Обобщение опыта работы по теме "Проектирование комбинированных уроков химии с использованием ЦОРов нового поколения (ОМС)
статья по химии на тему

Кузнецова Татьяна Ивановна

Описание опыта работы по теме "Проектирование комбинированных уроков химии с использованием ЦОРов нового поколения (ОМС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Тема: «Особенности проектирования комбинированных уроков химии с использованием ЦОРов нового поколения (ОМС).

  Учитель химии филиала МБОУ «Стрелецкая СОШ»

в с. Б-Двойня  Кузнецова Т.И.

Мною разработаны и внедрены в практику комбинированные уроки, построенные на основе использования цифровых образовательных ресурсов  нового поколения,  которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), предоставляющие возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами.

Для каждой темы предметов школьного курса имеются электронные учебные модули трех типов, размещенных на сайте сети Интернет по адресу http://fcior.edu.ru и по моему мнению ОМС в настоящее время являются самыми продвинутыми и в тоже время легкими в использовании цифровыми образовательными ресурсами.

Структура  открытых образовательных модульных мультимедиа систем

модуль получения информации (И-модуль)

модуль практических занятий  (П -практический)

 модуль контроля  (К-контроля).

Данная структура позволяет легко определить назначение и свойства каждого модуля и использовать их на уроках и во внеурочное время в зависимости от цели и задач.

Планируя урок с применением ОМС, как правило, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • четко определяю педагогическую цель применения данного элемента информационной технологии в учебном процессе;
  • определяю конструктивные особенности определенных видов ОМС;
  • уточняю, где и когда буду использовать ОМС на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и поэтапного предъявления конкретной учебной информации или контроля за ее усвоением;
  • согласовываю выбранное электронное образовательное средство информационной технологии с другими  средствами обучения;
  •  учитываю специфику учебного материала, особенности класса, трудоемкость новой информации

Варианты  организации уроков химии на основе использования ЦОРов как элементов  ИКТ

В зависимости от целевых установок, использую разные варианты ИКТ и на разных этапах урока.

1. Этап мотивации. Мотивационно-познавательная деятельность формирует заинтересованность обучающихся в восприятии образовательной информации, которая предусмотрена для изучения на уроке или в качестве самостоятельного исследования. От компетентностного подхода учителя к этапу мотивации зависит эффективность всего урока, поэтому всегда продумываю с чего начать урок, как  заинтересовать детей, какую проблемную ситуации создать, то есть  любым путем вовлечь обучающихся в  активное сотрудничество на уроке.  Например, при изучении темы «Карбоновые кислоты» показываю слайд с лимоном, яблоком, муравьем, крапивой, щавелем и задаю вопрос: что их объединяет?

(приложение №1).

2. Изучение нового материала. При  изучении нового материала каждый учитель старается продемонстрировать изучаемый объект, явление, свойство, применение, используя для этого разные средства демонстрации по возможности (фото, модель, эксперимент), так как  зрительная опора и эксперимент, помогает наиболее прочно усвоить учебно-познавательный материал.  Я, нашла, на мой взгляд, самый эффективный электронно-образовательный ресурс (ОМС) с использованием которых организую изучение нового материала. Разработанные мною уроки к разделу «Органическая химия» оформлены в виде мультимедийных презентаций с поэтапным изучением учебных информационных модулей (И-модуль). При изучении темы «Спирты» я использую И-модуль «Строение, номенклатура свойства одноатомных спиртов. Их получение и применение»

  • Как видно из фото, модули состоят из отдельных вариатов (в данном случае их 8) изучаем их на уроке пошагово, в зависимости от целей урока и подготовленности детей. Изучаем  только те разделы, которые позволяют достичь поставленных задач. Например, на данном уроке раздел «Химические свойства» мы пропускаем, так как демонстрационные и  лабораторные опыты, по возможности,  стараюсь проводить «в живую». На слайдах презентации размещаю основные  вопросы к исследованию материала ЦОРа и организую поэтапную рефлексию, например, перед изучением раздела  «Гомологический ряд и виды изомерии  спиртов» ставлю цель: изучить гомологический ряд предельных одноатомных спиртов и виды изомерии, и задачи для рефлексии:

1. Какие виды изомерии характерны для спиртов?

