Разработки уроков по теме: Введение в биологию. 9 класс. Блок уроков.
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Задачи:
Обучающие: показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биологических знаний.
Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти; продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры. Сформировать целостную картину мира.
Воспитательные:Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание, половое и трудовое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_issledovaniya.doc | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа: Пономарева И.Н, Корнилова О.А, Чернова Н.М
Учитель биологии: Антонова С.А
9 класс.
Урок №2- практикум.
Тема: «Методы исследования в биологии».
Задачи:
Обучающие: Познакомить учащихся с методами исследования в биологии, рассмотреть последовательность проведения эксперимента, выявить, в чем заключается отличие гипотезы от закона или теории.
Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти; продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры. Сформировать целостную картину мира.
Воспитательные: Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание, половое и трудовое воспитание.
Оборудование: Таблицы с изображением последовательности проведения эксперимента.
Ход работы:
- Организационный момент
- Актуализация знаний(10 минут).
Работа по карточкам (3 варианта): написать определение.
1 вариант:
- Какие царства выделяют в живой природе?
- Почему современную биологию считают комплексной наукой?
- Напишите определение:
Биология, микология, микробиология, ихтиология, морфология, цитология, биофизика.
2 вариант:
- Какие царства выделяют в живой природе?
- Почему современную биологию считают комплексной наукой?
- Напишите определение:
Ботаника, геоботаника, орнитология, физиология, гистология, экология, биохимия.
3 вариант:
- Какие царства выделяют в живой природе?
- Почему современную биологию считают комплексной наукой?
- Напишите определение:
Зоология, бриология, палеоботаника, этология, анатомия, генетика, биотехнология.
- Изучение нового материала (20 минут).
На прошлом уроке мы с вами рассмотрели понятие биологии, как науки в целом. Сегодня мы с вами посмотрим, какие же методы используются в биологии.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Методы исследования в биологии» (запись в тетради)
Какие же методы исследования использует эта наука – биология?
Вопрос: Прежде чем начать рассматривать, давайте определимся, что же такое наука?
Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира . (Запись в тетради)
Биология помогает понять мир живой природы. Мы уже знаем, что люди с древнейших времен изучают живую природу. Сначала они изучали отдельные организмы, собирали их, составляли списки растений и животных, населяющих разные места. Обычно этот период изучения живых организмов называют описательным, а саму дисциплину — естественной историей. Естественная история является предшественницей биологии.
Что же такое научный метод? Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний. – запись в тетради.
Биология многогранна и поэтому нуждается в систематизированных и разносторонних методах изучения. Выделяют следующие методы исследования.
Например, очень многие биологические исследования проходят непосредственно на природе – наблюдение, описание, сравнение. В то же время значительная часть исследований требует лаборатории. В лабораторных условиях биологи ставят эксперименты, осуществляют моделирование. Биологии не чужды и исторические методы исследования, потому что биология изучает живые организмы в развитии, а развитие это может длиться миллионы лет.
Рассмотрим каждое по отдельности: (запись в тетрадь)
• Наблюдение
- преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств. Наблюдение – отправной пункт всякого естественнонаучного исследования. В биологии это особенно хорошо заметно, так как объект ее изучения – человек и окружающая его живая природа. Наблюдение как метод собирания информации – хронологически самый первый прием исследования, появившийся в арсенале биологии, этот метод не утратил своего значения и по сей день. Наблюдения могут быть прямыми или косвенными, они могут вестись с помощью технических приспособлений или без таковых. Так, орнитолог видит птицу в бинокль и может слышать ее, а может фиксировать прибором звуки вне слышимого человеческим ухом диапазона
• Описательный
Для выяснения сути явления человеку надо сначала насобирать фактическую информацию, а потом описать ее изложить для использования другими поколениями. Суть этого метода, в сборе информации, описании характеристик и поведенческих признаков исследуемого процесса или живого организма и исследование одновременно.
В ранний период развития биологии именно сбор и описание фактов являлись главными приемами изучения. Эти же методы актуальны и сегодня. Описание - есть результат интерпретации наблюдений. Например, составляя описание найденного скелета, палеонтолог назовет позвонками определенные кости постольку, поскольку он пользуется методом установления аналогии со скелетами уже известных животных. Описание – это основной метод классической биологии, базирующийся на наблюдении. Позже описательный метод лег в основу сравнительного и исторического методов биологии. Правильно составленные описания, произведенные в разных местах, в разное время, можно сравнивать. Это позволяет путем сопоставления изучать сходство и различие организмов и их частей.
