Программа спецкурса "Компьютерная графика и основы дизайна"
элективный курс по информатике и икт (5 класс) по теме
Программа спецкурса рассчитана на 5-7 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_speckursa_kompyuternaya_grafika_i_osnovy_dizayna.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Майская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО ________________________ Л.Н. Ефремова «____»___________2012г. | Согласовано Зам. директор по УВР _______________________ Л.Р. Жербакова «____»___________2012г. | Утверждаю: Директор МБОУ «Майская СОШ» ________________________ У.С. Федорова «____»___________2012г. |
Программы спецкурсов
в 5-7 классах
«Компьютерная графика и основы дизайна»
Учитель: Ефремова Л.Н.
с. Майск, 2012 г.
Пояснительная записка
Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. В школе над развитием таких умений занимаются на уроках информатики.
В возрасте 11-12 лет ребёнок, как правило, увлекается рисованием и поэтому освоение приемов работы с графическим редактором Paint дается ему легко и просто. Обучающиеся шестого класса уже должны уметь формулировать свои мысли, высказывать их в этом им помогут текстовые редакторы. К обучающимся седьмого класса предъявляются более высокие требования. Они должны уметь готовить доклады, участвовать в конференциях, грамотно оформлять свои работы и уметь кратко излагать свои мысли.
Исходя из выше сказанного, выбрана следующая структура спецкурса, которая состоит из трех разделов:
- «Основы компьютерной графики» (34 часа).
- «Изучаем текстовые редакторы» (34 часа).
- «Создание презентации в PowerPoint» (34 часа).
Программа спецкурса предусматривает проведение занятий в виде традиционных уроков, практических занятий, обучающих уроков, интегрированных уроков и др.
Особое место в овладении данными курсами отводится самостоятельной работе – создание проектов – как подведение итогов.
Обязательным условием допуска ученика к выполнению итогового проекта является прохождение контрольных тестов по каждому разделу.
Программа спецкурса «Компьютерная графика и основы дизайна» общим объёмом 102 часа изучается в течение 3 лет (для учащихся 5-7 классов).
Содержание тем учебного курса.
«Компьютерная графика»
(34 часа – 1 час в неделю)
Тема 1. Обучение работе на компьютере.
Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.
Тема 2. Освоение среды графического редактора Paint.
Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
Тема 3. Редактирование рисунков.
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагментов рисунка. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком.
Тема 4. Точные построения графических объектов.
Геометрические инструменты. Использование клавиши shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Редактирование графических объектов по пикселям. Понятие пиктограммы.
Тема 5. Преобразование рисунка.
Отражение и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка.
Тема 6. Конструирование из мозаики.
Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм – плоских и объёмных. Конструирование с помощью меню готовых форм.
«Изучаем текстовые редакторы»
(34 часа – 1 час в неделю)
Тема 1. Общая характеристика текстового редактора.
История обработки текстовых документов. Назначение текстового редактора. Назначение Основного меню. Команды Основного меню текстового редактора. Технология ввода текста.
Тема 2. Текстовый редактор Блокнот.
Набор и редактирование текста. Вставка, удаление и замена символов. Вставка и удаление пустых строк. Действие с фрагментами текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.
Тема 3. Текстовый редактор WordPad
Оформление абзаца и заголовка. Изменение размера и начертание шрифта. Метод выравнивания. Панель Форматирования. Форматирование абзацев. Ввод и загрузка текста. Нумерованные и маркированные списки.
Тема 4. Текстовый редактор Microsoft Word.
Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа. Форматирования текста. Оформление текста в виде таблицы и печать документа. Включение в текстовый документ графических объектов.
Тема 5. Компьютерный практикум
Выполнение практических работ по изученному материалу.
«Создание презентаций в PowerPoint»
(34 часа – 1 час в неделю)
Тема 1. Назначение приложения PowerPoint. Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды PowerPoint. Запуск и настройка приложения PowerPoint. Назначение панелей инструментов.
Тема 2. Базовая технология создания презентаций.
Выделение этапов создания презентаций. Создание анимации текста, настройка анимации рисунка, запуск и отладка презентации.
Тема 3. Создание презентации
Постановка задач на конкретном примере. Выделение объектов. Создание слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов.
Тема 4. Компьютерный практикум.
Выполнение практических работ по изученному материалу. Выполнение творческого итогового проекта.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
В результате изучения первого раздела «Компьютерная графика»
Обучающиеся должны знать:
- правила работы за компьютером;
- назначение главного меню;
- назначение и возможности графического редактора;
- понятие фрагмента рисунка;
- понятие файла;
- точные способы построения геометрических фигур;
- понятие пиксель и пиктограммы;
- технологию конструирования из меню готовых форм.
