Программа профессионального развития педагога «Система сопровождения и развития одаренных детей» на 2019-2021 год
рабочая программа
Цель:
Выявление, поддержка и создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_professionalnogo_razvitiya.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»
Программа профессионального развития педагога
«Система сопровождения и развития одаренных детей»
на 2019-2021 год
Шамриной Марины Александровны,
педагога дополнительного образования
Таланты создать нельзя, но можно
создать культуру, то есть почву, на
которой растут и процветают таланты.
Нейгауз
Алгоритм работы:
- Выбор темы
- постановка целей и задач, соответствующих целям воспитательной деятельности в учреждении;
- содержание деятельности по выбранной теме с указанием сроков исполнения;
- повышение научно-теоретического и методического уровня;
- изучение нормативных документов по воспитательной работе;
- изучение методических материалов по теме самообразования;
- выбор, освоение инновационных технологий, авторских проектов и программ;
- посещение семинаров, методических объединений;
- изучение передового педагогического опыта и практики работы своих коллег;
- прохождение курсов повышения квалификации, вебинаров;
- участие в работе методических объединений, творческих группах с использованием активных форм занятий;
- апробация и внедрение инновационных технологий, авторских проектов и программ;
- выступление на семинарах, методических объединениях, конференциях;
- выявление затруднений в процессе внедрения инноваций;
- пути решения проблем;
- самоанализ и самоконтроль;
- отчеты по самообразованию;
- наличие наглядной демонстрации результатов труда;
- создание портфолио педагога.
Актуальность темы:
В числе приоритетных задач современной системы образования особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Для решения этой проблемы необходимо применение новых педагогических подходов и технологий в общеобразовательной школе.
Работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений в учреждении.
У каждого ребенка разные способности, интересы, возможности. И педагог должен помочь ему реализовать свой потенциал, т.е. проявить и развить личностные смыслы обучения и воспитания. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка.
Цель:
Выявление, поддержка и создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей.
Задачи:
- Создание системы выявления, условий для развития и реализации способностей, сопровождения одарённых детей, их социально-психологической поддержки;
- Развитие познавательной активности и повышение учебной мотивации одарённых детей;
- Знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
- Организация участия обучающихся в различных конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах, театральных постановках позволяющих обучающимся проявить свои способности;
- Сотрудничество с педагогами по формированию устойчивых навыков у обучающихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству;
- пополнение информационного банка данных по теме самообразования;
Основные вопросы, намечаемые для изучения:
- Понятие «одарённость» и её виды;
- методики выявления одарённости;
- эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми;
- создание системы работы с одарёнными детьми.
Формы работыс одаренными обучающимися:
- творческие мастерские;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
Планируемые курсыповышения квалификации:
- Участие в вебинарах по исследовательской деятельности на сайте БФ наследия Д. И. Менделеева:
- «Анализ типичных затруднений учащихся при выполнении исследовательских работ по гуманитарным предметам»;
- «Значение педагогики успешности в развитии творческих и интеллектуальных способностей обучающихся»;
- «Типичные затруднения учащихся при выполнении исследовательских работ (Фестиваль Леонардо, старшая группа)»;
- «Типичные затруднения учащихся при выполнении проектных работ (Фестиваль Леонардо)»;
- «Курсы М.А.Амонашвили»;
- «Типичные затруднения учащихся при выполнении исследовательских работ (Фестиваль Леонардо, младшая и средняя группа)»;
- «Исследовательская работа (научный аппарат исследования)».
- «Развитие творческого потенциала и личностных возможностей ребенка в процессе обучения и воспитания» (проект Инфоурок);
- «Организация работы с одаренными детьми»
- «Дополнительное образование детей - возможность для самореализации и развития талантов»
Предполагаемый результат:
- Повышение степени самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности;
- организация сотрудничества педагога и воспитанников, воспитанников между собой;
- творческая активность воспитанников;
- создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- повышение качества образования и воспитания школьников;
- формирование банка методов, форм, технологии и программ
Изучение методической литературы по данной проблеме:
- Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. – М., 2005 г.
- Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. – Волгоград, 2007 г.
- Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок: инновационные уроки. – Ростов н/Д, 2007 г.
- Агранович, М. Тьютор - друг, товарищ и брат. В российском образовании появились новые должности [Электронный ресурс] // НОУ «Институт проблем предпринимательства». – 04.08.2008. http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004727
- Александрова, Е. Перекрестки психология и педагогики [Текст] // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». – 2007. - №3. – С.6-9
- Бабаева, Ю.Д. Информационные технологии для одаренных. «За» и «против» соревнований [Электронный ресурс] // Педагогический альманах «Школа: день за днем». – 2008. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=87
- Богоявленская, Д.Б. Проблемы одаренности в свете реализации национальных проектов в области образования // Одаренные дети. – 2008. - №6. – С.20-23
- Бражников, С.Н. Диагностика одаренности: проблемы и подходы // Одаренные дети. – 2008. - №2. – С.49-54
- Васильева, Е.Н. Тьюторство как механизм непрерывного профессионального образования педагога // Стандарты и мониторинг образования. – 2006. - №6. – С.32-37
- Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Избр. психол. исследования. Т.1. - М.: Первое издание, 2003. - 512 с.
