Программа элективного курса "Компьютерная графика и основы дизайна"
элективный курс по информатике и икт (9 класс) на тему

Жукова Татьяна Васильевна

Данный курс рассчитан на обучающихся 9-х классов, содержит теоретическую и практическую части. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу. Всего 22 часа.

 

Профиль курса: информационно-технологический .

 

Главная идея.

Программа эк по совершенствованию методики обучения изобразительному искусству связана с отбором наиболее эффективных методов и приемов обучения, поиском новых средств, способствующих развитию творческого мышления учащихся, формированию и развитию у них графической культуры.

В основу данной программы положена компьютеризация, где ПК служит дидактическим средством интенсификации учебного процесса, углубления приобретаемых знаний, расширения технического кругозора обучаемых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_kompyuternaya_grafika_i_osnovy_dizayna.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:                                      Согласовано:                                 Рассмотрено

Директор МБОУ Зареченская        Зам.директора по УВР:                на заседании ШМО

СОШ                                                                                                         Протокол №____

подпись: __________                    подпись:__________                

 «___» ____________2012г.            «___» ____________2012 г.          «___» ___________2012 г.

 

                                 

                 

        

Программа элективного курса

"Компьютерная графика и основы дизайна"

на 2012-2013 учебный год

Учитель: Жукова Т.В.

Пояснительная записка

Данный курс рассчитан на обучающихся 9-х классов, содержит теоретическую и практическую части. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу. Всего 22 часа.

Профиль курса: информационно-технологический .

Главная идея.

Программа эк по совершенствованию методики обучения изобразительному искусству связана с отбором наиболее эффективных методов и приемов обучения, поиском новых средств, способствующих развитию творческого мышления учащихся, формированию и развитию у них графической культуры.

В основу данной программы положена компьютеризация, где ПК служит дидактическим средством интенсификации учебного процесса, углубления приобретаемых знаний, расширения технического кругозора обучаемых.

Цель курса: 

Развитие интереса к компьютерной графике, дизайну.

Задачи:

Обучающие: 

  1. Расширять знания, полученные на уроках информатики и изобразительного искусства, способствовать их систематизации;
  2. Обучение художественным навыкам оформления документов на компьютере (титульных листов, объявлений, открыток и пригласительных, текстового оформления, рекламных проспектов)
  3. Знакомить с основами знаний в области композиций, дизайна, формообразования;
  4. Развитие интереса к компьютерной графике, дизайну

Развивающие: 

  1. Подготовить сознание школьников к системно-информационному восприятию мира, развивать стремление к самообразованию, обеспечить в дальнейшем социальную адаптацию в информационном обществе и успешную профессиональную и личную самореализацию;
  2. Раскрыть креативные способности, подготовить к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира;
  3. Развивать композиционное мышление, художественный вкус, графическое умение;
  4. Развивать творческое воображение;
  5. Развивать эмоциональную сферу, чувства, душу.
  6. Развивать моторику руки, зрительную память, глазомер.

Воспитательные: 

  1. Формировать информационную и эстетическую культуру обучающихся;
  2. Воспитывать толерантное отношение в группе.
  3. Добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
  4. Воспитывать собранность, аккуратность при подготовке к занятию;
  5. Воспитывать умение планировать свою работу;
  6. Воспитывать умственные и волевые усилия, концентрацию внимания, логичность и развитого воображения;

Формируемые умения и навыки учащихся:

  1. Обучение навыкам планирования работы, самостоятельного выбора техник, инструментов и форм для достижения поставленной задачи, цели.
  2. Навыки оформления документов, выбора стиля, художественных решений.
  3. Умения обрабатывать данные, клипарты и текстовые документы на компьютере.
  4. Самостоятельно контролировать ход выполнения работы, фиксировать последовательность и оценивать результат. 
  5. Делать выводы на основе полученных результатов.

Получаемые учащимися знания:

  1. Работа с компьютером.
  2. Виды и типы компьютерных графических программ.
  3. Виды и типы компьютерной информации.
  4. Растровые и векторные изображения.
  5. Настройка программ к работе.
  6. Возможности программ, плюсы и минусы.
  7. Использование основных инструментов программ, их настройка и особенности.
  8. Особенности оформления деловых документов, художественных документов и художественных изображений.

Актуальность программы в том, что в нашем современном мире возникла необходимость укрепления связей ребёнка с новыми информационными компьютерными  технологиями и искусством.

Новизна программы в том, что она не только прививает навыки и умение работать с графическими программами, но и способствует формированию эстетической культуры. Эта программа не даёт ребёнку “уйти в виртуальный мир”, учит видеть красоту реального мира. Отличительной особенностью является и использование нестандартных материалов при выполнении различных дизайн проектов.