Обучающиеся должны уметь:
- работать с мышью;
- выбирать пункты меню;
- запускать программу и завершать работу с ней;
- настраивать панель Инструменты графического редактора Paint;
- создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;
- выделять и перемещать фрагмент рисунка;
- сохранять и открывать графические файлы;
- использовать при построении геометрических фигур клавишу Shift;
- редактировать графический объект по пикселям;
- создавать меню типовых элементов мозаики;
- создавать и конструировать разнообразные графические объекты средствами графического редактора.
В результате изучения второго раздела «Изучаем текстовые редакторы»
обучающиеся должны знать:
- основные объекты текстовых документов и их параметры;
- этапы создания и редактирования текстового документа;
- этапы форматирования текста;
- этапы копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена.
обучающиеся должны уметь:
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- работать с конкретным текстовым редактором;
- уметь создавать текстовые документы с включением таблиц, рисунков.
В результате изучения третьего раздела «Создание презентаций в PowerPoint»:
обучающиеся должны знать:
назначение и функциональные возможности PowerPoint;
объекты и инструменты PowerPoint;
технологии настройки PowerPoint;
объекты, из которых состоит презентация;
этапы создания презентации;
технологию работы с каждым объектом презентации.
обучающиеся должны уметь:
- создавать слайд;
- изменять настройки слайда;
- создавать анимацию текста, изображения;
- представить творческий материал в виде презентации.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Операционная система Windows XP
- Пакет офисных приложений MS Office
- Лобзин Ю.А., Рожавский В.Г. «Графический дизайн», Москва, «Русское слово», 2008 г. + CD приложение.
- Подосенина Т.А. «Искусство компьютерной графики для школьников», Санкт-Петербург, «БХВ-Петербург», 2004 г. + CD приложение.
- Стрелкова Л.М. «Photoshop. Практикум», Москва, «Интеллект-Центр», 2006 г. + CD приложение.
Список литературы
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Дувонов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.. СПб.: БХВ-Петербург,2005-352с.:ил.
Учебно-тематический план
«Компьютерная графика» (34 часа)
1 год занятий
№ п/п | Наименование темы | Всего часов |
Раздел 1 | Обучение на компьютере | 4 |
1.1 | Информация. Информатика. Компьютер. | |
1.2 | Как устроен компьютер. | |
1.3 | Рабочий стол. Управление мышью. Запуск программ. | |
1.4 | Практическая работа по теме: «Обучение работе на компьютере». | |
Раздел 2 | Освоение среды графического редактора Paint. | 6 |
2.1 | Назначение графического редактора Paint. Компьютерная графика. | |
2.2 | Инструменты рисования. Настройка инструментов. | |
2.3 | Панель Палитра. Изменение палитры. | |
2.4 | Свободное рисование. | |
2.5 | Редактирование компьютерного рисунка. | |
2.6 | Проект по теме: «Графический редактор Paint. | |
Раздел 3 | Редактирование рисунков. | 6 |
3.1 | Понятие фрагмента рисунка. | |
3.2 | Выделение, перенос, копирование. | |
3.3 | Понятие файла. Сохранение созданного рисунка. | |
3.4 | Открытие сохранённого рисунка. | |
3.5 | Сборка рисунка из деталей. | |
3.6 | Практическая работа по теме: «Редактирование рисунка». | |
Раздел 4 | Точные построения графических объектов | 8 |
4.1 | Геометрические инструменты. | |
4.2 | Инструменты рисования линий. Построение линий. | |
4.3 | Построение фигур. | |
4.4 | Что такое пиксель и пиктограмма. | |
4.5 | Изменение масштаба просмотра рисунков. | |
4.6 | Редактирование рисунков по пикселям. | |
4.7 | Создание пиктограммы. | |
4.8 | Практическая работа по теме: «Точные построения графических объектов». | |
Раздел 5 | Преобразование рисунка | 4 |
5.1 | Выполнение команд наклона, отражения и поворота. | |
5.2 | Растяжение и сжатие. | |
5.3 | Исполнение надписи. | |
5.4 | Практическая работа по теме: « Преобразование рисунка». | |
Раздел 6 | Конструирование из мозаики | 6 |
6.1 | Меню готовых форм. | |
6.2 | Конструирование из кубиков. | |
6.3 | Композиция из кубиков. | |
6.4 | Проект по теме «Конструирование из мозаики» | |
6.5 | Обобщающее занятие. | |
6.6 | Итого: | 34 |
Учебно-тематический план
«Изучаем текстовые редакторы» (34 часа)
2 год обучения.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов |
Раздел 1 | Общая характеристика текстового редактора | 3 |
1.1 | История обработки текстовых документов. | |
1.2 | Характеристики текстовых документов. | |
1.3 | Объекты текстового документа и их параметры. | |
Раздел 2 | Текстовый редактор Блокнот | 6 |
2.1 | Ввод текста в редакторе Блокнот. | |
2.2 | Редактирование текста. | |
2.3 | Что скрывается в строке меню. | |
2.4 | Действия с фрагментами текста. | |
2.5 | Сохранение данных на компьютере. | |
2.6 | Практическая работа по теме: «Текстовый редактор Блокнот» | |
Раздел 3 | Текстовый редактор WordPad | 7 |
3.1 | Оформление абзаца и заголовка. | |
3.2 | Изменение размера и начертание шрифта. Метод выравнивания. | |
