Диагностика и развитие одаренности детей по ИКТ
методическая разработка по информатике и икт по теме

Платновская Елена Ивановна

 

Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей.

Актуальность проблемы работы с одаренными учащимися обусловлена изменениями, произошедшими в конце 20 века: качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Очень важно раннее выявление, воспитание и обучение талантливых школьников. Основная нагрузка в этом нелегком деле ложится на родителей и учителей. Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon одаренные дети103.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Гимназия имени А.М. Горького»

Москаленского района Омской области

Диагностика и развитие

 одаренных детей

по предмету

Информатика и ИКТ

Учитель информатики:

 Платновская Е.И.

2012г.

Введение.

Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей.

Актуальность проблемы работы с одаренными учащимися обусловлена изменениями, произошедшими в конце 20 века: качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Очень важно раннее выявление, воспитание и обучение талантливых школьников. Основная нагрузка в этом нелегком деле ложится на родителей и учителей. Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды.
        
Изменения, которые происходят сегодня в обществе, коренным образом влияют на задачи школы. Приоритет ученика, демократизация образования во многом по-новому заставляют взглянуть на проблему развития и поддержки одаренности школьников.

Научное обоснование

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же одаренность- это системное, развивающееся в течении жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Проблемы.

При работе с одаренными детьми каждая школа сталкивается с рядом проблем:
- нет системы отбора одаренных детей;
- нет системы подготовки детей к олимпиадам;
- нет системы подготовки педагогов. Многие педагоги, занимающиеся подготовкой детей к олимпиаде, не знают современных методик проведения олимпиад. Безусловно, вся работа, проводимая с детьми дает свои результаты.

              Основной проблемой одаренных детей является проблема реализации их способностей в лично и социально значимых областях деятельности . Но чтобы реализовать эти способности необходима единая система работы образовательного учреждения. Одной из приоритетных задач современной школы является задача по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей. Наша школа заинтересована выявлять талантливейших детей. В связи с этим,  в нашей гимназии действует «Программа развития и поддержки одаренных детей»

 Это дает возможность учителю осуществлять более тонкий индивидуальный подход, раскрывать и развивать скрытый личностный потенциал учащихся. Ведь одаренность – это не только данные природой качества и способности, это, прежде всего, целенаправленная работа по развитию природного дара. Школьная среда призвана не подавлять этот дар, а помогать ему раскрыться. Информатика, на мой взгляд, является, именно таким предметом, который предоставляет ребенку раскрыть свои способности, реализовать себя творчески и интеллектуально.

Практическое применение

Целью моей работы с одаренными детьми является создание условий для их деятельности, способствующих оптимальному развитию одаренных детей по предмету информатика.

Система моей работы  с одаренными детьми на уроках информатики включает в себя следующие компоненты:

  1. Психологический компонент: выявление одаренных детей
  2. Педагогический и предметный компоненты:

а) Совершенствование предметной подготовки по информатике при работе с одаренными детьми

б) Особенности работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности

        

  1. На первом этапе (психологический компонент)
  1. Знакомлюсь с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
  2. Визуально - вербальный этап. Обращаю внимание на признаки одаренности (мотивационный и инструментальный) :
  • Вижу ярко выраженный интерес, понимание, высокая увлеченность предметом, упорство, трудолюбие;
  • Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности;
  • Склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении;
  • Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
  • Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений;
  • Индивидуальный стиль деятельности, выражающийся в склонности «все делать по-своему»;
  • Свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в нужный момент времени;

Даже наличие любого из этих признаков должно привлечь внимание учителя и ориентировать его на тщательный и длительный анализ каждого случая.

  1. Использую методику диагностики одаренности.

В работе применяю методику диагностики детской одаренности для педагогов и родителей, предложенная психологом А.М. Матюшкиным (см. Приложение №1) и методику «Тип мышления» (Галина Резапкина, школьный психолог, № 2, 2007г. (см. Приложение №2)

      Методика А.М. Матюшкина (после обработки результатов) позволяет увидеть какой потенциал (потенциалы) является доминирующим у данного ребенка. По каждому типу общих и специальных способностей указаны пять основных качеств, характеризующих наиболее значимые жизненные проявления интересов и творческих возможностей ребенка.