Организация занятий курса и выбор методов опирается на современные психолого-педагогические рекомендации, новейшие методики

Программу курса «Компьютерная графика» отличает практическая направленность преподавания в сочетании с теоретической, творческий поиск, научный и современный подход, внедрение новых оригинальных методов и приемов обучения в сочетании с дифференцированным подходом обучения.

Главным условием каждого занятия является эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить. Каждая встреча – это своеобразное настроение, творческий миг деятельности и полет фантазии, собственного осознания и понимания.

 

Такая модель работы требует от педагога:

  1. Высокого уровня мобильности;
  2. Умения ориентироваться в нестандартных ситуациях;
  3. Педагогической компетентности, желания постоянно учиться
  4. Высокого уровня интеллектуального развития и широкого кругозора

Содержание программы

Курс состоит из 4 разделов:

  1. Работа с программой Microsoft Word   и  Microsoft PowerPoint. Анализ инструментария. Специфика и назначение программ. Знакомство с оформлением документов. Сходства и различия.
  2. Программа растровой графики Adobe PhotoShop. Знакомство с растровой графикой (Corel PHOTO-Paint, Adobe Photoshop). Введение в программу Adobe PhotoShop.Рабочее окно программы Adobe PhotoShop. Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов.. Панели — вспомогательные окна. Просмотр изображения в разном масштабе. Строка состояния.Создание изображения.
  3. Инструментарий программы Corel Draw 
    Основы работы с компьютером, правила техники безопасности, вызов программы, меню и палитра инструментов, основные отличия растровой и векторной графики, слои изображения, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы. Работа с текстом в программах векторной графики.Основные приёмы работы с текстом. Применение эффектов. Объединение и соединение элементов графики. 

Перечень практических заданий:

  1. Практическая работа №1. Дизайнерский проект «Орнамент». Разработка орнамента. Способы обработки изображения, заливка, цветовое решение композиции. Работа с растровой графикой. Настройка интерфейса, параметров. Возможности программ
  2. Практическая работа№2.  Дизайнерский проект «Композиций в технике Городецкой росписи (Хохломской, Жолтовской)». Разработка орнамента. Способы обработки изображения, заливка, цветовое решение композиции.
  3. Практическая работа. Дизайнерский проект «Изготовление баннера».  Получение и закрепление навыков работы с клипартами; Оформление изображения с использованием клипартов и текста Обработка растрового изображения с помощью масок и фильтров
  4. Практическая работа. Дизайнерский проект «Создание афиши». Работа с текстом в программах векторной графики. Основные приёмы работы с текстом. Применение эффектов. Объединение и соединение элементов графики. Защита и оценка проектов и выполненных заданий. Подведение итогов изучения курса.

Технологический блок

Для организации работы кружка по данной программе предполагается наличие компьютерного  класса, оснащенного компьютерными программами типа: Векторная графика: Corel Draw, Adobe Illustrator. Растровая графика: Corel PHOTO-Paint, Adobe Photoshop. Вспомогательные программы: «Архитектура и дизайн», Punch Professional Home Design Suite Platinum Edition

  1. Для работы желательны компьютеры типа Р-3 (Р-4), с монитором 17 дюймов. Цветной принтер .В работе могут использоваться справочники по компьютерной графике.
  2. Курс рассчитан на изучение материала под контролем учителя с обязательным освоением основных навыков и приёмов практической работы с ПК, соблюдением всех правил по ТБ.

 Материально-техническая база: 

  1. учебные компьютерные программы и презентации;
  2. книги, учебные и методические пособия.

Условия, обеспечивающие психолого-педагогическую поддержку детей:

  1. Уровневый подход.
  2. Открытость во взаимодействии педагога и ребенка.
  3. Ориентация на успех.
  4. Разрешение вопросов личностного, социального плана без нарушения прав и свобод личности.

Ожидаемые результаты: 

  1. Систематизация всех интересных находок позволит организовать последующие коллективные и персональные выставки работ.
  2. Компьютерные навыки, полученные в кружке, могут быть востребованы в будущем и помогут самореализоваться в социуме.

.


 

Кол-во часов

Тема/ Краткое содержание теоретической части занятия.

 

Практическая часть

Материал

1

 

1

Занятие по технике безопасности.

Введение «Основные понятия и терминология компьютерного дизайнера» 
Правила поведения в компьютерном классе. Как работать за компьютером и оставаться здоровым. Разучивание комплекса упражнений. Назначение и возможности гр. Программ.  Растровая и векторная графика.  

Демонстрация возможностей программ. 

Corel Draw, «Мой-дизайнер», Adobe Photoshop.