3.3 | Панель форматирования Форматирование абзаца. | |
3.4 | Ввод и загрузка текста. | |
3.5 | Нумерованные и маркированные списки. | |
3.6 | Работа с клавиатурным тренажёром. | |
3.7 | Практическая работа по теме: «Текстовый редактор WordPad» | |
Раздел 4 | Текстовый редактор Microsoft Word | 10 |
4.1 | Знакомимся с текстовым процессором Microsoft Word. | |
4.2 | Способы выделения объектов текстового документа. | |
4.3 | Создание и редактирование текстового документа. | |
4.4 | Форматирование текста. | |
4.5 | Оформление текста в виде таблицы. | |
4.6 | Печать документа. | |
4.7 | Вставка в текст рисунка. | |
4.8 | Оформление художественных заголовков. | |
4.9 | Практическая работа по теме: «Текстовый редактор Microsoft Word . | |
4.10 | Итоговое тестирование. | |
Раздел 5 | Компьютерный практикум | 8 |
5.1 | Редактируем и форматируем текст. Создаём надписи. | |
5.2 | Размещаем текст и графику в таблицы. | |
5.3 | Создание поздравительных открыток. | |
5.4 | Создание поздравительных открыток. | |
5.5 | Творческая проект «Чему я научился». | |
5.6 | Творческая проект «Чему я научился». | |
5.7 | Творческая проект «Чему я научился». | |
5.8 | Обобщающее занятие. Защита проекта | |
Итого: | 34 |
Учебно-тематический план
«Создание презентаций в среде PowerPoint» (34 часа)
2 год обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего часов |
Раздел 1 | Назначение приложения PowerPoint | 5 |
1.1 | Возможности и область использования приложения PowerPoint. | |
1.2 | Объекты презентации. | |
1.3 | Группы инструментов среды PowerPoint. | |
1.4 | Запуск и настройка приложения PowerPoint. | |
1.5 | Назначение панели инструментов. | |
Раздел 2 | Базовые технологии создания презентации | 10 |
2.1 | Выделение этапов создания презентации. | |
2.2 | Создание фона. | |
2.3 | Создание рисунка. | |
2.4 | Вставка рисунков в презентацию. | |
2.5 | Создание анимации текста. | |
2.6 | Создание анимации рисунка. | |
2.7 | Создание анимации рисунка. | |
2.8 | Запуск и отладка презентации. | |
2.9 | Создание презентации «Часы» | |
2.10 | Создание презентации «Часы» | |
Раздел 3 | Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов | 10 |
3.1 | Выделение объектов. | |
3.2 | Создание нескольких слайдов согласно сценарию. | |
3.3 | Работа с сортировщиком слайдов. | |
3.4 | Создание презентации «Времена года». | |
3.5 | Создание презентации «Времена года». | |
3.6 | Создание презентации «Скакалочка». | |
3.7 | Создание презентации «Скакалочка». | |
3.8 | Создание презентации на свободную тему. | |
3.9 | Создание презентации на свободную тему. | |
3.10 | Создание презентации на свободную тему. | |
Раздел 4 | Компьютерный практикум | 9 |
4.1 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | |
4.2 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | |
4.3 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | |
4.4 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | |
4.5 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | |
4.6 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | |
4.7 | Защита проектов. | |
4.8 | Защита проектов. | |
4.9 | Обобщающее занятие. | |
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Основы дизайна с использованием компьютерной графики»
Компьютерный дизайн, компьютерная графика – это искусство и его можно постигать. Программа «Основы дизайна с использованием компьютерной графики» научит видеть красоту, поможет обрести диз...
Программа клуба «Радужный кот» (Основы дизайна)
Программа расчитана на детей с 5 по 9 класс. Клуб, работающий по этой программе имеет направление художественно – эстетического цикла. Ориентирован на оформление интерьеров к школьным праздникам...
Программа элективного курса "Компьютерная графика и основы дизайна"
Данный курс рассчитан на обучающихся 9-х классов, содержит теоретическую и практическую части. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу. Всего 22 часа....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА научно-технической направленности «Основы компьютерной графики и дизайна»
Программа «Основы компьютерной графики и дизайна» имеет научно-техническую направленность. Ее содержание направлено на систематизацию знаний о современных графических программах, а также п...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА научно-технической направленности «Основы компьютерной графики и дизайна»
Программа «Основы компьютерной графики и дизайна» имеет научно-техническую направленность. Ее содержание направлено на систематизацию знаний о современных графических программах, а также п...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (7-8 классы) "Компьютерная графика и основы дизайна"
quot;Компьютерная графика и основы дизайна" 7-8 классы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерная графика и Web-дизайн»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерная графика и Web-дизайн» имеет техническую направленность и рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного о...