серия уроков по теме "Компьютер" с использованием ЦОРов
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме

Малета Виктория Викторовна

серия уроков по теме "Компьютер" с использованием ЦОРов на платформе "1С-Образование 4. Школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_po_teme_kompyuter_7_kl.doc460 КБ

Предварительный просмотр:

Разработки уроков

Урок 6 Теория.  Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти.

Цель урока: знакомство с назначением и устройствами компьютера, принципами организации внутренней и внешней памяти.

Задачи:

- обучающие: Показать связь между человеком и компьютером. Рассмотреть основные устройства компьютера. ввести понятие данных, программы, внутренней и внешней памяти.

-развивающие: Развивать у учащихся умения воспринимать, анализировать, развивать навыки сопоставления и обобщения.

-воспитательные: Развить самостоятельность, аккуратность, внимательность.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Формы работы учащихся: интерактивная, индивидуальная, самостоятельная с компьютерными модулями.

Таблица 1.

ХОД  И СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Время

1. Самоопределение к
деятельности
. Организационный

-Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Садитесь.

Организация.

Приветствие. Организует внимание уч-ся

1-2

2. Актуализация знаний и

фиксация затруднений в

деятельности.

Давайте вспомним название всех устройств компьютера  http://learningapps.org/102050

Восприятие

Интерактивная форма

Корректировка ответов детей

5-7

3.Формулирование цели и задачи урока.

Мы сегодня продолжаем изучение «Назначение и устройство компьютера»

Формулировка темы и задачи урока.

Фиксируют в тетрадях.

Корректирует ответы учащихся, фиксирует тему на доске или экране.

2

4. Постановка учебной
задачи.

Все устройства, это отдельные части, а как они взаимодействуют?

http://www.fcior.edu.ru/metadata/3298/arhitektura-kompyutera.html 

Принципы фон Неймана

Дети открывают ЦОР, учитель объясняет принципы взаимодействия устройств

12-15

5. Первичное закрепление.

Компьютерная память.  

Какие виды Вы знаете?

Комплект Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75302/?interface=teacher&class[]=50&class[]=51&subject=19 

Анализирует

результаты выполнения учащимися заданий, ответы.

10

6. Построение проекта
выхода из затруднения.

Откройте ЦОР и разместите устройства и контроллеры

Интерактивная форма. http://files.school-collectio                       n.edu.ru/dlrstore/e2d9e993-1ea6-4e75-980c-8844e3cd62b4/9_50.swf 

Корректировка высказываний, помощь при обобщении, формулировании  выводов.

5

7. Домашнее задание

Бланк-задание. Фрагмент рабочей тетради. Закрепление знаний; формирование умений.

Объясняет домашнее задание.

5

8. Рефлексия деятельности
(итог урока)

Подведение итогов и оценивание.

Подводит итоги урока, оценивает деятельность учащихся.

Урок 7.  Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции.

Цель  урока: Ввести понятие программного обеспечения, системы программирования, сервисных программ. Рассмотреть типы программного обеспечения.

Задачи:  

- обучающее: дать и развести понятия ПО, СПО, СПО      

-развивающие:  Развивать у учащихся умения воспринимать, анализировать, развивать навыки  сопоставления и обобщения.

-воспитательные: Развить самостоятельность, аккуратность, внимательность

Тип урока:                     Объяснение нового материала.

Формы работы  учащихся:    интерактивная, индивидуальная,  самостоятельная с компьютерными модулями

ХОД  И СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Время

1. Самоопределение к
деятельности.
Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Садитесь.

Организация.

Приветствие. Организует внимание учащихся.

1-2

2. Актуализация знаний и

фиксация затруднений в

деятельности.

Проверка д/з - письменный опрос

5-7

3. Постановка учебной
задачи.

Постановка проблемного вопроса: Мы разобрались с физическими устройствами компьютера. А как они взаимодействуют между собой, по средством чего?

Как называются полоски на материнской плате? http://learningapps.org/99284

Формулировка темы и задачи урока.