- Дудчик, С. Проводник в будущее. Занятие «Тьюторское сопровождение» // Учительская газета. – 2006. - №17. – С.4-5
- Зайцева, Н.В. Система работы с одаренными детьми в России // Одаренные дети. – 2008. - №6. – С.14-19
- Карманчиков, А.И. Педагогическое прогнозирование одаренности // Одаренные дети. – 2008. - №6. – С.24-30
- Копытов, М.А. О ключевых компетентностях с позиции результатов процесса образования // Одаренные дети. – 2008. - №2. – С.57-64
- Корсакова, Т. Выход на тьютора: Муниципальный уровень тьюторского сопровождения учащихся в региональной системе предпрофильной подготовки // Управление школой. Приложение к газете «Первое сентября». – 2006. - №7. – С 16-17
- Кулемзина, А. Отношения: одаренный ребенок — образовательная система [Электронный ресурс] // Педагогический альманах «Школа: день за днем». – 2008. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=392
- Кулемзина, А. Учителю об одаренных детях (глазами психолога-консультанта) // Народное образование. – 2009. - №2. – С.236-246
- Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников: учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2000. – 320с.
- Лучшева, Е.Г. Тьютор // Перемены. – 2000. - №3. – С.73-74
- Матюшкин, А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. – М.: Школа-пресс, 1993. – 127 с.
- Обухов, А.С. Тьюторское сопровождение: история, технология, опыт // Школьные технологии. – 2007. - №1. – С.82-88
- Паспорт подпрограммы:"Одаренные дети" [Электронный ресурс] // Федеральная целевая программа «Дети России». http://odardeti.ru/static.php?mode=program_00021
- Паспорт федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы [Электронный ресурс] // Федеральная целевая программа «Дети России». http://odardeti.ru/static.php?mode=program_0001
- Прожерина, М.В. Тьютору о тьюторстве // Завуч. – 2007. - №4. – С.30-56
- Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс] // Педагогический альманах «Школа: день за днем». – 2008. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=85
- Слукина, Т.Л. Педагогическое сопровождение профильного обучения: тьютор или классный руководитель? // Профильная школа. – 2006. - №3. – С.53-57
- Тьюторство в аспекте результативности образования // Управление школой. Приложение к газете «Первое сентября». – 2004. - №27-28
- Фамелис, С.А. Тьюторское сопровождение исследований учащихся // Биология в школе. – 2007. - №2. – С.57-63
- Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000. – 320 с.
- Штерн, В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста /под ред. В.А. Лукова. – СПб.: Союз, 1997
- Юнг, К. О становлении личности // К.Г. Юнг. Структура психики и процесс индивидуализации. - М.: Наука, 1996. - С.176-192.
- Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность - М., Инфра-М, 1996. - 96 с.
- Юркевич, В.С. Типы одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997. - С. 260 – 270
- Ушаков Д.В. Психология одарённости: от теории к практике.
- Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса.
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность учащихся.
- Авторский коллектив Федеральная целевая программа «Одарённые дети России».
- Поиск материалов в Интернете.
Индивидуальный ежегодный план работы
по самообразованию
педагога дополнительного образования
Шамриной Марины Александровны
№ | Содержание | Время проведения | Ответственный |
1 | Составление индивидуального плана работы педагога | Октябрь 2019 | Шамрина М.А. |
2 | Определение темы самообразования, формулирование гипотез | Октябрь 2019 | Шамрина М.А. |
3 | Выбор средств и методов изучения темы | Ноябрь 2019 | Шамрина М.А. |
4 | Постановка педагогических задач | Декабрь 2019 | Шамрина М.А. |
5 | Сбор информации и дидактического материала по выбранной теме | 2019-2020 | Шамрина М.А. |
6 | Описание педагогического опыта | 2020-2021 | Шамрина М.А. |
7 | Творческий отчет педагога на МО | Апрель 2021 | Шамрина М.А. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального развития педагога
Важнейшей особенностью нового Стандарта является реализация системно-деятельностного подхода. Иностранный язык, имея по своей сути деятельностный характер, как никакой другой предмет спос...
Индивидуальная программа профессионального развития педагога
Индивидуальная программа профессионального развития педагога....
Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период
Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период...
Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период
Цели: • уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе; • обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефл...
Программа профессионального развития педагога на межаттестационный период 2017-2022 г.
Программа профессионального развития педагога на межаттестационный период 2017-2022 г....
Дорожная карта сопровождения и развития одаренных детей
Программа подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку и литературе...
Индивидуальная программа профессионального развития учителя-логопеда"Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста"
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет лог...