ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В АСПЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
методическая разработка по информатике и икт по теме

Свинцова Лариса Васильевна

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI  века.

Премьер-министр РФ Д.А. Медведев

Процесс развития России связан с развитием информационно-коммуникационных технологий, которые  проникают во все сферы нашей жизни. В первую очередь это дало возможность появлению информатизации в образовании. Начался процесс модернизации всей системы образования в целом. Все эти изменения требуют создание новых технологий и создание новых подходов  не только в сфере политики, культуры, но  и в системе образования. Информатизация образования рассматривается как новая стратегическая задача в развитии цивилизации [26,38].

«Образование для XXI века призвано быть образованием для всех»[14]. На новом этапе меняются приоритеты развития системы образования. Очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями [24]. В быстро меняющемся мире возникает необходимость в изучении новых технологий. На первый план выходит подготовка ученика, способного жить, плодотворно работать и адаптироваться в быстро развивающемся информационном мире. Изменились требования к выпускнику школы и педагогу. Образование направленно не столько на передачу конкретных знаний, сколько на обеспечение условий самореализации, профилизацию учащегося и педагога. Перед школой ставятся новые задачи по подготовке выпускника, способного принимать самостоятельные решения, используя накопленные знания. В течение нескольких лет образование будет переходить на новый государственный образовательный стандарт, меняя приоритеты. Для  реализации этой цели необходимо внести изменения не только в управленческую структуру школы, но и заинтересовать педагогический коллектив для внесения новшеств.

Особое место в этом процессе занимают информационно-коммуникационные технологии. Умение правильно использовать в повседневной жизни новые технологии  является отражением социального заказа. «Дети, переступившие порог школы …в будущем должны стать гражданами информационного общества» [5]. Проблема внедрения в современную систему обучения информационно-коммуникационных технологий не теряет своей актуальности, прежде всего, потому, что практика и работодатели не снижают, а, наоборот, повышают требования к выпускникам учебных заведений. Работа, которая ведётся в школе, направлена на развитие нового поколения, способного легко адаптироваться в новом информационном мире. Многолетняя практика свидетельствует о том, что обучение с помощью традиционных технологий не позволяет развить в полной мере ключевые, базовые компетентности по конкретной учебной дисциплине, поэтому нужна решительная перестройка учебного процесса [26]. Сегодня основой развития выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. В России, как и в других странах мирового сообщества, большое внимание уделяется вопросам информатизации образования, которая является важной стратегической задачей развития цивилизации.

Национальный проект «Образование» в качестве одного из важнейших направлений выделил информатизацию образования. В рамках проекта большинство образовательных учреждений оснащены современной компьютерной техникой с доступом в Интернет, сетевым и мультимедийным оборудованием. Возникает необходимость в качественно иной подготовке педагога – педагога компетентного,  сочетающего фундаментальность базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению образовательных проблем. В новых условиях новые требования к компетентности педагога выявляют необходимость профессионального использования информационно-коммуникационных технологий в его деятельности. При этом прохождение курсовой подготовки через каждые 3 года не позволяет педагогу своевременно перестраивать свою работу соответственно изменениям, что, в свою очередь, снижает готовность педагога к инновационной деятельности. В связи с этим, появляется проблема организации системы повышения квалификации, позволяющей сделать процесс освоения педагогами новых информационно-коммуникационных технологий  непрерывным.

А.В. Смирнов в своих исследованиях говорит о том, что информационные средства используются для самообразования и переобучения [44]. Об этом же писал и Е.В. Данильчук, говоря о том, что принципиальное значение имеет образование, ориентиры и приоритеты которого  меняются в новых информационных условиях [9]. Все новые информационные условия меняют и образовательный процесс. На новом этапе развития системы образования школа должна работать системно, как цельный организм. Отношения между управляющей и  управляемой системами должны быть направлены на создание условий для успешного внедрения педагогами информационно-коммуникационных технологий.

В школе в условиях решения стратегических задач происходит подготовка не только выпускников, но и педагогического коллектива. Важными качествами педагога становятся способность подходить к вопросам творчески, находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь и готовность обучаться в течение всей жизни [10].

