирования смысложизненных ориентаций школьников в урочную деятельность по информатике в старшем звене;
5) обобщение и анализ полученных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_gorina_v.s._vospitat.aspekt_uroka_informatiki.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г. Владимира
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Воспитательный аспект урока информатики
как средство формирования смысложизненных ориентаций школьников
Горина Виктория Сергеевна,
учитель информатики МБОУ г. Владимира «СОШ №16»
г. Владимир
2012 г.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Николай Заболоцкий
Не вызывает сомнения, что модернизация и инновационное развитие – путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам (см. [2], стр. 1-2).
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Перед современным учителем стоит задача раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, принимающей духовно-нравственные, социальные, семейные и другие ценности.
Однако, все эти идеи и цели, конечно, не новы. Более чем 200 лет назад выдающийся учитель, педагог-мастер Т. Ф. Осиповский (2. 02. 1766 - 24. 06. 1832 г. г.) в «Речи о пользе наук» (1975 г.) отмечал, что только просвещение «вливает в сердца наши истинную любовь и ревность к Отечеству, научает познавать истинную честь и прямую добродетель, и чрез то делает нас благороднее, человеколюбивее и справедливее»[1].
К сожалению, на сегодняшний день можно говорить о том, что в нашем обществе ощущаются недостаток правил и принципов жизни, сознательно принимаемых большинством граждан, несогласованность в вопросах корректного и конструктивного социального поведения. Есть сильное государство, но пока нет общеразделяемого представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего. Все это говорит о ярко выраженном отсутствии в современном российском обществе созидательных смысложизненных ориентиров, под которыми понимаются ориентация на здоровый образ жизни; способность к проявлению любви, заботы, ответственности; потребность личности в самоопределении, саморазвитии, самовоспитании; выражение устойчивой гражданской позиции; потребность в позитивном жизнетворчестве (см. [1], стр. 2-3).
С 2007 года в МБОУ г. Владимира «СОШ №16» осуществляется опытно-экспериментальная работа по формированию смысложизненных ориентаций (СЖО) школьников в рамках реализации учебно-воспитательной программы «Здравствуй, мир».
С 2009 года в условиях проводимой опытно-экспериментальной работы рассматривается вопрос: способствует ли воспитательный потенциал урока информатики формированию смысложизненных ориентаций школьников.
Программа проводимой исследовательской деятельности, целью которой является выявление форм и методов воспитательного воздействия, способствующих формированию смысложизненных ориентаций школьников на уроках информатики, включает в себя следующие этапы:
1) анализ литературы, изучение истории и теоретической базы вопроса;
2) апробация методов и форм воспитательного воздействия на уроках информатики в 7 – 9 классах;
3) разработка приемов и методов технологии организации смысложизненноориентационного педагогического процесса на уроках информатики в условиях новых образовательных стандартов и концепции духовно-нравственного воспитания современных школьников;
4) внедрение средств воспитательного воздействия с целью формирования смысложизненных ориентаций школьников в урочную деятельность по информатике в старшем звене;
5) обобщение и анализ полученных результатов.
На данный момент можно говорить о реализации двух первых этапов программы и начале работы над разработкой приемов и методов технологии организации смысложизненноориентационного педагогического процесса на уроках информатики в условиях новых образовательных стандартов и концепции духовно-нравственного воспитания современных школьников.
Обязательным условием осуществления исследовательской деятельности является отслеживание эффективности использования и позитивного влияния воспитательного аспекта урока информатики на формирование СЖО школьников посредством составления диагностической карты уровней сформированности смысложизненных ориентаций учащихся (см. [4], стр. 216-217).
В условиях современной образовательной ситуации можно с уверенностью сказать, что содержание урока, ориентированное только на знание, для учащихся нейтрально. Задача современного учителя состоит в том, чтобы содержание воспринималось учащимися как определённая ценность: социальная, нравственная, эстетическая, экологическая и т. п. Какие условия для этого необходимы?
Очень важно, чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся. Тогда мы можем говорить не просто об усвоении знаний учащимися, речь уже пойдет о формировании отношения к этим знаниям, индивидуального и личностно значимого для каждого ученика, и, как следствие, о формировании системы ценностей школьников, системы их взглядов и идей.
Именно отношение ученика к тому или иному объекту или явлению определяет его поведение.
На сегодняшний день каждому учителю для достижения цели перехода от нейтрального для учащихся знания к личностно значимому необходимо использовать воспитательные методы, направленные на формирование СЖО школьников, которые условно делятся на 3 уровня: базовые (фундаментальные), ситуативные и специальные.
Базовые методы, к которым относят заражение (метод интеграции групповой деятельности, в которой эмоциональное сопереживание субъектов взаимодействия (детей, взрослых) является и основным механизмом контакта, и фоновым), подражание (метод, способствующий осознанному или не осознанному следованию примеру, образцу действий, манере поведения, общения), убеждение (интеллектуально-эмоциональное воздействие на сознание, чувства, волю воспитанников, основанное на логике, доказательствах с целью выработки у них собственных взглядов и нравственных критериев), могут использоваться и используются с целью формирования смысложизненных ориентаций подрастающего поколения как в школе, так и в семье (см. [4], стр. 89-90).