    Методика «Тип мышления» позволяет определить у детей тип своего мышления (1.Предметно-действенное 2) Абстрактно-символическим 3) Словесно-логическое 4)Наглядно – образным 5) Креативность). Результаты обработки позволяют расклассифицировать (очень условно) потенциально успешных учеников на две большие группы. Применительно к предмету информатика меня интересуют дети с абстрактно-символическим и креативным мышлением.

1) Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученные – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления сделаны многие открытия во всех областях науки. Исследованиями психологов доказано, что программирование и решение олимпиадных задач по информатике требует определенного склада ума. Именно дети с таким мышлением отбираются для подготовки и участия в олимпиадах по информатике.

2) Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере. Детей из второй группы отличает ярко выраженная склонность к изучению информатики либо ее конкретных областей, стремление анализировать и систематизировать полученные знания, воплощая их в конкретных плодах своего труда (конкурсах, викторинах, внеклассных мероприятиях по предмету, творческие проекты и пр.).

Второй этап (педагогический и предметный компоненты)

         а)  Совершенствование предметной подготовки по информатике при работе с одаренными детьми

    Одним из эффективных методов работы с одаренными детьми является подготовка и проведение нетрадиционных уроков. Существует множество форм нетрадиционных уроков. Приведу некоторые из них, наиболее успешно применяемые в работе: урок –защита проектов, урок–конкурс, урок –круглый стол, урок –презентация, урок –деловая игра, интегрированные уроки

     Провожу интегрированные уроки: информатика и математика. Большинство учащихся с легкостью осваивают работу с графическим интерфейсом, обработку графической и текстовой информации, особенный интерес вызывают мультимедийные возможности компьютера и др. С другой стороны – такие темы как «Алгоритмизация и программирование» легко даются в среднем одному ученику из десяти. А ведь олимпиады по информатике проводятся на знание именно этих тем. Да и решение многих олимпиадных задач по программированию зачастую требует хорошего владения математическим аппаратом.

             В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные задачи, материалы и тестовые задания.

     Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию.

         Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, поэтому стараюсь подбирать  разные нестандартные задачи и ни в коем случае не забивать  потенциально талантливых детей механическими заданиями репродуктивного характера.  

           Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи вузовского  содержания, доклады учащихся о применении ИКТ в отраслях науки и техники, творческие уроки. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.

       б) Особенности работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности

Конечно же,  в большей степени с талантливыми детьми я занимаюсь вне урока.  Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по информатике,  созданию исследовательских работ, проектов, где учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах.

       Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней, интернет олимпиадам я провожу в течение всего учебного года.

За годы работы накоплен некоторый опыт работы с одаренными детьми, разработана методика подготовки к олимпиадам по информатике.

Процесс подготовки детей к олимпиадам по информатике условно делится на три этапа (4-ый этап дополнительный).

  1. Первый, самый тяжелый, включает в себя знакомство с элементарными алгоритмами, освоение языка программирования Паскаль. Первый этап включает в себя три ступени.

 а) На первой ступени детям даются условия задачи, алгоритм решения и текст программы. На факультативном занятии (предполагается несколько учеников, но лучших результатов удается достичь, работая один на один.) учитель кратко объясняет теорию. Затем предлагает задачи по только что объясненной теме, не объясняя решения каждой из них. Ученики предлагают свои идеи по поводу решения, т.е. занятие проходит в виде семинара или мозгового штурма. В случае затруднения учитель может оказать помощь. Иногда полезно бывает разобрать задачу на доске, причем не один раз. Далее ученики пробуют реализовать задачу на компьютерах.

 б) На второй даются условия задачи, алгоритм решения, а все остальное они должны сделать сами. Учитывая различный уровень подготовки учеников можно организовать работу в виде «ученик помогает ученику». Иногда дети находят более доходчивые способы объяснения, чем учитель.

в) На третьей ступени даются только условия задачи.

  1. На втором этапе начинается участие в олимпиадах различного уровня. Полезно также время от времени организовывать мини олимпиады по информатике. Важной частью подготовки является разбор нерешенных задач с олимпиады. Для ученика важно понять и освоить методику решения олимпиадных задач, научиться правильно распределять свое время, грамотно создавать полную систему тестов, правильно выбрать структуру данных.

