29.08.2016 г. Районное МО. Доклад № 3 на тему: «Некоторые краеведческие аспекты Острогожского района в условиях внедрения ФГОС»
методическая разработка по географии по теме
В докладе производится отчет о работе метео поста школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краеведческий доклад. | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Острогожское районное методическое объединение
Отделение географии
Доклад
на тему: «Некоторые краеведческие аспекты Острогожского района в условиях внедрения ФГОС».
Подготовил:
учитель географии
МКОУ Копанищенская ООШ
Семченко А.Н.
Методист:
__Веремеева Е.И.__
август 2016 г.
- Температура.
За прошедший год температурные показатели проявили себя несколько раз необычно.
а) 25 августа 2015 г. прошел первый заморозок по пойме реки. В районе ст. Копанище отмечалась белая трава на местах осушённого болота. Это самое раннее проявление заморозков в 21 веке.
б) 16 февраля 2016 г. отмечена рекордно высокая температура = + 11◦ по С. Кстати, данные метеопоста школы совпадают с данными Лискинского метеопоста зафиксировавшего аналогичную температуру. По словам старожилов такой температуры в феврале никогда не было.
в) Tср.ф.= + 0,5 ◦ по С. Причиной этого явилась также трижды зафиксированная дневная температура + 6 ◦ по С. Один раз + 7 ◦ по С. и дважды + 4 ◦ по С. Целую неделю отсутствовали ночные заморозки. В результате февраль предстает нам весенним месяцем (согласно пособию профессора ВГУ Федотова В.И. «Географическое краеведение» весна наступает при устойчивом переходе температуры через 0 ◦ по С). Вообще, температурный режим свыше + 3 ◦ по С (даже с учетом оттепелей) является ненормальным для зимнего месяца, главным образом потому, что приводит к сходу снежного покрова.
Здесь мы должны обратить внимание на два важных определения для уроков географии и географического краеведения. Это оттепель и время года. Определение оттепели на уроках географического краеведения я подаю так: оттепель - это кратковременное, непродолжительное повышение температуры зимой не приводящее к сходу снежного покрова; время года (климатический сезон по учебнику В.П. Дронова) - это периоды в несколько месяцев обладающие определенными типами погоды. То есть, определенной (стабильной) температурой и определенной влажностью. А когда эти главные климатические показатели выходят за «рамки» времени года, время года как сезон перестает существовать. Вот такого необычного явления мы явились свидетелями в феврале этого года. Вот такая взаимосвязь между оттепелью и временем года. Вот такая ранняя весна.
Все остальные температурные показатели более или менее укладываются в современные климатические рамки:
Tmin = - 30◦ по С. Tmax = + 38 ◦ по С. A = 68◦ по С.
Минимальная температура зафиксирована утром 25 января 2016 г., максимальная, правда, в июне, а не в июле. Жаркий июнь привел к некоторому снижению урожайности, но не существенно.
На уроках географического краеведения или в процессе внедрения курсов по ФГОС учителю географии вместе с учащимися можно на территории школы оборудовать метопост, развивать у учащихся как предметные, так и метапредметные навыки. Вести мониторинг за температурой в течение месяца или конкретного времени года. Оформлять все это проектами и исследовательскими работами. Иной вариант, когда учащийся оборудует метеопост у себя дома с условием, что градусник будет находиться вдали от дома и всегда в тени. Учитель ведет параллельно наблюдения, корректирует и проверяет работу.
- Влажность.
Для нас, учителей географии, если мы не пользуемся гигрометром, этот показатель также необходимо рассматривать через призму различных явлений. Ключевыми из них являются: засуха, заморозки, снежный покров, роса. Эти явления четко отделяют или характеризуют времена года.
За прошедший год отмечались несколько интересных явлений:
а) Засуха (это продолжительная сухая погода по В.П. Дронову) в августе - октябре 2015 года. Осенью проявление засухи менее заметно и даже способствует спокойной уборке урожая. Однако засуха всегда коварна. По п. Пески - Харьковские, что на востоке района, отмечалось пересыхание колодцев. Общее понижение уровня грунтовых вод в то время (т.е. осенью), когда должно происходить их пополнение, может повлиять на более продолжительный период. В результате колодцы стали наполняться водой только в феврале месяце из-за процессов активного снеготаянья. И хотя большинство жителей имеют скважины или водопровод, колодец может выступать как объект наблюдения за поведением уровня грунтовых вод. Для этого учителю и учащимся достаточно изготовить длинную веревку с грузом и проводить мониторинг уровня грунтовых вод, составляя графики, осуществляя проектную и исследовательскую деятельность по ФГОС.
б) Снежный покров. Характеризуются в современных условиях нестабильностью и непродолжительностью. 1 января 2016 г. мощность снежного покрова составляла всего 1 см. К 10 января достигла 10 см., а уже к 15 января вновь падает до 3 см. Затем этот показатель снова растет и к 27 января N = 17 см., что, казалось бы, в пределах нормы. Однако к 31 января мощность снежного покрова падает до 5 см, а с 1 февраля снежный покров носит уже не сплошной характер. 25 февраля 2016 года растают последние снежники. Снег отсутствует даже в лесу и на северных склонах. В результате сплошной снежный покров лежал ровно один месяц, притом, что календарных зимних месяца - три.
Практические наблюдения за снежным покровом осуществляются на уроках географии или курсов по ФГОС в виде практической работы, если это разовые наблюдения. Но для этого необходимо выбрать период с максимальной мощностью снежного покрова. Если это проектно-исследовательский мониторинг в виде графика, анализа и вывода, то в течение всего периода снежного покрова или за месяц.
Сами наблюдения стандартные: лопата, линейка, средства записи данных. Берутся три пробы: на тихом и ровном участке; в местах наибольшего снегонакопления (в сугробах, в лесах, кустарниках, на углах домов); и третья проба в местах наименьшего снегонакопления (на обдуваемых ветром пространствах - вдоль улиц, на пригорках). Из трех показателей выводится средний показатель по формуле:
Nоб. = N1+N2+N3/3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...
Доклад на тему: «Совершенствование методов преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС».
Доклад на тему: «Совершенствование методов преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС»....
Доклад на тему:"Роль информатики в условиях внедрения ФГОС"
Докладна тему «Роль информатики в условиях внедренияФГОС» Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобре...
Выступление на педагогическом совете по теме "Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"
Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...
Доклад на тему: "«Особенности организации внеурочной деятельности воспитанников в условиях реализации ФГОС».
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школ...
Доклад на тему: «Организационно-методическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
В современных условиях развития образования, методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует его самореализации, решению личных профессиональных проблем, п...
План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Пахомовой А.А. Тема:«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»
План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Пахомовой А.А.Тема:«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»...