Демонстрация материнской платы

Корректирует ответы учащихся, фиксирует тему на доске или экране.

Это дорожки, пути взаимодействия устройств и микросхем, но так же для этого используется шлейф.

Дайте разберемся, что такое, магистрально-модульный принцип построение ПК

2

4. Построение проекта
выхода из затруднения.

 Существует ещё 1 принцип. Как вы думаете, какой?

ЦОР: структура ПК

Фиксируют в тетрадях. ЦОР: структура ПК в конспекте оформить таблицу

Корректировка структуры таблицы

5

5. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.

Работа по группам

ЦОР:

Операционная система Система прогр обеспеч. Системы программирования Прикладное програмн. обеспечен

Защита своего вопроса

Анализирует результаты выполнения учащимися заданий, ответы.

15-20

6. Закрепление материала и формулирование вывода.

Мы уже выяснили, что

Интерактивная форма. http://learningapps.org/10728 

Корректировка высказываний, помощь при обобщении, формулировании  выводов.

5

7. Домашнее задание

Бланк-задание. Фрагмент рабочей тетради. Закрепление знаний; формирование умений.

Объясняет домашнее задание.

5

8. Рефлексия деятельности
(итог урока)

Подведение итогов и оценивание.

Подводит итоги урока, оценивает деятельность учащихся.

Урок 8. Тема урока: Пользовательский интерфейс.

Цели урока:

 Ввести понятие объекта, объектно-ориентированного интерфейса. Рассмотреть основные свойства объектов и действия над ними.

Развить самостоятельность, аккуратность, внимательность.

Методы обучения: беседа.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Проверка домашнего задания:

2) Выберите из предложенного списка программы, относящиеся к :

а) системному ПО;                        б) прикладному ПО.

  • программа обучения английскому языку;
  • текстовый редактор Word;
  • операционная система Linux;
  • операционная система Windows XP;
  • тренажер клавиатуры;
  • антивирусная программа DrWeb;
  • компьютерная игра DOOM II;
  • графический редактор CorelDraw.

3) Какой тип программного обеспечения предназначен для профессиональных программистов?

4) Без какого типа программного обеспечения работа компьютера в принципе невозможна?

3.Постановка учебной задачи.

Разработчики современного программного обеспечения стараются сделать работу пользователя за компьютером удобной, простой, наглядной. Потребительские качества любой программы во многом определяются удобством ее взаимодействия с пользователем.

Способ взаимодействия программы с пользователем называют пользовательским интерфейсом. Удобный для пользователя способ взаимодействия называется дружественным пользовательским интерфейсом.

Объектно-ориентированный интерфейс

ЦОР № 9.  Объектно-ориентированный графический интерфейс

Интерфейс современных системных и прикладных программ носит название объектно-ориентированного интерфейса. Примером операционной системы, в которой реализован объектно-ориентированный подход, является Windows.

Операционная система работает с множеством объектов, к числу которых относятся: документы, программы, дисководы, принтеры и другие объекты, с которыми мы имеем дело, работая в операционной системе.

Документы содержат некоторую информацию: текст, звук, картинки и т. д. Программы используются для обработки документов. Отдельные программы и документы неразрывно связаны между собой: текстовый редактор работает с текстовыми документами, графический редактор — с фотографиями и иллюстрациями, программа обработки звука позволяет записывать, исправлять и прослушивать звуковые файлы.

Документы и программы — это информационные объекты. А такие объекты, как дисководы и принтеры, являются аппаратными (физическими) объектами. С объектом операционная система связывает:

  • имя;
  • графическое обозначение;
  • свойства;
  • поведение.

В интерфейсе операционной системы для обозначения документов, программ, устройств используются значки (их еще называют пиктограммами, иконками) и имена. Имя и значок дают возможность легко отличить один объект от другого:

С каждым объектом связан определенный набор свойств и множество действий, которые могут быть выполнены над объектом.

Например, свойствами документа являются его местоположение в файловой структуре и размер. Действия над документом: открыть (просмотреть или прослушать), переименовать, напечатать, скопировать, сохранить, удалить и др.