• Сравнительный метод
В XVIII в. стал популярным сравнительный метод. В его основе лежит сопоставление и изучение схожих и различных черт живых организмов, их строения. Этот метод является основой систематики. Благодаря ему открыто крупнейшее обобщение и создана клеточная теория. Этот метод популярен и в наше время. Сравнение - сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий (например , вы наблюдаете насекомых и замечаете, что у многих из них имеются чёрные и жёлтые полоски. Многие считают. Что все это пчёлы и осы, поэтому обращаются с ними осторожно.
• Исторический
Исторический метод применяется для изучения закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций.
• Эксперимент
-целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления. Полный цикл экспериментального исследования состоит из нескольких стадий. Как и наблюдение, эксперимент предполагает наличие четко сформулированной цели исследования. Поэтому, приступая к эксперименту, нужно определить его цели и задачи, обдумать возможные результаты. Научный эксперимент должен быть хорошо подготовлен и тщательно проведен.
- Итак, в результате наблюдения и эксперимента исследователь получает некоторое знание о внешних признаках, свойствах изучаемого предмета или явления, то есть новые факты. Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами. – запись схемы в тетрадь.
Давайте запишем определения этих методов: запись в тетрадь .
Наблюдение - преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств;
Описательный метод - заключается в описании объектов и явлений;
Сравнение - сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий;
Исторический метод – сопоставление результатов наблюдений с ранее полученными результатами;
Эксперимент - целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления.
Как же всё-таки происходит научное исследование? (запись схемы в тетрадь)
Теперь рассмотрим порядок проведение биологического опыта: ( запись в тетрадь)
- Закрепление материала
- (10 минут).
Распишите поэтапно научное исследование, на примере изучения условий, необходимых для прорастания семян по карточке.
- Домашнее задание.
§ 2. Опишите поэтапно проведение биологического опыта на тему:
I вариант: «Влияние загрязнения водоёма на численность животных и растений»;
II вариант: «Влияние различных видов и доз удобрений на определённые сорта культурных растений».
Программа: Пономарева И.Н, Корнилова О.А, Чернова Н.М
Учитель биологии: Антонова С.А
9 класс.
Урок № 1 – лекция.
Тема: «БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИЗНИ»
Задачи:
Обучающие: показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биологических знаний.
Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти; продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры. Сформировать целостную картину мира.
Воспитательные:Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание, половое и трудовое воспитание.
Элементы содержания: биология, биотехнология, биофизика, биохимия, микробиология.
- Краткое знакомство с новым курсом, обоснование роли и места «Общей биологии» в системе биологических наук. Изучение методического аппарата учебника, разъяснение требований, предъявляемых к подготовке домашних заданий, к ведению тетрадей, проведение исследовательских работ (реферат)
II. Изучение нового материала.
Биология - наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам.
Термин «биология» впервые был предложен немецким профессором Т. Рузом в 1797 г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.
Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.
Например:
1. Ботаника - исследует строение, способ существования,
распространение растений и историю их происхождения. Включает в себя подразделы:
- микология - наука о грибах;
- бриология - наука о мхах;
- геоботаника - изучает закономерности распространения растений по поверхности суши;
- палеоботаника - изучает ископаемые останки древних растений
и др. науки.
2. Зоология - изучает строение, распространение и историю развития животных.
Подразделы:
- ихтиология - наука о рыбах;
- орнитология - наука о птицах и др. науки об определенных группах животных;
• этология - наука о поведении животных.
3. Морфология - изучает особенности внешнего строения
живых организмов.
4. Физиология - изучает особенности жизнедеятельности
живых организмов.
- Анатомия - изучает внутреннее строение живых организмов.
- Цитология - наука о клетке.
- Гистология - наука о тканях.
- Генетика - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.
9. Микробиология — изучает строение, способ существования и распространение микроорганизмов (бактерий, одноклеточных) и вирусов.
10. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды.
И др. науки.
Возрастающий темп развития науки и накопления знаний привел к необходимости взаимодействия между различными естественными науками. В ходе такого развития на стыке между биологией и другими научными дисциплинами возник ряд пограничных и иных наук:
1) биофизика - исследует биологические структуры и функции организмов физическими методами;
- биохимия - исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах;
- биотехнология - изучает возможности использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов (бактерий, дрожжей) в качестве сырья, а также использование их особых crohctb в производстве.
Для чего необходимо изучать биологию? В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не знакомого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к стене. Познакомьте его с основами естественной истории - и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человеческому взгляду».
Помимо познавательной и эстетической стороны, биологические знания имеют и чисто практическое применение во многих областях человеческой деятельности.
Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высокопродуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования растений и содержания скота.
Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, психология социолога и др.