Новая система образования создает условия для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни посредством реализации преемственных основных и дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, при получении образования последующих уровней [22].

Необходимо  подготовить  педагога, сочетающего фундаментальность знаний с инновационностью и исследовательским подходом. Инновационная деятельность учителей – основа развития образовательного учреждения [22]. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования [29].  Данная  деятельность осуществляется в форме инновационных программ (проектов) и регламентируется новым Законом об образовании. В нём определяются права органов, осуществляющих управление в сфере образования по созданию условий  реализации инновационных образовательных проектов (программ).

При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление образования, уровень и качество которого, не может быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, или федеральных государственных требований, образовательных стандартов или требований, устанавливаемых учреждением.

Таким образом, актуальность исследования определяется новыми требованиями, предъявляемыми ко всем участникам образовательного пространства  в аспекте новой государственной образовательной политики.

Проблема исследования: организация поддержки педагогического коллектива школы по внедрению новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

В связи с быстрыми изменениями в развитии информационного пространства возникает необходимость поддержки педагогического коллектива. Все это определило выбор темы исследования «Поддержка педагогического коллектива школы в освоении новых информационно-коммуникационных технологий». Поддержка – процесс информационного обеспечения, ориентированный на пользователей информации, занятых управлением сложными объектами [32,41]. Применяется при подготовке и реализации управленческих решений.

Объект исследования: педагогический коллектив образовательного учреждения.

Предмет исследования: внедрение и освоение педагогическим коллективом информационно-коммуникационных технологий.

Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса условий, созданных в образовательном пространстве школы с целью внедрения новых информационно-коммуникационных технологий.

Гипотеза

Освоение информационно-коммуникационных технологий будет успешно, если будет создана модель по поддержке педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1.        Исследовать основные понятия и изучить состояние данной проблемы.

2.        Определить условия эффективного использования информационных технологий педагогами в образовательном процессе школы.

3.        Осуществить экспериментальную проверку эффективности управленческой поддержки.

Поставленные задачи определили процедуру исследования, которое проводилось в три этапа.

На первом этапе изучались нормативные документы, касающиеся модернизации образования. Полученные материалы легли в основу  экспериментальной работы.

На втором этапе исследовались условия использования информационных технологий педагогами в образовательном процессе школы, уточнялись условия, повышающие уровень ИКТ  компетентности педагогического коллектива, на основании которых, разрабатывались рекомендации по улучшению качества  поддержки педагогов. Создавалась модель поддержки педагогического коллектива.

На третьем этапе проводится экспериментальная проверка работоспособности модели поддержки, и внесение необходимых изменений для получения новых результатов.

Практическая значимость результатов исследования разработана модель поддержки педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий, данную модель можно использовать в других  школах.

Методы исследования:

На каждом из этапов использовались различные методы такие как:

-       Статистические данные – обработка данных исследования.

-       Эмпирическое исследование-анкетирование и анализ результатов деятельности.

-       Общенаучные методы – сравнение и обобщение данных.

-       Теоретические методы – изучение нормативной документации, мониторинг.

Процесс исследования строится на анкетах и тестах,  отражающих состояние информатизации лицея в освоении и использовании новых информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности.

Экспериментальная база: в исследовании участвовали руководящие и педагогические работники Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Лицей №17» г. Троицка, Челябинской области. Исследование состояло из трёх этапов:

Первый этап – диагностика. Изучались проблемы, с которыми педагоги чаще всего сталкиваются при внедрении информационно-коммуникационных технологий.

Второй этап – деятельностный. Отбор методов, наиболее подходящих для реализации поддержки педагогов. Создание своей модели поддержки и апробация данной модели в  образовательном учреждении.