Однако наилучший воспитательный эффект в рамках образовательного процесса достигается за счет использования ситуативных методов, подразумевающих специальное создание воспитательных ситуаций, к которым относят методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации; игры и др.), методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); метод контроля, самоконтроля, самооценки (см. [3]), а также специальных смысложизненноориентационных методов, целесообразно включающихся в методы ситуативные, к которым относятся тренинг (его различные варианты); беседа с исповедальным, благодарственным актом; беседа рефлексивного характера; групповая творческая работа как итог конкретного мероприятия; самопрезентация; недописанное суждение; сюжетно-ролевая игра; игра-фантазия, игра-путешествие; упражнения-установки; упражнения-ассоциации; решение нравственных задач; упражнения релаксирующего характера (см. [4], стр. 90-92). Отличительная особенность таких методов – наличие полноценного диалога между учителем и учеником.
В качестве примера, иллюстрирующего все вышесказанное, приведем урок «Ценности в моей жизни» по теме «Построение диаграмм средствами табличного процессора MS EXCEL», который был разработан с использованием методов организации смысложизненноориентационного педагогического процесса и проведен в 7 классе.
На данном уроке помимо учебной задачи – продолжить формирование умений и навыков учащихся по работе с электронными таблицами, рассматривались вопросы определения, что для современного семиклассника является ценностью, и выявления предпочтимых ценностных ориентиров для подросткового возраста.
На этапе актуализации знаний тема урока «Ценность» определялась учащимися как ключевое слово английского кроссворда по теме «Табличный процессор MS EXCEL», затем ребятам было предложено пояснить значение данного слова. Следующее задание предполагало соотнесение частей уже готовой круговой диаграммы с ценностными понятиями, выбранными в качестве приоритетных семиклассниками г. Москвы. Созданная воспитательная ситуация побудила ребят к обмену мнениями по вопросу приоритетных для них ценностных ориентиров.
Для решения задачи выявления предпочтимых ценностных ориентиров для ребят данного класса и как следствие достижения наилучшего воспитательного эффекта каждый ученик заполнил таблицу «Личные ценностные ориентиры», проранжировав предложенные понятия по 10-бальной шкале, и на основе полученных данных построил различные виды диаграмм средствами MS EXCEL.
Отследить эффективность использования на данном уроке информатики и в рамках проводимой исследовательской работы вообще методов воспитательного воздействия для достижения поставленной цели позволило составление диагностической карты уровней сформированности СЖО школьников:
Если говорить о таких критериях диагностической карты как уровень сформированности у учащихся способности осуществлять нравственный выбор или уровень сформированности готовности принимать ответственность за собственные слова и поступки, то можно говорить о положительной динамике, наметившейся у ребят за два года экспериментальной работы.
Неоспоримым фактом в подтверж-дении эффективности использования рассмотренных воспитательных методов являются результаты выпускников школы прошлого 2011 года на ЕГЭ по информатике. 24,1 % всех выпускников (13 чел. из 54) выбрали в качестве выпускного экзамен по информатике, мотивируя свой выбор не необходимостью результатов данного экзамена для поступления в вузы, а желанием расширить свой кругозор в области теоретической информатики и в сфере ИКТ, причем средний балл по школе оказался выше среднего по г. Владимиру, по Владимирской области и в целом по России.
Таким образом, приведенные результаты диагностики уровней сформированности смысложизненных ориентаций учащихся и результаты ЕГЭ по информатике уже сейчас позволяют сделать вывод о целесообразности использования методов и приемов воспитательного воздействия в урочной деятельности, в частности по информатике, для достижения цели современного образования – воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина России (см. [5], стр. 3).
В заключение отметим, что нам, учителям, нужно не только учить детей, но и помнить самим о том, что жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – 2011. – 28 с.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». – 6 с.
3. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин и др. – М, 2002.
4. Ульянова, И. В. Педагогика смысложизненных ориентаций: учебное пособие / И. В. Ульянова. – Владимир: ВГГУ, 2010. – 245 с
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – 7 с.
[1] О. О. Барабанов, Н. А. Юлина. Статья «О речи Т. Ф. Осиповского «Рассуждение о пользе наук», г. Ковров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников
Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников...
Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...
Мастер-класс "Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников"
Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии,...
Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные на уроках технологии,находят свое применен...
Применение ИКТ на уроках математики, как средство формирования УУД у школьников
•В средней школе предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий: общеучебных, логических, действий постановки и решения проблемы.•Включение ИКТ...
Инновационный педагогический проект «Метапредметные связи на уроках музыки как средство формирования эстетической культуры школьников»
Выступление в районном конкурсе "Учительгода". Методобъединение...
экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
В своей статье автор делится опытом организации проектной деятельности по экологии на уроках технологии в 5-7 классах общеобразовательной школы. Кроме этого автор приводит примеры реализованных проект...