Домашнее задание: § 1. Термины
Требования к оформлению реферата
1.Реферат оформляется на листах формата А4, в печатном варианте шрифтом Times New Roman 12 пт, с полуторным интервалом и полями: левое - 3 см, правое, верхнее- 1,5 см, нижнее - 2 см. Страницы работы нумеруются начиная с оглавления (номер на станице оглавления не ставиться), внизу или сверху листа по центру.
2.По объему работа должна быть не менее 10 страниц и не более 20 страниц. Каждая новая глава начинается с новой страницы (для этого необходимо установить курсов в конец главы, зайти в меню Вставка и выбрать Разрыв… , в появившемся окне выбрать Новый раздел – Со следующей страницы), отступ от последнего абзаца параграфа до названия следующего параграфа не более 1 - 1,5 см. (36 пт), расстояние до первого абзаца параграфа не менее 0,5см (12пт).
Требования к структуре работы
- Оглавление - перечисляются названия глав, параграфов, подпунктов с номерами страниц на которых они начинаются.
- Введение (1-2 страницы) - оговаривается значение и актуальность предложенной темы, цель и задачи работы, так же пути их решения.
- В основной части (10-15 страниц) раскрывается содержание темы, анализируются источники информации, проводится анализ фактических и статистических материалов, приводятся методики и результаты исследования. В конце каждой главы делаются выводы.
- Заключение (1-2 страницы) - высказываются предложения, систематизируются выводы, которые сделаны в каждой главе, подводятся итоги работы на основе поставленных целей и задач во введении работы.
- Список литературы оформляется в алфавитном порядке, сначала публикации на русском языке, затем - иностранные, в конце - другие источники (ссылки на сайты в Интернете). Соблюдайте соответствие ссылок в работе и нумерации в списке литературы.
В списке литературы для каждого источника приводятся: фамилии и инициалы автора, полное название, место издания (город), издательство, год издания и количество страниц, которые обозначаются строчной, то есть маленькой, буквой "с" с точкой.
Ресурсы Интернета.
Например, 5. Смольникова И.А. Рабочий конспект для внедряющих информационные технологии в школе [Электронный ресурс]. – Центр «Информатика». Режим доступа:
http://www.informatika.ru/text/school/its.html (18 фев.1999)
Программа: Пономарева И.Н, Корнилова О.А, Чернова Н.М
Учитель биологии: Антонова С.А
9 класс.
№ 3 – обобщение и систематизация знаний
Тема: «БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИЗНИ»
Цель урока:
- Обобщить знания о многообразии форм жизни, доказать,что биология – фундаментальная наука
- Приобрести навыки работы с таблицами, текстом учебника, выполнением тестов.
- Освоить умение работать в группе учащихся и самостоятельно оценивать собственные знания.
План урока:
- Биология – комплексная наука о жизни.
- Современная биология – комплекс наук, изучающих живую природу.
- Уровни организации жизни.
- Царства жизни.
УЭ - 1. Пользуясь учебником “Биология. Общие закономерности жизни. 9 класс” И.Н Пономарева и знаниями курса биологии 6 – 8 классов, заполните таблицу “Биологические науки и объекты ими изучаемые”(время на выполнение – 10 минут).
Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.
№ | Биологическая наука | Объект изучения |
1 | Анатомия |
|
2 | Биогеоценология |
|
3 | Биология |
|
4 | Биофизика |
|
5 | Биохимия |
|
6 | Ботаника |
|
7 | Вирусология |
|
8 | Генетика |
|
9 | Зоология |
|
10 | Микология |
|
11 | Микробиология |
|
12 | Молекулярная биология | ……………………………………………………………. |
13 | Морфология |
|
14 | Палеонтология |
|
15 | Популяционно – видовая биология | …………………………………………………………… |
16 | Селекция |
|
17 | Физиология |
|
18 | Цитология |
|
19 | Эволюционное учение | …………………………………………………………… |
20 | Экология |
|
21 | Эмбриология |
|
Сверьте с классом (время на выполнение - 4 минуты).
Поставьте себе оценку
УЭ - 2. Пользуясь учебником на странице 8, 1-й абзац, сопоставьте уровни организации жизни и их структурно – функциональные единицы(время на выполнение – 5 минут).
уровень | Название уровня организации жизни | структурно – функциональная единица | единица |
I | Молекулярно – генетический | Вид и популяция |
|
II | Органоидно - клеточный | Экосистема, биоценоз |
|
III | Организменный | Ген |
|
IV | Популяционно - видовой | Клетка |
|
V | Биогеоценотический | Биосфера |
|
VI | Биосферный | Организм |
|
Уровень и его единица:
- ________________;
- _________________;
- _________________;
- _________________;
- _________________;
- _________________.
