Учебная проектная деятельность как форма развития одаренных детей
статья по теме

Винник Елена Борисовна

При изучении проблемы индивидуализации познавательной деятельности школьников были разработаны рекомендации обоснованного выбора форм работы с учащимися для создания учебного баланса на уроке.

Использование проектной методики целесообразно выстраивать на основе учета стиля познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной одаренностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_razvitie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Educational project activities as development method of clever students.

Elena Vinnik

Recommendations for reasonable student’s work type choosing were developed during problem’s studying of student cognitive activity’s individualization. These recommendations were done with the purpose of educational balance creation during the class. Project methods are better to be used based on cognitive activity’s style of student with intellectual cleverness.

Винник Елена Борисовна

Россия, Московская область, г. Жуковский, МОУ средняя школа № 5

Изучение учебных возможностей школьников, выявление их способностей и интересов в познавательной сфере дает возможность учителю осуществлять выбор форм и методов обучения. Педагог может обнаружить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Это может быть нестандартность мышления, отличная долговременная память, неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач.

Современная психолого-педагогическая наука (В.С. Юркевич [1], Д.Б. Богоявленская и др.) определяют понятие «одаренный ребенок» как ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он непросто создает, а создает новое, меняет привычное. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку.

Среди всех многообразных видов одаренностей учитель чаще всего выделяет одаренность в познавательной деятельности, рассматривая ее как интеллектуальная одаренность в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

При проведении исследования по проблеме индивидуализации познавательной деятельности школьников был проанализирован уровень интеллектуального развития, мотивация учения каждого ученика, направленность его познавательного интереса. В такой ситуации, возможно, осуществить оптимальный подход индивидуализации познавательной деятельности, используя рекомендации американского педагога Бетти Лу Ливер. Она рассматривает класс не как единого обобщенного ученика, а как ансамбль учебных стилей [3]. Рожина В. А в своих работах [5] рассматривает проблему формирования индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников, обусловленную двумя особенностями: индивидуальным характером познавательной деятельности и необходимостью использования адекватной системы методов познания с учётом объективных условий и субъективных свойств человека.

Дети с разными учебными стилями отличаются и характером восприятия учебной информации, и типом общения со сверстниками и учителями, и многими другими параметрами.

Стиль обучения – система предпочтений ученика и учителя в отношении специфики поступления информации и специфических интересов.

В процессе проведения исследования был создан диагностический комплекс [4]. Изучение ответов теста «Стили познавательной деятельности ученика» помогает учителю определить конкретный стиль познавательной деятельности каждого ученика и учащихся класса в целом. Анализ этих стилей и знание предпочтительных стилей самого учителя позволяет организовать процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Иными словами, при организации учебного процесса учитель определяет приемы обучения на основе учета стиля познавательной деятельности школьника. В противном случае ученик попадает в группу «риска». Для выявления групп учащихся с одинаковым стилем познавательной деятельности и группы «риска» необходимо составить карту стилей познавательной деятельности класса. Это дало возможность учителям разработать рекомендации для обоснованного выбора форм работы с учащимися с целью создания учебного баланса на уроке.

Среди многообразия форм и методов обучения учителя чаще стали применять метод проектов для развития познавательной активности и формирования основных качеств личности. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.

Применение проектной методики начинается в начальной школе и темы проектов тесно связаны с уроками окружающего мира («Фауна бал», «Осенняя пора, очей очарованье», «В мире растений», «Составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов на основе месяцеслова»), технологии и ИЗО («Мои первые работы»), внеурочной деятельностью (проект «Я и моя семья», мини-газета «Мой класс»). При переходе в основную школу поле деятельности учеников расширяется на фоне новых изучаемых предметных областей знаний. Общее количество выполняемых проектов увеличивается и для эффективной работы учителям необходимо учитывать личные характеристики ребенка в познавательной сфере, что позволит создать оптимальные условия ученикам для работы над темой проекта.

На каждом этапе выполнения проекта учитель может организовывать учеников в группы с переменным составом. При формировании групп учеников учителю необходимо учитывать стили познавательной деятельности.

Визуалы и кинестеты результативно работают на начальном этапе выполнения проекта, связанном с поиском информации по теме проекта. Пара аналитик – синтетик взаимно дополняют друг друга. В результате совместной работы они быстрее выдвигают и проверяют гипотезы, ищут выход из проблемной ситуации, получают новые знания. Поэтому работа при изучении и анализе нового материала не вызывает трудностей, она интересна и создает ситуацию успеха каждого школьника. Также эффективнее происходит у них сравнение полученных результатов и установление взаимосвязи между элементами.

Пара визуал – аудиал помогут друг другу при отработке теоретического материала, при построении чертежей, схем и другого иллюстративного материала, при подготовке проекта к защите.

Проведение конкретизации и обобщения результатов проведенной работы, воссоединение элементов в целостную структуру целесообразно доверить синтетикам.

Опора на знание стиля познавательной деятельности ученика дает возможность учителю точно определять содержание и методику работы с каждым конкретным учеником. Совершенствуется мастерство учителя, более точно и конкретно формируется работа с каждым учеником, создается механизм, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка. Действия учеников в процессе проектной деятельности становятся социально значимые, что помогает им осмысленно подходить к процессу обучения. Способности, которыми обладал ученик, совершенствуются и появляются новые, которые он приобретает, таким образом, ученик обучается новым способам действий и расширяет свои возможности в познавательной деятельности.

Учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, становятся более коммуникативны, активно участвуют в конкурсах исследовательских работ разного уровня. Проектная форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.

Литература.

  1. В.С. Юркевич Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М., Просвещение, 1996.
  2. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. М., 1996.
  3. Левина И.И., Иванова Г.В. Индивидуальные особенности школьников (диагностический комплекс). М., Спутник. 2008 г.
  4. Рожина В. А. Модель формирования индивидуального стиля познавательной деятельности школьников. Вестник Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Сер. Психологические науки «Акмеология образования», 2006, № 4. – С. 221–225.
  5. Полат Е.С, Бухаркина М.Ю., Моисеева В., Петров В.А.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М: Академия, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В методическом пособие рассматриваются формы и методы формирования исследовательских навыков обучающихся....

Проектная деятельность как форма развития творческих способностей учащихся.

Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их...

Проектная деятельность как средство развития одаренности.

Проектная деятельность как средство развития одарённости. Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участияхотя бы в с...

Учебно - проектная деятельность как способ развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка в средней школе.

На уроках английского языка метод проектов используется регулярно, так как предусмотрен программой и включен в материал учебника. Чаще это краткосрочные, индивидуальные проекты, которые да...

Проектно - исследовательская деятельность как эффективный инструмент развития одаренных детей.

Считаете ли вы себя одаренным человеком? Ответить непросто, говоря о себе. Еще сложнее приходится учителю, который должен определить, одарённый перед ним ученик или нет...

Исследовательская и проектная деятельность учащихся – пространство для развития одаренных детей

Исследовательская и проектная деятельность учащихся – пространство для развития одаренных детей http://nsportal.ru/media-gallery/detail/2750794/12252689...

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В этом плане исследовательская и проектная деятельность учащихся, является особенно актуальной, а главное результативной. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих ли...