конспект урока по теме "Введение в предмет. Техника безопасности на уроках бисероплетения"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Малько Зоя Алексеевна

В конспекте указывается необходимые материалы и инструменты для плетения бисером. проводится инструктаж по технике безопасности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_v_programmu._tekhnika_bezopasnosti.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА  « Введение в программу. Техника безопасности.»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:

Ознакомить с материалами и инструментами, используемыми на занятиях по бисероплетению. Показать образцы изделий из бисера разного цвета и фактуры.

Дать практические советы, позволяющие облегчить работу при изготовлении бисерных изделий. Формировать умения и навыки по выбору, определению качества бисера.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА И НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Рабочая коробка с инструментами (леска, ножницы, бисер разного цвета и размера, стеклярус, рубка, бусины, иглы для бисера, игольница, замочки для застежки, спички или зажигалка). Тетрадь в клетку, ручка, цветные карандаши, готовые изделия из бисера, образцы схем. Книги по бисероплетению.

ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА

1.        ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ Проверка готовности учащихся к занятию. Объявление целей и задач урока

2.        ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

1. Объяснение нового материала

2. Демонстрация приемов безопасной работы

3. Запись в тетрадях правил техники безопасности

4. подготовка рабочего места

5. Подведение итогов занятия

К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ УРОКА

Материалы и инструменты

Прежде чем приступить к работе, нужно приобрести необходимые материалы и инструменты:

Бисер – мелкие круглые или граненые шарики из стекла, металла, фарфора с отверстием.

Стеклярус – трубочки из стекла длиной 5-15 мм.

Рубленый бисер - короткие трубочки из стекла длиной 1-5 мм.

Бусины – разных форм и размеров, но всегда крупнее бисера.

Замочки – используют при изготовлении колье, браслетов, фенечек, поясов.

Иглы специальные иглы для работы с бисером (очень тонкие с длинным ушком №0)

Леска – обязательно хорошего качества диаметром 0,18-0,2 мм.

Тетрадь в клетку – для рисования схем изделий

Цветные карандаши – для раскрашивания схем.

Ножницы – маленькие, обязательно острые.

Техника безопасности при работе с бисером

Иглы для бисера должны быть острые, с тонким ушком. После работы иглу вкалывать в игольницу. Запрещается вкалывать иглу в одежду, предметы мебели, брать в рот. Леску отрезать под косым углом острыми ножницами. Ни в коем случае не откусывать зубами. Ножницы передавать от себя сомкнутыми лезвиями к себе. Бисер набирать иголкой, не брать руками.

Подготовка рабочего места

Процесс изготовления бисерных изделий превратится в увлекательное занятие, если правильно подготовить рабочее место. Чтобы бисерины не укатывались, понадобится ворсистый материал (фланель, драп), лучше однотонный, черный (при работе с бисером светлого цвета). Размер ткани 40*40 см. Рядом с ковриком на стол ставят лампу, свет от которой падает на ткань. Рабочее место в любое время суток должно быть хорошо освещено. При изготовлении разноцветных изделий бисер раскладывают на «коврике» небольшими кучками.

Хранят бисер в прозрачных пакетиках или коробочках, при работе выкладывают на х\б салфетку. Берут бисер или кончиком иглы, или проволоки, но не руками. При работе следить, чтобы салфетка не свисала со стола, а руки и одежда не соприкасалась с бисером. Насыпать бисер на салфетку небольшими порциями. После работы разобрать по цвету, сложить обратно в свои коробочки или пакетики и плотно закрыть. Схемы для работы лучше перерисовывать на бумагу и отмечать на ней выполненные ряды. 

Физкультминутка.

1.        Птица летит: крыльями вверх- тяжело, вниз- легко.

2.        Буква Ж: глазами от потолка до пола, не поворачивая головы, написать прописную букву Ж.

3.        Для пальцев рук: сначала складываем ладошки вместе и с силой разжимаем, оставляя пальцы соединенными. Повторим 5 раз.

4.        Помахать руками в лицо- жарко.  

Немного истории

Как только не называют бисер - волшебный, живой, загадочный, чарующий. Вспыхивая разноцветными красками, он дает ощущение особой радости, волшебства, таинственности. Бисер - это мир, в котором соединяются разнообразные грани человеческого дарования. Это и мастерство стеклодела, и умение вышивальщицы, и фантазия художника.

Этот мир «малых форм» проходит сквозь историю всех человеческих цивилизаций, он может поведать нам о том, как жили люди в далекие времена, каковы были их вкусы и привычки.

Появляются новые технологии и материалы, меняется образ жизни людей, а маленькие шарики, согреваясь в руках человека, по-прежнему впитывают его чувства и настроения и как бы оживают, превращаясь в чудесные украшения и забавные безделушки.

У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников. Сначала люди использовали когти, зубы, кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. Затем, когда они научились обрабатывать другие материалы, то появились каменные, а затем металлические бусинки.

После изобретения стекла в 4 в. до нашей эры древние египтяне научились изготавливать бисер, которым украшали одежду, плели ожерелья, браслеты, и даже символы божественной власти фараонов - ожерелья солнца.

В России небольшие мастерские по производству изделий из стекла появились лишь в 17 веке. В 18 веке бисер настолько вошел в моду, что бисерным рукоделием были увлечены все и везде, от мала до велика, от светских и барских домов до крестьянских изб.

Секреты бисероплетения могут постигнуть не только взрослые, но и дети младшего возраста.

Красиво исполненные изделия будоражат наше воображение, заставляют фантазировать, появляется желание немедленно сделать что-то подобное самому. Но останавливает вопрос: «А как это сделать?». И вот тогда возникает необходимость освоить секреты этого рукоделия. Бисер вновь вошел в моду, он поднялся из полузабытья и занимает свое место в ряду с другими видами декоративно - прикладного искусства по праву. Полезные советы:

Познакомимся с некоторыми правилами, которые необходимо соблюдать при изготовлении бисерных украшений.

  1. Нельзя использовать бракованные бисерины, лучше их сразу выбрасывать.
  2.         У стекляруса очень острые края, которыми он легко может перерезать нить. Поэтому с двух сторон от трубочки набирают по бисеринке.
  3.         Нить(леску) во время работы следует все время подтягивать так, чтобы бисерины плотно прилегали друг к другу.
  4. При работе с леской необходимо пользоваться иглой Только в исключительных случаях иглу снимают и проходят в отверстие бисерины концом лески.
  5. Изделия, сплетенные на леске, после окончания работы кладут под груз. Хранить такие изделия следует расправленными.

  1. Подведение итогов

Рефлексия, просмотр фото готовых бисерных изделий.

Домашнее задание: Подготовить для работы рабочую коробку с материалами и инструментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Техника безопасности на уроках физической культуры"

На этом уроке знакомлю учащихся 10 класса (девушек) с причинами травматизма....

Конспект урока для 8 класса " Соблюдение техники безопасности на уроках химии"

Подробный конспект урока химии для 8 класса в игровой форме....

Памятка «Техника безопасности на уроках по бисероплетению»

Памятка будет полезна для педагогов, работающих с бисером...

Конспект к уроку по правилам поведения и технике безопасности на уроках физической культуры

Конспект урока для 1-2 классов по технике безопасности и правилам поведения на уроках физической культуры...

Конспект урока по информатике по теме "Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе"

Цели урока:научить правильно и безопасно организовывать своё рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия информации в живой и неживой природе, информатике;воспитание информацио...

Конспект урока по технологии «Вводное занятие. Общий инструктаж по технике безопасности на уроках технологии»

Конспект по технологии. Общий инструктаж по технике безопасности на уроках технологии....