3) На третьем этапе ученики расширяют круг своих знаний, изучают сложные алгоритмы и решают сложные задачи. Для успешного прохождения всех трех этапов необходима солидная математическая подготовка.
Ребенок развивается на пределе своих возможностей и во время олимпиад, когда надо за отведенное время выполнить большой объем работы, развивается память и интеллект детей.

4) На четвертом этапе (этот этап может «раствориться» в трех предыдущих этапах) предлагается самостоятельно готовиться к олимпиадам через сеть Интернет. Детям предлагается ряд сайтов, на которых каждый ребенок может тренироваться начиная от самых простых до задач сложного уровня. Возможность немедленного тестирования позволяет ученикам самостоятельно тренироваться и на занятиях в школе и дома.

  • http://olympiads.ru («Дистанционные семинары для учащихся русских школ стран СНГ и Балтии по подготовке к олимпиадам по информатике».)
  • http://www.pascal7.ru (Все о языке программирования Турбо Паскаль)
  • http://pas1.ru (Язык Pascal. Программирование для начинающих)
  • http://byoi.narod.ru (Олимпиады по информатике)

 Результаты.

Вид деятельности

Кол-во участников

Уровень

Результат

Адрес сайта

Конкурс «КИТ» (Компьютеры. Информатика. Технологии.)

(2009-10) 22 чел

(2010-11) 18 чел

(2011-12) 34 чел

Всероссийский

Сертификаты участников (всем)

1,2,3м (район)

1,2,3м (район)

1,2,3м (район)

www.konkurskit.org

ЦДО «Снейл»

г. Омск

(2011-12) 6 чел

Областной

Сертификаты участников

www.nic- snail.ru

Интернет -олимпиада

Ярославский центр телекоммуникационных и информационных систем в образовании.

(2010-11) 5 чел

1чел -индивид

4 чел-команда

Областной

Сертификаты участников

http://www.edu.yar.ru

Всероссийская олимпиада школьников

(2009-10)  5чел

(2010-11) 5 чел

(2011-12) 7 чел

Районный

Областной

1м-9,10,11 кл (район)

2м-9,10,11 кл (район)

3м-9 класс (область)

2м -10,11 кл (район)

1м-9кл,11кл (район)

2м-9,10 кл (район)

http://rosolymp.ru

Ломоносовский турнир

(2009-2010) 22 чел

(2010-11) 7 чел

(2011-2012)6 чел

Сертификаты участников (всем)

9 кл-Диплом 3 степени (обл)

10 кл-Лауреат (обл)

11 кл лауреат 3чел (обл)

9кл-Лауреат (обл)

11кл-Призер (обл)

9кл-Диплом 3 степени  (обл)

9кл-Похвальная грамота (обл)

10 кл-Диплом 3 степени (2 чел) (обл)

www.perspektiva-omsk.ru

Интернет-олимпиада

Санкт-Петербургский Национальный Исследовательский университет Информационных технологий, механики и оптики.

(2009-10) 7 чел (заочный тур)

(2010-11) 10 чел (заочный тур)

(2011-12) 16 чел (заочный тур)

Всероссийский

участие

(очный тур) -5 чел

4 чел-участники очного тура г. Екатеринбург

(очный тур) -9 чел

7 чел участники очного тура

г. Челябинск

1 чел- Диплом 2 степени (всероссийский уровень)

http://neerc.ifmo.ru/school.


Итог.
Работа с одаренными детьми ориентирует педагогов на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок может максимально самореализоваться. На современном этапе развития в школе одной из главных задач является развитие умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ, т.е. развивать мыслительные способности учащихся. Другими словами от школы ждут не "нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.
Почти каждый ребенок обладает теми или иными способностями. Раскрыть их, развить, создать все условия - это уже зависит во многом от школы и от учителя в частности.