Третий этап – анализ полученных результатов. Обработка полученных результатов, подготовка рекомендаций для дальнейшей работы. При необходимости внесение изменений в данную модель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Моя работа86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В АСПЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………..…10

1.1. Стратегия внедрения ИКТ в общеобразовательной школе…………………10

1.2. Понятие поддержки педагогического коллектива в современной педагогической науке и практике. ………………………….………….…………18

1.3. Модель поддержки педагогического коллектива в освоении ИКТ……………………………………………………………………….…………24

Выводы по первой главе…………………………………………….……………..31

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ОСВОЕНИИ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………………………32

2.1. Анализ уровня освоения и использования педагогическим коллективом МБОУ «Лицей № 17»  новых информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагогов……………………………………32

2.2. Реализация поддержки в освоении и использовании новых информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности……………………………………………………………………..…42

2.3. Некоторые результаты поддержки педагогического коллектива в освоении информационно-коммуникационных технологий …………………….……...…52

Выводы по второй главе……………………………………………………...……57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….…58

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..60

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI  века.

Премьер-министр РФ Д.А. Медведев

Процесс развития России связан с развитием информационно-коммуникационных технологий, которые  проникают во все сферы нашей жизни. В первую очередь это дало возможность появлению информатизации в образовании. Начался процесс модернизации всей системы образования в целом. Все эти изменения требуют создание новых технологий и создание новых подходов  не только в сфере политики, культуры, но  и в системе образования. Информатизация образования рассматривается как новая стратегическая задача в развитии цивилизации [26,38].

«Образование для XXI века призвано быть образованием для всех»[14]. На новом этапе меняются приоритеты развития системы образования. Очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями [24]. В быстро меняющемся мире возникает необходимость в изучении новых технологий. На первый план выходит подготовка ученика, способного жить, плодотворно работать и адаптироваться в быстро развивающемся информационном мире. Изменились требования к выпускнику школы и педагогу. Образование направленно не столько на передачу конкретных знаний, сколько на обеспечение условий самореализации, профилизацию учащегося и педагога. Перед школой ставятся новые задачи по подготовке выпускника, способного принимать самостоятельные решения, используя накопленные знания. В течение нескольких лет образование будет переходить на новый государственный образовательный стандарт, меняя приоритеты. Для  реализации этой цели необходимо внести изменения не только в управленческую структуру школы, но и заинтересовать педагогический коллектив для внесения новшеств.

Особое место в этом процессе занимают информационно-коммуникационные технологии. Умение правильно использовать в повседневной жизни новые технологии  является отражением социального заказа. «Дети, переступившие порог школы …в будущем должны стать гражданами информационного общества» [5]. Проблема внедрения в современную систему обучения информационно-коммуникационных технологий не теряет своей актуальности, прежде всего, потому, что практика и работодатели не снижают, а, наоборот, повышают требования к выпускникам учебных заведений. Работа, которая ведётся в школе, направлена на развитие нового поколения, способного легко адаптироваться в новом информационном мире. Многолетняя практика свидетельствует о том, что обучение с помощью традиционных технологий не позволяет развить в полной мере ключевые, базовые компетентности по конкретной учебной дисциплине, поэтому нужна решительная перестройка учебного процесса [26]. Сегодня основой развития выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. В России, как и в других странах мирового сообщества, большое внимание уделяется вопросам информатизации образования, которая является важной стратегической задачей развития цивилизации.

Национальный проект «Образование» в качестве одного из важнейших направлений выделил информатизацию образования. В рамках проекта большинство образовательных учреждений оснащены современной компьютерной техникой с доступом в Интернет, сетевым и мультимедийным оборудованием. Возникает необходимость в качественно иной подготовке педагога – педагога компетентного,  сочетающего фундаментальность базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению образовательных проблем. В новых условиях новые требования к компетентности педагога выявляют необходимость профессионального использования информационно-коммуникационных технологий в его деятельности. При этом прохождение курсовой подготовки через каждые 3 года не позволяет педагогу своевременно перестраивать свою работу соответственно изменениям, что, в свою очередь, снижает готовность педагога к инновационной деятельности. В связи с этим, появляется проблема организации системы повышения квалификации, позволяющей сделать процесс освоения педагогами новых информационно-коммуникационных технологий  непрерывным.

А.В. Смирнов в своих исследованиях говорит о том, что информационные средства используются для самообразования и переобучения [44]. Об этом же писал и Е.В. Данильчук, говоря о том, что принципиальное значение имеет образование, ориентиры и приоритеты которого  меняются в новых информационных условиях [9]. Все новые информационные условия меняют и образовательный процесс. На новом этапе развития системы образования школа должна работать системно, как цельный организм. Отношения между управляющей и  управляемой системами должны быть направлены на создание условий для успешного внедрения педагогами информационно-коммуникационных технологий.