Контекстное меню

Операционная система обеспечивает одинаковый пользовательский интерфейс при работе с разными объектами. В операционной системе Windows для знакомства со свойствами объекта и возможными над ним действиями используется контекстное меню.

Меню — это выводимый на экран список, из которого пользователь может выбирать нужный ему элемент.

В меню на рисунке все пункты, кроме последнего, относятся к действиям, которые можно выполнить с документом. Выбор нужного пункта меню производится с помощью клавиш управления курсором или манипулятора (например, мыши). Если выбрать пункт меню «Свойства», то на экран будет выведен список свойств данного объекта.

ЦОР № 11.  Разновидности пользовательского интерфейса

ЦОР № 15.  Элементы оконного интерфейса Windows

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1. Запустить программу WordPad.

 2. Установить ширину и высоту окна WordPad -примерно в 1/2 часть экрана  и поместить его в левом верхнем углу рабочего стола.

3. Запустить программу Калькулятор и поместить окно этой программы в правом верхнем углу рабочего стола.

4. Запустить программу Paint, и поместить окно этой программы в левом верхнем углу рабочего стола.

5. Переключиться в программу WordPad и развернуть окно программы  на полный экран.

6. Переключиться в программу Калькулятор и свернуть окно этой программы.

7. Завершить выполнение программы Paint.

8. Восстановить прежние размеры окна программы WordPad.

9. Завершить выполнение программы Калькулятор.

10. Завершить выполнение программы WordPad.

11. С помощью справочной системы Windows найти информацию о том, как правильно завершить работу операционной системы и выключить компьютер.

12. Пользуясь найденными выше сведениями (см. пункт 11), завершить работу и выключить компьютер.

5. Закрепление изученного.

В форме фронтального опроса:

1. Что такое пользовательский интерфейс?

2. Чем характеризуется объект (с точки зрения объектно-ориентированного подхода)?

3. Каким образом можно узнать свойства объекта или выполнить действие над ним?

6. Домашнее задание.

ЦОР № 2. Домашнее задание № 9

Урок 9. Тема урока: « Файлы и файловые структуры»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели урока:

1. Продолжить знакомство с компьютером.

2. Познакомить учащихся с понятием «Файл», « Каталог» и с файловой структурой

 3. Развивать логическое мышление.

 4. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: компьютер.

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
  2. Постановка учебной задачи.

Файловая система, как часть операционной системы.

Вы уже знакомились с понятием « Файл», так что же это такое?

Файл- это именованная совокупность данных (информации) на внешнем носителе.

А какая информация хранится в компьютере?

В файлах, на устройствах внешней памяти хранится всё программное обеспечение компьютера.

Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами. Даже для того, чтобы поиграть в  компьютерную игру, нужно узнать, в каком файле хранится её программа, суметь отыскать этот файл.

- Чтобы найти нужный файл, пользователю должно быть известно:

1. Какое имя файла

2. Где хранится файл

- Практически во всех операционных системах имя файла составляется из двух частей, разделённых точкой.     Lena.txt

- Слева от точки находится собственное имя файла (Lena). Точка и следующая за ней часть имени называется расширением или типом файла (.txt).

- В операционной системе Windows XP в именах файлов допускается использование русских букв; максимальная длина имени 255 символов.

Расширение – обозначает тип файла, задается программой автоматически.

Размер _ - выражается в байтах.

Дата – создания, дата последней модификации

ЦОР № 2.  Имя файла. Путь к файлу

расширение txt - текстовый файл (содержит текст); расширение pcx — графический файл (содержит рисунок), zip или rar — архивный файл (содержит архив — сжатую информацию), pas — программу на языке Паскаль.

Файлы, содержащие выполнимые компьютерные программы, имеют расширения ехе или соm.

2.Файловая структура диска.  ЦОР № 13

Работа с файлами на компьютере производится с помощью файловой системы.

 Файловая система- это функциональная часть операционной системы, обеспечивающая выполнение операций над файлами.

