Некоторые педагогические аспекты деятельности детской музыкальной школы
статья по музыке по теме

В работе рассматриваются следующие вопросы:

- роль Детской музыкальной школы в системе дополнительного образования Российской Федерации;

- некоторые аспекты педагогики в деятельности преподавателя детской музыкальной школы;

- Особенности педагогического процесса в детской музыкальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogika.doc110 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Некоторые педагогические аспекты

деятельности детской музыкальной школы

Реферат по предмету «Музыкальная педагогика»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1.    Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования Российской Федерации…………………………………………...........................4

2.   Некоторые аспекты педагогики в деятельности преподавателя детской музыкальной школы………………………………………………………………9

3.   Особенности педагогического процесса в детской музыкальной школе..14

Заключение……………………………………………………………………….20

Библиографический список …………………………………….........................23


Введение

        Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка.

        Начальный этап обучения в системе музыкального образования является очень важным, а иногда и решающим. От того, насколько правильно были заложены первоначальные основы, зависит активность участия в музыкальной жизни воспитанников музыкальных школ – будет ли это профессиональное музыкальное учебное заведение, школьная и студенческая самодеятельность или домашнее музицирование. Однако вопросы детского музыкального образования разработаны еще не достаточно.

        Музыкальные школы накопили богатый практический опыт по воспитанию и обучению детей. Немалую роль в этом процессе призваны сыграть педагоги всех звеньев музыкального образования, от которых, как и от всех учителей, требуется существенно повысить качество профессиональной подготовки, – более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности.

        Задачи, поставленные перед современной педагогикой (в том числе и музыкальной), требуют глубокого анализа сложных процессов, происходящих в современной школе. Решать их на настоящем этапе возможно лишь объединенными усилиями педагогической практики и науки, изучением, обобщением и научным осмыслением богатого опыта, накопленного педагогами-музыкантами.


  1. Детская музыкальная школа

в системе дополнительного образования Российской Федерации

"Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности" – так записано в "Законе Российской Федерации об образовании". В систему образования входит группа разнообразных учреждений дополнительного образования. Среди них сеть школ по "Различным видам искусства", в том числе – детские музыкальный школы.

         Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. Поэтому нельзя рассматривать их как некую обособленную отрасль знаний. Установлено, что школьники, отлично занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным предметам, а жизнь многократно подтверждает наличие у одаренных музыкантов незаурядных способностей вообще.

        Концепция музыкального образования в стране предполагает создание системы массового (общего) музыкального воспитания и образования, которое ветвится на общехудожественное и профессиональное. Первое осуществляется на уроках музыки в общеобразовательных школах, немузыкальных вузах. Второе – в специальных учебных заведениях (ДМШ, ДШИ, училища, вузы), где приобретает исключительно профессиональный характер.

        Крайними полюсами в системе детского музыкального образования оказываются специальные музыкальные школы для одаренных детей и общеобразовательные школы, а между ними – детские музыкальные школы (ДМШ) общего музыкального образования и школы искусств (ДШИ). Их назначение – общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в дополнение к программам общеобразовательных школ. Реальная же функция ДМШ состоит в том, чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку профессией обнаруживаются в первые годы обучения.

        Термин "общее музыкальное образование" за последние годы завоевывает себе право гражданства. Особенности его значения: первая часть, а именно слово "общее" – имеет двоякий смысл. Во-первых, она включает музыкальное образование в систему общего образования, куда оно, действительно, и должно входить, как неотъемлемая составная часть; этим сказано, что всякий человек, получающий общее образование в школе или вне ее, не может и не должен миновать его музыкальной стороны, если хочет быть полно и гармонически развитым. Во-вторых, эта часть термина отличает музыкальное образование от специального, которое ставит своей задачей подготовку музыкантов-практиков, исполнителей, композиторов, певцов и т.д. и как таковое выходит за пределы общего образования. Поскольку задачей общего образования является главным образом развитие человек4а, то и под общим музыкальным развитием учащихся нужно понимать не столько техническую умелость, сколько близость к самому искусству, навык воспринимать его и усваивать, чтобы искусство вошло большой и важной частью во всю жизнь человека, заняло бы значительное место в его духовном мире. Вторая часть – термин "образование" – включает в себя не только образование в узком смысле, но и воспитание, которое в музыкальной школе не является дополнением к процессу обучения, а составляет гармоническое единство с учебным процессом.