В школе в условиях решения стратегических задач происходит подготовка не только выпускников, но и педагогического коллектива. Важными качествами педагога становятся способность подходить к вопросам творчески, находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь и готовность обучаться в течение всей жизни [10].

Новая система образования создает условия для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни посредством реализации преемственных основных и дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, при получении образования последующих уровней [22].

Необходимо  подготовить  педагога, сочетающего фундаментальность знаний с инновационностью и исследовательским подходом. Инновационная деятельность учителей – основа развития образовательного учреждения [22]. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования [29].  Данная  деятельность осуществляется в форме инновационных программ (проектов) и регламентируется новым Законом об образовании. В нём определяются права органов, осуществляющих управление в сфере образования по созданию условий  реализации инновационных образовательных проектов (программ).

При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление образования, уровень и качество которого, не может быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, или федеральных государственных требований, образовательных стандартов или требований, устанавливаемых учреждением.

Таким образом, актуальность исследования определяется новыми требованиями, предъявляемыми ко всем участникам образовательного пространства  в аспекте новой государственной образовательной политики.

Проблема исследования: организация поддержки педагогического коллектива школы по внедрению новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

В связи с быстрыми изменениями в развитии информационного пространства возникает необходимость поддержки педагогического коллектива. Все это определило выбор темы исследования «Поддержка педагогического коллектива школы в освоении новых информационно-коммуникационных технологий». Поддержка – процесс информационного обеспечения, ориентированный на пользователей информации, занятых управлением сложными объектами [32,41]. Применяется при подготовке и реализации управленческих решений.

Объект исследования: педагогический коллектив образовательного учреждения.

Предмет исследования: внедрение и освоение педагогическим коллективом информационно-коммуникационных технологий. 

Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса условий, созданных в образовательном пространстве школы с целью внедрения новых информационно-коммуникационных технологий.

Гипотеза

Освоение информационно-коммуникационных технологий будет успешно, если будет создана модель по поддержке педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Исследовать основные понятия и изучить состояние данной проблемы.
  2. Определить условия эффективного использования информационных технологий педагогами в образовательном процессе школы.
  3. Осуществить экспериментальную проверку эффективности управленческой поддержки.

Поставленные задачи определили процедуру исследования, которое проводилось в три этапа.

На первом этапе изучались нормативные документы, касающиеся модернизации образования. Полученные материалы легли в основу  экспериментальной работы. 

На втором этапе исследовались условия использования информационных технологий педагогами в образовательном процессе школы, уточнялись условия, повышающие уровень ИКТ  компетентности педагогического коллектива, на основании которых, разрабатывались рекомендации по улучшению качества  поддержки педагогов. Создавалась модель поддержки педагогического коллектива.

На третьем этапе проводится экспериментальная проверка работоспособности модели поддержки, и внесение необходимых изменений для получения новых результатов.

Практическая значимость результатов исследования разработана модель поддержки педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий, данную модель можно использовать в других  школах.

Методы исследования:

На каждом из этапов использовались различные методы такие как:

  • Статистические данные – обработка данных исследования.
  • Эмпирическое исследование-анкетирование и анализ результатов деятельности.
  • Общенаучные методы – сравнение и обобщение данных.
  • Теоретические методы – изучение нормативной документации, мониторинг.

Процесс исследования строится на анкетах и тестах,  отражающих состояние информатизации лицея в освоении и использовании новых информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности.

Экспериментальная база: в исследовании участвовали руководящие и педагогические работники Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Лицей №17» г. Троицка, Челябинской области. Исследование состояло из трёх этапов:

Первый этап – диагностика. Изучались проблемы, с которыми педагоги чаще всего сталкиваются при внедрении информационно-коммуникационных технологий.

Второй этап – деятельностный. Отбор методов, наиболее подходящих для реализации поддержки педагогов. Создание своей модели поддержки и апробация данной модели в  образовательном учреждении.

