6 класс - Типы алгоритмов
презентация урока для интерактивной доски по информатике и икт (6 класс) на тему
Данный урок разработан с применением интерактивной доски. Урок позволяет апробировать формы, методы и приемы в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_-_tipy_algoritmov.ppt | 2.14 МБ |
plan_uroka.doc | 535 КБ |
prakticheskaya_rabota_sozdanie_otkrytki_k_9_maya_v_prilozhenii_game_logo.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №31 имени Андрея Павловича Жданова”
Предмет: информатика и ИКТ
Методическая разработка к уроку в 6 классе
"Типы алгоритмов "
Автор: Крикунов Владимир
Владимирович,
учитель информатики и ИКТ
II квалификационной категории
г. Братск
Пояснительная записка
Слово «алгоритм» происходит от имени выдающегося арабского ученого Аль-Хорезми. Как научный термин первоначально оно обозначало правила выполнения действий в десятичной системе счисления, автором которых был Аль-Хорезми. Аль-Хорезми жил и творил в IX веке. В латинском переводе книги Аль-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали сами эти правила называть алгоритмами, а также это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий.
Понятие алгоритма является не только центральным понятием теории алгоритмов, не только одним из главных понятий математики вообще, но одним из главных понятий современной науки. Более того, сегодня, с наступлением эпохи информатизации, алгоритмы становятся одним из важнейших факторов цивилизации.
Главная особенность всех вычислений машины состоит в том, что в основе ее работы лежит программный принцип управления. Это означает, что для решения как самой простой, так и самой сложной задачи пользователю необходимо использовать перечень инструкций или команд, следуя которым шаг за шагом ЭВМ выдаст необходимый результат.
Таким образом, для того, чтобы решать задачу на ЭВМ, ее необходимо сначала, как говорят, алгоритмизировать. Именно алгоритмический принцип и лежит в основе работы всех ЭВМ.
Не нужно думать, что изучение и построение алгоритмов понадобится только тем учащимся, которые изберут профессию программистов. Умение выделять алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы очень важно для человека любой профессии.
Понятие алгоритма ценно не только практическим использованием, оно имеет также важное общеобразовательное и мировоззренческое значение. Навыки алгоритмического мышления способствуют: формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются: целеустремленность и сосредоточенность, объективность и точность, логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий, умение четко и лаконично выражать свои мысли, правильно ставить задачу и находить окончательные пути ее решения, быстро ориентироваться в стремительном потоке информации. К сожалению, не все люди могут быстро ориентироваться и принимать мгновенные и правильные решения, грамотно мыслить и рассуждать…
Уроки информатики и новые подходы к образовательному процессу позволяют решить часть этих проблем. В первую очередь, познакомить подростков с элементарными навыками построения алгоритмов, их изображению и практическому применению, научить определять ошибки в последовательности тех или иных действий и их исправлять, а также формировать навыки самостоятельного практического применения своих знаний в области алгоритмизации.
Данный урок " Типы алгоритмов" проводится в 6 классе и является подтемой модуля «Алгоритмы и исполнители» по учебнику «Информатика и ИКТ» Л.Босовой.
(параграф 3.4 «Типы алгоритмов»). Урок рассчитан на 3 академических часа.
Главным отличием данного урока является использование АСО
(адаптивной системы обучения), которая прослеживается в построении учебного занятия.
Целевые ориентации учебного занятия (в отличие от традиционного урока):
- Создание наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для организации собственной познавательной деятельности детей;
- Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;
- Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества.
А также обязательное применение технологии групповой работы на уроке:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- раздача дидактического материала;
- планирование работы в группе;
- индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
- сообщение о результатах работы группы;
- общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Цель урока:
Познакомить с типами алгоритмических структур, программным обеспечением Game Logo, научить применять на практике данное приложение и составлять блок-схемы для записи алгоритмов.
Задачи урока:
Образовательные – познакомить с типами алгоритмических структур “ и способами их записи в графическом виде (с помощью блок-схем).
Развивающие – формировать и развивать навыки работы с программным обеспечением персонального компьютера Game Logo, с учебной литературой; навыки построения диалога и убеждения; формировать коммуникативные навыки; развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
Воспитывающие - формировать ценностное отношение к труду, к технике и предмету, истории своей страны, чувство патриотизма на примере практической работы.
Данный урок, прежде всего, решает задачи компетентностного подхода, поэтому уместно показать какие УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ФОРМИРУЮТСЯ НА ДАННОМ УРОКЕ:
Личностные УУД: умение выделять нравственный аспект поведения, ориентация на ценность – труд и самоопределение, установление связи между целью обучения и его результатом, решение спорных вопросов.