        В современных условиях музыкальная школа является одной из основных бах широкого распространения музыкальной культуры. Цель школы общего музыкального образования – сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в школе; ведь серьезное музыкальное воспитание должны получать и средние дети. Каждый из них может стать подлинным любителей музыки – активным слушателем, участником музицирования.

Д.Б. Кабалевкий говорил, что главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.

        Нельзя забывать, что учитель-педагог-воспитатель несет всю полноту ответственности за духовную жизнь детей. Учитель музыки должен живо ощущать музыкальные пристрастия детей и, опираясь на это, вести их за собой, мгновенно реагировать на все позитивные изменения вкусов в обществе.

        В детской среде за последние годы произошли кардинальные изменения, вызванные новыми реалиями общественной жизни. Они видят мир иным, чем предыдущие поколения. У современных детей наблюдается процесс расслоения сознания, охвативший в последнее время взрослых.

        А ведь воспитание личности есть ее поэтапная и непрерывная подготовка к регуляции всех видов отношений, в ходе которых личность осваивает общественную шкалу ценностей, нормы, позиции, организацию, способы участия в конфликтах.

        В процессе же обучения и воспитания должна быть обеспечена социализация личности, то есть: личностное гражданское и профессиональное самоопределение подростков. Это предполагает освоение новых реалий, подготовку к экономически самостоятельной жизни, формирование базового минимума культуры, что означает некоторые внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового существования человека и окружающей его среды, условия их гармонического развития.

        Опираясь на перечисленные современные задачи и направления системы воспитания с позиции единства образовательного пространства, детская музыкальная школа должна быть очагом массового музыкально-эстетического воспитания, поскольку оно является частью модели воспитательной системы образовательных учреждений разного типа. Успехи, достигнутые за последние годы в решении проблем музыкального воспитания, говорят о большой работе и серьезном внимании, которое уделяют педагоги-музыканты гармоническому развитию учащихся. Не ограничиваясь обучением игре на инструменте, педагоги стремятся воплотить идеи комплексного подхода в разностороннем воспитании детей.

        Занимая специфическое место в системе дополнительно образования, ДМШ имеет и специфические особенности образовательного процесса.

        Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей основе едины для всех предметов. Единство и взаимосвязь обусловлены особенностью музыкальных занятий, в которых музыка выступает и как объект познания и как средство воспитания, а также нормами общения с ней (слушание, разбор и исполнение) и достаточно широкими возможностями применения знаний и навыков одних предметов при освоении других.

        Система эстетического воспитания детей и молодежи направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение культурного уровня подрастающего поколения. При всем ее разнообразии, система эстетического воспитания сводится к нескольким основным направлениям, актуальным именно в музыкальном образовании:

расширение музыкального кругозора;

– воспитание мировоззрения и моральных качеств;

– воспитание воли и характера;

– воспитание интереса к творческому труду и умения работать;

– воспитание дисциплины;

– воспитание открытости, приветливости и осанки;

– воспитание уважения к старшим и чувства товарищества;

– воспитание культуры речи.

        Повышение эффективности и качества общего музыкального образования ставит перед преподавателями детских музыкальных школ сложные и ответственные задачи. Принципы развивающего обучения и воспитания, все шире проникающие в занятия по специальности и все формы обучения ДМШ, призваны воспитывать грамотных музыкантов-любителей и профессионалов, дать им навыки творческого подхода к музыке и инструменту, ликвидировать или сократить до минимума психологический барьер "боязни" концертных выступления, развить возможность практически реализовать творческие способности и потребности самовыражения (разные формы коллективного музицирования, предметы по выбору).