Третий этап – анализ полученных результатов. Обработка полученных результатов, подготовка рекомендаций для дальнейшей работы. При необходимости внесение изменений в данную модель.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой и цитируемой литературы.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В АСПЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.

1.1. Стратегия внедрения ИКТ в общеобразовательной школе.

В условиях, когда весь мир поражен инновационной лихорадкой, образованию вряд ли удавалось бы надолго сохранять свой иммунитет [48].  Образование должно шагать в ногу со временем, чтобы выпускники школ могли легко адаптироваться в быстро изменяющемся мире. По этой причине возникла необходимость изменения политики в области образования. Самостоятельно школа не в состоянии решить все проблемы, которые возникают в процессе модернизации. Необходима поддержка «сверху». В качестве такой поддержки выступает государственная политика в сфере образования, управленческая поддержка в школах и необходимость в поддержке педагогов при освоении  инновационных технологий. Основной закон, регламентирующий деятельность всех участников образовательного процесса - это закон "Об образовании в Российской Федерации". Данный  закон  призван обеспечить стабильность и преемственность нормативной правовой базы в области образования.

Федеральный закон устанавливает общие принципы и начала правового регулирования отношений в сфере образования, государственные гарантии прав и свобод в образовании Российской Федерации; регламентирует отношения, возникающие в сфере образования, определяет правовое положение их участников, закрепляет особенности применения к отношениям в сфере образования норм административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права [45].

Новые подходы отражены в таких документах, как: закон "Об образовании в Российской Федерации", «Концепция модернизации российского образования до 2020 года», в проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [26], в законе «Об участии в международном информационном обмене», в распоряжениях Президента Российской Федерации и др.

Законодательные и организационно - управленческие инновации «сверху» обеспечивают социальную базу и базу инноваций «снизу», осуществляемых на уровне образовательных учреждений [18]. Для рассмотрения уровня государственной поддержки возникает необходимость обратиться к нормативной стороне рассматриваемого вопроса.

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, современным потребностям общества и каждого гражданина. На федеральном уровне инновации в системе образования проявляются, главным образом, в качестве рекомендаций, регламентированных государственными документами, такими как:  Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования до 2020 года и др. [18]. Законы регламентируют работу образовательных учреждений и всех участников образовательного процесса. Происходят изменения в работе всех участников образовательного процесса, меняются приоритеты.

Национальный проект «Образование» в качестве одного из важнейших направлений определяет информатизацию образования. Благодаря этому большинство образовательных учреждений оснащены современной компьютерной техникой, мультимедийным и сетевым оборудованием, имеют доступ в Интернет.

Согласно национальной инициативе «Наша новая школа» модернизация и инновационное развитие - это единственный путь, который позволит России стать конкурентно способным государством на мировой арене [3]. Инновации в области образования являются основой в процессе становления конкурентно способного государства. Этот аспект является важным элементом в процессе модернизации  системы образования. Школе предъявляются новые требования. Возросшие требования к профессиональной компетентности педагога в новых условиях обучения диктуют необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. В образовательных учреждениях происходят изменения в школьной инфраструктуре, особое место занимает здоровье школьников и расширение самостоятельности школ.

Современные технологии способствуют развитию педагогов. Педагогу предоставляется возможность  системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых технологий, в том числе сетевых на протяжении всей жизни осваивать новые квалификации.

В целом поступательное развитие инновационных процессов в образовательной сфере невозможно без соответствующего профессионального развития педагогов [22]. В образовании в последнее время сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [20].

Возросшие требования к профессиональной компетентности педагога в новых условиях обучения диктуют необходимость опытного использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Деятельность всех лиц, вовлеченных в процесс обновления школы, можно назвать инновационной деятельностью по освоению информационных и коммуникационных технологий. Одним из важнейших условий эффективности, является заинтересованность педагогического коллектива [35]. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают большими возможностями по использованию их в образовательном процессе. Со всеми своими ресурсами ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и  внедрение ее достижений в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют информационной сферой. Информационная сфера образовательного учреждения представляет собой совокупность  инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений [12].  Субъектами могут выступать все участники образовательного пространства, в зависимости от выполняемых ими функций и являются частью информационной сферы. Для развития информационной системы надо уделять внимание всем отдельным частям данной системы, для получения запланированного результата.