 - А теперь мы рассмотрим файлы, хранящиеся на дисках  (магнитных, оптических). На одном компьютере может быть несколько дисководов- устройств работы с дисками.

- Каждому дисководу присваивается однобуквенное имя: А, В, С.  Часто на персональных компьютерах диск большой ёмкости, встроенный в системный блок, делят на разделы. Каждый из этих разделов называется логическим диском, и ему присваивается имя С, D, Е. Имена А и В относятся к сменным дискам малого объёма - гибким дискам (дискетам).

- Первой «координатой» определяющей место расположения файла, являются имя логического диска, содержащего файл.

 Для удобства поиска информации файлы объединяют в группы, называемые каталогами (DOS) или папками (Windows).

Каталог (директория) – специальное место на диске, где регистрируются имена файлов и информация о них (размер, дата и время и последнего изменения и указание на начало размещения файла на диске).

Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом.

Файловая структура диска- это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.

- Существует две разновидности файловых структур: простая или одноуровневая, и иерархическая - многоуровневая.

Одноуровневая файловая структура- это простая последовательность файлов.

Например: список, в котором каждый элемент определяется по его номеру.

- В классном журнале все ученики записаны по алфавиту, в результате чего их можно представить в виде списка:

Фамилия

1

Александров

2

Бородин

3

Воронин

4

Григорьев

Многоуровневая файловая структура- древовидный способ организации файлов на диске.

- Каждый элемент определяется путём, который к нему ведёт, начиная от вершины.

3.Понятие «Файл» и «Каталог».

- Следующим по величине элемент файловой структуры называется Каталогом.

- Каталог может иметь имя, может содержать внутри себя множество файлов. Каталог самого верхнего уровня, который не вложен ни в какие другие, называется корневым каталогом.

- Второй «координатой», определяющей место расположение файла, является путь к файлу на диске.

Путь к файлу- это последовательность состоящая из имён каталогов, начиная от корневого и заканчивая тем, в котором хранится файл.

- Последовательно записанное имя логического диска, путь к файлу и имя файла составляет полное имя файла.

4. Операционная система Windows XP.

- Для того, чтобы мы могли не думать о том, как в компьютере происходит работа процессора с программами, данными, существует специальная программа- Операционная система

- Операционная система обеспечивает возможность запуска самых разных программ.

- Первая Операционная система Windows 95 использовалась в 1995 году. В 1998 году была выпущена Операционная система Windows 98- система ориентирована на работу с компьютерами, подключёнными  к Интернету.

- В этом классе компьютеры работают в Операционная система Windows XP. Основной объект Windows XP окна.

- Как вы думаете  почему основной объект Windows XP окна?

Windows  в переводе – окно и поэтому всё что представлено в компьютере всё в виде окон.

- Давайте посмотрим какие виды окон у нас есть.

  • окна папок;
  • диалоговые окна;
  • окна приложений;
  • окна справочной системы.

3. Рефлексия деятельности (итог урока)

- Как называется операционная система используемая в  компьютерном классе?

- Сколько логических дисков и какие имена они имеют в операционной системе.

Домашнее задание.

Урок №10. Работа с файловой структурой операционной системы.

Цели урока:

 Научить работать с файловой структурой операционной системы: создавать, удалять, перемещать папки и файлы.

Развить самостоятельность, аккуратность, внимательность.

Методы обучения: лабораторная работа.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности.  Организационный момент.

Проверка домашнего задания:

1) В каталоге зарегистрированы файлы: ball.exe, ball.txt, ball.bmp, ball.mid.

а) Какой файл нужно запустить на выполнение, чтобы начать игру Ball?

б) В каком файле может храниться инструкция к игре?

в) В  каком  файле  может  храниться  заставка к игре?

г) В каком файле может хранится музыкальное сопровождение к игре?

2) На экран выведено содержимое каталога Ball:

ball.exe

35600

10.05.93

10:30

ball.txt

2050

12.05.93

18:50

ball.rez

1700

25.09.96

14:25

Какую информацию о файле ball.exe можно получить из этого списка?