        Таким образом, являясь начальным звеном в музыкальном образовании, ДМШ не ставит своей задачей подготовку каждого учащегося к профессиональной деятельности. Ее значение – музыкально-эстетическое воспитание широкого круга детей и подростков, но, кроме  того, музыкальная школа должна выявлять наиболее способных учеников и готовить их для поступления в специальные учебные заведения.

        Только шаг за шагом, ведя учеников от первых еще поверхностных музыкальных впечатлений к глубокому и серьезному постижению музыки, когда искусство из приятного препровождения времени превращается в жизненную потребность человека, педагог-музыкант сумеет приобщить своих учеников к миру музыкального искусства.

        

        


  1. Некоторые аспекты педагогики

в деятельности преподавателя детской музыкальной школы

Музыкальное воспитание – одна из  центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка. Эта роль определяется спецификой музыки, как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

Само искусство является наиболее действенным средством эстетического воспитания, а художественные учебные заведения – тем необходимым дополнением к общему образованию, которое способствует гармоничному развитию личности.

Музыку называют зеркалом человеческой души. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, так как в нем определены человеческие эмоции. А.В. Луначарский писал, что динамика звуков, их сила, рост, скорость и т. д. и есть именно то, что в звуках соответствует интонациям человеческого голоса и самой физиологической картине различных душевных аффектов. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Благодаря столь замечательной особенности она становится инструментом эмоционального познания и дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве, – наиболее восприимчивом из всех возрастов.

Современная музыкальная педагогика унаследовала и творчески развила на новой социально-эстетической основе реалистические традиции русской исполнительской культуры, присущий ей исключительно высокий уровень требований. Однако кардинальные изменения, произошедшие в российском обществе к концу века, сказываются и на деятельности музыкальных школ. Фундаментальные начала отечественной педагогики сохраняются, но время вносит в них свои коррективы. Традиционные методы преподавания изменяются, обновляются с учетом требований современности. Созданные в последнем десятилетии новые формы обучения, программы, комплексные планы обучения и воспитания – свидетельство решения актуальных проблем музыкального образования на государственном уровне.

Поскольку музыкальная педагогика – часть общей педагогики, путь ее развития такой же, как и у всей педагогики: собирать растерянную мудрость веков и обратить ее в осмысление. Ключевых проблем современной жизни.

В связи с этим главная задача – углубление педагогической направленности музыкального образования, при решении которой встают вопросы: какие знания, умения и навыки должен иметь в наши дни музыкант-педагог? Достаточно ли ему хорошо владеть техникой игры на своем инструменте, обладать исполнительским мастерством и знать определенное число методических приемов?

Педагогика не только наука, но и искусство. А искусство неразрывно связано с творческой инициативой. Педагогу, работающему с детьми, нужно обладать не только разносторонними знаниями, но не в меньшей мере и творческой изобретательностью.

Вопрос педагогического творчества особенно актуален на современном этапе. Творческая деятельность учителя музыки (как и любого учителя) зависит, с одной стороны, от педагогической направленности его личности, способности к педагогической деятельности, а с другой – от его профессиональных знаний, владения музыкально-педагогической техникой.

По мнению Л.Г. Арчажниковой специфика музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства, особенностью же музыкально-педагогической деятельности является наличие в числе ее составляющих художественно-творческого начала.

Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить и как учить.

Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика.

Естественно, что поиск индивидуальных приемов обучения должен быть основан на понимании общих закономерностей формирования и совершенствования музыкальных способностей, развития исполнительской техники, воспитания художественного мышления. Правильная диагностика способностей, оценка сил и возможностей ученика, разнообразие методов воздействия на него – все это определяет стратегию и тактику деятельности преподавателя, логику учебного процесса. Задачи педагога – не только передать ученику определенную сумму знаний, развить нужные умения и навыки, но и создать условия для широкого универсального развития молодого музыканта.

Особенность педагогики сегодняшнего дня – ее гуманистическая направленность, усиление коммуникативного начала, "диалогичность". Учащиеся становятся не только объектом педагогического процесса, но и его субъектом. Расширяется и спектр приемов педагогического воздействия: от авторитарных – до демократичных, толерантных, либеральных.

Понятие педагогика включает в себя воспитание, образование, обучение, развитие.

Воспитание связано с взаимоотношениями людей в различных ситуациях, определяется как социально направляемый, регулируемый процесс формирования и развития личности в соответствии с общественными идеалами.

Под развитием понимали прежде всего способность учащихся к овладению педагогически выделенным содержанием культуры. "Культура" (с лат. Культура – возделывание, обрабатывание) – социально-прогрессивная творческая деятельность человека  во всех сферах бытия и сознания.., направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемирное выявление и развитие сущностных сил человека. В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности) и духовной культуре (наука, искусство, литература, философия, мораль, просвещение и т. д. ), а также о культуре политической (цели, средства, результаты деятельности общества, класса, группы, индивида, характеризующие меру социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений)".

Слово "образование" имеет не одно, а два значения: организационно-практическое и научное. Смысловая двойственность этого слова встречается в повседневной жизни: система образования в стране – организационная структура, в которую включены определенного типа учреждения (дошкольные, школьные, средние специальные и высшие учебные заведения и т. д.). Слово "образование" характеризует также содержательную педагогическую сторону ("образованный музыкант", "музыкально-образовательный процесс" и др.). Не случайно "образование" сродни "образу", что означает вид, облик, живое наглядное представление о ком-либо или о чем-либо.

Обучение имеет более узкий смысл – передача учащимся необходимых знаний, умений, навыков.

Учебный процесс детской музыкальной школы должен быть организован так, чтобы он содействовал развитию у учащихся любви к музыке и расширению их музыкального кругозора.

В. Сухомлинский писал, что то, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость и восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности.

 При этом нужно помнить педагогический вывод из истории методики музыкального воспитания: ребенок вовсе не любит только то, что ему дается совершенно легко, без всякого труда. Он испытывает как раз большую эстетически обогащающую радость в результате преодоления каких-либо трудностей.

Неразрывная связь всех педагогических понятий является основой функции музыкальной школы.

Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром растущего человека, а лейтмотив музыкально-педагогической деятельности – духовность, содержанием которой является то высшее, что характеризуется словами: истина, добро, красота. Они ведут учащихся по пути познания мира, по пути самосовершенствования. И как в жизни, так и на занятиях музыкой, искусством, духовному началу подчинены знания, умения и навыки, которыми овладевают учащиеся. Именно учитель-педагог-воспитатель несет всю полноту ответственности за духовную жизнь детей.

Чтобы правильно разобраться в многочисленных факторах, накопленных музыкальной педагогикой прошлого и настоящего, суметь их переосмыслить и применить на практике, необходимо изучить методологические принципы теории музыкального воспитания и методики игры на музыкальных инструментах. Современная музыкальная педагогика не замыкается в одной, установленной системе "рецептов", олицетворяющих

принцип "учу, как меня учили".


3. Особенности педагогического процесса

в детской музыкальной школе

Для успешного обучения и воспитания помимо управления психической деятельностью ученика необходимо претворять в жизнь важнейшие дидактические принципы музыкальной педагогики.

Современной дидактикой, творчески переосмысливающей многовековой педагогический опыт и разрабатывающий теорию обучения и образования, созданы определенные принципы, правила и требования, способствующие лучшему усвоению знаний и умственному развитию учащихся. К принципам, ставшим уже традиционными – систематического и последовательного обучения, сознательного усвоения знаний учащимися, прочного усвоения знаний, доступности обучения, наглядности – добавились еще: принцип индивидуального подхода и принцип активности. Эти принципы общей педагогики, в аспекте музыкального обучения, отражают особенности такого обучения:

Принцип систематического и последовательного обучения – это то общее, что связывает музыкальную педагогику с другими видами обучения, т. к. нельзя овладеть предметом обучения, если изучать его от случая к случаю, отрывочно и нерегулярно. Занятия должны посещаться регулярно, изложение предмета проводится последовательно, согласно логике развития данного предмета, а последовательность применяемых методов и их систематичность имеет важное значение для формирования музыкальных знаний, умений и навыков, развития музыкальных способностей и эстетического вкуса. Этот дидактический принцип включает в себя такие требования, как связывание незнакомого материала со знакомым; изложение от простого к сложному, от легкого к трудному, с раскрытием между ними причинно-следственных связей и с подведением к необходимым обобщениям.

Характерной особенностью музыкального обучения является необходимость в систематических домашних заданиях. Если в общеобразовательной школе они нужны для закрепления знаний, усвоенных на уроке, то в музыкальной учебной практике они необходимы для формирования музыкального образа и воспитания исполнительских средств его воплощения, что требует систематических занятий и длительной тренировки. Этот принцип означает также правильное планирование работы с учащимся и точный выбор репертуара в соответствии с индивидуальностью ученика, а также верно сбалансированное соотношение учебно-педагогического и художественного материала.

Принцип сознательного усвоения знаний в музыкальной педагогике является антиподом авторитарных методик преподавания, подражания игре педагога и бездумного тренажа, по формуле "чем больше, тем лучше". Он требует от ученика умения самостоятельно разобраться в темпах, знаках, аппликатуре и т. д.

Сознательная работа помогает выработать целесообразные приемы игры, учит управлять свободными движениями, повышает эффективность упражнений, и постепенно у ученика формируется собственный подход к изучению произведения, индивидуальный метод организации работы, а в итоге – самостоятельность мышления и интерпретации.

Принцип прочного усвоения знаний – это последовательное накопление музыкальных знаний и умений, требующее тщательной проработки каждого произведения и исполнительских навыков для хорошей подготовки к выступлению на концерте или экзамене.

Принцип доступности обучения связан с необходимостью учитывать возрастные особенности учащихся. Но и музыкальное развитие отличается от общего тем, что не так жестко связано с возрастными нормами, потому что в музыкальном обучении доступность связана больше с индивидуальными особенностями учащихся, уровнем их одаренности, общим и музыкальным развитием, способностью к усвоению. И нередко младшие школьники в состоянии овладеть и на высоком художественном уровне исполнить сложные музыкальные произведения.

Принцип наглядности обучения служит, по словам А.Н. Леонтьева, внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями.

В музыкальной педагогике используются два основных вида наглядности: показ (иллюстрация) и объяснение. Цель показа – создание представления о художественном образе в одном из конкретных исполнительских вариантов: педагогический или исполнительский (художественное исполнение). Более эффективен педагогический, который сопровождается анализом игровых приемов и указанием способов овладения ими.

Простота и очевидность рассматриваемых основных дидактических принципов объясняется логикой педагогического процесса и тем, что они вытекают из системы и сущности обучения, целей, содержания, закономерных связей между отдельными сторонами и компонентами учебного процесса и являются актуальными как для музыкальной педагогики, так и для общей педагогики.

Особенности музыкального обучения выдвинули еще два дидактических принципа: принцип индивидуального подхода и принцип активности.

Принцип индивидуального подхода ставится в музыкальной педагогике на первое место, потому что связан с задачей развития присущих каждому ученику черт, свойств и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность. Наиболее активно воздействовать на музыкальное развитие учащихся позволяют индивидуальные занятия по специальности, на которых применяются разные приемы воздействия и активные методы обучения. Ведь творческий подход к развитию индивидуальности – одна из задач музыкальной педагогики.

Принцип активности выдвигается как признание ведущей роли педагога в музыкальном развитии и как необходимость активной деятельности учащегося на всех стадиях учебного процесса.

Активность учащегося управляется на разных уровнях и многочасовые механические упражнения – один из видов активной учебной деятельности, но высшей формой является "напряженная мыслительная" деятельность.  

Поскольку принцип активности исходит из задачи добиться максимальных результатов в музыкальном развитии, он предполагает в качестве методического приема преодоление заданий высокого уровня трудности, как в отношении репертуара, так и выполнения художественных и технических требований педагога.