Информационная сфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитых странах.

Общественное внимание к информатизации образования выглядит в высшей степени оправданным. За последние 15-20 лет на модернизацию технической базы учреждений, переподготовку преподавателей, создание цифровых учебных ресурсов  были направлены значительные средства. Реализованы многочисленные программы [42]. Этих усилий недостаточно, необходима поддержка педагогов в освоении новых инновационных технологий.

Развитие образования требует активного применения инноваций, начиная с внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов,  федеральных государственных требований и заканчивая созданием систем индивидуальных путей развития конкурентно способных образовательных учреждений, возникает потребность в  поддержки отдельных категорий педагогов, административной части школы и обучающихся, необходима  модернизация инфраструктуры.

В последние годы в области информационных технологий произошли кардинальные изменения, связанные с развитием технологий разработки программного обеспечения, индустрии информационных ресурсов, формированием и быстрым развитием новых направлений информационных технологий [1]. Это  меняет понимание роли информационных технологий  и возникает необходимость объединение усилий в целях создания нового подхода в подготовке профессиональных кадров при внедрении инновационно-коммуникационных технологий в образовательную среду.

Правильно выбранная стратегия является частью успешного завершения процесса модернизации образования. Причем основой для обеспечения качества является стандарт начального и общего образования.

Согласно терминологическому словарю, стандарт образования – это система основных параметров (эталонов), принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающих общественный идеал и учитывающих реальные возможности личности и системы образования [1]. Новые технологии – новые стратегии развития. Исходя из этого необходимо постоянное развитие потенциала учителя.

Возникает потребность создания педагогических условий. Для этого надо решить ряд задач:

  • Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного пространства.
  • Автоматизация документации для оперативного введения хранения информации (статистические данные, проектные работы учащихся, статьи и публикации педагогов, методические разработки и т.д.).
  • Обучение педагогов новым информационным технологиям и подходам для их профессионального развития.
  • Повышение уровня квалификации педагогов и учащихся в области современных информационных технологий, создание и дальнейшее применение материалов методического и учебного характера, создание и применение электронных учебников, ЦОРов, наглядных пособий и других видов для учебной деятельности.
  • Непрерывное формирование информационных знаний и умений у педагогов в процессе деятельности.
  • Организация самостоятельной работы педагогов, в целях самообразования и освоения ИКТ.

Существенной инновацией новых учебных планов и программ является требование более широкого и содержательного использования информационных технологий на уроках.

В процессе освоения и использования ИКТ педагогами возникают трудности следующего характера: в мире все так быстро меняется, что не всегда можно осмыслить возможности эффективной работы с новой информацией, освоение и использование ИКТ учителем вне контекста решения задач обучения и развития создает иллюзию повышения качества образования. Для преодоления данных трудностей нужен ИКТ - грамотный руководитель.

Как, говорилось выше, меняются требования, предъявляемые школе. Школы на данном этапе становления активно оснащаются компьютерами, проекторами, аудиовизуальными средствами, электронными досками, разрабатываются  и внедряются в учебный процесс разнообразные  цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

Кроме программы развития образовательного учреждения немаловажный вклад в развитие единого образовательного пространства школы принадлежит программе информатизации образовательного учреждения, которая разрабатывается каждым образовательным учреждением в зависимости от имеющейся базы технических, программных, телекоммуникационных и программных средств.

«Образование для XXI века призвано быть образованием для всех» [14], программа информатизации отражает деятельность участников образовательного пространства и несет новаторский характер. Нужно отметить, что информатизацию учреждения невозможно свести только к снабжению оборудованием или только к обучению педагогов. Работа по информатизации должна проводиться комплексно. Техническое обеспечение является важной частью информатизации. Главное - не количество ПК и не их качество, а наличие единого информационно-образовательного пространства, в котором все участники образовательного процесса эффективно функционируют и развиваются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Представление о современных технологиях в обучении нельзя свести только к применению компьютера, средств мультимедиа и внедрению электронных учебников. Максимальный педагогический эффект достигается л...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...