серия уроков по теме "Компьютер" с использованием ЦОРов
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме
серия уроков по теме "Компьютер" с использованием ЦОРов на платформе "1С-Образование 4. Школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_po_teme_kompyuter_7_kl.doc | 460 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработки уроков
Урок 6 Теория. Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти.
Цель урока: знакомство с назначением и устройствами компьютера, принципами организации внутренней и внешней памяти.
Задачи:
- обучающие: Показать связь между человеком и компьютером. Рассмотреть основные устройства компьютера. ввести понятие данных, программы, внутренней и внешней памяти.
-развивающие: Развивать у учащихся умения воспринимать, анализировать, развивать навыки сопоставления и обобщения.
-воспитательные: Развить самостоятельность, аккуратность, внимательность.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Формы работы учащихся: интерактивная, индивидуальная, самостоятельная с компьютерными модулями.
Таблица 1.
ХОД И СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Время |
1. Самоопределение к | -Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Садитесь. | Организация. | Приветствие. Организует внимание уч-ся | 1-2 |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Давайте вспомним название всех устройств компьютера http://learningapps.org/102050 | Восприятие Интерактивная форма | Корректировка ответов детей | 5-7 |
3.Формулирование цели и задачи урока. | Мы сегодня продолжаем изучение «Назначение и устройство компьютера» | Формулировка темы и задачи урока. Фиксируют в тетрадях. | Корректирует ответы учащихся, фиксирует тему на доске или экране. | 2 |
4. Постановка учебной | Все устройства, это отдельные части, а как они взаимодействуют? http://www.fcior.edu.ru/metadata/3298/arhitektura-kompyutera.html | Принципы фон Неймана | Дети открывают ЦОР, учитель объясняет принципы взаимодействия устройств | 12-15 |
5. Первичное закрепление. | Компьютерная память. Какие виды Вы знаете? | Комплект Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75302/?interface=teacher&class[]=50&class[]=51&subject=19 | Анализирует результаты выполнения учащимися заданий, ответы. | 10 |
6. Построение проекта | Откройте ЦОР и разместите устройства и контроллеры | Интерактивная форма. http://files.school-collectio n.edu.ru/dlrstore/e2d9e993-1ea6-4e75-980c-8844e3cd62b4/9_50.swf | Корректировка высказываний, помощь при обобщении, формулировании выводов. | 5 |
7. Домашнее задание | Бланк-задание. Фрагмент рабочей тетради. Закрепление знаний; формирование умений. | Объясняет домашнее задание. | 5 | |
8. Рефлексия деятельности | Подведение итогов и оценивание. | Подводит итоги урока, оценивает деятельность учащихся. |
Урок 7. Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции.
Цель урока: Ввести понятие программного обеспечения, системы программирования, сервисных программ. Рассмотреть типы программного обеспечения.
Задачи:
- обучающее: дать и развести понятия ПО, СПО, СПО
-развивающие: Развивать у учащихся умения воспринимать, анализировать, развивать навыки сопоставления и обобщения.
-воспитательные: Развить самостоятельность, аккуратность, внимательность
Тип урока: Объяснение нового материала.