Литература

  1. Юркевич В. С. Одаренность – дар или наказание? – http://www.mgppu.ru
  2. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии.-1980.-№6
  3. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/ авт.-сост.Н.И. Панютина и др.-2-е изд., стереотип.-Волгоград: Учитель, 2008.-204 с.
  4. http://informgenius.blog.tut.by/2011/10/09/iz-opyita-rabotyi-s-odarennyimi-detmi-po-podgotovke-k-olimpiadam-po-informatike/ Из опыта работы с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам по информатике
  5. ИЗ «Рабочей концепции одарённости» (- 2-е изд., расшир. и перераб. – М.,2003 – 94 с.) составила И.А. Ильницкая, доцент кафедры педагогики и психологии ООИПКРО (см. также журнал «Одарённый ребёнок» № 4 за 2003 г. с. 36-42)

Приложение1. Методика  «Тип мышления».

Инструкция.

    Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.

3. Я люблю читать книги.

4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-нибудь улучшить.

6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7. Я люблю играть в шахматы.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.

10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11. Мне нравиться все делать своими руками.

12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

13. Я придаю большое значение сказанному слову.

14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.

15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа ведущего теле- и радиопрограмм, журналиста.

19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем результат.

21. мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.

22. Я предпочитаю точные науки (физику, математику).

23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.

24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.

26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27. Я понимаю красоту математических формул.

28. мне легко говорить перед любой аудиторией.

29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.

33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34. Я понимаю красоту природы и искусства.

35. Я не люблю ходить один и тем же путем.

36. Мне нравиться работа, требующая физической активности.

37. Я легко запоминаю формулы.

38. друзья любят слушать, когда я им  что-то рассказываю.

39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.

40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка результатов.

   Посчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите число и пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:

0 -2 балла – низкий уровень;

3 – 5 баллов – средний уровень;

6 – 8 баллов – высокий уровень.

1. Предметно-действенное мышление свойственно людям, которые усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений.

Их руками создан весь окружающий нас предмет мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление хорошо развито у спортсменов, танцоров, артистов.

2. Абстрактно-символическим мышление обладают многие ученные – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря развитому словесно – логическому мышлению ученный, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно – образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, чего никогда не было и не будет, - художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер и т. д. должны обладать наглядно-образным мышлением.

5. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере.

      В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления.

      Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности.

П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

 ПРИЛОЖЕНИЕ №2  Методика диагностики детской одаренности для педагогов и родителей, предложенная психологом А.М. Матюшкиным

Инструкция

В анкете всего десять шкал, включающих основные типы специальных способностей (талантов), а также общих интеллектуальных возможностей и творческого потенциала ребенка. По каждому типу общих и специальных способностей указаны пять основных качеств, характеризующих наиболее значимые жизненные проявления интересов и творческих возможностей ребенка.

        По каждому качеству нужно указать оценку уровня его развития по пятибалльной шкале. Например: «Ваш ребенок учится новому очень легко – 5». При высших оценках по каждому качеству одного типа способностей сумма баллов будет равна 25, а при делении на пять основных качеств общая высшая оценка будет равна принятым в нашей системе обучения 5 баллам. Тогда высший средний уровень одаренности будет равняться 50. Однако эти баллы лишь условно характеризуют потенциальные возможности ребенка, а не его реальный уровень, который зависит от качества и содержания общения. Для большей точности сравните своего ребенка с ровесниками.

Творческий
потенциал

1. Любознателен. Задает, много вопросов.

2. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое.

3. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

4. Оригинально мыслит. Часто предлагает необычные ответы и решения.

5. Стремится найти лучшие способы и средства выражения найденного решения

Интеллектуальный
потенциал

1. Ваш ребенок учится новому очень легко. Быстро запоминает услышанное или прочитанное.

2. Умеет находить сходства и различия. Хорошо устанавливает связи между причиной и следствием; понимает скрытый смысл высказываний, а также то, что не говорят прямо, но «имеют в виду».

3. Легко научается и любит читать. Имеет богатый словарный запас, пользуется новыми словами.

4. Знает многое о таких проблемах и событиях, о которых его ровесники не знают и не догадываются.