3) Указаны пути от корневого каталога к некоторым файлам, хранящимся на магнитном диске. Заглавными буквами обозначены имена каталогов, строчными – имена файлов:

\BOX\LETTER\peter.txt

\BOX\LETTER\kate.txt

\LETTER\WORK\april.txt

\LETTER\WORK\may.txt

\LETTER\FRIEND\SCHOOL\mary.txt

\LETTER\FRIEND\sport.txt

Отобразите файловую структуру в виде дерева.

4) Дано дерево иерархической файловой структуры на магнитном диске. Заглавными буквами обозначены имена каталогов, строчными — имена файлов. Запишите полный путь к файлам kate.txt, friend.txt, peter.txt.

3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1. Создать в папке С:\SCHOOL папку с именем NEW.

2. Скопировать в созданную папку NEW из папки C:\WORK папку LОRА и файлы gramota.doc и uspev.xls.

3. Зайти в папку С:\SСНООL\NEW и переименовать папку LORA в папку STAR.

4. Переместить папку STAR в папку C:\WORK.

5. Удалить из папки С:\SCHOOL папку NEW, а из папки C:\WORK — папку STAR.

6. Очистить Корзину.

7. Вывести содержимое папки C:\WORK\TEST\DATA в полной форме (Таблица), отсортировав ее по размеру файлов (по убыванию).

8. Определить, какой файл в папке C:\WORK\TEST\DATA имеет самый большой размер.

9. Вывести содержимое папки C:\WORK\TEST\DATA в полной форме (Таблица), отсортировав ее по времени создания файлов (по возрастанию).

4. Кроссворд по теме: Первое знакомство с компьютером.

Урок №11. Тест по теме «Введение в предмет. Человек и информация. Первое знакомство с компьютером».

Цели урока:

Проверить усвоение темы «Введение в предмет. Человек и информация. Первое знакомство с компьютером».

Развить самостоятельность, аккуратность, внимательность.

Методы обучения: контроль знаний

План урока:

1. Организационный момент.

Постановка задач урока. Сегодня мы проверим знания по теме  «Введение в предмет. Человек и информация. Первое знакомство с компьютером». Обязательно сами проверьте работы

2. Тестирование. Итоговый тест к главе 1 Человек и информация

3. Подведение итогов урока.

Resource id #5864

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

серия уроков по теме "Использование информационных технологий на уроках ненецкого языка"

Говоря об использовании компьютерной технологии на уроках ненецкого языка в начальной школе, нужно отметить, что  первый мой опыт убедил в целесообразности ее использования для организации диффер...

Использование ЦОРов на уроках и во внеурочное время. ( Из выступления на педсовете)

"Использование ЦОРов на уроках и во внеурочное время", - так была обозначена тема выступления на педагогическом совете. Учитель делится небольшими победами своих учеников благодаря использованию ИКТ-т...

Обобщение опыта работы по теме "Проектирование комбинированных уроков химии с использованием ЦОРов нового поколения (ОМС)

Описание опыта работы по теме "Проектирование комбинированных уроков химии с использованием ЦОРов нового поколения (ОМС)...

Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем

Тип урока: комбинированный  урок систематизации знаний, умений и навыков.Цели урока: Образовательные: Обеспечить в ходе урока по...

Учебно-методический материал для урока английского языка из серии уроков «Дом, милый дом!», направленный на углубленное использование лексических единиц по теме “The places, where we live in; the types of dwellings", построение синонимических рядов.

Учебно-методический материал для урока английского языка из серии уроков «Дом, милый дом!», направленный на углубленное использование лексических единиц по теме “The places, where we live in; the...

Доклад "Использование ЦОРов в образовательном пространстве" (от презентации - к веб-квесту)

О том, что компьютер способен оказать огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в р...

Выступление на РМО учителей технологии «Моделирование урока с использованием ЦОРов, ЭОРов на основе системно-деятельностного подхода»

Выступление на РМО учителей технологии «Моделирование урока с использованием ЦОРов, ЭОРов  на основе системно-деятельностного подхода»...