Формы работы учащихся: интерактивная, индивидуальная, самостоятельная с компьютерными модулями
ХОД И СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Время |
1. Самоопределение к | -Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Садитесь. | Организация. | Приветствие. Организует внимание учащихся. | 1-2 |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Проверка д/з - письменный опрос | 5-7 | ||
3. Постановка учебной | Постановка проблемного вопроса: Мы разобрались с физическими устройствами компьютера. А как они взаимодействуют между собой, по средством чего? Как называются полоски на материнской плате? http://learningapps.org/99284 | Формулировка темы и задачи урока. Демонстрация материнской платы | Корректирует ответы учащихся, фиксирует тему на доске или экране. Это дорожки, пути взаимодействия устройств и микросхем, но так же для этого используется шлейф. Дайте разберемся, что такое, магистрально-модульный принцип построение ПК | 2 |
4. Построение проекта | Существует ещё 1 принцип. Как вы думаете, какой? ЦОР: структура ПК | Фиксируют в тетрадях. ЦОР: структура ПК в конспекте оформить таблицу | Корректировка структуры таблицы | 5 |
5. Самостоятельная работа с | Работа по группам ЦОР: Операционная система Система прогр обеспеч. Системы программирования Прикладное програмн. обеспечен | Защита своего вопроса | Анализирует результаты выполнения учащимися заданий, ответы. | 15-20 |
6. Закрепление материала и формулирование вывода. | Мы уже выяснили, что | Интерактивная форма. http://learningapps.org/10728 | Корректировка высказываний, помощь при обобщении, формулировании выводов. | 5 |
7. Домашнее задание | Бланк-задание. Фрагмент рабочей тетради. Закрепление знаний; формирование умений. | Объясняет домашнее задание. | 5 | |
8. Рефлексия деятельности | Подведение итогов и оценивание. | Подводит итоги урока, оценивает деятельность учащихся. |
Урок 8. Тема урока: Пользовательский интерфейс.
Цели урока:
Ввести понятие объекта, объектно-ориентированного интерфейса. Рассмотреть основные свойства объектов и действия над ними.
Развить самостоятельность, аккуратность, внимательность.
Методы обучения: беседа.
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Проверка домашнего задания:
2) Выберите из предложенного списка программы, относящиеся к :
а) системному ПО; б) прикладному ПО.
- программа обучения английскому языку;
- текстовый редактор Word;
- операционная система Linux;
- операционная система Windows XP;
- тренажер клавиатуры;
- антивирусная программа DrWeb;
- компьютерная игра DOOM II;
- графический редактор CorelDraw.
3) Какой тип программного обеспечения предназначен для профессиональных программистов?
4) Без какого типа программного обеспечения работа компьютера в принципе невозможна?
3.Постановка учебной задачи.
Разработчики современного программного обеспечения стараются сделать работу пользователя за компьютером удобной, простой, наглядной. Потребительские качества любой программы во многом определяются удобством ее взаимодействия с пользователем.
Способ взаимодействия программы с пользователем называют пользовательским интерфейсом. Удобный для пользователя способ взаимодействия называется дружественным пользовательским интерфейсом.
Объектно-ориентированный интерфейс
ЦОР № 9. Объектно-ориентированный графический интерфейс
Интерфейс современных системных и прикладных программ носит название объектно-ориентированного интерфейса. Примером операционной системы, в которой реализован объектно-ориентированный подход, является Windows.
Операционная система работает с множеством объектов, к числу которых относятся: документы, программы, дисководы, принтеры и другие объекты, с которыми мы имеем дело, работая в операционной системе.
Документы содержат некоторую информацию: текст, звук, картинки и т. д. Программы используются для обработки документов. Отдельные программы и документы неразрывно связаны между собой: текстовый редактор работает с текстовыми документами, графический редактор — с фотографиями и иллюстрациями, программа обработки звука позволяет записывать, исправлять и прослушивать звуковые файлы.
Документы и программы — это информационные объекты. А такие объекты, как дисководы и принтеры, являются аппаратными (физическими) объектами. С объектом операционная система связывает:
- имя;
- графическое обозначение;
- свойства;
- поведение.
В интерфейсе операционной системы для обозначения документов, программ, устройств используются значки (их еще называют пиктограммами, иконками) и имена. Имя и значок дают возможность легко отличить один объект от другого:
С каждым объектом связан определенный набор свойств и множество действий, которые могут быть выполнены над объектом.
Например, свойствами документа являются его местоположение в файловой структуре и размер. Действия над документом: открыть (просмотреть или прослушать), переименовать, напечатать, скопировать, сохранить, удалить и др.
Контекстное меню
Операционная система обеспечивает одинаковый пользовательский интерфейс при работе с разными объектами. В операционной системе Windows для знакомства со свойствами объекта и возможными над ним действиями используется контекстное меню.
Меню — это выводимый на экран список, из которого пользователь может выбирать нужный ему элемент.
В меню на рисунке все пункты, кроме последнего, относятся к действиям, которые можно выполнить с документом. Выбор нужного пункта меню производится с помощью клавиш управления курсором или манипулятора (например, мыши). Если выбрать пункт меню «Свойства», то на экран будет выведен список свойств данного объекта.
ЦОР № 11. Разновидности пользовательского интерфейса
ЦОР № 15. Элементы оконного интерфейса Windows
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1. Запустить программу WordPad.
2. Установить ширину и высоту окна WordPad -примерно в 1/2 часть экрана и поместить его в левом верхнем углу рабочего стола.
3. Запустить программу Калькулятор и поместить окно этой программы в правом верхнем углу рабочего стола.
4. Запустить программу Paint, и поместить окно этой программы в левом верхнем углу рабочего стола.
5. Переключиться в программу WordPad и развернуть окно программы на полный экран.
6. Переключиться в программу Калькулятор и свернуть окно этой программы.
7. Завершить выполнение программы Paint.
8. Восстановить прежние размеры окна программы WordPad.
9. Завершить выполнение программы Калькулятор.
10. Завершить выполнение программы WordPad.
11. С помощью справочной системы Windows найти информацию о том, как правильно завершить работу операционной системы и выключить компьютер.
12. Пользуясь найденными выше сведениями (см. пункт 11), завершить работу и выключить компьютер.
5. Закрепление изученного.
В форме фронтального опроса:
1. Что такое пользовательский интерфейс?
2. Чем характеризуется объект (с точки зрения объектно-ориентированного подхода)?
3. Каким образом можно узнать свойства объекта или выполнить действие над ним?
6. Домашнее задание.
ЦОР № 2. Домашнее задание № 9
Урок 9. Тема урока: « Файлы и файловые структуры»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели урока:
1. Продолжить знакомство с компьютером.
2. Познакомить учащихся с понятием «Файл», « Каталог» и с файловой структурой
3. Развивать логическое мышление.
4. Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер.
- Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Постановка учебной задачи.
Файловая система, как часть операционной системы.
Вы уже знакомились с понятием « Файл», так что же это такое?
Файл- это именованная совокупность данных (информации) на внешнем носителе.
А какая информация хранится в компьютере?
В файлах, на устройствах внешней памяти хранится всё программное обеспечение компьютера.
Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами. Даже для того, чтобы поиграть в компьютерную игру, нужно узнать, в каком файле хранится её программа, суметь отыскать этот файл.
- Чтобы найти нужный файл, пользователю должно быть известно:
1. Какое имя файла
2. Где хранится файл
- Практически во всех операционных системах имя файла составляется из двух частей, разделённых точкой. Lena.txt
- Слева от точки находится собственное имя файла (Lena). Точка и следующая за ней часть имени называется расширением или типом файла (.txt).
- В операционной системе Windows XP в именах файлов допускается использование русских букв; максимальная длина имени 255 символов.
Расширение – обозначает тип файла, задается программой автоматически.
Размер _ - выражается в байтах.
Дата – создания, дата последней модификации
ЦОР № 2. Имя файла. Путь к файлу
расширение txt - текстовый файл (содержит текст); расширение pcx — графический файл (содержит рисунок), zip или rar — архивный файл (содержит архив — сжатую информацию), pas — программу на языке Паскаль.
Файлы, содержащие выполнимые компьютерные программы, имеют расширения ехе или соm.
2.Файловая структура диска. ЦОР № 13
Работа с файлами на компьютере производится с помощью файловой системы.
Файловая система- это функциональная часть операционной системы, обеспечивающая выполнение операций над файлами.
- А теперь мы рассмотрим файлы, хранящиеся на дисках (магнитных, оптических). На одном компьютере может быть несколько дисководов- устройств работы с дисками.
- Каждому дисководу присваивается однобуквенное имя: А, В, С. Часто на персональных компьютерах диск большой ёмкости, встроенный в системный блок, делят на разделы. Каждый из этих разделов называется логическим диском, и ему присваивается имя С, D, Е. Имена А и В относятся к сменным дискам малого объёма - гибким дискам (дискетам).
- Первой «координатой» определяющей место расположения файла, являются имя логического диска, содержащего файл.
Для удобства поиска информации файлы объединяют в группы, называемые каталогами (DOS) или папками (Windows).
Каталог (директория) – специальное место на диске, где регистрируются имена файлов и информация о них (размер, дата и время и последнего изменения и указание на начало размещения файла на диске).
Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом.
Файловая структура диска- это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.
- Существует две разновидности файловых структур: простая или одноуровневая, и иерархическая - многоуровневая.
Одноуровневая файловая структура- это простая последовательность файлов.
Например: список, в котором каждый элемент определяется по его номеру.
- В классном журнале все ученики записаны по алфавиту, в результате чего их можно представить в виде списка:
№ | Фамилия |
1 | Александров |
2 | Бородин |
3 | Воронин |
4 | Григорьев |
Многоуровневая файловая структура- древовидный способ организации файлов на диске.
- Каждый элемент определяется путём, который к нему ведёт, начиная от вершины.
3.Понятие «Файл» и «Каталог».
- Следующим по величине элемент файловой структуры называется Каталогом.
- Каталог может иметь имя, может содержать внутри себя множество файлов. Каталог самого верхнего уровня, который не вложен ни в какие другие, называется корневым каталогом.
- Второй «координатой», определяющей место расположение файла, является путь к файлу на диске.
Путь к файлу- это последовательность состоящая из имён каталогов, начиная от корневого и заканчивая тем, в котором хранится файл.
- Последовательно записанное имя логического диска, путь к файлу и имя файла составляет полное имя файла.
4. Операционная система Windows XP.
- Для того, чтобы мы могли не думать о том, как в компьютере происходит работа процессора с программами, данными, существует специальная программа- Операционная система
- Операционная система обеспечивает возможность запуска самых разных программ.
- Первая Операционная система Windows 95 использовалась в 1995 году. В 1998 году была выпущена Операционная система Windows 98- система ориентирована на работу с компьютерами, подключёнными к Интернету.
- В этом классе компьютеры работают в Операционная система Windows XP. Основной объект Windows XP окна.
- Как вы думаете почему основной объект Windows XP окна?
Windows в переводе – окно и поэтому всё что представлено в компьютере всё в виде окон.
- Давайте посмотрим какие виды окон у нас есть.
- окна папок;
- диалоговые окна;
- окна приложений;
- окна справочной системы.
3. Рефлексия деятельности (итог урока)
- Как называется операционная система используемая в компьютерном классе?
- Сколько логических дисков и какие имена они имеют в операционной системе.
Домашнее задание.
Урок №10. Работа с файловой структурой операционной системы.
Цели урока:
Научить работать с файловой структурой операционной системы: создавать, удалять, перемещать папки и файлы.
Развить самостоятельность, аккуратность, внимательность.
Методы обучения: лабораторная работа.
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Проверка домашнего задания:
1) В каталоге зарегистрированы файлы: ball.exe, ball.txt, ball.bmp, ball.mid.
а) Какой файл нужно запустить на выполнение, чтобы начать игру Ball?
б) В каком файле может храниться инструкция к игре?
в) В каком файле может храниться заставка к игре?
г) В каком файле может хранится музыкальное сопровождение к игре?
2) На экран выведено содержимое каталога Ball:
ball.exe | 35600 | 10.05.93 | 10:30 |
ball.txt | 2050 | 12.05.93 | 18:50 |
ball.rez | 1700 | 25.09.96 | 14:25 |
Какую информацию о файле ball.exe можно получить из этого списка?