Ответы сверьте с классом (время на выполнение – 1 минута).
Поставьте себе оценку
УЭ - 3. Вспомнить, по каким признакам растения, животные, грибы и бактерии относятся к разным царствам.
Задание: пользуясь учебником на странице 10, рисунком 1 параграфа 1 “основные признаки живого – его отличие от неживого”, поставьте плюсы в таблице “сходство и отличие царств живой природы” (время на выполнение – 8 минут).
Таблица “сходство и отличие царств живой природы”.
№ | Признак | бактерии | грибы | растения | животные |
1 | Только одноклеточные организмы (см. учебник 6,7 кл) |
|
|
|
|
2 | Только многоклеточные организмы |
|
|
|
|
3 | И одноклеточные и многоклеточные организмы |
|
|
|
|
4 | В клетке есть ядро (эукариоты) |
|
|
|
|
5 | В клетке нет ядра (прокариоты) |
|
|
|
|
6 | Питаются готовыми органическими веществами |
|
|
|
|
7 | Создают органические вещества |
|
|
|
|
8 | Способны к фотосинтезу |
|
|
|
|
9 | Способны к хемосинтезу |
|
|
|
|
10 | Клеточная стенка содержит целлюлозу |
|
|
|
|
11 | Клеточная стенка содержит хитин |
|
|
|
|
12 | Клеточная стенка содержит муреин |
|
|
|
|
13 | В клетке есть хлоропласты |
|
|
|
|
14 | В клетке есть вакуоль |
|
|
|
|
15 | Характерно бесполое размножение (см. учебник с. 93) |
|
|
|
|
16 | Характерно половое размножение |
|
|
|
|
17 | Характерно вегетативное размножение |
|
|
|
|
18 | Активно передвигаются |
|
|
|
|
Ответы сверьте с классом (время на выполнение - 2 минуты).
Поставьте себе оценку
УЭ - 4. Рефлексия.
Задание: выберите один правильный ответ (время на выполнение - 8 минут).
Тест по теме биологические науки. Уровни организации жизни.
- К наукам, изучающим живое на клеточном уровне организации, относят:
- физиологию
- цитологию
- генетику
- ботанику
- Ядерная мембрана характерна для клеток:
- всех организмов
- эукариот
- прокариот
- только растений и животных
- Закономерности наследственности и изменчивости организмов изучает наука:
- морфологию
- генетику
- зоологию
- анатомию
- Основная особенность строения прокариотической клетки отсутствие…
- плазматической мембраны
- ядра, ограниченного оболочкой
- клеточной стенки
- рибосом
- Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) изучает наука:
- генетика
- физиология
- эмбриология
- эволюционное учение.
- Хлоропласты присутствуют в клетках
- растений
- животных
- грибов
- бактерий
- Структурно – функциональной единицей молекулярно – генетического уровня является:
- организм
- клетка
- вид
- ген
- Самым крупным уровнем организации жизни является:
- молекулярно – генетический
- популяционно – видовой
- биосферный
- биогеоценотический
- Самым маленьким уровнем организации жизни является:
- молекулярно – генетический
- популяционно – видовой
- биосферный
- биогеоценотический
- Наука, изучающая ископаемые остатки
- физиология
- палеонтология
- микология
- морфология
Ответы сверьте с классом (время на выполнение - 1 минута)
- Поставьте себе оценку
- Ваша итоговая оценка по уроку
- Оценка учителя
УЭ - 5. Домашнее задание.
Ответьте на вопросы на странице 8. Подготовьтесь к проверочному тесту по уроку № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"
Урок включает несколько этапов: повторение, изучение нового материала, лабораторную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...
Разработки уроков по теме "Пищеварение" Биология, 8 класс
Предлагаемый материал содержит подробные поурочные разработки, различные методические приёмы и находки. Каждый урок содержит все необходимые материалы для организации деятельности уч...
Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....
Методическая разработка урока по теме "Погода" в 8 классе. Повторение пройденного ранее материала по теме «Погода», совершенствование коммуникативных навыков.
Старикова Василина АлександровнаГБОУ гимназия 42 Приморского района Санкт-ПетербургаКласс: 8Учебник: SpotlightТема: “There is really no such thing as bad weather, only different kinds of good we...
Разработка урока русского языка для учащихся 6 класса Тема урока: «Истолкование и восприятие публицистического и художественного текстов на тему: «Человек и звёзды»
Разработка урока по формированию грамотного чтения литературного текста, развивающего умения формулировать тему текста и основную мысль, пон...
Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"
Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...
Методическая разработка урока по теме: Введение в общую биологию. (9класс)
Вводная часть в новую тему: Биология-наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее ...