Рабочая программа по информатике для 10 класса (профильный курс - 2ч в неделю)
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме
Рабочая программа для 10 класса (2ч в неделю) составлена на основании программы профильного курса Н.Д. Угриновича. В программе пропорционально уменьшено количество часов по разделам с учетом тематики ЕГЭ.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
- примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, по информатике и ИКТ, автор Н.Д.Угринович.
- базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2010 -2011 учебный год и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_prgramma_dlya_10_klassa_2_chas.doc | 254 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по информатике
( профильный курс – 2ч. в неделю)
для 10 класса
учителя информатики
высшей квалификационной категории
Поскачей Светланы Валерьевны
Пояснительная записка.
- 1. Статус документа
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
- примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, по информатике и ИКТ, автор Н.Д.Угринович.
- базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2010 -2011 учебный год
- Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса Б МБОУ педагогический лицей составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, и написана на основании следующих нормативных документов:
- Программа профильного курса «Информатика и ИКТ» для старшей школы (10 класс). Н.Д.Угринович, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27. 06. 2011г. № 07-Р «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов ОУ Ульяновской области, реализующих программы общего образования».
- Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31. 01. 2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».
- Основная образовательная программа начального общего и основного общего образования МБОУ педагогический лицей;
- Основная образовательная программа основного общего и основного общего образования Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области.
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
2. Цели изучения:
- Формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
3. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения: в связи с тем, что учебным планом МБОУ педагогический лицей для изучения информатики и ИКТ в 10 Б классе предусмотрено 70 часов вместо 140 часов, заявленных в примерной программе, в рабочей программе уменьшено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже. Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе. Увеличение количества практических работ способствует развитию коммуникативной компетентности школьников, развитию их логического мышления.
В авторской программе указано только количество часов, отведенное на изучение целого курса, и разбивки часовой нагрузки по отдельным темам нет, поэтому в рабочей программе это составлено на основе примерного тематического планирования, предложенного авторами программы, и согласно требованиям учебного плана МБОУ педагогический лицей.
№ п-п | Раздел | Количество часов в примерном планировании | Количество часов в рабочей программе |
1 | Архитектура компьютера и защита информации | 20 | 10 |
2 | Информация. Системы счисления | 30 | 15 |
3 | Основы логики и логические основы компьютера | 18 | 9 |
4 | Алгоритмизация и программирование | 66 | 33 |
Резерв | 6 | 3 | |
Итого | 140 | 70 |
4. Учебно-методический комплекс
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Учебно-методический комплекс учителя:
- Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович – М.: Бином, Лаборатория знаний, 2010.
- Задачник - практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы /под ред. И. Семакина, Е. Хеннера.- М.: Бином, Лаборатория знаний, 2005.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. – 79 с. – (Стандарты второго поколения).
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
- Григорьев Д.В. программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Учебно-методический комплекс ученика:
Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович – М.: Бином, Лаборатория знаний, 2010
Также данная программа написана с использованием научных, научно-методических и методических рекомендаций:
- Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. – 79 с. – (Стандарты второго поколения).
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
- Григорьев Д.В. программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
5. Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа
Согласно Федерального профильного учебного плана на изучение информатики и ИКТ в 10 классе отводится не менее 70 часов, из расчета 2 ч в неделю. Примерной программой предусмотрено для изучения информатики и ИКТ в 10 классе 140 часов, из расчета 4 часа в неделю. Учебным планом педагогического лицея предусмотрено для изучения информатики и ИКТ в 10 классе Б 70 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа составлена в соответствии с примерным тематическим планированием, предложенным авторами программы, и рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), из них 36 часа отводится на изучение теории и 34ч — на проведение практических работ. Расположение тем соответствует в основном программе и соответствует их распределению в учебнике Н.Д.Угриновича, М.:Бином. Лаборатория знаний, 2010 г. Календарно-тематическое планирование составлено на 70 учебных часов.
6. Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса, их сочетание, формы контроля.
Рабочая программа строится на следующих принципах:
- Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
- Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
- Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемно-поисковый. Использование методов представлено в таблице.
№ п-п | Основные группы методов | Основные подгруппы методов | Отдельные методы обучения |
1 | Методы орга-низации и осуществления учебно- познава-тельной деятель-ности | 1.1.Перцептивные методы передачи и восприятия учебного материала | |
Словесные методы | Рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, диспут, дискуссия | ||
Наглядные методы | Иллюстрации, схемы, таблицы | ||
Практические | Упражнения: воспроизводящие, творческие, устные, письменные | ||
Аудиовизуальные | Сочетание словесных и наглядных методов | ||
1.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) | Индуктивный, дедуктивный, аналитический анализы учебного материала | ||
1.3. Гносеологические методы (организация и осуществление мыслительных операций) | Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод, побуждающий к гипотезам диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог) | ||
1.4.Методы самоуп-равления учебными действиями | Самостоятельная работа с книгой, само- и взаимопроверка | ||
2. | Методы стиму-лирования и мо-тивации учебно-познавательной деятельности | 2.1.Методы эмоцио-нального стимулиро-вания | Создание ситуации успеха в обучение, поощрение в обучении, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности |
2.2.Методы форми-рования познаватель-ного интереса | Формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета, использование занимательного материала | ||
2.3.Методы формирования ответственности и обязательности | Формирование понимания личностной значимости учения, предъявление учебных требований, оперативный контроль | ||
3 | Методы контро-ля и диагностики учебно-познава-тельной деятель-ности, социаль-ного и психоло-гического разви-тия учащихся | 3.1.Методы контроля | Повседневное наблюдение за учебной деятельностью учащихся, устный контроль, письменный контроль, проверка домашних заданий |
3.2.Методы самоконтроля | Методы самоконтроля, взаимопроверка работ | ||
4 | Методы орга-низации и взаи-модействия уча-щихся и накоп-ления социаль-ного опыта | Освоение элементарных норм ведения диалога, метод взаимной проверки. Прием взаимных заданий, временная работа в группах, создание ситуаций взаимных переживаний, организация работ учащихся-консультантов | |
5 | Методы разви-тия психических функций, твор-ческих способ-ностей личност-ных качеств учащихся | Творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, побуждающий к гипотезам диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог, создание креативного поля, перевод игровой деятельности на творческий уровень |
Формы организации познавательной деятельности учащихся подбирается в соответствии с ТДЦ урока, содержанием, методом обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, здоровьесберегающие технологии.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
- система знаний;
- умения и навыки (предметные и общие учебные);
- способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);
- включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
- взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
- содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ;
- публичная защита творческих работ, исследований и проектов.
Для проведения оценивания на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам на основе существующих норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по ИКТ разрабатываются соответствующие критерии, которые открыты для всех учащихся.
Промежуточный контроль проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ (три уровня сложности), ответов на вопросы, собеседований, защиты проектов. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итогового тестирования.
Требования к уровню подготовки учащихся
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о филологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач;
метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных лингвистических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию(критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
предметные:
учащиеся должны
знать/понимать
- сущность понятия «информация», её основные виды:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации;
- программный принцип работы компьютера:
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и принципы работы компьютерных сетей;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы.
Учебно-тематический план
№ | Темы | Общее количество часов | Количество часов | ||
теории | практики | контрольных работ | |||
1 | Архитектура компьютера и защита информации | 10 | 7 | 2 | 1 |
2 | Информация. Системы счисления | 15 | 5 | 9 | 1 |
3 | Основы логики и логические основы компьютера | 9 | 4 | 4 | 1 |
4 | Алгоритмизация и программирование | 33 | 15 | 16 | 2 |
5 | Резерв | 3 | 2 | 1 | |
6 | Итого | 70 | 31 | 33 | 6 |
Содержание учебного курса
На изучение первого раздела «Архитектура компьютера и защита информации» отводится 10 часов.
Основные понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, устройства ввода вывода. Функциональная организация компьютера. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Периферийные устройства компьютера: назначение и основные характеристики. Программный принцип управления компьютером. Виды памяти в компьютере. Основные носители информации и их важнейшие характеристики.
Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на ПК. Назначение операционных систем. Файл. Операции с файлами.
Основные виды программного обеспечения. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы. Моделирование как метод познания. Формализация. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование. Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). Этапы решения задач на компьютере. Примеры компьютерных моделей.
Учащиеся должны знать: общую функциональную схему ПК; знать назначение и основные характеристики устройств ПК; знать типы программного обеспечения; знать функции операционных систем; сущность понятия моделирования; типы и виды моделей; основные этапы решения задач с использованием компьютера.
Учащиеся должны уметь: уметь работать с файлами; уметь работать с носителями информации;
уметь перечислять состав и назначение программного обеспечения ПК; соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на ПК, приводить примеры формализованного описания объектов и процессов; строить простейшие информационные модели.
«Информация. Системы счисления» в 10 классе отводится 15 часов. Изучаются следующие понятия: информация, ее виды и свойства. Роль информации в жизни общества, информационная культура. Исторические аспекты хранения, преобразования и передачи информации. Текстовая и графическая информации. Необходимость применения компьютеров для обработки информации. Обыденное и научно-техническое понимание термина «информация». Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления информации. Вероятностный подход к определению количества информации.
Учащиеся должны знать:определение предмета информатики; содержание понятий «информация» и «количество информации», приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе и технике; знать функции языка, как способа представления информации; знать основные единицы измерения количества информации решать задачи на определение количества информации; системы счисления, двоичная система счисления, двоичная арифметика. Перевод чисел из одной системы счисления в другую Учащиеся должны уметь: определять количество информации в конкретных сообщениях; определять объем памяти компьютера, необходимый для хранения данной информации.
Третий раздел «Основы логики» (9 часов). Изучаются следующие понятия:. Основные понятия и операции формальной логики. Логические выражения и их преобразование. Построение таблиц истинности логических выражений. Учащиеся должны уметь:уметь представлять высказывания, используя логические операции; объяснять принципы кодирования информации; перечислять особенности и преимущества двоичной формы представления информации.
На изучение четвертого раздела «Алгоритмизация и программирование» отводится 33 часа. Рассматриваются такие понятия, как: ввод и вывод данных, тип, имя и значение переменной, арифметические, строковые и логические выражения, присваивание. Важное значение имеют такие темы, как выполнение программ компьютером, функции и процедуры в языке программирования, массивы, решение логических задач, файлы и операции с файлами, составление сложных программ
Дата. | № | Тема. | Количество часов. | Дидактические цели. | Методы обучения | Формы деятельности | Вид контроля | Обр. ресурсы | |||
теория | практика | Что ученик должен знать | Что ученик должен уметь | ||||||||
План | Факт | ||||||||||
Архитектура компьютера (10 часов) | |||||||||||
Магистрально –модульный принцип построения компьютера | 1 | общую функциональную схему ПК; знать назначение и основные характеристики устройств ПК; знать типы программного обеспечения; знать функции операционных систем Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы. | уметь работать с файлами; уметь работать с носителями информации; уметь перечислять состав и назначение программного обеспечения ПК настраивать компьютерные вирусы и антивирусные программы. | Объяснительно-иллюстративный | Индивидуальная | У | |||||
Процессор и его характеристики | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Оперативная память. Внешняя память. | 1 | Частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Логическая структура носителя информации | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Индивидуальная | У | |||||||
Файл. Иерархическая файловая система | 1 | Практикум | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Назначение и состав операционной системы | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Индивидуальная | У | |||||||
Входной контроль | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Вредоносные и антивирусные программы. | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Компьютерные вирусы и защита от них. | 1 | Частично-поисковый | Индивидуальная | У | |||||||
Защита информации | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Тестирование по теме «Архитектура компьютера» | 1 | Частично-поисковый | индивидуальная | У | |||||||
Информация. Системы счисления (15 часов) | |||||||||||
Понятие «информация» в науке о неживой и живой природе, обществе и технике | 1 | Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. | Уметь представлять высказывания, используя логические операции; объяснять принципы кодирования информации; | Объяснительно-иллюстративный | Индивидуальная | У | |||||
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Алфавитный подход к определению количества информации. | 1 | Частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Определение количества информации | 1 | Частично-поисковый | Индивидуальная | У | |||||||
Перевод единиц измерения. Количества информации | 1 | Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления информации. Вероятностный подход к определению количества информации | Применять способы представления информации; знать основные единицы измерения количества информации решать задачи на определение количества информации. | Частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||
Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. | 1 | Частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Кодирование числовой информации. Системы счисления | 1 | Частично-поисковый, практикум | Фронтальная, индивидуальная | СК, У | |||||||
Перевод чисел из одной системы счисления в другую | 1 | Частично-поисковый, практикум | Индивидуальная | У | |||||||
Запись чисел в различных системах счисления. | 1 | Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. | Уметь представлять высказывания, используя логические операции; объяснять принципы кодирования информации; | Частично-поисковый, практикум | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||
Арифметические операции в различных системах счисления | 1 | Частично-поисковый, практикум | Индивидуальная | У | |||||||
Тестирование по теме «Системы счисления» | 1 | Частично-поисковый, | индивидуальная | У | |||||||
Представление чисел в компьютере | 1 | Частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Представление чисел с фиксированной запятой | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Индивидуальная | У | |||||||
Представление чисел с плавающей запятой | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Тестирование по теме «Информация. Системы счисления» | 1 | Частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | СУ | |||||||
Основы логики и логические основы компьютера (9 часов) | |||||||||||
Основы логики. Логические выражения. | 1 | Основные понятия и операции формальной логики. Логические выражения и их преобразование. Построение таблиц истинности логических выражений | Перечислять особенности и преимущества двоичной формы представления информации. | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||
Определение истинности логического выражения | 1 | Частично-поисковый | Индивидуальная | У | |||||||
Логические функции | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Логические законы и правила преобразования выражений | 1 | Частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Равносильность логических выражений | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Индивидуальная | У | |||||||
Функции импликации и эквивалентности | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Преобразование логических выражений | 1 | Частично-поисковый, практикум | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Решение логических уравнений | 1 | Частично-поисковый, практикум | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Тестирование по теме «Основы логики» | 1 | Частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | СУ | |||||||
Основы алгоритмизации (33 часа) | |||||||||||
Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур. | 1 | Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур. Основы программирования. Операторы Ввод и вывод данных. Тип, имя и значение переменной. Арифметические, строковые и логические выражения. Присваивание | Тестировать программы компьютером. Использовать функции и процедуры при составлении программ. Использовать различные способы заполнения и вывода массива. Решать логические задачи. Создавать файлы и выполнять операции с файлами.
| Объяснительно иллюстративный | Фронтальная | СК | |||||
Арифметические, строковые и логические выражения. Присваивание | 1 | Объяснительно иллюстративный | Фронтальная, индивидуальная | СК,У | |||||||
Алгоритмические конструкции | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Индивидуальная | У | |||||||
Программирование линейных алгоритмов | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Программирование ветвлений | 1 | Частично-поисковый, практикум | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Программирование ветвлений | 1 | Объяснительно-иллюстративный практикум | Индивидуальная | У | |||||||
Программирование циклов | 1 | Объяснительно-иллюстративный практикум | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Программирование циклов с предусловием | 1 | Частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Программирование циклов с постусловием | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Индивидуальная | У | |||||||
Программирование циклов с параметром | 1 | Объяснительно-иллюстративный практикум | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Вложенные циклы | 1 | Частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Выполнение программ компьютером | 1 | Объяснительно-иллюстративный практикум | Индивидуальная | У | |||||||
Тестирование по теме «Основные алгоритмические конструкции» | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Массивы | 1 | Частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Массивы | 1 | Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур. Основы программирования. Операторы Ввод и вывод данных. Тип, имя и значение переменной. Арифметические, строковые и логические выражения. Присваивание | Тестировать программы компьютером. Использовать функции и процедуры при составлении программ. Использовать различные способы заполнения и вывода массива. Решать логические задачи. Создавать файлы и выполнять операции с файлами.
| Объяснительно-иллюстративный практикум | Индивидуальная | У | |||||
Массивы | 1 | Объяснительно-иллюстративный практикум | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Массивы | 1 | Частично-поисковый практикум | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Функции в языке программирования | 1 | Частично-поисковый | Фронтальная, Индивидуальная | У | |||||||
Функции в языке программирования | 1 | Частично-поисковый практикум | Фронтальная, Индивидуальная | У | |||||||
Процедуры в языке программирования | 1 | Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный практикум | Фронтальная, индивидуальная | СК, У | |||||||
Процедуры в языке программирования | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Индивидуальная | У | |||||||
Рекурсия. Рекурсивное программирование. | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Рекурсия. Рекурсивное программирование. | 1 | Частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | СК | |||||||
Применение подпрограмм при решении задач | 1 | Объяснительно-иллюстративный практикум, частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | СК, У | |||||||
Символьные типы данных. | 1 | Операции с символьными типами данных Файловый тип данных Операции с файлами | Символьные типы данных. Операции с символьными типами данных Решать задачи с использованием файлового типа данных | Объяснительно-иллюстративный | Индивидуальная | ||||||
Операции с символьными типами данных | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная, индивидуальная | ||||||||
Операции с символьными типами данных | 1 | Частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | ||||||||
Файловый тип данных | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Индивидуальная | ||||||||
Операции с файлами | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная, индивидуальная | ||||||||
Операции с файлами | 1 | Частично-поисковый | Фронтальная, индивидуальная | ||||||||
Решение задач с использованием файлового типа данных | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Индивидуальная | ||||||||
Зачетное тестирование по теме «Основы алгоритмизации» | 2 | Частично-поисковый | индивидуальная | ||||||||
68-70 | Повторение | 2 | |||||||||
Итого | 35 | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 11 профильного класса (3 ч в неделю)
Рабочая программа по информатике для 11 профильного класса (3 часа в неделю) является модификацией программы Н.Д. Угриновича для профильных классов...
Рабочая программа по физике 10 класс профильный уровень (5ч в неделю)
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, поурочного планирования уроков, содержания программы для физико математического профильного класса с учетом того, что преподавание физики осуществля...
Рабочая программа по информатике 10 класс (профильный уровень) к учебнику Н.Д. Угринович
Пояснительная записка+тематическое планирование...
Рабочая программа по информатике 11 класс (профильный уровень) к учебнику Н.Д. Угринович
Пояснительная записка+тематическое плнирование...
Рабочая программа по информатике 10 класс (профильный уровень)
Рабочая программа с аннотацией и КТП по информатике 10 класс (профильный уровень). Реализация программы осуществляется по учебнику «Информатика. 10 класс: учеб. для общеобразовательных орга...
Рабочая программа по информатике 11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа с аннотацией и КТП по информатике 11 класс (профильный уровень). Реализация программы осуществляется по учебнику «Информатика. 11 класс: учеб. для общеобразовательных организац...
Рабочая программа по информатике 9 класс (профильный уровень) 2 часа
Рабочая программа по информатике 9 класс (профильный уровень) 2 часа, на основе:авторская программа Л.Л.Босова, А.Ю.Босова...