Регулятивные УУД: оценка, волевая саморегуляция времени и поведения, контроль.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, навыки осмысленного чтения; решение задач по аналогии и инструкциям, универсальные логические действия – анализ, синтез, сериация.
Коммуникативные УУД: приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся – работа в группе.
Класс: 6
УМК - Л.Босовой.
Форма: учебное занятие в форме практикума 1 час.
Тема: Типы алгоритмов.
Целевые ориентации учебного занятия:
- Создание наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для организации собственной познавательной деятельности детей
- Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
- Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества.
Цель урока:
Познакомить с типами алгоритмических структур, программным обеспечением Game Logo, научить применять на практике данное приложение и составлять блок-схемы для записи алгоритмов.
Предполагаемый результат: умение применять на практике графический способ записи алгоритмов и программное обеспечение Game Logo.
Задачи урока:
Образовательные – познакомить с типами алгоритмических структур “ и способами их записи в графическом виде (с помощью блок-схем).
Развивающие – формировать и развивать навыки работы с программным обеспечением персонального компьютера Game Logo, с учебной литературой; навыки построения диалога и убеждения; формировать коммуникативные навыки; развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
Воспитывающие - формировать ценностное отношение к труду, к технике и предмету, истории своей страны, чувство патриотизма на примере практической работы.
Данный урок, прежде всего, решает задачи компетентностного подхода, поэтому уместно показать какие УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ФОРМИРУЮТСЯ НА ДАННОМ УРОКЕ:
Личностные УУД: умение выделять нравственный аспект поведения, ориентация на ценность – труд и самоопределение, установление связи между целью обучения и его результатом, решение спорных вопросов.
Регулятивные УУД: оценка, волевая саморегуляция времени и поведения, контроль.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, навыки осмысленного чтения; решение задач по аналогии и инструкциям, универсальные логические действия – анализ, синтез, сериация.
Коммуникативные УУД: приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся – работа в группе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, персональный компьютер с установленным программным обеспечением Game Logo и Microsoft Office Power Point, мультимедийный проектор и раздаточный материал.
Презентация предназначена для изучения курса информатики: «Алгоритмы и исполнители» и является иллюстративным приложением к вводному уроку по теме «Типы алгоритмов». Презентация способствует развитию познавательного интереса к предмету, воспитывает у учащихся ценностное отношение к информатике.
Ход урока:
Структурные элементы учебного занятия | Основные действия учителя на этом этапе: | Основные действия обучающихся |
1. Установить связь между деятельностью учителя и деятельностью учащихся; обеспечить готовность школьников к очередному этапу работы на уровне внутренней мотивации; включить их в продуктивную учебную деятельность | Рефлексия: Здравствуйте, ребята! Давайте закроем глаза, и попытаемся представить, насколько плодотворной будет сегодня наша работа, а также какие замечательные оценки вы сегодня получите… Объявление темы и цели урока: Девизом нашего сегодняшнего урока будут слова известного английского поэта Уильяма Вордсворда: Не нужно нам владеть клинком, Не ищем славы громкой. Тот побеждает, кто знаком С искусством мыслить тонким. Сегодня мы с вами познакомимся с типами алгоритмических структур, программным обеспечением Game Logo, научимся применять на практике данное приложение и составлять блок-схемы для записи алгоритмов. Наши правила: 1. Работаем как в группе, так и индивидуально в группе по всем правилам. 2. Четко следуем инструкциям. 3. Время ограничено. 4. Усилием воли все преодолимо. 5. Помни – от твоей работы зависит общий результат. Актуализация знаний: Необходимо установить соответствие между понятиями и их определениями. | |
2. Независимая самостоятельная практика учащихся. Задача этого этапа: обеспечение процедуры усвоения нового материала; применение знаний, способов действий в измененной ситуации | Изучение нового материала: 1. Познакомить обучающихся с линейным алгоритмом и разобрать пример. 2. Познакомить обучающихся с алгоритмом с ветвлением и разобрать пример. 3. Познакомить обучающихся с алгоритмом с повторением и разобрать пример. 4. Работа с карточками-заданиями по группам. | Работа в группах. Каждая группа имеет карточки-задания, условия работы в группе. |
3. Самоконтроль и самооценка результатов работы. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий; необходимая коррекция | Учитель показывает правильные ответы на слайдах. | Транслирование своих результатов работы с одновременной проверкой результатов. |
4. Выполнение практического задания на ПК | На столе у каждого компьютера лежит практическое задание. Практика выполняется в приложении Game Logo. Необходимо набрать программный код так, чтобы получилась поздравительная открытка к 9 мая. | Выполнение практической части урока с последовательным просмотром результатов. |
5. Подведение итогов учебного занятия. На этом этапе важно: анализ и оценка успешности достижения цели; определение перспективы последующей работы | Закрепление изученного материала: 1. Какой алгоритм называют линейным? Привести пример. 2. Какой алгоритм называют разветвляющимся? Привести пример. 3. Какой алгоритм называют циклическим? Привести пример. 4. Если позволяет время, то можно провести проверочную работу. Если же такой возможности нет, то ее нужно перенести на следующий урок. 5. Дается анализ проведенному уроку. Какая цель стаяла перед нами? Чему вы сегодня научились? Выразите свое отношение, оставив магнит на смайлике, когда будете уходить… | |
6. Информация о домашнем задании. Задачей этого этапа является: обеспечение понимания цели и способов выполнения домашнего задания | 1. Учебник: п. 3.4. 2. Составить линейный алгоритм в виде блок-схемы: стр. 85, №15 (4) рабочей тетради. 3. Выполнить вычисления по блок-схеме разветвляющегося алгоритма: стр. 100, №32 рабочей тетради. 4. Заполнить блок-схему цикла действиями: стр. 114, №46 рабочей тетради. |
Раздаточный материал: Задачи:
Практическая работа “Создание открытки к 9 мая в приложении Game Logo”
Откройте приложение Game Logo и наберите программный код так, чтобы получилась поздравительная открытка к 9 мая. Успехов!