 

 

2-4

 

3

Работа с программой Microsoft Word   и  Microsoft PowerPoint. Анализ инструментария. Специфика и назначение программ. Сходства и различия.

Возможности стандартных программ Microsoft Word и Microsoft PowerPoint . Библиотеки шаблонов. Работа мастера. Шаблоны офисной и деловой графики. Шаблоны графических элементов WWW, наклеек, текстур. Создание поздравительных открыток, календарей, виртуального фотоальбома. Шаблоны, стандартные процедуры Фотомонтаж. Рамки.

Демонстрация интерфейса популярных программ.

 

Microsoft Word Microsoft PowerPoint

 

 5

1

Практическая работа №1. Дизайнерский проект «Орнамент».

Разработка орнамента. Способы обработки изображения, заливка, цветовое решение композиции. Работа с растровой графикой. Настройка интерфейса, параметров. Возможности программ. 

Настройка интерфейса. Демонстрация возможностей.

Corel PHOTO Paint, Adobe Photoshop. 

 

6-8

3

Знакомство с форматами графики. Сравнение основных видов форматов, их предпочтение и использование.
Создание композиций на различных форматах.

Демонстрация графических клипартов

Corel Draw, Corel PHOTO Paint

9, 10

2

Практическая работа№2.  Дизайнерский проект «Композиций в технике Городецкой росписи (Хохломской, Жолтовской)».

Разработка орнамента. Способы обработки изображения, заливка, цветовое решение композиции.

Настройка интерфейса. Демонстрация возможностей.

Corel Draw,

11-16

6

 

 

 

 

 

 Программа растровой графики Adobe PhotoShop. Введение в программу Adobe PhotoShop. Рабочее окно программы Adobe PhotoShop Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов. Панель свойств. Панели — вспомогательные окна. Просмотр изображения в разном масштабе. Строка состояния. Создание изображения.Понятие слоя. Использование слоев для создания коллажа. Операции над слоями: удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение, объединение.

Настройка интерфейса. Демонстрация возможностей.

 

 

 Adobe Photoshop.  Adobe Illustrator.

 

 

17, 18

2

Практическая работа. Дизайнерский проект «Изготовление баннера».

  Применение масок и фильтров в работе».

Настройка интерфейса. Демонстрация возможностей.

Corel Draw

Adobe Photoshop. 

19,м20

2

 

6. Инструментарий программы Corel Draw 
Основы работы с компьютером, правила техники безопасности, вызов программы, меню и палитра инструментов, основные отличия растровой и векторной графики, слои изображения, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы. Работа с текстом в программах векторной графики.Основные приёмы работы с текстом. Применение эффектов. Объединение и соединение элементов графики. 

Показ и объяснение особенностей работы в программах.

 

Corel Draw

21, 22

2

Практическая работа. Дизайнерский проект «Создание афиши».

Работа с текстом в программах векторной графики. Основные приёмы работы с текстом. Применение эффектов. Объединение и соединение элементов графики. Защита и оценка проектов и выполненных заданий. Подведение итогов изучения курса.

Практическая работа в малых группах. Демонстрация проектов и их защита.

Corel Draw

Adobe Photoshop.  Adobe Illustrator

Рекомендуемая литература;

1.   М, Бурлаков. «Согеl Draw 11. Наиболее полное руководство». Санкт-Петербург «БХВ-Петербург» 2003 г.

2.   В. П. Леонтьев. «Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003». Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2003 г.

3.   В. И. Мураховский. «Компьютерная графика. Популярная энциклопедия».  Москва «АСП-ПРЕСС СКД» 2003 г.

«Новая книга знаний» (перевод с англ.). М.: Изд-во «Махаон», 2003.

«КомпьюАрт», №4.1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 8 класса "Дизайн костюма"

Современных выпускников школы особенно привлекают профессии, востребованные в области дизайна. Дизайн – термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью форм...

Программа спецкурса "Компьютерная графика и основы дизайна"

Программа спецкурса рассчитана на 5-7 классы....

Авторская программа элективного курса «Аранжировка цветов в дизайне интерьера» для учащихся 9 класса

       Данная программа предусматривает освоение начальных профессиональных навыков по аранжировке цветов в дизайне интерьера....

Рабочая программа элективного курса "Графика в среде CorelDRAW"

Рабочая программа элективного курса "Графика в среде CorelDRAW"...

Программа предпрофильного курса по выбору"Основы дизайна"

Программа "Основы дизайна" разработана для обучающихся 9 классов с целью выбора профиля обучения и профессионального самоопределения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА ДПИ «ОСНОВЫ ДИЗАЙНА»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка ДПИ "Основы дизайна" рассчитана на учащихся 5-6 классов. Настоящая программа создает условия для социальной, культурной и творческой са...