Краткий обзор основных дидактических принципов позволяет отметить их тесную связь и взаимное проникновение друг в друга. Нельзя говорить об одном из них вне связи с другим, а получить наиболее оптимальный результат в музыкальном развитии учащихся можно только при творческом применении дидактических принципов и гибких методах обучения, которые допускают разнообразное использование репертуара и различные способы его изучения, поэтому необходимо, чтобы преподаватель выработал определенные направления педагогической деятельности, при этом имея в виду три важнейшим педагогических принципа, хотя и часто упоминаемых, однако на практике так же часто игнорируемых:

  1. Цель учебного процесса действительно может быть достигнута различными способами. Все пути могут оказаться "стоящими внимания", и нет необходимости принуждать себя при выборе к категоричному "либо-либо".
  2. Деятельность преподавателя музыки никогда не должна превращаться в механическое выполнение каких-либо, даже самых замысловатых методических указаний, а постоянно быть творческим процессом.
  3. Каждое новое поколение проявляет свои типические черты, требующие от педагогов в ходе работы выбора соответствующих форм и методов преподавания, – так и сам педагог и его работа изменяются на протяжении жизни.

Берясь учить, вступая на стезю преподавательской деятельности, педагог прежде всего лишает себя права распускаться, давать волю своим нервам. Он обязан быть терпеливым по отношению к любым ошибкам и непонятливости тех, кто пришел к нему за помощью, пришел учиться; обязан спокойно и благожелательно помочь им в трудном деле овладения исполнительским мастерством: не погаси искру, не помешай творчеству, но помоги, пожертвуй, если надо, и установленными истинами ради смысла творчества.

        В связи с вышеперечисленным уместно выделить наиболее значительные характерные признаки современной музыкальной педагогики, помогающие решению именно задач общего музыкального образования:

        – глубокое уважение к ребенку;

        – стремление соединить обучение с естественными для детского возраста  интересами и переживаниями;

        – подчеркивание широких воспитательных аспектов преподавания игры на инструменте в духе современного гуманизма;

        – стремление связать школу с жизнью;

        – создать процесс обучения, способный дать широкую подготовку учащегося, отвечающую требованиям жизни;

        – создание глубокой общности между педагогами одной специальности или по меньшей мере между теми из них, кто стремится усовершенствовать свой труд – другими словами, сознание того, что педагог работает не изолированно, что обмен мнениями и опытом необходим для того, чтобы будущее поколение могло наиболее плотно раскрывать и использовать свои лучшие способности и возможности на благо всего человечества.

        Нелегко справедливо оценить результаты деятельности педагога ДМШ, но критерием такой оценки и может служить его вклад в музыкальную культуры страны – музыкальная деятельность воспитанников на различных поприщах: педагогическая, музыкально-просветительская и другие.


 Заключение

Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и формационно образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ, в интересах человека, общества.

Основное внимание в системе дополнительного образования по прежнему сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком в образовательной области профиля. Программы и времени ее освоения; на многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы.

Цель дополнительного образования по Закону – всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Арсенал системы дополнительного образования существенно расширился в последнее время, в него с полным правом могут быть включены и запретные ранее услуги репетиторов и деятельность государственных дополнительных образовательных учреждений.

Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Дополнительное образование – процесс непрерывный, он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворить запросы одаренных детей, используя потенциал их свободного времени.

Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.

В современной педагогике и образовательной практике обучение одарённых детей чаще всего рассматривается как глобальная педагогическая задача. В соответствии с философией этого подхода гений, талант не принадлежат отдельному человеку или стране, где он родился, - они достояние планеты. Поэтому все одарённые дети должны находить поддержку в сфере образования, где бы они ни родились и ни жили.

Активно работают в этом направлении международные организации, объединяющие исследователей, практиков и руководителей образования разных стран «Всемирная ассоциация по одарённости и таланту», «Евроталант» и др. Свою задачу они видят не только в обмене информацией между учёными разных стран, но и в разработке и внедрении так называемых глобальных образовательных моделей.

Одной из важных отличительных особенностей проблемы обучения одарённых детей является то, что она не может быть решена в рамках частных образовательных учреждений. Государственные образовательные учреждения в силу материальных причин, либо в силу недооценивания значимости самой этой проблемы часто не склонны к её решению. По этой, а также по ряду других причин и создаются модели глобального образования одарённых.