фон=stage8.gif поднять перо назад 250 налево 90 вперед 200 направо 90 опустить перо вперед 500 направо 90 вперед 400 направо 90 вперед 500 направо 90 вперед 400 направо 135 поднять перо вперед 5 налево 45 опустить перо вперед 490 направо 90 вперед 390 направо 90 вперед 490 направо 90 вперед 390 направо 90 поднять перо вперед 200 направо 90 вперед 20 опустить перо цвет 4 вперед 120 налево 45 вперед 20 налево 45 вперед 200 налево 45 вперед 20 налево 45 вперед 100 налево 45 вперед 20 налево 45 вперед 100 налево 45 вперед 20 налево 45 | вперед 114 направо 135 поднять перо вперед 190... налево 45 опустить перо вперед 120 М налево 180 поднять перо вперед 120 направо 135 опустить перо вперед 70 налево 90 вперед 70 направо 135 вперед120 налево 90 поднять перо вперед 30 налево 65 А опустить перо вперед 130 направо 130 вперед 130 налево 180 поднять перо вперед 55 налево 65 опустить перо вперед 65 направо 180 поднять перо вперед 65 направо 65 вперед 55 налево 65 вперед 10 вперед 105 налево 90 опустить перо вперед 120 Я налево 90 вперед 80 налево 45 | вперед 20 налево 45 вперед 40 налево 45 вперед 20 налево 45 вперед 80 направо 150 вперед 100 направо 120 поднять перо вперед 153 налево 90 вперед 100 направо 90 опустить перо цвет 1 вперед 228 направо 90 поднять перо вперед 2 опустить перо цвет 15 вперед 180 направо 90 вперед 50 направо 90 вперед 180 направо 90 вперед 50 направо 180 поднять перо вперед 52 опустить перо цвет 9 налево 90 вперед 180 направо 90 вперед 50 направо 90 вперед 180 направо 90 вперед 50 направо 180 | поднять перо вперед 52 опустить перо цвет 12 налево 90 вперед 180 направо 90 вперед 50 направо 90 вперед 180 направо 90 вперед 50 направо 180 поднять перо вперед 150 налево 90 вперед 100 налево 90 вперед 120 опустить перо цвет 12 закрась поднять перо вперед 60 опустить перо цвет 9 закрась поднять перо вперед 50 опустить перо цвет 15 закрась поднять перо вперед 90 опустить перо цвет 9 закрась |
6 класс
Проверочная работа “Алгоритмы и исполнители”
Задание №1. Определи правильный порядок следования действий в алгоритме и
запиши справа.
Почистить обувь
- Положить обувь. 1. _________________________________
- Выйти на лестницу. 2.__________________________________
- Натереть обувь щеткой до блеска. 3.__________________________________
- Протереть тряпкой обувь от грязи. 4.__________________________________
- Принести все в квартиру. 5.__________________________________
- Убрать щетку и крем на место. 6.__________________________________
- Взять обувную щетку и крем. 7.__________________________________
- Намазать кремом обувь. 8._________________________________
- Взять обувь 9.__________________________________
Задание №2. Дана блок-схема с пустыми блоками. Заполни пустые блоки.
- Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
Какого типа этот алгоритм?__________________________________________________
2. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Какого типа этот алгоритм? _________________________________________________
Задание №3. Заполни шаблон блок-схемы.