3) Указаны пути от корневого каталога к некоторым файлам, хранящимся на магнитном диске. Заглавными буквами обозначены имена каталогов, строчными – имена файлов:
\BOX\LETTER\peter.txt
\BOX\LETTER\kate.txt
\LETTER\WORK\april.txt
\LETTER\WORK\may.txt
\LETTER\FRIEND\SCHOOL\mary.txt
\LETTER\FRIEND\sport.txt
Отобразите файловую структуру в виде дерева.
4) Дано дерево иерархической файловой структуры на магнитном диске. Заглавными буквами обозначены имена каталогов, строчными — имена файлов. Запишите полный путь к файлам kate.txt, friend.txt, peter.txt.
3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1. Создать в папке С:\SCHOOL папку с именем NEW.
2. Скопировать в созданную папку NEW из папки C:\WORK папку LОRА и файлы gramota.doc и uspev.xls.
3. Зайти в папку С:\SСНООL\NEW и переименовать папку LORA в папку STAR.
4. Переместить папку STAR в папку C:\WORK.
5. Удалить из папки С:\SCHOOL папку NEW, а из папки C:\WORK — папку STAR.
6. Очистить Корзину.
7. Вывести содержимое папки C:\WORK\TEST\DATA в полной форме (Таблица), отсортировав ее по размеру файлов (по убыванию).
8. Определить, какой файл в папке C:\WORK\TEST\DATA имеет самый большой размер.
9. Вывести содержимое папки C:\WORK\TEST\DATA в полной форме (Таблица), отсортировав ее по времени создания файлов (по возрастанию).
4. Кроссворд по теме: Первое знакомство с компьютером.
Урок №11. Тест по теме «Введение в предмет. Человек и информация. Первое знакомство с компьютером».
Цели урока:
Проверить усвоение темы «Введение в предмет. Человек и информация. Первое знакомство с компьютером».
Развить самостоятельность, аккуратность, внимательность.
Методы обучения: контроль знаний
План урока:
1. Организационный момент.
Постановка задач урока. Сегодня мы проверим знания по теме «Введение в предмет. Человек и информация. Первое знакомство с компьютером». Обязательно сами проверьте работы
2. Тестирование. Итоговый тест к главе 1 Человек и информация
3. Подведение итогов урока.
Resource id #5864
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
серия уроков по теме "Использование информационных технологий на уроках ненецкого языка"
Говоря об использовании компьютерной технологии на уроках ненецкого языка в начальной школе, нужно отметить, что первый мой опыт убедил в целесообразности ее использования для организации диффер...
Использование ЦОРов на уроках и во внеурочное время. ( Из выступления на педсовете)
"Использование ЦОРов на уроках и во внеурочное время", - так была обозначена тема выступления на педагогическом совете. Учитель делится небольшими победами своих учеников благодаря использованию ИКТ-т...
Обобщение опыта работы по теме "Проектирование комбинированных уроков химии с использованием ЦОРов нового поколения (ОМС)
Описание опыта работы по теме "Проектирование комбинированных уроков химии с использованием ЦОРов нового поколения (ОМС)...
Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем
Тип урока: комбинированный урок систематизации знаний, умений и навыков.Цели урока: Образовательные: Обеспечить в ходе урока по...
Учебно-методический материал для урока английского языка из серии уроков «Дом, милый дом!», направленный на углубленное использование лексических единиц по теме “The places, where we live in; the types of dwellings", построение синонимических рядов.
Учебно-методический материал для урока английского языка из серии уроков «Дом, милый дом!», направленный на углубленное использование лексических единиц по теме “The places, where we live in; the...
Доклад "Использование ЦОРов в образовательном пространстве" (от презентации - к веб-квесту)
О том, что компьютер способен оказать огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в р...
Выступление на РМО учителей технологии «Моделирование урока с использованием ЦОРов, ЭОРов на основе системно-деятельностного подхода»
Выступление на РМО учителей технологии «Моделирование урока с использованием ЦОРов, ЭОРов на основе системно-деятельностного подхода»...