5. Хорошо рассуждает, ясно мыслит. Умеет обосновывать собственные суждения или иллюстрировать их фактами и примерами

Научный (исследовательский) талант

1. Ребенок стремится понять причины явлений и событий, происходящих в окружающем мире; ему нравится экспериментировать с различными предметами, конструкторами и материалами.

2. Легко понимает и использует абстрактные символы и понятия.

3. Формулирует собственные проекты, гипотезы, теории.

В создаваемых проектах использует схемы, графики, эскизы и др.

4. Не унывает, если его проект или идея не поддержаны взрослыми.

5. Выражает мысли ясно и точно

Технический
талант

1. Любит конструировать, строит механизмы и сооружения.

2. Интересуется строительными материалами, машинами, механизмами и т.п.

3. Может чинить испорченные машины, использовать старые детали для создания собственных конструкций, машин и механизмов.

4. Любит решать задачи на техническую смекалку, выяснять причины неисправностей и поломок.

5. Стремится и умеет рисовать схемы новых конструкций, приборов, машин и механизмов

Литературный
талант

1. Любит придумывать рассказы, начиная с завязки сюжета и заканчивая разрешением какого-либо конфликта.

2. Любит читать художественные произведения, легко заучивает стихи.

3. В повествовании о чем-то хорошо придерживается выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

4. Придает что-то необычное в рассказе о каком-либо событии, хорошо известном слушателям или читателям.

5. Сочиняет стихи, рассказы, сказки

Актерский талант

1. Любит ролевые игры. Легко входит в роль другого человека, персонажа.

2. Интересуется актерской игрой.

3. Умеет подражать другим людям. Меняет тональность, выражение голоса, походку и манеры, когда изображает другого человека.

4. Ребенок владеет развитой мимикой, выразительными манерами, жестикуляцией. Пластичен.

5. Ребенку нравится вызывать эмоциональный отклик у своих слушателей и зрителей

Талант художника

1. В свободное время охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение. Любит работать с клеем, пластилином, глиной для создания трехмерного изображения.

2. Оригинален в выборе сюжета: составляет необычные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

3. В рисунке, скульптуре, композиции выражает свои чувства и настроения.

4. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Пытается воспроизвести то, что ему понравилось в собственной скульптуре, рисунке, композиции.

5. Может высказывать собственную оценку произведениям искусства, созданным другими художниками

Музыкальный
талант

1. Эмоционально откликается на музыку.

2. Легко запоминает музыкальные композиции, ритм, мелодию.

3. Хорошо поет. Охотно, с чувством танцует. Любит петь вместе с другими.

4. Играет на  каком-либо инструменте.

5. Сочиняет собственные мелодии. Импровизирует

Талант лидера

1. Любит организовывать групповые игры и занятия. Стремится быть руководителем.

2. Инициативен. Предлагает планы и проекты мероприятий.

3. Распределяет обязанности между участниками.

4. Общителен. Уверен в себе. Настойчив. Обладает положительной самооценкой.

5. Авторитетен в группе. Обладает также какими-либо другими высокими способностями

Спортивный
талант

1. Энергичен. Испытывает радость от спортивных движений.

2. Хорошо координирован, владеет собственным телом. Легко выполняет предлагаемые спортивные упражнения.

3. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

4. Любит выигрывать и часто выигрывает в спортивных состязаниях.

5. Любит какие-либо виды спорта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В методическом пособие рассматриваются формы и методы формирования исследовательских навыков обучающихся....

Учебная проектная деятельность как форма развития одаренных детей

При изучении проблемы индивидуализации познавательной деятельности школьников были разработаны рекомендации обоснованного выбора форм работы с учащимися для создания учебного баланса на уроке.Использо...

Технологии поддержки и развития одаренных детей. Этапы работы с одаренными детьми

В данной статье предалагается рассмотерть основные этапы работы с одаренными детьми в основной школе и памятка по работе с такими обучающимися....

Разработка заседания творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».

Заседание творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».Форма проведения: квест.Девиз квеста: «У твор...

Методы диагностики по выявлению одаренных детей

В материале представлены разные методы диагностики по выявлению одаренных детей....

Программа профессионального развития педагога «Система сопровождения и развития одаренных детей» на 2019-2021 год

Цель:Выявление, поддержка и создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии спо...