Ласточки низко летают – быть дождю.
Укажи тип алгоритма ____________________________________________
Задание №4. Укажи, к какому типу алгоритма относится выполненная практическая работа по созданию открытки к 9 мая_______________________________
Задание №5. Ответь на вопросы:
- Верно ли, что алгоритм – это план решения задачи? _______________________________
- Верно ли, что дрессированные животные могут быть исполнителями алгоритмов?_____
- Верно ли, что исполнитель может выполнять только те команды, которые входят в его СКИ?_________________________
- Верно ли, что процесс мытья 10 тарелок является циклическим алгоритмом?__________
- Верно ли, что фигура ромб означает начало и конец алгоритма в блок-схеме?__________
нет
да
отмерь
семь
раз?
да
нет
конец
начало
умный?
Предварительный просмотр:
Практическая работа “Создание открытки к 9 мая в приложении Game Logo”
Откройте приложение Game Logo и наберите программный код так, чтобы получилась поздравительная открытка к 9 мая. Успехов!
фон=stage8.gif поднять перо назад 250 налево 90 вперед 200 направо 90 опустить перо вперед 500 направо 90 вперед 400 направо 90 вперед 500 направо 90 вперед 400 направо 135 поднять перо вперед 5 налево 45 опустить перо вперед 490 направо 90 вперед 390 направо 90 вперед 490 направо 90 вперед 390 направо 90 поднять перо вперед 200 направо 90 вперед 20 опустить перо цвет 4 вперед 120 налево 45 вперед 20 налево 45 вперед 200 налево 45 вперед 20 налево 45 вперед 100 налево 45 вперед 20 налево 45 вперед 100 налево 45 вперед 20 налево 45 | вперед 114 направо 135 поднять перо вперед 190... налево 45 опустить перо вперед 120 М налево 180 поднять перо вперед 120 направо 135 опустить перо вперед 70 налево 90 вперед 70 направо 135 вперед120 налево 90 поднять перо вперед 30 налево 65 А опустить перо вперед 130 направо 130 вперед 130 налево 180 поднять перо вперед 55 налево 65 опустить перо вперед 65 направо 180 поднять перо вперед 65 направо 65 вперед 55 налево 65 вперед 10 вперед 105 налево 90 опустить перо вперед 120 Я налево 90 вперед 80 налево 45 | вперед 20 налево 45 вперед 40 налево 45 вперед 20 налево 45 вперед 80 направо 150 вперед 100 направо 120 поднять перо вперед 153 налево 90 вперед 100 направо 90 опустить перо цвет 1 вперед 228 направо 90 поднять перо вперед 2 опустить перо цвет 15 вперед 180 направо 90 вперед 50 направо 90 вперед 180 направо 90 вперед 50 направо 180 поднять перо вперед 52 опустить перо цвет 9 налево 90 вперед 180 направо 90 вперед 50 направо 90 вперед 180 направо 90 вперед 50 направо 180 | поднять перо вперед 52 опустить перо цвет 12 налево 90 вперед 180 направо 90 вперед 50 направо 90 вперед 180 направо 90 вперед 50 направо 180 поднять перо вперед 150 налево 90 вперед 100 налево 90 вперед 120 опустить перо цвет 12 закрась поднять перо вперед 60 опустить перо цвет 9 закрась поднять перо вперед 50 опустить перо цвет 15 закрась поднять перо вперед 90 опустить перо цвет 9 закрась |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типы алгоритмов
В данной презентации представлены типы алгоритмов для школьного курса обучения информатики и ИКТ...
Что такое алгоритм. Типы алгоритмов.
Методика предназначена для введения понятия алгоритма и его типов у учеников 5, 6 классов. Используя русские народные сказки, можно заинтересовать не только детей но школьников постарше.Методика...
Урок по информатике в 6 классе по теме "Типы алгоритмов"
Урок по теме "Типы алгоритмов"...
Урок по теме "Типы алгоритмов", 9 класс
Урок изучения нового материала по теме "Типы алгоритмов". Закрепляются знания о свойствах алгоритмов, изучаются типы алгоритмов, элементы блок-схемы....
Презентация на тему : Алгоритм. Типы алгоритмов.
Презентация на тему : Алгоритм. Типы алгоритмов для 9 классов...
Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика . 6 класс. Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.
Урок 20. Формы записи алгоритма. Типы алгоритмов.Цель урока: сформировать понятия «алгоритм», «текстовое описание алгоритма», «блок – схема», «алг...
«Типы алгоритмов. Линейные» 6 класс
Технологическая карта урока "Типы алгоритмов.Линейный алгоритм" Информатика 6 класс ФГОС...