2. Запишите в тетради по 2 формулы:

а) изомеров

б) гомологов вещества,  формула которого:

Н3С – СН – СН2 – СН – СН3

             l                    l

           ОН               СН3

И так на каждом этапе изучения нового материала

 (Приложение №2)

 3.Систематизация и первичная рефлексия. Четкая организация данного этапа необходима для четкого структурирования учебного материала и выявления неусвоенных элементов. С этой целью после поэтапного изучения нового материала всегда возвращаюсь к задачам урока и анализируем, что мы планировали и чего достигли? Например, при изучение темы «Карбоновые кислоты» систематизируем изученный материал с помощь слайда

Планировали

Сформулировать определение

вывести общую формулу

изучить классификацию и

принципы номенклатуры

овладеть навыками

составления изомеров

изучить физические

и химические свойства

рассмотреть  способы получения

оценить разнообразие

познать области применения

Знаем

  • определение
  • общую формулу
  • классификацию и принципы номенклатуры карбоновых кислот

      Владеем

  • навыками составления изомеров

Умеем характеризовать

  •  физические,  химические свойства
  • способы получения
  • Будем использовать полученные знания в жизни

     На этапе контроля использую модуль контроля (К-модуль)

Перед работой на слайде презентации оформляю задание для учащихся

Ответьте на вопросы контрольного модуля: №1, 2, 3,  5, 6, 7, 9, 10  

  • Оцени себя
  • Если вы выполнили правильно 8-7 заданий (горит зелёный фонарик),   усвоили материал урока на «5»
  • Если 6-5 заданий - усвоили материал на «4»
  • Если  4- 3 – на «3» бала
  • Повторно изучите материал информационных ресурсов по неусвоенным вопросам (в таблице ответов они отмечены красным цветом)

(Приложение №3,4)

Преимущества использования такого вида контроля в том, что в них:

  • использованы разные формы контроля и тестовые задания, и

тренажоры и задания с записью ответа (задачи) и задания на сопоставления;

  • можно дифференцировать задания по уровню сложности и затратам

времени на выполнение;

  • легко проверить учителю правильность выполнения теста по

журналу, который появляется после выполнения заданий;

  • обучающиеся самостоятельно могут вернуться к отдельным

заданиям, после повторного изучения материала, поэтому их роль велика и при подготовке обучающихся к итоговой аттестации.

(Приложение №5).

Таким образом,  комплексные уроки, построенные с применением ОМС, позволяют экономить время урока, поэтапно реализовывать задачи урока,  увеличивают наглядность, способствуют дифференциации обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Использование блочно-модульной технологии на уроках химии"

материал содержит теоретические основы данной технологии, классификацию учебных элементов, примерный тематический план курса органической химии с использованием блочно-модульной технологии...

Обобщение опыта работы по теме: « Вклад уроков математики в развитии творчества».

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней: это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.Главное в педагогике...

Обобщение опыта работы "Применение ИКТ на уроках математики"

Общеобразовательное учреждение призвано готовить детей, которые будут жить в информационном обществе. Одной из приоритетных задач образования является создание эффективной системы информа...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие творческой личности путём использования деятельностного подхода в воспитательной работе"

Обобщение опыта работы за 3 последних года помогло подвести итоги своей работы и наметить новые горизонты в воспитательной работе....

Обобщение опыта работа по теме: " Использование здоровьесберегающих технологий на уроке физической культуры в системе работы Калугиной А.П"

СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Теоретический аспект. Здоровьесберегающие образовательные технологии1.1. Классификация образовательных технологий1.2. Принципы здоровьесберегающей педагогики1.3. Методы здор...

Обобщение опыта работы "Метапредметные результаты на уроках физической культуры"

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно &nda...

Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...