Но высказываемая рядом специалистов идея интеграции системы образования одарённых детей на международном, глобальном уровне пока не находит поддержки ни у правительств большинства стран, ни в общественном сознании. Более того, страны с высоким уровнем жизни крайне негативно относятся к самой идеи глобализации, т.к. боятся вполне реальной угрозы — «утечки мозгов».

В настоящее время можно с высокой долей уверенности говорить о том, что внедрение в жизнь новых информационных технологий, а вместе с ними и дистанционного обучения, позволит вывести решение проблемы объединения, глобализации образования одарённых во всём мире на качественно иной уровень.


Библиографический список

  1. Авратинер В.И. Обучение и воспитание музыканта-педагога: учеб. пособие по курсу педагогики для муз. вузов. — Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. — М., 1981. — 80 с.
  2. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: книга для учителя — М.: «Просвещение», 1984. — 111 с.
  3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании: сб. статей — Изд. 2-е. — Л.: «Музыка», 1973. — 144 с.
  4. Базиков А.С. Основные аспекты философии музыкального образования в современной России — Тамбов: изд-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 1999. — 42 с.
  5. Барбазюк Т.О. Развитие отечественного начального музыкального образования как проблема музыкознания Магнитогорск, 2008. 246 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-17/10
  6. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: избр. Статьи и докл. — М.: «Педагогика», 1986. — 192 с.
  7. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Книга для учителя. — М.: «Просвещение», 1984. – 206 с.
  8. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова — Ростов на Дону. «Феникс», 2002 — 281 с. — ISBN – 5-222-02201-3
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность — М.: «Смысл»; изд. Центр «Академия», 2004. — 352 с.
  10. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики — М.: «Правда», 1990. — с. 193-390.
  11. Луначарский А.В. В мире музыки: статьи и речи — М.: «Сов. композитор», 1971. — 539 с.
  12. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении — М.: «Педагогика», 1972. — 208 с.
  13. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности — М.: «Знание», 1981. — 96 с.
  14. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников — Вопросы психологии — 1989. — № 1. — С. 15-23
  15. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога —М.: «Музыка», 1967. — 309 с.
  16. Психология одаренности детей и подростков / ред. Н. C. Лейтеса — М. «Академия», 1996 — 416 с. — ISBN — 5-7695 0063-8
  17. Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания школьников — Вопросы психологии. — 1997. — № 2. — С. 14-20.
  18. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: избр. труды: В 2-х тт. – Т. 1. — М.: Педагогика, 1985. — 328 с.
  19. Философский словарь. — М., 1987. С. 225
  20. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие — СПб.: изд-во «Лань», 2000. — 320 с.
  21. Цыпин Г.М. Человек. Талант. Труд. Музыкант в современном мире. Книга для учителя — М.: «Просвещение», 1992. — 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.

Данная работа будет интересна и, надеюсь, полезна педагогам-пианистам, работающим с детьми младшего школьного возраста, приведены примеры использования конкретных мнемотехнических приёмов, способст...

РЕФЕРАТ «Профессионально-психологические, творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства»

Концертмейстерство – целостное явление, включающее в себя педагогику и исполнительство, которые в рамках данной профессии приобретают новые специфические особенности.Мастерство концертмейстера г...

Беседа с родителями "Особенности педагогического процесса в детской музыкальной школе"

Дополнительное образование – процесс непрерывный, он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учрежде...

Некоторые аспекты проблемы темповой интерпретации сочинений И.С. Баха в процессе обучения в детской музыкальной школе.

Работа представляет собой разбор характерных проблем, возникающих у начинающего пианиста в процессе знакомства с творчеством И. С. Баха. В частности - вопросов, имеющих непосредственное отношение к вы...

V Смоленский областной открытый конкурс учащихся отделений народных инструментов детских музыкальных школ, детских школ искусств, музыкальных училищ, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

V Смоленский областной открытый конкурс учащихся отделений народных инструментов детских музыкальных школ, детских школ искусств, музыкальных училищ, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественно...